Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июля 2014 в 10:28, реферат
Актуальность темы данного исследования определяется значением данного периода для формирования российской реставрационной науки. Как отмечают авторы сборника «Памятники архитектуры в дореволюционной России»: «Первую половину 19 века можно считать уже периодом зарождения на русской почве собственно реставрации».4 Учитывая возрастающий интерес широкой общественности к проблеме сохранения памятников, размах реставрационных работ и напряженность противоречивых тенденций в развитии принципов и методов реставрации, автор считает необходимым обратиться к истокам реставрации для понимания происходящих в ней процессов.
Введение………………………………………………………………………..…3
Глава 1. Особенности охраны памятников истории рубежа 19-20 веков….…6
Глава 2. Развитие отечественного законодательства по охране памятников древностей в первой половине XIX столетия…………………...11
Глава 3. Формирование государственной системы охраны памятников во второй четверти XIX века……………………………………………………….18
Заключение ……………………………………………………………………....22
Список источников и литературы ……………………………………………...25
ФГБОУ ВПО Алтайская государственная академия культуры и искусств
Факультет информационных ресурсов и дизайна
Кафедра музееведения и документоведения
История охраны памятников в XIX веке
Выполнила:
студентка 1 курса, гр. МГ-130
Бирюкова Д.В.
Проверила:
к.к.н.
Д.Е.Шорина
г. Барнаул, 2014
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Особенности охраны памятников истории рубежа 19-20 веков….…6
Глава 2. Развитие отечественного законодательства по охране памятников древностей в первой половине XIX столетия…………………...11
Глава 3. Формирование государственной системы охраны памятников во второй четверти XIX века……………………………………………………….18
Заключение ……………………………………………………………………....
Список источников и литературы ……………………………………………...25
Введение
«Реставрация памятников архитектуры является в наше время не только самостоятельной областью архитектурной деятельности, но и важным направлением в развитии культуры».1 Реставрация как метод восстановления памятников материальной культуры сформировалась в процессе становления аналитического метода исследования таких отраслей науки как антропология, этнография, филология, археология, искусствознание и других исторических дисциплин. Исследовательский метод данных отраслей науки был связан с реконструкцией памятников, явлений и процессов культуры прошлого.
В своем развитии реставрация прошла два этапа: изначально она определялась археологической наукой, затем – охраной памятников, став при этом одной из отраслей этой дисциплины. Следует отметить, что на первом этапе своего развития реставрация была ориентирована на формальные приемы реконструкции памятников. Это проявилось в так называемом методе археологической реконструкции, «восстановлении прежнего вида произведения искусства с точки зрения его формы (композиции, иконографии)»2.
Дело охраны исторических памятников и их реставрации как определенная система осознанных и целенаправленных мер, требующих сугубо профессионального к ним отношения, зародилась 150 – 200 лет назад. Сначала это произошло в странах Западной Европы, а затем и в России. Однако это вовсе не значит, что о необходимости сохранения и обновления памятников старины в более ранние времена не шло речи. Но именно во второй половине 18 – первой половине 19 веков, когда в обществе начало формироваться «историческое сознание», свойственное и современному восприятию, возрастает интерес к «древностям». В этот период меры по сохранению и возрождению памятников приобретают самостоятельный профессиональный статус и продолжают развиваться во второй половине 19 – начале 20 веков.
Постепенно реставрация отделяется от археологической науки. Ее новой ведущей функцией становится деятельность в сфере охраны памятников. Важными составными частями реставрационной науки в 19 веке стали: консервация, раскрытие и хранение, а в основу метода были положены аналитическое исследование, консервация, хранение, наблюдение и фиксирование. Таким образом, к началу 20 века постепенно формируется научный метод реставрации, при котором остается все меньше места произвольным решениям. Понимание историко-мемориального и художественного значения памятника дополняется осознанием его научной ценности и значением его как материального научного документа истории. Понятие «сохранение памятников старины» начинает выходить за рамки одного конкретного здания и расширяется до размеров необходимого окружения. Таким образом, в дореволюционной России был накоплен весьма ценный опыт, позволивший «заложить прочный фундамент успешному развитию искусства реставрации в дальнейшем»3.
Цель данной работы – рассмотреть историю охраны и реставрации объектов культурного наследия в России в первой половине 19 века, выявив характерные для этого периода представления о памятниках и принципы отношения к культурному наследию.
Актуальность темы данного исследования определяется значением данного периода для формирования российской реставрационной науки. Как отмечают авторы сборника «Памятники архитектуры в дореволюционной России»: «Первую половину 19 века можно считать уже периодом зарождения на русской почве собственно реставрации».4 Учитывая возрастающий интерес широкой общественности к проблеме сохранения памятников, размах реставрационных работ и напряженность противоречивых тенденций в развитии принципов и методов реставрации, автор считает необходимым обратиться к истокам реставрации для понимания происходящих в ней процессов.
