3. Период «зрелого
платереска»
Среди произведений зрелого
платереска особой известностью пользуется
западный фасад университета в Саламанке
(1515—1533). В противоположность живописной
свободе декора в портале коллегии Сан
Грегорио в Вальядолиде здесь выражена
ясная логическая система вертикальных
и горизонтальных членений общей композиции
с четко обозначенным центром в каждом
ярусе. Элементы декора заключены в ячейки,
обрамленные линиями карниза и орнаментированные
ребристыми пилястрами. Известная сдержанность
и уравновешенность композиции сочетаются
с поразительным богатством и разнообразием
пластических форм, то более крупных и
сочных, то подобно тончайшей паутине
покрывающих каменную поверхность, то
обладающих строгим и четким графическим
рисунком, особенно в изображении гербов.
Чем выше по фасаду, тем декор становится
свободнее, не теряя при этом симметричного
соответствия частей. Как и в ранней стадии
платереска, скульптура здесь пронизана
чувством законченности каждой детали.
Рисунок-3 Университет в Саламанке. 1515-1533
гг. Фасад.
Здание Саламанкского университета
включено в композицию прямоугольного
двора, окруженного фасадами учебных помещений.
Светский, изящный образ всего архитектурного
ансамбля соответствует духу самого Саламанкского
университета, одного из старейших в Европе,
который даже в условиях Испании 16 в. оставался
центром передовой научной мысли (Рисунок
3).
К прекрасным образцам зрелого
испанского платереска принадлежат также
Здание университета в Алькала де Энарес,
главный фасад которого был создан по
проекту Родриго Хиля де Онтанъон в 1540—1559
гг., и севильской ратуши (начата в 1527 г.,
архитектор Диего дель Рианьо). Обе постройки
обнаруживают более развитое, чем в фасаде
Саламанкского университета, решение
объемно-пластической архитектурной композиции.
Каждая из них представляет собой горизонтально
вытянутое расчлененное на этажи сооружение
дворцового типа, в котором выделены оконные
проемы, карнизы, главный вход. Декоративная
система платереска Здесь в значительно
большей мере подчинена выявлению структуры
здания. В некоторых жилых постройках
этого времени сказались традиции мавританского
зодчества (например, во дворце герцогов
Монтерей 1539 г. в Саламанке). В других сооружениях
возобладали принципы зрелого платереска,
как и следовало ожидать, преимущественно
в фасадных композициях. Во многих городах
Испании, особенно в Саламанке, были сооружены
красивые жилые дома.
Хотя платереск развивался
в различных испанских провинциях и нес
на себе отпечаток областных традиций,
это был вместе с тем единый национальный
архитектурный стиль. Постройки платереска,
очень своеобразные и привлекательные
по своему облику, составили одну из самых
ярких страниц в истории испанской архитектуры.
В первой половине 16 в. окончательное
сложение испанского абсолютизма сопровождалось
усилением колониальной экспансии и активной
завоевательной политики. Испанский король
Карл I Габсбург в 1519 г. наследовал корону
германского императора под именем Карла
V. Испания стала составной частью огромной
империи, которая владела Германией, Нидерландами,
частью Италии и колониальными землями
в Америке. Период, охватывающий приблизительно
первую половину 16 столетия, характеризуется
продолжающимся политическим и экономическим
подъемом страны. Выход Испании на международную
арену вызвал дальнейшее углубление общественного
сознания, оживление научной и гуманистической
мысли. Но оборотной стороной этих достижений
была кровавая эпопея завоевания колоний,
жестокая эксплуатация стран, входивших
в состав империи Габсбургов.
Новый этап в истории Испании
— отныне крупнейшей державы мира — таил
в себе неразрешимые внутренние противоречия.
Знаменательно складывалась судьба испанских
городов. Их относительный расцвет в первой
половине 16 столетия был кратковременным.
Разгром в 1521 г. испанским абсолютизмом
восстания кастильских городских коммун,
так называемого восстания «коммунерос»,
окончательно уничтожил их средневековые
вольности.
Испанская культура в начале
16 столетия испытывала растущее воздействие
Италии. Между обеими странами расширялись
дипломатические, торговые и культурные
связи. Многие испанцы — участники военных
походов Карла V — побывали в Италии. Испанское
общество было увлечено культурой итальянского
Возрождения. Для придворных кругов это
увлечение выразилось в поверхностной
моде на все итальянское. Но если взять
всю культуру Испании в целом, то необходимо
признать, что влияние Италии содействовало
расширению творческих возможностей испанского
общества.
Время подъема мировой империи
требовало создания нового, более монументального
художественного стиля. Отсюда столь типичное
для абсолютных монархий Европы внесение
в искусство этих стран ренессансных форм
«извне», своеобразный «верхушечный»
Ренессанс, насаждаемый правящим классом.
В Испании, как и в других странах, к королевскому
двору приглашались итальянские мастера.
Настойчиво культивировалось официальное
художественное направление, подражавшее
итальянскому искусству. Многие из испанских
мастеров учились у итальянских архитекторов,
скульпторов, живописцев и работали в
Италии.
Чертеж 1-Педро Мачука. Дворец
Карла V в Гранаде. Начат в 1526 г. Фрагмент
фасада.
Рисунок 4- Дворец Карла V в Гранаде. Общий
вид дворца в ансамбле Альгамбры.
