Архитектура барокко

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 01:17, реферат

Краткое описание

Городской ансамбль, улица, площадь, парк, усадьба стали пониматься как единое целое, раскрывающееся перед зрителем при его движении. Архитектура барокко отличается мощным пространственным размахом, сложностью беспокойных, сливающихся друг с другом, как бы текучих форм, криволинейностью планов и очертаний, связью с окружающим пространством. В изобразительном искусстве преобладали декоративные композиции религиозного, мифологического или аллегорического характера, парадные портреты; большое значение приобрели композиционные и оптические эффекты, ритмическое и цветовое единство, живописность целого, свободная, темпераментная творческая манера.

Содержание

1. Возникновение барокко
2. Историческая характеристика барокко
3. Барокко как культурно-историческая эпоха
4. Строительные особенности барокко
5. Характерные черты
6. Типы сооружений
7. Конец барокко
Источники

Вложенные файлы: 1 файл

архитектура барокко.docx

— 378.13 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и  науки, молодежи и спорта Украины

Одесская академия строительства и архитектуры

Кафедра Украиноведения

 

 

 

Реферат на тему:

Архитектура барокко

 

 

Выполнил  ст. гр. А-270

Хлебородова Юлия

Преподаватель:

Соколова  Г. Н.

 

 

г. Одесса-2013

План

1.  Возникновение барокко

2.  Историческая характеристика барокко

3.  Барокко как культурно-историческая эпоха

4. Строительные особенности барокко

5.  Характерные черты

6.  Типы сооружений

7.  Конец барокко

Источники

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Возникновение  барокко

Стиль барокко (итал. barocco, букв. - причудливый, странный) рождается в Италии и распространяется в большинстве европейских стран, приобретая в каждой свои особые национальные черты. Произведения барокко отличаются несоблюдением правил ренессансной гармонии ради более эмоционального взаимодействия со зрителем.

Итальянское слово «барокко»  означает буквально «странный», «причудливый». Стиль барокко тяготел к парадной торжественности и пышности. Вместе с тем он выразил прогрессивные  представления о единстве, безграничности и многообразии мира, о его сложности, изменчивости, постоянном движении; в  барокко отразился интерес к  природным стихиям, среде, окружению  человека, который стал восприниматься как часть мира. Человек в искусстве  барокко предстает как сложная, многоплановая личность со своим  миром переживаний, вовлеченная  в драматические конфликты. Искусству  барокко свойственны патетическая приподнятость образов, их напряженность, динамичность, страстность, смелые контрасты  масштабов, цветов, света и тени, совмещение реальности и фантазии, стремление к слиянию различных  искусств в едином ансамбле, поражающем воображение. Городской ансамбль, улица, площадь, парк, усадьба стали пониматься как единое целое, раскрывающееся перед  зрителем при его движении. Архитектура  барокко отличается мощным пространственным размахом, сложностью беспокойных, сливающихся  друг с другом, как бы текучих  форм, криволинейностью планов и очертаний, связью с окружающим пространством. В изобразительном искусстве преобладали декоративные композиции религиозного, мифологического или аллегорического характера, парадные портреты; большое значение приобрели композиционные и оптические эффекты, ритмическое и цветовое единство, живописность целого, свободная, темпераментная творческая манера.

Свои «видимые» формы  он стал обретать с конца XVI столетия. Из Италии барокко распространяется по всей Европе, где преобладал с  конца XVI до середины XVIII в., в некоторых  странах проявляется до второй половины XVIII в., и при этом в обоих направлениях. В Германии и Австрии строительство  монументальных сооружений в XVII веке почти  не велось в связи с Тридцатилетней войной и ее последствиями, а также  и в Англии, где некоторые признаки этого стиля отмечают В каждой из стран наблюдались свои особые политические, социальные условия, существовали особые национальные традиции, это сказалось и на архитектуре. В каждой из стран барокко приобретало свои особые национальные черты. В итальянской архитектуре барочная стилистическая характеристика распространялась и на внешний, и на внутренний облик зданий. Во французской — наблюдалось значительное расхождение между фасадным и внутренним убранством сооружений, в первом преобладали классицистические начала, во втором — барочные. В английской архитектуре стиль выступает как своеобразный оттенок, акцент классицизма; здесь можно говорить скорее об «обороченном» классицизме, чем о барокко как таковом. Но все же архитектура во всех странах имела и общие черты.

Маньеризм и барокко

Свой вклад в архитектуру  барокко сделал и маньеризм. Несмотря на все недостатки и капризы, мастера  маньеризма подхватили эстафету интеллектуальных поисков, высокой эрудиции, виртуозного  мастерства, научности и передали её архитекторам раннего барокко (Джакомо Делла Порта, Доменико Фонтана, Карло Мадерна).

Именно в это время (по потребностям общества) возникают  типы величественного городского дворца, барочного монастыря, загородной виллы  с дворцом и барочным садом. Фасад  церкви Иль Джезу в Риме (архитектор Джакомо делла Порта) стал образцом для строительства многих церквей как в Италии, так и далеко за её пределами (Париж, Гродно, Львов и др.)