В связи с обозначенной целью в исследовании автором ставятся следующие задачи:
- охарактеризовать основные этапы становление архитектурной реставрации в России в первой половине 19 века;
- описать практику реставрационных работ в России в первой половине 19 века.
Поставленные цели и задачи определили структуру работы, которая состоит из введения, двух параграфов, заключения и библиографии. Данная работа основана на изучении литературных источников, посвященных рассматриваемому вопросу.
Труды, посвященные изучению и истории развития реставрационной науки в дореволюционной России, публиковались неоднократно. Однако изученность реставрации в России оставляет желать лучшего.
Большую помощь в написании работы оказали авторефераты диссертаций, посвященные тем или иным проблемам реставрации в дореволюционной России. Так, например, в работе В.В. Зверева рассматривается происхождение и развитие научных принципов реставрации и охраны памятников в 18 – начале 20 века. Диссертация Л.Г. Ганзенко посвящена истории реставрации древнерусской монументальной живописи на Украине, а труд А.Б. Алешина – развитию русской школы реставрации станковой масляной живописи. В дальнейшем изучение этой проблемы было продолжено в монографии, изданной в 1989 году.
Истории реставрации уделяется внимание и в литературе, посвященной современным проблемам реставрации памятников архитектуры. Здесь показывается, как на протяжении веков изменение к памятникам обуславливало изменение задач по формированию облика сохраненных культурных ценностей.
В последние годы интерес к истории реставрации лишь возрастает. В 2002 году была опубликована монография авторского коллектива в составе А.Л. Баталова, Т.Н. Вятчаниной и И.И. Комаровой «Памятники архитектуры в дореволюционной России Очерки истории архитектурной реставрации». В этой книге собран обширный, ранее не публиковавшийся материал по дореволюционной практике реставрации памятников архитектуры. Здесь обрисованы сложные процессы эволюции отношения к архитектурному наследию и, как следствие, изменения подхода к решению реставрационных проблем. Вопросы охраны и реставрации памятников рассмотрены во взаимосвязи с общекультурной ситуацией, с тем, как в тот или иной период складывалось отношение к прошлому, как понималась проблема преемственности.
Несколькими годами ранее, в 1997 году, вышел в свет сборник документов «Сохранение памятников церковной старины в России в 18 – начале 20 века», подготовленный сотрудниками отдела теоретических проблем ГосНИИ реставрации Министерства культуры Российской Федерации. В него вошли 218 законодательных и нормативно-правовых актов, регулирующих взаимоотношения русской православной церкви и государства в соблюдении сохранения памятников церковной старины и искусство в России в указанный период.
Еще раньше – 1993 году – было выпущено учебно-методическое пособие одного из преподавателей Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры В.Г. Лисовского. Пособие освещает некоторые малоизвестные и недостаточно изученные страницы истории становления и развития дела охраны и реставрации памятников зодчества в дореволюционной России. Особое внимание обращено на раскрытие роли Петербургской Академии художеств в этом процессе. Мероприятия, направленные на исследование древнего зодчества, рассматриваются в тесной связи с «национально-романтическими» тенденциями в развитии русской архитектуры 19 – начала 20 веков. Приводятся данные о работах художников и архитекторов-исследователей на реставрации памятников, в т.ч. Ф.Г. Солнцева, Н.Е. Ефимова, Ф.Ф. Рихтера и других.
Глава 1. Особенности охраны памятников истории
рубежа 19-20 веков.
Уже к 20-м гг. ХIХ в. указы по охране культурных ценностей приобретают целенаправленный характер. Фактически уже можно говорить о систематизированном подходе к сохранению национального достояния.
В целом, в первой половине XIX в. данные вопросы находились в ведении министерства внутренних дел и народного просвещения, а также Сената.
В 1859 г. была учреждена Императорская Археологическая Комиссия (ИАК), создан первый официальный орган, которому поручалось производить раскопки, приобретать находки, сделанные частными лицами.
Отчеты Комиссии, издаваемые с 1860 г., и другие издания получили европейскую известность.
В 1863 г. МВД выступило с предложением о привлечении губернских и областных статистических комитетов к участию в сборе сведений о памятниках древности, поскольку состав Археологической Комиссии был незначительным, а ее члены, главным образом, были заняты производством археологических раскопок и описанием открываемых предметов древности.
