Архитектура Чернигова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 08:12, курсовая работа

Краткое описание

Устойчивость внутреннего положения, экономические и политические успехи способствуют интенсивному строительству во втором по значимости городе Приднепровья - Чернигове. Территория столицы Черниговского княжества расширяется за счет торгово-ремесленных районов окольного города и в основном предградья. У ворот окольного города формируется торговая площадь, превратившаяся в форум древнего Чернигова. Его общественное значение закрепляется на рубеже XIII в. сооружением каменного Пятницкого храма. Каменное строительство ведется также в детинце и монастырях.
Были возведены княжеские терема, Борисоглебский и Успенский соборы, Михайловская, Ильинская, Благовещенская церкви. В конце XII - начале XIII столетия. В торгово-ремесленном предместье Чернигова - так называемом «посаде» - строится Пятницкая церковь, один из лучших памятников древнерусского зодчества.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...3
1. Черниговский коллегиум………………………………………………………………4
1.1 Основание Черниговского коллегиума……………………………………………..4
1.2 Реорганизация Черниговского коллегиума в духовную семинарию……………...5
1.3 Наука и образование в Черниговском коллегиуме………………………………...5
1.4 Персоналии Черниговского коллегиума……………………………………………7
1.5 Архитектура…………………………………………………………………………..8
1.6 Черниговкий коллегиум. Наши дни………………………………………………...9

2. Борисоглебский собор…………………………………………………………………10
2.1 Основание Борисоглебского собора………………………………………………..10
2.2 Архитектура………………………………………………………………………….13
2.3 Царские ворота от гетмана Мазепы………………………………………………...15

3. Екатерининская церковь………………………………………………………………16
3.1 История Екатерининской церки……………………………………………………17
3.2 Архитектура Екатерининской церкви……………………………………………...17

4. Спасо-преображенский собор…………………………………………………………20
4.1 История……………………………………………………………………………….21
4.2 Архитектура…………………………………………………………………………..24
4.3 Архитектурный анализ Спасо-Преображенского собора…………………………26

Выводы…………………………………………………………………………………...47
Список литературы……………………………

Вложенные файлы: 1 файл

KURSOVAYa_-okonchatelnaya.docx

— 2.43 Мб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ И  ТУТИЗМА УКРАИНЫ

ЛУГАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

КАФЕДРА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВО

 

 

 

КУРСОВАЯ

РАБОТА

на тему: «Архитектура Чернигова».

 

 

 

 

 

 

Студента 3 курса группы ОМС 3.1

Направления подготовки «Изобразительное искусство»

Специальности «Изобразительное искусство» 

Силаева Р.С

Руководитель - доцент кафедры  художественно - компьютерной графики  Филь Л. М. 

 

 

 

 

 

 

г. Луганск  - 2013 г.

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………………...3

1. Черниговский коллегиум………………………………………………………………4

1.1  Основание Черниговского коллегиума……………………………………………..4

1.2  Реорганизация Черниговского коллегиума в духовную семинарию……………...5

1.3  Наука и образование в Черниговском коллегиуме………………………………...5

1.4  Персоналии Черниговского коллегиума……………………………………………7

1.5  Архитектура…………………………………………………………………………..8

1.6 Черниговкий коллегиум. Наши дни………………………………………………...9

 

2. Борисоглебский собор…………………………………………………………………10

2.1  Основание Борисоглебского собора………………………………………………..10

2.2  Архитектура………………………………………………………………………….13

2.3  Царские ворота от гетмана Мазепы………………………………………………...15

 

3. Екатерининская церковь………………………………………………………………16

3.1 История Екатерининской церки……………………………………………………17

3.2  Архитектура Екатерининской церкви……………………………………………...17

 

4. Спасо-преображенский собор…………………………………………………………20

4.1  История……………………………………………………………………………….21

4.2 Архитектура…………………………………………………………………………..24

4.3  Архитектурный анализ Спасо-Преображенского собора…………………………26

 

