Архитектура барокко

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 01:17, реферат

Краткое описание

Городской ансамбль, улица, площадь, парк, усадьба стали пониматься как единое целое, раскрывающееся перед зрителем при его движении. Архитектура барокко отличается мощным пространственным размахом, сложностью беспокойных, сливающихся друг с другом, как бы текучих форм, криволинейностью планов и очертаний, связью с окружающим пространством. В изобразительном искусстве преобладали декоративные композиции религиозного, мифологического или аллегорического характера, парадные портреты; большое значение приобрели композиционные и оптические эффекты, ритмическое и цветовое единство, живописность целого, свободная, темпераментная творческая манера.

Содержание

1. Возникновение барокко
2. Историческая характеристика барокко
3. Барокко как культурно-историческая эпоха
4. Строительные особенности барокко
5. Характерные черты
6. Типы сооружений
7. Конец барокко
Источники

Вложенные файлы: 1 файл

архитектура барокко.docx

— 378.13 Кб (Скачать файл)

Создание “театра для  всех” и его утверждение в  правах справедливо связывается  с именем Лопе де Вега. Лопе де Вега создал новую “театральную империю”, и стал, по выражению Сервантеса, “ее самодержавцем”. Лопе принадлежит поистине необозримое количество произведений. До нас дошли 474 пьесы из общего числа 1500 (или по другим сведениям 1800-2200), из которых 426 комедий и 48 аутос, им написанных. Известны так же названия еще 260 пьес, безусловно принадлежавших его перу. В лучших своих произведениях Лопе де Вега воплотил самые прогрессивные устремления национального испанского Возрождения, органически соединив передовые гуманисти¬ческие идеи с традициями испанской народной культуры. В 1635 году Лопе де Вега умирает, и его смерть превращается во всенародный траур.

4. Строительные особенности

В эпоху Возрождения строительству  городов уделяется особое внимание. Буржуазию не удовлетворяют кривые тесные средневековые переулки. Возникает  идея города центричного типа, отражающего синтез рациональных форм римских военных лагерей с естественно развивавшимися концентрическими структурами городов средневековья.

Интерес к городскому пейзажу, повседневному быту горожан стимулировал развитие перспективной живописи, жанровых композиций, искусства Возрождения  в целом.

 

"Идеальный город"  эпохи возрождения

Другой стороной практического  градостроительства, реализующего новые  принципы в уже сложившихся городах, было создание в аморфной городской  среде композиций, ставших впоследствии очагами городских ансамблей. Барокко  привлекает пейзаж в качестве одного из основных компонентов городского ансамбля. Продолжается архитектурное  формирование городских центров. При  этом площадь утрачивает функциональное и демократическое содержание, присущее ей в эпоху раннего средневековья (место торговли, народных сборищ). Она становится украшением города, его парадной частью, скрывающей стихию внутриквартальной застройки.

Улицам в эпоху Возрождения  не уделялось много внимания. В период барокко главные улицы прокладываются в виде широких проспектов (Виа Корсо в Риме, выходящая на площадь дель Пополо). Ансамбль площади дель Пополо представляет пример трехлучевой композиции, иллюстрирующей принципы барокко в градостроительстве. Две церкви, построенные во время, реконструкции площади, рассекают городское движение на три русла и ориентированы апсидами не на восток, а в соответствии с градостроительным замыслом, входом на север.

В архитектуре Возрождения  большое значение приобретает разработка проекта с позиций теоретической  механики, его инженерное обоснование. Происходит дифференциация работы проектировщика и строителя. Архитектор теперь осуществлял  руководство стройкой, но не являлся  одним из мастеров, непосредственно  участвующих в работе. Вместе с  тем он не только детально прирабатывал весь проект, часто на модели, но и  продумывал ход строительных работ, использование строительных механизмов для подъема и монтажа.


Стиль барокко: а - церковь  святой Сусанны в Риме, б –  фрагмент интерьера палаццо ди Сан-Мацано в Турине, в - одежда, г - шкаф, д. - зеркало, е - стол

Возвращение к античным сомасштабным человеку и конструктивно правдивым - ордерным системам в выборе художественных средств выразительности объясняется общей гуманистической направленностью культуры Возрождения. Но уже в ранних работах ордер используется для расчленения и усиления выразительности стены на фасаде и в интерьере, а в дальнейшем на стеновую плоскость накладываются две - три ордерные "декорации" разных масштабов, создающие иллюзию глубины пространства. Зодчими Возрождения была преодолена строгая античная взаимосвязь конструкции и формы и выработаны, в сущности, чисто эстетические нормы «изобразительной» тектоники, соответствие которой конструктивной и пространственной логике сооружения соблюдалось в зависимости от постановки общей художественной задачи.

