Дворец Топкапы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 18:29, реферат

Краткое описание

«Topkapı Saray» - «Дворец Топкапы». В русском произношении также «Топкапы», а в переводе дворец «Пушечные ворота».
Название дворцового комплекса произошло от того, что при въезде и выезде султана из дворца раздавался почетный пушечный залп. В происхождении названия сыграла свою роль и историческая память о том, что и при византийцах приблизительно на этом месте также находились ворота.

Содержание

• Султанский дворец Топкапы в Стамбуле . . . . . . . . . . . . . 3

• В центре бывшей византийской столицы . . . . . . . . . . . . . 4

• Символы борьбы за эмансипацию . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6

• Башня «Адалет» - символ дворца . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7

• Совещания дивана, или султан за решеткой . . . . . . . . . . 7

• Привязка к местности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8

• В тени «Святой Софии» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9

• Символ правительства, или визирь по-соседству . . . . . 10

• Жизнь в четыре двора . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11

• Холодная пора - зимняя тоска . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14

• Волос из бороды и другие сокровища . . . . . . . . . . . . . . . . . 15

Вложенные файлы: 1 файл

Topkapi referat.doc

— 1.62 Мб (Скачать файл)

Кстати, на заднем дворе Айя Софии  до сих пор расположена небольшая мечеть, несмотря на то, что весь комплекс  Святой Софии, как постоянно объявляется,- это музей и работает исключительно для туристов и исследователей.

Здесь изображение со старинного рисунка, но ворота существуют и сейчас в таком же виде. Во времена, когда христианский храм  «Святой Софии» был превращен в мечеть, через эти ворота в  «Софию» попадал султан и высшие сановники. Они выходили из главных ворот Топкапы «Bab-i Humayum»  («Имперские или Высочайшие ворота») и, перейдя через улицу, попадали  в храм.

Здесь на картине «Имперских ворот» не видно, но видна стена Топкапы справа. Она застроена домами. А проулок между стеной Топкапы и стеной, ограждающей «Святую Софию», который также изображен здесь, упирается в улицу, где была расположена резиденция визиря и ворота «Высокой Порты»

 

 

Символ правительства, или визирь по-соседству 

 

Ворота "Высокой Порты". На иллюстрации  видны ворота бывшего особняка великого визиря. От этих ворот Османская  империя получила название «Высокая порта». Справа - стена дворцового комплекса Топкапы.

Прежде чем вернуться  во дворец,  упомянем также  еще об одном достопримечательном месте, расположенном неподалеку  от входа в главные ворота Топкапы. Это резиденция великих визирей. В особняк с садом, который и сейчас  используется каким-то турецким  госучреждением, ведут небольшие ворота. Именно из-за наличия этих ворот «Bab-ı Âlî», ведущих во двор здания, где визирь часто принимал иностранных послов,  Османская империя также называлась в Европе «Высокой портой»  (от  фр. «porte»,  или  итал. «porta»  - дверь, врата). Великий визирь мог добраться из своего особняка до Топкапы на аудиенцию к султану  или на заседание дивана приблизительно  за  10-15 минут. 

 

 

Жизнь в четыре двора

 

 

На иллюстрации: Официальная карта дворцового комплекса  Топкапы.

Дворец состоит из четырех дворов с размещенными на них различными постройками. Все это окружено стенами.

На схеме цифрами 1,9,19,28 обозначены соответственно первый, второй, третий и четвертый дворы. Эти дворы от первого к четвертому были последовательно все менее публичными.  

Если на первом дворе размещалась  прислуга и янычары, то на втором проходили  официальные церемонии. На третьем  и четвертом дворах протекала  частная жизнь султанов и его семьи, а также проводились менее парадные государственные мероприятия. Например, приватные переговоры. Внутри общей стены, окружающей комплекс Топкапи, дворы также разделялись стенами с воротами. 

Цифрами 2,8,18 обозначены соответственно Имперские ворота, Ворота приветствия  и  Ворота счастья.На схеме обозначены различные постройки дворцового комплекса. Цифрой 3 обозначена бывшая Церковь Св. Ирины; 5 - Археологический музей; 12 - Здание Дивана,13 - башня Правосудия, 14 - вход в гарем,15 - комплекс гарема; 17 - кухни; 20 - зал аудиенций - Арз Одаси; 31 - Багдадский павильон.

