Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 18:29, реферат
«Topkapı Saray» - «Дворец Топкапы». В русском произношении также «Топкапы», а в переводе дворец «Пушечные ворота».
Название дворцового комплекса произошло от того, что при въезде и выезде султана из дворца раздавался почетный пушечный залп. В происхождении названия сыграла свою роль и историческая память о том, что и при византийцах приблизительно на этом месте также находились ворота.
• Султанский дворец Топкапы в Стамбуле . . . . . . . . . . . . . 3
• В центре бывшей византийской столицы . . . . . . . . . . . . . 4
• Символы борьбы за эмансипацию . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
• Башня «Адалет» - символ дворца . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
• Совещания дивана, или султан за решеткой . . . . . . . . . . 7
• Привязка к местности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
• В тени «Святой Софии» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
• Символ правительства, или визирь по-соседству . . . . . 10
• Жизнь в четыре двора . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
• Холодная пора - зимняя тоска . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
• Волос из бороды и другие сокровища . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
Кстати, на заднем дворе Айя Софии до сих пор расположена небольшая мечеть, несмотря на то, что весь комплекс Святой Софии, как постоянно объявляется,- это музей и работает исключительно для туристов и исследователей.
Здесь изображение со старинного рисунка, но ворота существуют и сейчас в таком же виде. Во времена, когда христианский храм «Святой Софии» был превращен в мечеть, через эти ворота в «Софию» попадал султан и высшие сановники. Они выходили из главных ворот Топкапы «Bab-i Humayum» («Имперские или Высочайшие ворота») и, перейдя через улицу, попадали в храм.
Здесь на картине «Имперских ворот» не видно, но видна стена Топкапы справа. Она застроена домами. А проулок между стеной Топкапы и стеной, ограждающей «Святую Софию», который также изображен здесь, упирается в улицу, где была расположена резиденция визиря и ворота «Высокой Порты»
Символ правительства, или визирь по-соседству
Ворота "Высокой Порты". На иллюстрации видны ворота бывшего особняка великого визиря. От этих ворот Османская империя получила название «Высокая порта». Справа - стена дворцового комплекса Топкапы.
Прежде чем вернуться во дворец, упомянем также еще об одном достопримечательном месте, расположенном неподалеку от входа в главные ворота Топкапы. Это резиденция великих визирей. В особняк с садом, который и сейчас используется каким-то турецким госучреждением, ведут небольшие ворота. Именно из-за наличия этих ворот «Bab-ı Âlî», ведущих во двор здания, где визирь часто принимал иностранных послов, Османская империя также называлась в Европе «Высокой портой» (от фр. «porte», или итал. «porta» - дверь, врата). Великий визирь мог добраться из своего особняка до Топкапы на аудиенцию к султану или на заседание дивана приблизительно за 10-15 минут.
Жизнь в четыре двора
На иллюстрации: Официальная карта дворцового комплекса Топкапы.
Дворец состоит из четырех дворов с размещенными на них различными постройками. Все это окружено стенами.
На схеме цифрами 1,9,19,28 обозначены соответственно первый, второй, третий и четвертый дворы. Эти дворы от первого к четвертому были последовательно все менее публичными.
Если на первом дворе размещалась прислуга и янычары, то на втором проходили официальные церемонии. На третьем и четвертом дворах протекала частная жизнь султанов и его семьи, а также проводились менее парадные государственные мероприятия. Например, приватные переговоры. Внутри общей стены, окружающей комплекс Топкапи, дворы также разделялись стенами с воротами.
Цифрами 2,8,18 обозначены соответственно Имперские ворота, Ворота приветствия и Ворота счастья.На схеме обозначены различные постройки дворцового комплекса. Цифрой 3 обозначена бывшая Церковь Св. Ирины; 5 - Археологический музей; 12 - Здание Дивана,13 - башня Правосудия, 14 - вход в гарем,15 - комплекс гарема; 17 - кухни; 20 - зал аудиенций - Арз Одаси; 31 - Багдадский павильон.
Первый двор Топкапы - это, в общем, не сам дворец, а, так сказать, крыльцо к нему. Несмотря ни то, что он расположен уже изнутри за главными воротами. В султанские времена на первом дворе располагались хлебопекарни дворца и государственное казначейство, монетный двор и штаб-квартира янычар. Сейчас здесь располагается, в том числе, и автостоянка.
И здесь же уцелел, и существовал все османские времена, единственный осколок Византии - уже упоминавшаяся церковь Святой Ирины. Это, наверное, единственная из закрытых османами церквей, так и не превращенная в мечеть. (Надо отметить, что существуют христианские церкви, которые благополучно пережили османское завоевание и не прекращали служб. Но если османские власти закрывали церковь, то обычно превращали ее в мечеть). Церковь Святой Ирины при османах служила многие столетия оружейными складами. В ранний период существования Византии, до освящения храма Святой Софии, церковь Святой Ирины была главной церковью константинопольских патриархов. В ней проходил первый вселенский Константинопольский собор в 381 году.