Вышеназванные комитеты
В таком положении вопрос об охране культурных ценностей в России находился до тех пор, пока в Москве в 1864 г. не открылось Археологическое общество (МАО). Перед открытием Общества на заседании 3 ноября 1864 г. А.С. Уваров отмечал: «Не только мы, но и наши предки не умели ценить важность родных памятников, и без всякого сознания, с полным равнодушием, безобразно исправляя старинные здания или восстанавливая их заново, они не понимали, что каждый раз вырывали страницу из народной летописи».
В 1869 г. в Москве начал работу I археологический съезд. Там было признано, что вопрос о сохранении памятников древности требует немедленного, безотлагательного решения. Его разработка была поручена специальной Комиссии, составленной из членов Московского и Петербургского археологических обществ.
Уничтожение многих ценных и редких памятников древности, искажение некоторых из них и равнодушие местной администрации к их сохранению требовали принятия решительных мер по охране уцелевших остатков старины.
Под давлением научной общественности вновь вернулись к вопросу о подготовке проекта закона. А.С. Уваров обратился к министру народного просвещения Д.А. Толстому с просьбой ходатайствовать о возможности взять под покровительство «его императорского высочества государя наследника» Комиссию, что было бы благоприятно для ведения дела и сохранения для науки памятников старины. 26 мая 1876 г. Д.А. Толстой доложил Александру II об учреждении при Министерстве народного просвещения по указанию Сената Особой Комиссии «по обсуждению предложений о мерах к сохранению памятников древности». В образованную Особую межведомственную комиссию под председательством статс-секретаря, товарища министра внутренних дел А.Б. Лобанова-Ростовского вошли по одному представителю от Академии наук, Академии Художеств, Императорской Археологической Комиссии, Синода, а также от всех археологических обществ. Александр II дал согласие на ее создание. Открыв заседание в ноябре 1876 г., Комиссия выразила единодушное убеждение в необходимости принять решительные меры к охранению древних памятников, были выявлены факты грубого невежества и посягательства на памятники искусства и старины.
Предложения Комиссии в 1876 г. закреплены законом не были. Фактически единственный раз за всю дореволюционную историю России для обсуждения вопросов охраны памятников была создана представительная комиссия, состоящая только из специалистов. Основными своими задачами комиссия считала составление свода памятников; проведение экспедиций для их выявления, обследования, изучения; тщательный надзор за всеми памятниками старины, которые сохранились в империи.
Но попытка создать государственную систему охраны памятников потерпела крах в тот момент, когда она уже практически была готова к реализации. Как всегда на охрану национального достояния не нашлось денег. Возможно, причиной неудачи стала начавшаяся русско-турецкая война.
Потребность в подготовке закона по охране памятников все более ощущалась.
Памятники старины продолжали гибнуть. Этому не смогло помешать ни создание в 1890 г. при МАО Особой Комиссии по сохранению древних памятников, в которую вошли такие видные специалисты как В.Е. Румянцев, К.М. Быковский, И.Е. Забелин, А.А. Мартынов,5 ни новое определение Синода 1894 г. о необходимости выполнять указ о порядке реставрации памятников древности (церквей и монастырей),6 ни циркуляр МВД от 10 ноября 1894 г. губернаторам с подтверждением распоряжения об обязательном доставлении археологических находок в ИАК,7 ни обращение председателя ИАК графа А.А. Бобринского в МВД от 4 марта 1898 г. с предложением о создании при МВД Комиссии (из представителей заинтересованных ведомств и археологических обществ) для выработки положения об охране памятников старины.
Итак, необходимость в принятии закона по охране культурных ценностей с каждым годом ощущалась все острее. Перелом наметился на рубеже XIX - XX вв. Учитывая бесплодность прежних попыток ограничиться в этом отношении приведением «в полную известность древних памятников» и, признавая, что «вопрос об охране их все еще остается открытым», Археологическая Комиссия в 1898 г. предложила образовать при Министерстве внутренних дел Особую комиссию из представителей заинтересованных в этом деле ведомств и археологических обществ, которая окончательно выработала бы проект положения по настоящему делу. Однако, несмотря на очевидную актуальность и важность, эта идея в данный период реального воплощения так и не получила.
Определяющей чертой культурно-общественной жизни пореформенной России стал широкий демократический подъем, выразившийся, в частности, в росте общественной активности. Одним из проявлений общественной инициативы было земско-либеральное движение. Важнейшим компонентом этого движения стала общественно-просветительская работа, направленная на популяризацию научных знаний среди рабочих, крестьян, ремесленников и т.д. В этом интеллигенция видела один из главных путей просвещения и образования народа. Это общественное явление принимало разнообразные формы: чтение лекций, издание научно-популярной литературы, организация библиотек, выставок, музеев.10 Последние удовлетворяли интерес общественности к изучению природных богатств различных районов, к истории материальной культуры, к архитектуре, художественным и историко-бытовым памятникам.