Выводы…………………………………………………………………………………...47

Список литературы……………………………………………………………………...48

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

   Киевская Русь в XI веке  расцветает в полную силу. Развиваются  княжества. Идет соперничество  русских князей. Все они пытаются  в своем богатом внешнем облике  и влиятельном положении на  Руси сравняться, а то и обогнать, Киевское княжество, что означало, что именно столица этого княжества  по праву может называться  столицей Руси. То же касается  и Чернигова. Он значительно  растет в XI веке и становится  одним из ведущих городов. Это  приводит к развитию всех сфер  его жизни, в том числе и  архитектуры. Вообще на искусство  Руси того времени большое  влияние оказало византийское  искусство. Именно от туда приглашались  мастера, и они строили, занимались  декоративными работами (или использовались  полностью их образцы). Но вскоре  в киевской Руси стали появляться  свои тенденции в развитии  архитектуры, иконописи и т.д.  Главным в этом был Киев. Но  с момента начала подъема других  городов, зодчие того или иного  княжества добавляют свои черты,  что делает их творчество другим. То же и с Черниговом. Поэтому  важно познакомиться с творчеством  этой школы, чтобы увидеть полноту  искусства зодчества Руси.

   Цель данной работы заключается  в том, чтобы познакомиться  с характерными чертами черниговской  архитектурной.

   В начале XI столетия образовалось  большое Черниговское княжество,  границы которого протянулись  от Днепра до верховий Оки  и предгорий Кавказа. Именно  в те времена, когда Чернигов  стал стольным градом отдельного  княжества, в городе появляются  первые каменные  здания.

   Устойчивость внутреннего  положения, экономические и политические  успехи способствуют интенсивному  строительству во втором по  значимости городе Приднепровья - Чернигове. Территория столицы  Черниговского княжества расширяется  за счет торгово-ремесленных районов  окольного города и в основном  предградья. У ворот окольного  города формируется торговая  площадь, превратившаяся в форум  древнего Чернигова. Его общественное  значение закрепляется на рубеже XIII в. сооружением каменного Пятницкого  храма. Каменное строительство  ведется также в детинце и  монастырях.

   Были возведены княжеские  терема, Борисоглебский и Успенский  соборы, Михайловская, Ильинская, Благовещенская  церкви. В конце XII - начале XIII столетия. В торгово-ремесленном предместье  Чернигова - так называемом «посаде» - строится Пятницкая церковь,  один из лучших памятников  древнерусского зодчества.

   Чернигов прекрасный город.  У него непростая судьба. Может  быть, не будь монголо-татарского  ига, его школа могла бы стать  одной из главнейших в стране. Но этого не случилось.

 

 

 

 

 

 

Черниговский коллегиум

 

 

 

   Черниговский коллегиум — первое учебное заведение высшего уровня на территории Левобережной Украины. Основано в Чернигове в 1700 году архиепископом Иоанном (Максимовичем). Здание коллегиума построено в стиле украинского барокко на средства гетмана Ивана Мазепы.

Основание Черниговского коллегиума

 

   Черниговский коллегиум был основан по инициативе известных церковных и культурных деятелей второй половины XVII - начала XVIII в. Лазаря Барановича и Иоанна Максимовичапри поддержке гетмана Ивана Мазепы, Черниговский коллегиум рядом с Киево-Могилянской академией и Харьковский коллегиум был одним из выдающихся ячеек просвещения и культуры XVIII в. в Украине.

   Л. Баранович решил в следствие упадка Киево-Могилянского коллегиума основть в Чернигове школу при архиерейском доме. Иоанн Максимович в 1700 г. реорганизовал школу Барановича в коллегиум по образцу Киево-Могилянской академии. Коллегиум в Чернигове был основан И. Максимовичем при кафедральном Борисоглебском монастыре при непосредственной поддержке и финансировании И. С. Мазепы.

   Черниговский Коллегиум в этот период назывался в честь своего основателя "Архиепископ Максимовичевським Черниговским": 
«  лат. Archiepiscopo Maximowitano Czernihowiac'  »

   Иоанн Максимович (1651 - 1715) - основатель Черниговского коллегиума был педагог, церковный деятель и украинский писатель, уроженец города Нежина, воспитанник, а затем и профессор Киево-Могилянской коллегии.