Второй двор дворца, отделенный от первого стеной и массивными воротами с двумя башнями – «Воротами приветствия» – «Bab-us Selam», служил, в отличие от третьего и четвертого дворов, главным образом, государственным и вспомогательным функциям. «Bab-us Selam» были переходом во внутреннюю часть дворца, и лишь один султан мог проезжать их верхом на коне, все другие лица, посещающие Топкапы, спешивались. От «Ворот приветствия» между парковых насаждений третьего двора расходится шесть дорог. Первые две дорожки ведут к дворцовым кухням, третья ведет к следующим из ворот - «Воротам счастья», четвертая - к дивану, пятая - к гарему, шестая - конюшням султана.
В султанские времена среди деревьев и кустарников второго двора расхаживали не только ожидавшие приема важные персоны, но и лани, козы и павлины, которые жили здесь. Иностранцы обычно удивлялись тишине в этом дворе, несмотря на тот факт, что в некоторых придворных церемониях здесь участвовало до 10000 человек.
Здесь же во втором дворе располагается башня Законности и помещения дивана, о чем мы уже рассказывали. А в тени «Ворот счастья» - «Bab-i Saadet», которые вели в третий двор, султан иногда разбирал государственные дела и принимал некоторых посетителей. Перед этими воротами происходила церемония вступления на престол нового султана, принятия подношений по случаю религиозных праздников, объявления о даровании званий.
Также во втором дворе находится выставка султанских карет. Многие из этих экипажей подарены султанскому двору европейцами.
И, конечно же, второй двор знаменит своих огромным помещением - целым городком, отделенным от основной части площади промежуточными строениями, городком с несколькими десятками куполообразных труб, сразу бросающимися в глаза - султанскими кухнями. Сейчас в помещениях кухонь выставлена разнообразная утварь, включая огромные котлы. В султанских кухнях одновременно работало 800-1000 поваров. Ежегодно сюда доставляли 30000 цыплят, 23000 баранов, 14000 телят. Над конструкцией здания работал знаменитый турецкий архитектор Синан. Очень впечатляют куполообразные потолки с отверстиями для вытяжки в этих кухонных помещениях. Купольный потолок - это очень по-османски, а точнее потолок, состоящий из нескольких маленьких куполов, образующих общее пространство.
В помещениях кухонь ныне также выставлен китайский и японский фарфор турецких султанов. Представленная в Топкапы коллекция восточного фарфора, как утверждают турецкие авторы, третья по величине - после пекинской и дрезденской - из всех дворцовых собраний мира. Она насчитывает 10700 предметов. Огромные сервизы, которыми султаны очень гордились. Кроме восточного фарфора есть и фарфор из Европы, включая С-Петербург.
Часть кухни занимала султанская кондитерская
с говорящим названием «
Во втором дворе располагается
вход и в султанский гарем. На стене
у входа как в обычном
Гарем включал покои султана «Селямлык» (мужская половина), и его приемные. Все это занимало 300 комнат. Также в гареме располагались покои матери султана – «валиде султан», султанских жен и наложниц, помещения черных евнухов. (Черные евнухи охотнее брались в гарем, чем их белые собратья. Считалось, что чернокожие евнухи лучше защищают честь султанских жен и наложниц, т.к. невероятным образом рожденных от них черных детей будет невозможно выдать за султанских. Также считалось, что негритята, захваченные главным образом в Судане, лучше белых переносили кастрацию и меньше болели после нее). Возглавлял гарем черный евнух и глава черных евнухов, который считался четвертым (если не считать султана) должностным лицом в Османской империи-после султана, матери-султанши, великого визиря и верховного священнослужителя – «шейх-уль ислам». Рабыни - «джарийе», попадавшие в гарем, могли никогда так и не увидеть султана. Но они могли стать его наложницами, если понравились. Тогда они назывались – «ikbal». Некоторые наложницы могли стать законными женами султана – «Kadin Efendi». Жена султана, родившая ему первого сына считалась первой и главной женой. Любимая жена носила титул «Haseki».
Двумя малоизвестными фактами о гаремной жизни является то, что на позднем этапе существования Османской империи родители сами отдавали дочерей в гарем в надежде на их продвижение по социальной лестнице. Также в гареме существовала традиция брать на воспитание девочек-сирот (иногда до 400 человек), а затем, когда они вырастали, обеспечивать им счастливое и выгодное замужество.
Холодная пора - зимняя тоска
Киоск по соседству с основным зданием «Багдадского павильона» в Топкапы. Султан также большей частью мог видеть повседневную жизнь Стамбула только со стороны. Для турецкого правителя великолепная панорама города и залива открывалась именно со стороны «Багдадского павильона» в четвертом дворе Топкапы.
