Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июля 2013 в 11:35, реферат
История Оренбурга и его красивых мест.
«… Перовский стремился поднять башкирский народ, носивший название башкирского казачьего войска… Следуя раз намеченному взгляду на башкир, граф В.А. Перовский в каждом представлявшемся случае желал доказать на деле справедливость своего мнения в особенной способности и боевых качествах башкир».
Однако вскоре выяснилось, что мнения губернатора в отношении Башкирского казачьего войска оказались ошибочными, в результате чего в 1863 году войско было «упразднено за ненадобностью».
В 1836 году военный губернатор В.А. Перовский объявил, что Караван-Сарай строится для находящихся на службе башкир, «чтобы они имели более удобное помещение для себя и своих лошадей», а также «чтобы башкиры имели полную возможность исполнять по своему закону требы и молитвы. Этим желали показать народу, что правительство России далеко от мысли насильственными мерами обращать магометан в христианство…, а напротив, правительство строит на свои средства мечеть, и не простую, а превосходящую все известные в крае мечети».
Автором проекта стал выдающийся русский архитектор Александр Павлович Брюллов. В его проектах, наряду с приёмами классической школы, возникают мотивы иных архитектурных стилей, преимущественно европейских - романского, готического, ренессансного. Лишь однажды в своей биографии А. П. Брюллов обратился к наследию восточного зодчества, выполнив по просьбе Оренбургского губернатора В. А. Перовского проект Караван-сарая. Общее руководство строительством было возложено на подполковника Шарона, строительными работами руководил инженер-поручик Сеньков.
Строительство Караван-Сарая проходило на протяжении 1837-1846 годов. Башкиры подготавливали строительные материалы и доставляли их на место строительства. В 1842 году строительство в целом было закончено, однако ещё 4 года продолжалась внутренняя и внешняя отделка памятника. Первоначально в С-образном основном двухэтажном корпусе должны были находиться: квартира для командующего Башкирским войском, помещения для его руководства, войсковая канцелярия, училище для башкирских детей с различными мастерскими (малярной, кузнечной, столярной и др.), квартиры для обслуживающего персонала, помещения для временного проживания приезжающих башкир. Было предусмотрено 13 изолированных входов. Это было вызвано разнохарактерностью размещаемых учреждений и помещений. Западный и восточный дворы, примыкающие к основному корпусу, были предназначены для содержания лошадей, а также для хозяйственных нужд.
Необходимо отметить, что название «каравай-сарай» не вполне уместно по отношению к оренбургскому Караван-Сараю. На востоке «караван-сараями» называют общественные постоялые дворы для размещения торговых караванов и купцов с товарами. Как свидетельствуют документы, оренбургский Караван-Сарай никогда не был постоялым двором. Он был построен для размещения органов управления Башкирского казачьего войска, даже мечеть в нём была войсковой мечетью. Сюда не приходили торговые караваны. Комплекс назван Караван-Сараем, вероятно, для придания ему «восточного колорита».
После завершения строительства здание было передано Министерству внутренних дел, что было вызвано упразднением в 1863 году Башкирского казачьего войска.
В 1865 году Караван-Сарай стал резиденцией Оренбургского гражданского губернатора, которая просуществовала в этом качестве вплоть до революционных событий 1917 года. Здесь размещались квартира и канцелярия начальника Оренбургской губернии, губернские присутственные места, губернская комиссия по размежеванию башкирских земель, губернская типография и редакция «Оренбургской газеты».
Писатель В.Л. Кигн-Дедлов в конце 1890-х годов называл ансамбль Караван-Сарая «дворцом оренбургского губернатора в азиатском вкусе». В то время этот дворец был окружён Губернаторским садом, площадью более 5 гектаров. Сад постоянно совершенствовался. Именно сюда из лесов Башкирии доставлялись деревья ценных пород. В тенистых аллеях стояли античные скульптуры и малые архитектурные формы, журчали прохладные струи фонтаны. Этот сад «холили и лелеяли», он был неотъемлемой составляющей губернаторской резиденции.
Во время правления
оренбургского генерал-
В 1930 году мечеть Караван-Сарая была закрыта, а в 1932-м Оренбургский горсовет передал мечеть Караван-сарая Башкирскому педагогическому техникуму под клуб. В 1954 году в здании мечети устроили планетарий. Возвращение мечети верующим произошло в 1993 году. В настоящее время в мечети располагается «Мусульманское религиозное объединение «Караван-Сарай».
Несмотря на некоторые временные изменения, Караван-Сарай в целом сохранил свой первоначальный внешний облик.
Караван-Сарай является замечательным памятником архитектуры XIX века, вызывает восхищение жителей и гостей нашего города, является предметом изучения краеведов и научных работников.
Музей истории Оренбурга
- один из главных, старейших и оригинальных
архитектурных памятников города. Расположен
он в здании, построенном в 1856 году
в романтическом стиле «
Здание было построено
во время второго правления
В 1853 году господину
министру Внутренних дел поступило
отношение генерал-губернатора
Из архивных источников известно, что подряд на строительные работы выполнял Иван Петрович Скалочкин – талантливый крепостной архитектор-самоучка из крестьян графини Кутайсовой, помещицы деревни Вахрушевой Ярославского уезда Ярославской губернии. Долгое время именно он считался в Оренбурге автором здания гауптвахты.
