Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 08:12, курсовая работа
Устойчивость внутреннего положения, экономические и политические успехи способствуют интенсивному строительству во втором по значимости городе Приднепровья - Чернигове. Территория столицы Черниговского княжества расширяется за счет торгово-ремесленных районов окольного города и в основном предградья. У ворот окольного города формируется торговая площадь, превратившаяся в форум древнего Чернигова. Его общественное значение закрепляется на рубеже XIII в. сооружением каменного Пятницкого храма. Каменное строительство ведется также в детинце и монастырях.
Были возведены княжеские терема, Борисоглебский и Успенский соборы, Михайловская, Ильинская, Благовещенская церкви. В конце XII - начале XIII столетия. В торгово-ремесленном предместье Чернигова - так называемом «посаде» - строится Пятницкая церковь, один из лучших памятников древнерусского зодчества.
Введение…………………………………………………………………………………...3
1. Черниговский коллегиум………………………………………………………………4
1.1 Основание Черниговского коллегиума……………………………………………..4
1.2 Реорганизация Черниговского коллегиума в духовную семинарию……………...5
1.3 Наука и образование в Черниговском коллегиуме………………………………...5
1.4 Персоналии Черниговского коллегиума……………………………………………7
1.5 Архитектура…………………………………………………………………………..8
1.6 Черниговкий коллегиум. Наши дни………………………………………………...9
2. Борисоглебский собор…………………………………………………………………10
2.1 Основание Борисоглебского собора………………………………………………..10
2.2 Архитектура………………………………………………………………………….13
2.3 Царские ворота от гетмана Мазепы………………………………………………...15
3. Екатерининская церковь………………………………………………………………16
3.1 История Екатерининской церки……………………………………………………17
3.2 Архитектура Екатерининской церкви……………………………………………...17
4. Спасо-преображенский собор…………………………………………………………20
4.1 История……………………………………………………………………………….21
4.2 Архитектура…………………………………………………………………………..24
4.3 Архитектурный анализ Спасо-Преображенского собора…………………………26
Выводы…………………………………………………………………………………...47
Список литературы……………………………
Его работы посвящены опровержению старых представлений о путях распространения чумы и обоснованию эффективных противочумных мероприятий.
Архитектура
Черниговский коллегиум был возведен на остатках вала древнего Детинца и состоит из нескольких зданий различного времени. По исследованию археолога М. М. Говденко древнейшей является западная часть - двухэтажная основа колокольни, бывшей кельи монастыря 16 - начала 17 века. Центральная часть, где была трапезная, возведена во второй половине 17 века.
Черниговский коллегиум. План-схема
Структура Черниговского коллегиума
формировалась более 200 лет и состоит из
трех основных частей: западной, центральной
и восточной. Исследования показали, что
самой древней частью здания являются
подвал и два нижних этажа западной части.
Здесь находились келии, построенные на
валу Детинца еще при польском правлении
(1-я пол. 17 в.) – когда здесь располагался
монастырь доминиканцев.
Средняя часть, где размещалась трапезная, была построена во 2-й половине 17 в. В самом начале 18 в. построена восточная часть здания с двумя куполами Всехсвятской трапезной церкви и надстроена башня колокольни над западной частью, а в конце 19 в. с западной стороны пристроено крыльцо в псевдорусском стиле. Поговаривают, что на нем были сняты несколько сюжетов для фильма «Иван Васильевич меняет профессию».
Здание Черниговского коллегиума представляет собой вытянутый прямоугольник в плане, ориентированный с запада на восток. Над западной частью здания расположена колокольня.
Длина здания с пристроенными сенями и крыльцом 48 м. Высота колокольни 40 м.
Кладка выполнена из желобчатого кирпича, кладка фундамента и цоколя - из огромных валунов.
Перекрытия первоначальной постройки сводчатые и плоские. Перекрытия церкви Иоанна Богослова – сомкнутый свод с гуртами, украшенными тягами с бусинами, на своде – лепной орнамент. Перекрытия остальных помещений сомкнутыми и полуциркульными сводами с распалубками. В церкви Всех Святых утрачены купола, но сохранилась опорная часть большого барабана и паруса в апсиде.
Фасад богато декорирован пилястрами, трехчетвертными колоннами, нишами, поребриком, вставками изразцов, колончатым аркатурным поясом. Обрамление окон выполнено наличниками, колоннами и кокошниками различной формы.
В декоре заметно влияние московской архитектурной школы 17 века.
Фриз колокольни имеет лепные розетки и керамические сюжетные рельефы.