Попадая в помещение гарема, этот лабиринт крытых помещений, коридоров, малых открытых участков, сразу ощущаешь себя как в тюрьме. На входе расположено помещение для белых евнухов - охранников. Запоминаются небольшие зарешеченные окна по всему гарему, откуда жившие здесь могли видеть Босфор и очертания большого Стамбула на горизонте. Также тяжелое впечатление оставляют внутренние дворы гарема для прогулок - открытые четырехугольные пространства, огороженные огромными стенами, как в тюрьме. Естественно, при султанах и гарем и внутренние дворики не выглядели так запущено как теперь, однако неудивительно, что как только османская империя открылась миру, султаны предпочли построить себе дворец в европейском стиле и переехать туда. (1842 год. Переезд султана Абдульмеджида I в белоснежный с желтизной, похожий на резную шкатулку, дворец Долмабахче (построен на месте небольшого засыпанного залива на Босфоре. От этой особенности строения происходит и название – буквально «засыпанный (наполненный) сад»). И, как мне кажется, в желании переехать играла роль не только дань моде, но стремление достичь большего удобства. Маленькие и, в основном смежные комнатки гарема с низкими потолками, практически без мебели в европейском понимании, тут же рядом помещения для принятия ванны - все похоже на помещения общежития. Длинные узкие коридоры, маленькие оконца и высокие стены - все больше похоже на тюрьму. Конечно, особо гнетущие впечатление производит т.н. клетка - покои, где под стражей содержались братья и племянники правящего султана, представляющие угрозу его правлению как возможные наследники. И еще. В зимнее время обитатели гарема, видимо, мерзли. По крайней мере в декабре, когда я был в Топкапы, от гарема не веяло уютом и повсюду переносные жаровни, жаровни… Для обогрева. Сейчас они не используются, но ими обычно пользовались обитатели дворца. Ведь и тогда и сейчас зимой в городе бывает довольно слякотно и прохладно. И тогда с любовью вспоминаешь центральное отопление, которого в Стамбуле в российском понимании нет.
Позади «Ворот счастья» - «Bab-i Saadet» расположен «Arz Odasi» - приемная или зал аудиенций султана. Журчащий фонтан рядом своим шумом не позволял подслушать переговоры.
Волос из бороды и другие сокровища
В целом, в третьем и четвертом дворах Топкапы помещения для более приватной и уединенной государственной деятельности султана. В том числе и комплекс построек третьего двора, где протекала частная жизнь султанов. Комплекс известен под общим названием – «Эндерун» - т.е. внутренний дворец.
В четвертом дворе расположены павильоны «Софа», «Реван», «Багдад», а также комната обрезаний и комната главного врача. Павильон Реван был построен в 1634 году султаном Мурадом IV в честь захвата Еревана у персов.
Багдадcкий павильон также был построен по приказу султана Мурада IV и был посвящен повторному завоеванию Багдада 25 декабря 1638 г., в честь чего и был назван Багдад. С багдадского павильона в четвертом дворе открывается великолепная панорама Стамбула и Босфора, но город кажется таким далеким, как будто в другом мире. Что, в общем, так и было.
В четвертом дворе также расположена и Комната обрезаний, построенная в период правления султана Ибрагима в 1641 г., является местом, где в течение двух столетий обрезались османские принцы. Среди других достопримечательностей в этой части Топкапи заслуживает осмотра та часть сокровищницы, где хранятся, в частности, персональные святые реликвии пророка Мухаммеда - золотой меч, лук, печать из янтаря, пучок волос с бороды, отпечаток ступни, серебряный трон пророка. Султаны обязательно посещали помещение со святыми реликвиями Мухаммеда - т.н. «Собрание реликвий» ежегодно в месяц рамадан. Святые реликвии были привезены султаном Селимом I в 1517 году из Египта, при завоевании этой страны. В помещении реликвий также выставлены и артефакты, не имеющие отношения к пророку. Это мечи первых четырех халифов - Абу Бакра, Омара, Османа и Али, ключ от ворот Каабы в Мекке и т. д.
Естественно, в сокровищнице Топкапы также представлены и различные сокровища из благородных металлов и камней: оружие, ювелирные украшения, султанские троны и так далее. Из самых интересных экспонатов отметим низкий трон в восточном стиле, подаренный султану Махмуду персидским шахом Надиром. На этом троне, видимо, можно было сидеть, только подогнув ноги по-турецки. Также упоминания заслуживает трон «Байрам» для религиозных церемоний в виде небольшого золотого дивана и трон султана Ахмета из грецкого ореха.
Обычно говоря о Топкапы, всегда вспоминают и о так называемом «бриллианте ложечника» или по- турецки «Кашикчи» (Бриллиант 86 карат и оформлен 49 алмазами. Был назван так из-за того, что был куплен после долгих перемещений по миру старьевщиком за три деревянные ложки. Принадлежал разным высокопоставленным лицам, включая мать Наполеона). Еще из сокровищ Топкапы упомянем золотой сундук в форме слона, самый большой в мире изумруд весом в 3260 грамм, золотую колыбельную для новорожденных принцев, разную мелочь вроде золотого набора для компота, коллекцию часов. В бывших султанских банях внутреннего дворца выставлена коллекция султанских костюмов. Также можно посмотреть и на султанские тюрбаны с драгоценными камнями и перьями. Топкапы содержит также и большую коллекцию живописи (включая очень любопытные прижизненные портреты османских правителей), миниатюр и образцов каллиграфического искусства. В сокровищнице Топкапы хранится и одна христианская святыня - мумифицированная правая рука Иоанна Крестителя в дорогом окладе. Этой рукой Иоанн крестил Иисуса.