В 1856 году строительство здания было завершено. На его башне были установлены часы «таможенного ведомства», ранее находившиеся на Гостином дворе в Оренбурге.
При генерал-губернаторе А.А. Катенине, управлявшем Оренбургским краем в 1857-1860 годах, здание приспособили под главную гауптвахту. В его западной части разместили караульную службу, в восточной – камеры для заключённых.
По указу властей
в 1930-х годах часы-куранты с
башни гауптвахты были
В 1970-х годах перед главным входом был устроен палисадник с подпорными стенами из плит ракушечника и малыми архитектурными формами в виде металлических шаров с цепями и установлен, ствший привычным для горожан, памятник А.С. Пушкину.
В 1978 году здание передали Музею истории города Оренбурга. С этого времени начинается новая история этого замечательного памятника архитектуры XIX века.
Любопытно, что историческое место на набережной Урала запечатлено на картине известного дореволюционного художника – академика живописи Лукиана Васильевича Попова «Городской пейзаж», которая хранится в коллекции Оренбургского областного музея изобразительных искусств. При внимательном рассмотрении картины можно узнать верхнюю часть Гауптвахты, огороженную простым забором из почерневших досок. Справа видна нижняя часть Преображенского собора (не сохранился) с каменной площадкой вокруг него. Закатное солнце мягко освещает краснокирпичное здание Гауптвахты. В светлый колорит картины трагический диссонанс вносит одинокая фигура женщины с чёрным зонтом. Светлое и печальное, радость и горе – всё, как в жизни.
ентральная улица города – улица Советская – начинается от памятника В.П. Чкалову. Практически каждый дом, находящийся на этой улице, - историческая и архитектурная ценность. В одних бывали известные писатели, в других происходили важные исторические события.
Улица Советская, дом 1
В угловом здании, которое выходит окнами на широкий зауральный простор, располагался один из корпусов Оренбургского высшего военного авиационного Краснознамённого училища лётчиков имени генерал-майора авиации И.С. Полбина. Именно его с отличием окончил первый в мире космонавт - Юрий Алексеевич Гагарин.
Юрий Гагарин был одним из лучших курсантов училища. Здесь 8 января 1956 года он принял присягу. «Многое дал мне Оренбург – семью и власть над самолётом», - с особой гордостью и теплотой говорил космонавт.
Здание Оренбургского высшего военного авиационного Краснознамённого училища имеет богатую историю. Оно построено в 1882 году для второго Оренбургского кадетского корпуса и является первым пятиэтажным зданием в городе. Оренбуржцы ласково называли его «Наша лётка».
Мемориальная доска сообщает, что в 1919 году здесь размещался штаб 217-го (2-го рабочего) полка, который вёл оборону города, с 1920 года находилась школа красных командиров КИР ЦИК. В 1927 году сюда была перебазирована Серпуховская школа воздушного боя и бомбометания, а позже и Ленинградская высшая школа лётчиков-наблюдателей. Их объединили, и училище стало называться Третьей военной школой лётчиков и лётчиков-наблюдателей имени К.Е. Ворошилова. В феврале 1939 года по приказу Наркома обороны оно было разделено на два самостоятельных училища, которые стали основой созданного в 1960 году Высшего военного авиационного учебного заведения.
Училище подготовило тысячи отважных лётчиков. Более 200 из них стали Героями Советского Союза, 12 - удостоены этого звания дважды. Здесь учились первый дважды Герой Советского Союза С.И. Грицевец, мастер парашютного спорта В.Г. Романюк, первый испытатель реактивного самолета, Герой Советского Союза Г.Я. Бахчиванджи и многие другие. Осенью 1971 года училище было награждено орденом Красного Знамени.
С 1963 года при училище работала школа юных космонавтов имени Ю.А. Гагарина. В 1967 году училищу вручено Почётное знамя ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета и Совета Министров СССР.
В 1993 году лётное училище было расформировано.
На его базе создан Оренбургский кадетский
корпус, который не только продолжает
традиции легендарной «лётки», но ведёт
собственную историю. Из школы ВВС
кадетский корпус постепенно превратился
в многопрофильное учебное
Улица Советская, дом 2
На пересечении улиц Советской
и Набережной расположено здание,
которое предназначалось для
оренбургских военных губернаторов.
В его стенах бывали многие известные
люди, прославившие не только Оренбуржье,
но и Россию. Именно здесь «бьётся
сердце» исторического
На Набережной над Яиком 19 апреля (30 – по новому стилю) 1743 года происходила церемония закладки города-крепости. Именно здесь в 1743-1758 годах находилась резиденция первого оренбургского губернатора И.И. Неплюева – Губернская канцелярия, которой заведовал П.И. Рычков – известный историк и исследователь Оренбургского края, академик. На Набережной стояли два самых древних собора – Преображенский и Введенский. Отсюда начиналась главная улица города.