Наиболее передовой областью
испанского искусства этого периода была
архитектура. Правда, общая картина развития
ее отличается пестротой и отсутствием
стилевого единства. Ведь именно к первой
половине 16 столетия относится сооружение
самых значительных произведений зрелого
платереска. Но не они представляли теперь
ведущую художественную тенденцию эпохи.
Носителями ее оказались памятники, число
которых невелико, но роль которых в испанской
архитектуре чрезвычайно значительна.
Самое крупное сооружение из них — дворец
Карла V в Гранаде (Рисунок 4). Его проект
принадлежит испанскому архитектору Педро
Мачука, учившемуся в Риме во времена Браманте
и Рафаэля. Строительство дворца было
начато в 1526 г., когда император решил создать
в садах Альгамбры собственную резиденцию.
Дворец воздвигался в непосредственной
близости к знаменитому мавританскому
комплексу, чем было нарушено его художественное
единство. Строительство дворца, однако,
тянулось с длительными перерывами до
середины 17 в. и не было завершено (Чертеж
1).
Рисунок 5- Педро Мачука. Дворец Карла V
в Гранаде. Внутренний двор.
Дворец в Гранаде — величественное
здание, выдержанное в классических традициях
Высокого Возрождения. В плане это квадрат
со вписанным кругом, образующим замкнутый
внутренний двор диаметром около 30 м. Стремление
зодчего создать единую центрическую
композицию проявилось здесь с большой
смелостью и новизной: ядром всей композиции
является великолепный открытый двор.
Его пространство как бы охвачено спокойным
и четким ритмом кругового движения двухъярусной
колоннады (внизу — тосканского, вверху
— ионического ордера), которая поддерживает
обходную галерею. Двор этот, напоминающий
и древнеримские амфитеатры и испанскую
арену для боя быков, словно предназначен
для торжественных придворных зрелищ
(Рисунок 5). Ясной логичности архитектурных
членений круглого двора соответствует
последовательная система классического
ордера на всех четырех наружных фасадах
дворца. Нижний этаж утяжелен массивной
рустовкой. Центральные ризалиты как бы
концентрируют в себе основные элементы
архитектурного обрамления всей поверхности
здания, усиливая их выразительность:
пилястры здесь сменяются спаренными
колоннами, круглые окна — нарядными медальонами,
украшенными барельефами. Единство композиционного
замысла, соразмерность частей, сдержанность
декоративного убранства придают дворцу
Карла V впечатление художественной цельности
и строгой импозантности.
Новые тенденции в культовом
зодчестве рассматриваемого периода сказались
и в тех изменениях, которые внес архитектор
Диего де Силоэ — сын Хиля де Си-лоэ, бывший
также одаренным скульптором, — в первоначальный
проект собора в Гранаде, особенно в решение
его алтарной части (1528). Включенный в здание
алтарь в виде увенчанной куполом многогранной
ротонды сообщает всему пространству
собора ощущение свободы и гармоничности.
К прекрасным образцам испанской ренессансной
архитектуры относится также внутренний
двор Алькасара в Толедо, построенный
в 1537 г. Диего де Коваррубиасом.
Все эти произведения свидетельствуют
о том, что в испанской архитектуре происходил
процесс глубокого усвоения классических
традиций. Тем самым закладывалась основа
для развития в Испании новых планировочных
и объемно-пространственных композиций,
полнее отвечавших духу времени.
Заключение
Стиль Возрождения получил
теоретическое обоснование и толкование
в специальных трактатах по архитектуре,
автором которых был Леон Батиста Альберти.
Его «Десять книг об архитектуре» стали
практическим руководством для многих
архитекторов и оказали огромное влияние
на сложение архитектурных стилей Европы.
В собственных архитектурных проектах
Альберти интересно решены фасады здания,
где впервые применены пилястры в поэтажном
членении стен, облегчающиеся снизу вверх,
как это было в Колизее, междуэтажные антаблементы,
широкий общий карниз, пропорционально
соответствующий размеру всего здания,
обработка стен рустом, обрамления сдвоенных
окон каменной кладкой — все эти приемы
стали широко использоваться итальянскими
зодчими в дальнейшем, при строительстве
дворцов и других светских построек. Развитие
Архитектуры Возрождения привело к нововведениям
в использовании строительных техник
и материалов, к развитию архитектурной
лексики. Важно отметить, что движение
возрождения характеризуется отходом
от анонимности ремесленников и появлением
персонального стиля у архитекторов. Известно
немного мастеров построивших произведения
в романском стиле, также как и архитекторов,
соорудивших великолепные готические
соборы. В то время как произведения эпохи
Возрождения, даже небольшие здания или
просто проекты были аккуратно задокументированы
с самого своего появления.
Список использованной
литературы
- Андреева М., Антонова А., Дмитриева О. Рассказы
о трёх искусствах. - Л., 1975
- Архитектура. Краткий справочник. Гл.
ред. М.В. Адамчик. Минск, «Харвест», 2004.
- Глазычев В.Л. Архитектура. Энциклопедия.
Москва, «Астрель», 2002.
4. Джорджо Вазари. Жизнеописания наиболее
знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих
эпохи Возрождения. - Спб., 1992
5. Ильина Т. В. История искусств. Западноевропейское
искусство. - М., 1993
6. История искусства зарубежных стран.
Средние века. Возрождение. Под ред. Ц.
Г. Нессельштраус. - М., 1982
7. Кузнецов Б. Г. Идеи и образы Возрождения.
- М., 1979