Первый двор Топкапы - это, в общем, не сам дворец, а, так сказать, крыльцо к нему. Несмотря ни то, что он  расположен уже изнутри за главными воротами. В султанские времена на первом дворе располагались хлебопекарни дворца и государственное казначейство, монетный двор и штаб-квартира янычар. Сейчас здесь располагается, в том числе, и  автостоянка.

И здесь же  уцелел, и существовал все османские времена, единственный  осколок Византии - уже упоминавшаяся церковь Святой Ирины. Это, наверное, единственная из закрытых османами церквей, так и не превращенная в мечеть. (Надо отметить, что существуют христианские церкви, которые благополучно пережили османское завоевание и не прекращали служб. Но если османские власти закрывали церковь, то обычно превращали ее в мечеть). Церковь Святой Ирины  при османах служила многие столетия оружейными складами. В ранний период существования Византии, до освящения храма  Святой Софии, церковь Святой Ирины была главной церковью константинопольских патриархов. В ней проходил первый вселенский Константинопольский собор в 381 году.

Второй двор дворца, отделенный от первого  стеной и   массивными воротами с двумя башнями – «Воротами приветствия» – «Bab-us Selam», служил, в отличие от третьего и четвертого дворов, главным образом, государственным и вспомогательным функциям. «Bab-us Selam»  были переходом во внутреннюю часть дворца, и лишь один султан мог проезжать их верхом  на коне, все другие лица, посещающие Топкапы, спешивались.  От «Ворот приветствия»  между парковых насаждений третьего двора расходится шесть дорог. Первые две дорожки ведут к дворцовым кухням, третья ведет к следующим из ворот - «Воротам счастья», четвертая - к дивану, пятая - к гарему, шестая - конюшням султана.

В султанские времена среди деревьев и кустарников второго двора  расхаживали не только ожидавшие  приема  важные персоны, но и лани, козы и павлины, которые жили здесь. Иностранцы обычно удивлялись тишине в этом дворе, несмотря на тот факт, что в некоторых придворных церемониях  здесь участвовало до 10000 человек. 

Здесь же во втором дворе располагается  башня Законности и помещения  дивана, о чем мы уже рассказывали. А в тени «Ворот счастья» - «Bab-i Saadet», которые вели в  третий двор,  султан иногда разбирал  государственные дела и принимал некоторых посетителей. Перед этими воротами происходила церемония вступления на престол  нового султана, принятия подношений по случаю  религиозных праздников, объявления о даровании званий.

Также во втором дворе находится  выставка султанских карет. Многие из этих экипажей подарены султанскому  двору европейцами.

И, конечно же,  второй двор знаменит  своих огромным помещением - целым городком, отделенным от основной части площади промежуточными строениями, городком с  несколькими десятками куполообразных труб, сразу бросающимися в глаза - султанскими  кухнями.  Сейчас в помещениях кухонь выставлена разнообразная утварь, включая огромные котлы. В султанских кухнях одновременно работало 800-1000 поваров. Ежегодно сюда доставляли 30000 цыплят, 23000 баранов, 14000 телят. Над конструкцией здания работал знаменитый турецкий архитектор Синан. Очень впечатляют куполообразные потолки с отверстиями для вытяжки в этих кухонных помещениях. Купольный потолок - это очень по-османски, а точнее потолок, состоящий из нескольких маленьких куполов, образующих общее пространство.

В помещениях кухонь ныне также выставлен  китайский и японский фарфор турецких  султанов. Представленная в Топкапы коллекция восточного фарфора, как утверждают турецкие авторы, третья по величине - после пекинской и дрезденской - из всех дворцовых собраний мира. Она насчитывает 10700 предметов. Огромные сервизы, которыми султаны очень гордились. Кроме восточного фарфора есть и фарфор из Европы, включая С-Петербург.

Часть кухни занимала султанская кондитерская с говорящим названием «халванаме».