В 1700-1702 годах черниговский архиепископ Иоанн Максимович при поддержке и финансировании гетмана Ивана Мазепы надстроил над западным крылом двухъярусную башню, где содержались колокольня и церковь Иоанна Богослова. Тогда же была сооружена восточная часть, над которой возвышались две бани Всехсвятской трапезной церкви. Два купола этой церкви до наших дней не сохранились
О меценацтве гетмана свидетельствует закладная доска колокольни с гербом Ивана Мазепы и записью о пожертвованиях гетмана, которая сейчас тут экспонируется. Колокольня имела церковь, названную в честь патронального святого гетмана – Иоанна Предтечи. Известный исследователь края XVIII в. А. Шафонский сообщал, что когда копали фундамент под колокольню, был найден серебряный идол. Из него были изготовлены серебряные врата для кафедрального собора. На вратах был отчеканен герб гетмана Ивана Мазепы.
Позже здание Черниговского коллегиума неоднократно перестраивали и переоборудовали. Во время ремонта в 1861 году позолотили купол. В 1891 году, одновременно с пристройкой крыльца в стиле московской архитектуры к западному фасаду, были окончательно уничтожены остатки декоративных деталей на других фасадах.
По мнению исследователей, объемно-пространственная композиция этой постройки происходит от русских комплексных сооружений, удлиненных по оси восток-запад, которые включали двухэтажную трапезную с церковью и колокольней.
Стилистически близким к русскому является слишком богатое декоративное оформление сооружения, особенно южного фасада, разные по форме наличники, полуколонны, ряды поребрика, майоликовые вставки. Ниши создают узорчатый пышный ковер. Верхнюю часть колокольни украшают керамические иконы “Богоматерь Знамение” и “Спас Нерукотворный”.
Во время Второй Мировой войны (1941-1945 годов) Черниговский коллегиум сгорел.
В 1952-1954 годах Черниговский коллегиум был отреставрирован в первоначальном виде, за исключением восточной части.
Архитектура и декор Черниговского коллегиума – яркий образец украинского барокко, памятник национального значения.
Черниговкий коллегиум. Наши дни
С 1967 года Черниговский коллегиум стал музеем архитектурно-исторического заповедника.
В 1970–1980 гг. проводилась очередная реставрация здания.
В настоящее время Черниговский коллегиум входит в состав Национального архитектурно-исторического заповедника «Чернигов древний». Сейчас в здании расположена администрация Национального архитектурно-исторического заповедника “Чернигов древний”, действуют экспозиции Национального архитектурно-исторического заповедника,посвященные Черниговскому коллегиуму и, в частности, выставка народных икон, а также выставка “Чернигов и черниговцы 100 лет тому назад”
Борисоглебский собор
Борисоглебский собор или (укр. Борисоглібський собор) Собор Бориса и Глеба (Чернигов) - известный памятник архитектуры города Чернигова домонгольской эпохи.
Основание Борисоглебского собора
Борисоглебский собор был
построен в Чернигове в середине 12 века
на территории Детинца между Валом
Борисоглебский собор строился как храм — усыпальница, о чем свидетельствуют глубокие ниши — аркасолии (места для погребений), расположенные в северной и южной стенах. Захоронения, возможно, были и в галереях — пристройках, которые не сохранились (сейчас фундаменты выведены на поверхность) и под полом боковых нефов собора.
Строительство Борисоглебского собора основал черниговский князь Давид Святославич. Предположительно строительство было закончено в 1123 году и, вероятно, было связано со смертью сына. Собор посвящен небесным покровителям киево-русских князей - Борису и Глебу.
После упадка Киевской Руси земли достались в удел Польско-Литовскому государству.
За время своего существования Борисоглебский собор много раз был разрушен, и в последствии многократно перестраивался и восстанавливался. Каждый раз его архитектура приобретала новые черты. Собор был значительно поврежден в 1611 году во время пожара, в 1627-1628 годах польская шляхта во время интервенции превратила собор в доминиканский костел, а в 1659 году он снова стал православным храмом.
В 1672 году Борисоглебский собор был перестроен в стиле барокко, к его западному фасаду была пристроена восьмигранная ротонда в плане - колокольня-притвор (была разобрана при реставрации).
Борисоглебский собор в 17 веке. Иллюстрация.
В начале 18 века Борисоглебский собор был пятикупольным. В 1857 году Борисоглебский собор был расширен на восток за счет новой апсиды, также была изменена форма верхов. В годы Второй Мировой войны (1941-1945) Борисоглебский собор горел и был частично разрушен.
В 1952-1958 годах он был отреставрирован по проекту архитектора М. В. Холостенко в формах древнерусской архитектуры. По типу Борисоглебский собор - крестово-купольный, одноэтажный, шестистолпный, трехапсидный храм.
Борисоглебский собор в 19 веке. Дореволюционное фото. В 1960-х годах Борисоглебскому собору были возвращены древнерусские формы..
Исследованиями установлено, что Борисоглебский собор перекрывает собой более древнее сооружение, остатки стен и фундаментов которого были выявлены под полом храма. Относительно этих остатков существует предположение, что это мог быть двухкамерный княжеский терем или же более древний (нежели существующий Борисоглебский собор) храм.
Археологические исследования близ стен обнаружили фундаменты галерей. Из-за отсутствия данных об их формах галереи при реставрации не восстановлены.