От маньеризма барокко  унаследовало также влечение к необычному, удивительному, поразительному. Особенно это отразилось в ландшафтной архитектуре, садах и парках барокко (гигантская скульптура или гигантская же гротескная маска, театр под открытым небом, необычное здание с экзотическими деталями и т. п.) Ещё большим влечением к необычному обозначенные коллекции — гравюр, минералов, иностранных растений (и оранжереи для них), создание кабинетов с первыми музейными коллекциями.

2. Историческая  характеристика

В XVII в. активно развивались  экономика и искусства. Особенно окрепли колониальные державы Атлантики - от Испании до Великобритании;

Франция считалась образцовой страной абсолютистских форм правления  и практичной экономической политики.

В территориально раздробленной  Италии благодаря движению Контрреформации  Рим приобрел новое значение, а  строительство культовых зданий получило сильный импульс. В этих условиях немецкие князья, начавшие новый  этап строительства в конце XVII в., ориентировались, естественно, на иностранные  образцы. Большое влияние на них  оказывал французский абсолютизм Людовика XIV. Каждый феодал - как ни мала была принадлежавшая ему территория - копировал  свою резиденцию с Версаля. И каждый католический епископ или аббат  надеялся, возводя в подражание Риму, куполообразную церковь упрочить влияние  контрреформаторских тенденций.

Основой экономики этого  периода было сельское хозяйство, но было ясно, что его недостаточно для осуществления строительных программ. В связи с этим крупные  феодалы начали помогать созданию мануфактур, чем самым способствовали развитию капиталистических производственных отношений.

Несмотря на то, что европейская  архитектура XVII - XVIII вв. не представляется единообразной, будучи динамичной в  Италии, серьезной во Франции, она  объединена общим понятием "барокко".

Княжеские замки и культовые  здания были первоочередными объектами  строительства, олицетворявшими сопротивление  Реформации, города - резиденции и монастыри - необходимыми дополнениями. Значительных общественных зданий зарождающийся  класс буржуазии еще не строил. Среди протестантских культовых  зданий Фрауэнкирхе в Дрездене осталась практически единственным выдающимся произведением.

Влияние Просвещения начало ощущаться в 1730 - х. годах и сказалось  в усилении интимности сооружений. Любимым местом пребывания князей стали  маленькие элегантные замки в  окружении парков. Асимметричный  рокайльный орнамент этого периода дал название стилю - "рококо".

Итальянское слово «барокко»  означает буквально «странный», «причудливый». Стиль барокко тяготел к парадной торжественности и пышности. Вместе с тем он выразил прогрессивные  представления о единстве, безграничности и многообразии мира, о его сложности, изменчивости, постоянном движении; в  барокко отразился интерес к  природным стихиям, среде, окружению  человека, который стал восприниматься как часть мира. Человек в искусстве  барокко предстает как сложная, многоплановая личность со своим  миром переживаний, вовлеченная  в драматические конфликты. Искусству  барокко свойственны патетическая приподнятость образов, их напряженность, динамичность, страстность, смелые контрасты  масштабов, цветов, света и тени, совмещение реальности и фантазии, стремление к слиянию различных  искусств в едином ансамбле, поражающем воображение. Городской ансамбль, улица, площадь, парк, усадьба стали пониматься как единое целое, раскрывающееся перед  зрителем при его движении. Архитектура  барокко отличается мощным пространственным размахом, сложностью беспокойных, сливающихся  друг с другом, как бы текучих  форм, криволинейностью планов и очертаний, связью с окружающим пространством. В изобразительном искусстве преобладали декоративные композиции религиозного, мифологического или аллегорического характера, парадные портреты; большое значение приобрели композиционные и оптические эффекты, ритмическое и цветовое единство, живописность целого, свободная, темпераментная творческая манера.

 

 

3. Барокко как культурно-историческая эпоха

Переход от Возрождения к  барокко представлял собой длительный и неоднозначный процесс, и многие черты барокко уже вызревали  в маньеризме (стилевом течении позднего Ренессанса). Происхождение термина  не вполне ясно. Иногда его возводят к португальскому термину, который  означает «жемчужина причудливой формы», иногда к понятию, обозначающему  один из видов логического силлогизма. Нет единого мнения о содержании данного понятия, сохраняется неоднозначность  трактовки: его определяют как культурную эпоху, но нередко и ограничивают понятием «художественный стиль». В  отечественной науке утверждается трактовка барокко как культурного  направления, характеризующегося наличием определенного миросозерцания и  художественной системы. Возникновение  барокко определялось новым мироощущением, кризисом ренессансного миросозерцания, отказом от его великой идеи гармоничной  и грандиозной универсальной  личности.