Во втором дворе располагается  вход и в султанский гарем. На стене  у входа как в обычном учреждении весит  лаконичная прямоугольная вывеска с одним  словом крупным шрифтом - «Harem» (Происходит от  арабского «харам» - «запрещённый»). Турки называют гарем «darussade» - «дом счастья».

Гарем включал покои султана  «Селямлык» (мужская половина), и  его приемные. Все это занимало 300 комнат. Также в гареме располагались покои матери султана – «валиде султан», султанских жен и наложниц, помещения черных евнухов. (Черные евнухи охотнее брались в гарем, чем их белые собратья. Считалось, что чернокожие евнухи  лучше  защищают честь султанских жен и наложниц, т.к. невероятным образом рожденных от них черных детей будет невозможно выдать за султанских. Также считалось, что негритята, захваченные  главным образом в Судане, лучше белых переносили кастрацию и меньше болели после нее). Возглавлял гарем черный евнух и глава черных евнухов, который считался четвертым (если не считать султана) должностным лицом в Османской империи-после султана, матери-султанши, великого визиря и верховного священнослужителя – «шейх-уль ислам». Рабыни - «джарийе», попадавшие в гарем, могли никогда так и не увидеть султана. Но они могли стать его наложницами, если понравились. Тогда  они назывались – «ikbal». Некоторые наложницы могли стать законными женами султана – «Kadin Efendi». Жена султана, родившая ему первого сына считалась первой и главной женой. Любимая жена носила титул «Haseki». 

 

Двумя малоизвестными фактами о  гаремной жизни является то, что  на позднем этапе существования  Османской империи родители сами отдавали дочерей в гарем в  надежде на  их продвижение по социальной лестнице. Также в гареме существовала традиция брать на воспитание девочек-сирот (иногда до 400 человек), а затем,  когда они вырастали, обеспечивать им счастливое и выгодное замужество.

 

 

 

 

 

 

 

 Холодная пора - зимняя тоска

 

 

Киоск по соседству с основным зданием «Багдадского павильона» в Топкапы. Султан также большей частью мог видеть повседневную жизнь Стамбула только со стороны. Для турецкого правителя великолепная панорама города и залива открывалась именно со стороны «Багдадского павильона» в четвертом дворе Топкапы.

 

Попадая в  помещение гарема, этот лабиринт крытых помещений, коридоров, малых  открытых  участков, сразу ощущаешь себя как в тюрьме. На входе расположено помещение  для белых евнухов - охранников. Запоминаются  небольшие  зарешеченные окна по всему гарему, откуда жившие здесь могли видеть  Босфор и  очертания большого Стамбула на горизонте. Также тяжелое впечатление оставляют внутренние дворы гарема для прогулок - открытые четырехугольные пространства, огороженные огромными стенами, как в тюрьме. Естественно, при султанах  и гарем и внутренние дворики не выглядели  так запущено как теперь, однако неудивительно, что как только  османская империя открылась миру, султаны предпочли построить себе дворец в европейском стиле и переехать туда.   (1842 год. Переезд  султана Абдульмеджида I в белоснежный с желтизной, похожий  на резную шкатулку,  дворец Долмабахче (построен на месте  небольшого засыпанного залива  на Босфоре. От этой особенности строения происходит  и название – буквально «засыпанный (наполненный) сад»). И, как мне кажется, в желании переехать играла роль не только дань моде, но стремление достичь большего удобства. Маленькие  и, в основном смежные комнатки гарема с низкими потолками, практически без мебели в европейском понимании, тут же рядом помещения для принятия ванны - все похоже на помещения общежития. Длинные узкие коридоры, маленькие оконца и высокие стены - все больше похоже на тюрьму. Конечно, особо гнетущие впечатление производит т.н. клетка - покои, где под стражей содержались братья и племянники  правящего султана, представляющие угрозу его правлению как возможные наследники. И еще.  В зимнее время обитатели гарема, видимо, мерзли. По крайней мере в декабре, когда я был в Топкапы, от гарема  не веяло уютом и повсюду  переносные жаровни, жаровни… Для обогрева. Сейчас они не используются, но ими обычно пользовались обитатели дворца. Ведь и тогда и сейчас зимой  в городе бывает довольно слякотно и прохладно. И тогда  с любовью вспоминаешь центральное отопление, которого в Стамбуле в российском понимании нет.