Архитектура
Борисоглебский собор является характерным образцом черниговской архитектурной школы XII в. По своему строению Борисоглебский собор крестовокупольный, шестистолпный, одноглавый (высота главы собора равняется 25 метров).
Борисоглебский собор в Чернигове впечатляет мощью, монументальностью и статичностью. Борисоглебский собор сохранился до сегодняшних дней во многом лишь благодаря тому, что был построен из очень прочного кирпича, который в свою очередь был искусно выложен строителями храма. Фасад собора декорирован рельефами и барельефами в «зверином стиле», который был господствующим в древнерусской архитектуре XII столетия. Однако, не смотря на это Борисоглебский собор в Чернигове имеет свою уникальность: орнаменты с фантастическими птицами на фасаде храма, грифонами является характерной чертой именно черниговской архитектуры ХII века.
Чернигов. Борисоглебский собор. XII в. Западный фасад
Фасады Борисоглебского собора украшены полуколоннами, рядом декорированных ниш, аркатурным фризом под закомарами, трехступенчатыми порталами. В северной и южной стенах - 6 ниш-аркасолий для княжеских захоронений. Сохранились остатки аркады галереи, которая опоясывала строение. Фасады покрывает слой тонкой штукатурки, расчерченной под каменную кладку из квадров.
Исключительный интерес представляют белокаменные резные фрагменты-капители, найденные при раскопках. Сочетание кирпичной кладки с деталями из известняка - характерная черта черниговской архитектуры 12 века.
Интерьер украшали фресковые росписи, полы из инкрустированных мозаикой шиферных плит и майоликовых разноцветных плиток.
До наших дней почти не сохранились фресковые композиции, которые украшали стены и своды, а также порталы у входа в Борисоглебский собор. Лишь на откосе среднего окна северной стены над порталом едва просматривается геометрический орнамент фрески ХІІ в.
Борисоглебский собор.План-
В Борисоглебском соборе востановлен
древний пол из шиферных плит, а в подкупольном
квадрате реконструирован амфалий – часть
пола из резных шиферных плит инкрустированых
разноцветной мозаикой. В северном нефе,
в раскопе, можно увидеть фундаменты сооружения
ХІ в., которое было на этом месте до строительства
собора.
Среди основателей Борисоглебского собора следует упомянуть гетьмана Ивана Мазепу. До наших дней охранились серебряные чеканные царские врата иконостаса. При содействии Мазепы собор получил новые серебряные с позолотой Царские врата весом 56 кг, выкованные западноевропейскими ювелирами с использованием золота и серебра. Они были изготовлены в начале ХVІІІ в. по указанию гетмана И.С.Мазепы, в мастерской Филиппа Якоба Дрентветта из немецкого города Аусбурга (в соответствии клейма на вратах).
Для их изготовления ворот был использован материал фигуры серебряного идола, найденного в 1700 году при строительстве колокольни Черниговского коллегиума. К счастью для нас они сохранились неповрежденными, а сам барокковый иконостас Борисоглебского собора был утрачен.
Творение стало шедевром на территории Украины. Общая высота ворот - три метра 45 см. Как уникальное произведение искусства эпохи барокко ворота были показаны на выставках в Национальном музее истории Украины в Киеве (2008-2009 гг) и в Украинском музее в Нью-Йорк.
В ХVІІ в. в Борисоглебском соборе были захоронены выдающиеся иерархи православной церкви: Лазарь Баранович, святитель Феодосий Углицкий, Амвросий Дубневич и Феофил Игнатович.
С 1972 года Борисоглебский собор входит в состав Черниговского архитектурно-истооричного заповедника "Чернигов древний".
В наши дни храм Бориса и Глеба превращен в музей Национального архитектурно-исторического заповедника "Чернигов древний". Кроме того, собор стал также Домом хорового наследия, где проходят концерты духовной музыки.
Екатерининская церковь
Екатерининская церковь (Кафедральный собор святой великомученицы Екатерины) — православная церковь в городе Чернигове, памятник архитектуры национального значения. Екатерининская церковь построена в стиле украинского барокко на месте древнего храма периода Киевской Руси на средства братьев Семена и Якова Лизогубов , по завещанию их отца Ефима Лизогуба, в честь героизма казаков Черниговского полка, обнаруженного во время штурма турецкой крепости Азов под командованием Я. Лизогуба в 1696 (деда Семена и Якова Лизогубов). Церковь была освящена Архиепископом Стаховским в 1715 году в честь святой Екатерины.
История Екатерининской церки
В 1837 году церковь пострадала
от пожара, после чего вновь отстраивалась.
В это же время к западному
фасаду был пристроен притвор. В
том же XIX веке первоначальный трехъярусный
иконостас ввиду плохого
В 1908 году была
построена церковная
В 1933 году в
церкви было совершено
Во время Второй
Мировой войны храм вновь
В 1947—1955 годах
были проведены работы по