Уже в силу этого возникновение  барокко не могло быть связано  только с формами религии или  характером власти. В основе же новых  представлений, определивших суть барокко, лежало понимание многосложности мира, его глубокой противоречивости, драматизма бытия и предназначения человека, в какой-то мере на эти представления  оказывало влияние и усиление религиозных исканий эпохи. Особенности  барокко определяли различия в мироощущении и художественной деятельности целого ряда его представителей, а внутри сложившейся художественной системы  сосуществовали весьма мало схожие друг с другом художественные течения. Литература барокко, как и все движение, отличается тенденцией к сложности форм и  стремлением к величавости и  пышности. В барочной литературе осмысляется  дисгармония мира и человека, их трагическое противостояние, как  и внутренние борения в душе отдельного человека. В силу этого видение  мира и человека чаще всего пессимистично. Вместе с тем барокко в целом  и его литературу в частности  пронизывает вера в реальность духовного  начала, величие Бога.

Франциско Гомес де Кеведо (1580—1645) — испанский поэт и прозаик. Вырос при дворе, учился в университете Алькала де Энарес. Дружил с Лопе де Вегой и Сервантесом, пикировался с Гонгорой. За сатирические стихи был арестован и заключен в тюрьму, где провел четыре года. Вышел оттуда совсем больным и вскоре умер. Кеведо — один из двух, наряду с Гонгорой, признанных лидеров поэзии испанского барокко, автор политических, философских и религиозных сочинений, крупнейший сатирик — автор сборника повестей «Сновидения», плутовского романа «История жизни пройдохи по имени дон Паблос», сатирической панорамы «Час воздаяния, или Разумная Фортуна». К. считал, что необходимо упростить лит-ру, сделать ее более доступной. Главное требование к поэтике – лаконичность и выразительность. Он основывает направление концептизм. В поэзии Кеведо хорошо выражено мироощущение чел-ка эпохи барокко, который был игрушкой в руках судьбы, гос-ва и т. д.

Луи́с де Го́нгора (1561—1627) — испанский поэт эпохи барокко. Учился праву в университете Саламанки, служил каноником в кафедральном соборе Кордовы, странствовал по Испании, затем был назначен королевским капелланом, жил при дворе короля Филиппа III в Мадриде. В 1627 серьезно заболел, потерял память и снова возвратился домой, где в крайней бедности умер вскоре от апоплексии. Принято делить творчество Гонгоры на два периода – «ясный» (до 1610) и «темный». В первый период он пишет лирические и сатирические стихи – традиционные сонеты, романсы. Плоды второго периода – «Ода на взятие Лараче», мифологическая поэма «Сказание о Полифеме и Галатее» и венец поэзии Гонгоры, одна из вершин испанского стихотворного искусства – цикл пасторальных «Поэм уединения». Созданное Гонгорой в этот период причисляют к «ученой» поэзии, так называемому культеранизму или культизму – течению барочной словесности, на протяжении жизни Гонгоры вызывавшему острую литературную полемику. Лирический герой Гонгоры – интеллектуал, эстет, знаток античности, чел-к, точно чувствующий красоту материального мира, творение человеческих рук из золота, драгоценных камней, для которого творец – соперник божества.

Лопе де Вего родился в 1562 году в Мадриде, в семье ремесленника. Лопе а В 11 лет он был отдан в иецуитскую школу, где обучался риторике, латинскому и греческому языкам. В 13лет Лопе стал автором комедии, с успехом поставленной на сцене. В университете слушал курс математики и астрономии. В четырнадцать лет вместе с товарищами бежал в Астрогу. Найденный и возвращенный домой он ушел добровольцем в армию, отправляющуюся в поход на Азиатские острова, а в 1588 году стал воином “Непобедимой армады”. Затем работает для театральных трупп, возвращается к театральной работе. Юность Лопе была бурная – под стать того времени. Жизнь Лопе де Вега сложилась нелегко, это была не вопиющая нищета, не было и прочной обеспеченности, позволявшей бы не думать о повседневном заработке и не писать по заказу трехактную комедию за один-два дня. Драматург принимает духовный сан и вступает в братство весной 1614 года. После этого церковная цензура пристально следила за его пьесами, вырезала из них целые сцены, а в 1625 году наложила запрет на их публикацию.

Тяжелое для страны время  является периодом ее наивысшего культурного  подъема, периодом создания бессмертных, гениальных произведений, участником которого явился и блестящий национальный драматург Лопе де Вега. Это был Золотой век испанской культуры, период расцвета испанского Возрождения. Лопе не терял оптимизма, ибо верил в человека и в мужественный испанский народ, для которого создавал он свои произведения. Принадлежа к великим титанам Возрождения и живя интересами своего времени, он сумел охватить все важнейшие проблемы-политические, нравственные и бытовые. В центре исторических драм он с поразительной смелостью поставил вопрос о необходимости разумной и гуманной власти, заботящейся о нуждах простого народа, и провозгласил право этого народа бороться за такую власть и свои человеческие права с оружием в руках. Он показал силу величия восставшего народа, его ум и неподдельное благородство, талантливость и жизнерадостность. В комедиях “плаща и шпаги” Лопе де Вега раскрыл богатство внутреннего мира человека, прославил силу настоящей любви, защищал право молодого поколения бороться за эту любовь с предрассудками и косностью средневековья.

Информация о работе Архитектура барокко