Позади «Ворот счастья» - «Bab-i Saadet»  расположен «Arz Odasi» - приемная или зал  аудиенций султана. Журчащий фонтан рядом своим шумом не позволял подслушать переговоры.

 

 

Волос из бороды и другие сокровища

 

В целом, в третьем и четвертом дворах Топкапы помещения для более приватной и уединенной государственной деятельности султана. В том числе и комплекс построек третьего двора, где протекала частная жизнь султанов. Комплекс известен под общим названием – «Эндерун» - т.е. внутренний дворец. 

В четвертом дворе расположены  павильоны «Софа»,  «Реван»,  «Багдад», а также комната обрезаний и комната главного врача. Павильон Реван был построен в 1634 году султаном Мурадом IV в честь захвата Еревана у персов.  

Багдадcкий павильон также был построен по приказу султана Мурада IV и был посвящен повторному завоеванию Багдада 25 декабря 1638 г., в честь чего и был назван Багдад. С багдадского павильона в четвертом  дворе открывается великолепная панорама  Стамбула и Босфора, но город кажется таким далеким, как будто в другом мире. Что,  в общем, так и было. 

В четвертом  дворе также расположена и Комната обрезаний, построенная в период правления султана Ибрагима в 1641 г., является местом, где в течение двух столетий обрезались османские принцы. Среди  других достопримечательностей в этой части Топкапи заслуживает  осмотра та часть сокровищницы, где хранятся, в частности, персональные святые реликвии пророка Мухаммеда  - золотой меч, лук, печать из янтаря,  пучок волос с бороды, отпечаток ступни, серебряный трон пророка. Султаны обязательно посещали помещение со святыми реликвиями Мухаммеда - т.н. «Собрание реликвий» ежегодно в месяц рамадан. Святые реликвии были привезены султаном Селимом I в 1517 году из Египта, при завоевании этой страны. В помещении реликвий также выставлены и артефакты, не имеющие отношения к пророку. Это мечи первых четырех  халифов - Абу Бакра, Омара, Османа и Али, ключ от ворот Каабы в Мекке и т. д. 

Естественно, в сокровищнице Топкапы также представлены и различные  сокровища из благородных металлов и камней: оружие, ювелирные украшения, султанские троны и так далее. Из самых интересных экспонатов отметим низкий трон в восточном стиле, подаренный  султану Махмуду персидским  шахом Надиром. На этом троне, видимо, можно было сидеть, только подогнув ноги по-турецки. Также упоминания заслуживает  трон «Байрам» для религиозных церемоний в виде небольшого золотого дивана и трон султана Ахмета из грецкого ореха. 

Обычно говоря о Топкапы, всегда вспоминают и о так называемом «бриллианте  ложечника»  или  по- турецки «Кашикчи» (Бриллиант 86 карат и оформлен 49 алмазами. Был назван так из-за того, что был куплен после долгих перемещений по миру старьевщиком за три деревянные ложки. Принадлежал разным высокопоставленным лицам, включая мать Наполеона). Еще из сокровищ Топкапы упомянем золотой сундук в форме  слона, самый большой в мире изумруд весом в 3260 грамм, золотую колыбельную для новорожденных принцев, разную мелочь вроде золотого набора для компота, коллекцию часов. В бывших султанских банях внутреннего дворца выставлена коллекция султанских костюмов. Также можно посмотреть и на султанские тюрбаны с драгоценными камнями и перьями. Топкапы содержит также и большую коллекцию живописи (включая очень любопытные прижизненные портреты османских правителей), миниатюр и образцов каллиграфического искусства. В сокровищнице Топкапы хранится и одна христианская святыня - мумифицированная правая рука  Иоанна Крестителя в дорогом окладе. Этой рукой Иоанн крестил Иисуса. 

Информация о работе Дворец Топкапы