   С 1696 года - архимандрит Черниговского Елецкого Успенского монастыря, а с 1697 - архиепископ Черниговский. Автор многочисленных стихотворных и прозаических произведений, переводчик. Деятельными его помощниками в этом были Антоний Стаховский (? -1740) - уроженец Черниговщины и воспитанник Киево-Могилянской коллегии, писатель и переводчик, Иларион Лежайский и Герман Кононович.

   Находился Черниговский коллегиум в помещениях, которые составляли часть комплекса бывшего Борисоглебского монастыря. Славянские школы изначально размещались в Борисоглебском монастыре. Под коллегиум было отведено здание монастырской трапезной (центральная часть корпуса — первый этаж), построенное во второй половине XVII века.

   В 1716 году преподаватели Черниговского коллегиума перевели историю Рима Тита Ливия на славянский язык.

   В 1749 году был открыт философский класс, который за неимением места стали преподавать в трапезном зале. Известно о преподавании в коллегиуме немецкого, греческого и французского языков, арифметики, геометрии и планиметрии.

Реорганизация Черниговского коллегиума в духовную семинарию

 

   В 1784—1786 гг. произошла реорганизация Черниговского коллегиума в духовную семинарию. При ней был организован музей церковной старины и церковно-археологическая комиссия. Преподаватели семинарии занимались научной работой, публиковались в «Черниговских епархиальных известиях» и журнале «Вера и жизнь»

Наука и образование в Черниговском коллегиуме

 

   Обучение сначала продолжалось 6, а затем 8 лет. В коллегиуме преподавали общеобразовательные предметы: грамматику, латинский и греческий языки, историю, географию, математику, философию. Преподавание велось на латинском, польском и старославянском языках. Первое время было только два преподавателя и префект, с 30-х годов, учителей стало трое.

   Бедные студенты Черниговского коллегиума жили в бурсе,которая находилась в бывшей усадьбе П. Полуботка, за рекой Стрижень, и куда в 1776 г. перевели и учебные корпуса этого учебного заведения, реорганизованного в Черниговскую духовную семинарию. Для них выдавали дрова и несколько раз в неделю ржаной хлеб и крупы. Количество учащихся в Черниговском коллегиуме достигала 250-300 человек (Состав учащихся был всесословным, преимущественно дети старшины, духовенства, зажиточных мещан, дворян и козаков со всех концов Украины (наподобие Киевской духовной академии)).

   В 1716 году преподаватели Черниговского коллегиума перевели историю Рима Тита Ливия. Не был первый перевод произведений знаменитого историка на славянский язык. Перевод составлявший четыре объемные тома, хранился в Московской патриаршей библиотеке. Интересно, что в одном из томов находилась записка, сделанная рукой Григория Сковороды:

«  "Рге году месяца май є о день купил Сковорода, дав восем алтiн"  »

   В 1717 году бывший учитель Черниговского коллегиума архимандрит Троице-Ильинского монастыря Герман Кононович впервые в Чернигове осуществил издание Нового Завета, где попытался растолковать, прокомментировать не совсем понятные для читателя разделы Нового Завета.

   Таким образом, уже в первый период своего существования Черниговский коллегиум благодаря усилиям его основателя И. Максимовича, первого префекта А. Стаховского, других преподавателей превратился в значительный центр просвещения в Левобережной Украине, который был единственным в регионе до создания Харьковского коллегиума.

   Именно в это время в Черниговском коллегиуме значительного развития достигло искусство стихосложения, драматургия, переводческая деятельность, происходили диспуты, в которых находили отзывы выдающиеся события общественно-политической жизни того времени.

   К настоящему времени сохранилось еще несколько рукописных учебников преподавателей Черниговского коллегиума. Они находились в библиотеке Софийского собора в Киеве и вошли в каталог профессора М. И. Петрова. Сейчас они хранятся в Национальной научной библиотеке им. В. И. Вернадского НАН Украины. "Сад царицы красноречия", 1717 г., "Воспитатель ораторского искусства", 1718 г., риторика префекта И. Дубинского (1724-1725 гг), риторика "Дом Тулианового красноречия", 1726-1727 гг, "Тулий на нивах ораторских ", 1738 Риторики были написаны на латыни.