В эпоху барокко иллюзорно  глубинная трактовка стены продолжается реальными объемными композициями в виде скульптурных групп, фонтанов (палаццо Поли с фонтаном Треви). Не случаен, поэтому интерес зодчих Возрождения к работе над городскими ансамблями и решительный поворот к пониманию архитектуры как организованной среды. Но в феодальную эпоху масштаб реализации градостроительных начинаний редко выходил за пределы ансамблей дворцовых или соборных площадей.

О. Шуази, характеризуя эпоху Возрождения, писал, что превосходство Ренессанса заключается в том, что он не знал видов искусства, независимых одно от другого, но знал только единое искусство, в котором сливаются все способы выражения прекрасного.

5. Характерные черты

Барокко воплощает новые  представления о вечной изменчивости мира. Отличается грандиозностью, пышностью  и динамикой, пристрастием к эффектным  зрелищам, сильным контрастам масштабов  и ритмов, материалов и фактур, света  и тени, совмещением иллюзорного  и реального.

Благодаря причудливой пластике фасадов, сложным криволинейным  планам и очертаниям дворцы и церкви барокко приобретают живописность и динамичность. Они как бы вливаются в окружающее пространством.

Интерьеры барокко украшаются многоцветной скульптурой, лепкой, резьбой; зеркала и росписи иллюзорно расширяют пространство, а живопись плафонов создает иллюзию разверзшихся сводов.

В живописи и скульптуре преобладают декоративные многоплановые  композиции религиозного, мифологического  или аллегорического характера, парадные портреты. При изображении  человека предпочитаются состояния  напряжения, экзальтации, повышенного  драматизма. В живописи большое значение приобретает эмоциональное, ритмичное  и колористическое единство целого, часто непринужденная свобода мазка; в скульптуре - живописная текучесть  формы, богатство аспектов и впечатлений.

5. Типы сооружений

Для барокко характерны усложненность  планов, пышность интерьеров с неожиданными пространственными и световыми  эффектами, обилие кривых, пластично  изгибающихся линий и поверхностей; ясности классических форм противопоставляется  изощренность в формообразовании. В  архитектуре широко используются живопись, скульптура, окрашенные поверхности  стен.

Архитектурные формы барокко  наследовали итальянскому Ренессансу, однако превзошли его по сложности, многообразию и живописности. Сильно раскрепованные фасады с профилированными карнизами, с колоссальными на несколько этажей колоннами, полуколоннами и пилястрами, роскошными скульптурными деталями, часто колеблющимися от выпуклого к вогнутому, придают самому сооружению движение и ритм. Ни одна деталь не является самостоятельной, как это было в период Ренессанса. Все подчинено общему архитектурному замыслу, к которому относятся оформление и украшение интерьеров, а также садово-парковой и городской архитектурной среды.

 
1. Прага, костел св. Маркеты 
2. Фрауэнкирхен. Дрезден 1743 г. 
3. Церковь Сант - Иво в Риме. 1660 г.

6. Конец барокко

В первой половине 18 века —  отчасти как поздняя фаза барокко, отчасти (во Франции) как самостоятельный  феномен — складывается стиль  рококо. Классицизм в его просветительской стадии все чаще подвергает барокко  критике за «вычурность» и «безвкусие» (сам термин изначально нес негативный оттенок). Сходя на нет, барокко эпизодически возрождается в историко-романтических  стилизациях (таких, как необарокко в зодчестве 19 века).

 

 

 

Источники

1.   сборник «Барокко в России», М, 1926

2.   сборник «Барокко в славянских странах», М, «Наука», 1982

3.    Виппер Б. Р."Архитектура русского барокко",М, «Наука», 1978

4.   «История русского искусства», т 5, М, изд. АН СССР, 1960

5.    журнал «Декоративное искусство», № 3, 1986 (статья В.Локтева «О втором призвании зодчества»)

6.   журнал «Архитектура», № 9, 1982 (статья В.Локтева «Этот непонятный отец барокко»)


Информация о работе Архитектура барокко