   Судя по высокопарным, метафорическим названиям курсов, авторы продолжали барочные традиции писателей черниговского литературно-художественного центра, таких как Л. Баранович, И. Величковский, Л. Крщонович, И. Максимович, А. Стаховский. Широко использовали условно-аллегорические образы, античную мифологию, разнообразную орнаментику. Особенно характерным в этом отношении была поэтика преподавателя Черниговского коллегиума Иосифа Липьяцького, написана под значительным влиянием эстетики барокко. Курс прочитан в 1735-1736 годах Ныне он хранится во Львовской библиотеке им. В. Стефаника НАН Украины.

   Несмотря на то, что лекционные курсы черниговских преподавателей продолжали писаться на латинском языке и базировались на античной теории стихосложения и ораторского искусства, все больше внимания в них уделялось отечественной литературе. Начиная с 30-40-х гг XVIII в. в прикладных разделах появляются образцы украинском и русском языках.

   Если в риторике префекта Черниговского коллегиума Фаддея Кокойловича, которая была прочитана в начале 20-х гг XVIII в., образцы на русском языке еще не встречаются, то в рукописной риторике 1748 префекта С. Ново-польского примеры на русском языке занимали уже примерно половину курса.

   В Черниговском коллегиуме преподавания русского языка, русской поэзии и риторикирозпочалося во второй половине XVIII в. по тем же печатными учебниками, что и в других учебных заведениях: М. Смотрицкого, А. Байбакова, М. Ломоносова. Латинский язык, поэзию и риторику изучали по учебникам М. М. Бантыша-Каменского, Ф. Прокоповича, И. Бургия.

   Следующим курсом, который читался в Черниговском коллегиуме после риторики, был курс философии, внедрении в 1749 г. Философия вместе со следующим за ним курсом богословия составляла вышей степени наук "superiora", которая преподавалась в то время в Киево-Могилянской академии и в Харьковском коллегиуме. Философия изучалась два года. Ввести полный "курс наук" в Черниговском коллегиуме пытался еще в конце 30-х гг XVIII в. черниговский епископ Н. Сребницкий. Но за неимением помещений он не смог этого сделать.

   В 1749 г. по инициативе черниговского епископа А. Дубневича был открыт класс философии, который размещался в монастырской трапезной, что было очень неудобно, потому занятия проходили в перерывах между церковными службами и трапезами монахов (сейчас это помещение известное как коллегиум).Известно о преподавании в коллегиуме немецкого, греческого и французского языков, арифметики, геометрии и планиметрии.

   В 40-х и годах 18 века от 15 до 25% учащихся составляли выходцы из Правобережной Украины.

   В 1776 году произошла реорганизация Черниговского коллегиума в духовную семинарию, существовавшую до 1917 года. При ней был организован музей церковной старины и церковно-археологическая комиссия. Преподаватели семинарии занимались научной работой, публиковались в «Черниговских епархиальных известиях» и журнале «Вера и жизнь».

   В конце XVIII века начинаются перестройки здания в связи с размещением в нем присутственных мест.

 

Персоналии Черниговского  коллегиума

 

   В коллегиуме учился Данило Самойлович (настоящая фамилия Сушковський). Данило Самойлович (1742-1804) - украинский врач, основоположник отечественной эпидемиологии. Член 12 иностранных академий наук. Родился в селе Яновки, теперь село Ивановка Черниговского района.

   После окончания Черниговского коллегиума учился в Киевской академии (1756-1761), Петербургской медицинской школе (1761-1765) и Страсбургском университете (1776-1780). Защитил диссертацию в Лейденском университете по вопросам хирургии и акушерства. Был активным участником борьбы с эпидемиями чумы в Москве, Кременчуге, Елисаветграде, Херсоне и в Крыму.

Информация о работе Архитектура Чернигова