История охраны памятников в XIX веке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июля 2014 в 10:28, реферат

Краткое описание

Актуальность темы данного исследования определяется значением данного периода для формирования российской реставрационной науки. Как отмечают авторы сборника «Памятники архитектуры в дореволюционной России»: «Первую половину 19 века можно считать уже периодом зарождения на русской почве собственно реставрации».4 Учитывая возрастающий интерес широкой общественности к проблеме сохранения памятников, размах реставрационных работ и напряженность противоречивых тенденций в развитии принципов и методов реставрации, автор считает необходимым обратиться к истокам реставрации для понимания происходящих в ней процессов.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..…3
Глава 1. Особенности охраны памятников истории рубежа 19-20 веков….…6
Глава 2. Развитие отечественного законодательства по охране памятников древностей в первой половине XIX столетия…………………...11
Глава 3. Формирование государственной системы охраны памятников во второй четверти XIX века……………………………………………………….18
Заключение ……………………………………………………………………....22
Список источников и литературы ……………………………………………...25

Вложенные файлы: 1 файл

реферат охрана памятников в 19 в..doc

— 139.00 Кб (Скачать файл)

Исследователями отмечается, что уже в 18 веке различали реставрацию художественную и реставрацию по «механической части». Художественная реставрация включала в себя все восстановительные операции прежнего вида произведения искусства. Реставрация по механической части или, пользуясь современной терминологией, – техническая реставрация была направлена на технологическое решение проблемы. Художественная и техническая реставрация в рамках археологической науки соотносились между собой так, как работа архитектора и строителя, как творческая и исполнительская с безусловным приоритетом творческой работы. Следует подчеркнуть, что теоретические концепции формулировались по отношению к художественной реставрации.

Техническая сторона реставрации представлялась второстепенной, в значительной степени осознавалась как ремонт, проведенный по определенным правилам археологической реконструкции. Реставрация как единая проблема в ее теоретических и технических аспектах выявилась на более поздней стадии развития реставрационного дела.13

Формальные приемы реконструкции памятников по их остаткам складывались вместе с эстетическим освоением архитектурного наследия античности и эпохи Возрождения. Первое знакомство русской общественности с античными теориями архитектуры относится к началу 18 века. Уже в 1709 году в России был издан трактат Виньолы «Правило о пяти чинах архитектуры» на русском языке, переиздававшийся позднее несколько раз.

Основываясь на теории архитектурных стилей и постигая конструктивную логику ордерных систем, пространственные закономерности построения целого, пропорционирование частей, используя симметрию и аналогию деталей, разрабатывались формальные приемы восстановления памятников в их прежнем виде.

Зарождению теоретических проблем реставрации способствовало освоение русскими зодчими новых приемов проектирования, основанных на усовершенствованном чертеже. Собственно чертеж лег в основу графической реставрации, а позднее он стал основой реставрационной документации.

Приемы реставрации памятников изобразительного искусства и быта классической древности разрабатывалась в рамках реализации учебных и творческих программ Петербургской Академии художеств в конце 18 – начале 19 веков. Так президент Академии художеств А.Н. Оленин предполагал создать полное собрание гипсовых слепков древнегреческой и римской пластики, монет, медалей, а также гражданских и военных костюмов греков, римлян и «других знаменитых народов древности». Способом решения этой задачи было археологическое восстановление целого ряда памятников по их остаткам.

Суть археологического метода реставрации наиболее ярко была выражена А.Н. Олениным в 1831 году по отношению к восстановлению греческих и римских воинских костюмов и доспехов. По мнению Оленина, восстановленные костюмы «должны быть самыми ближайшими подражениями подлинникам, которые до нас дошли посредством Ваятельных и Живописных произведений древних, особенно же на так называемых этрусских вазах и некоторых настоящих остатках убранств, оружий и скарба древних Египтян, Ассириян или Персов, Греков, Римлян и Скифов, найденных в их гробницах и в развалинах городов их и зданий». Предполагалось, что сделанные образцы должны быть «самые верные подражания настоящим предметам в их формах, покрое, веществе и наружном виде».14

Одновременно шло формирование приемов реконструкции памятников отечественной древности. Впервые они возникли в исторической науке 18 века в связи с разработкой метода критического анализа древних памятников, представленных письменными источника. Одним из первых в России, кто дал образцы научной критики источников, был А.М. Шлейцер.

Характерно, что в дальнейшем археологический метод реставрации будет строиться на «исследовании материального остатка в сочетании с исторической и филологической критикой письменных свидетельств древних авторов» 15. Таким, например, был метод работы по восстановлению памятников древнерусского искусства А.Н. Оленина и Ф.Г. Солнцева.

Таково было общее направление складывания реставрации как прикладной дисциплины внутри археологической науки конца 18 – первой половины 19 веков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1. Алешин А.Б. Развитие русской школы реставрации станковой масляной живописи (18 – начало 20 века). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. – Л., 1978.

2. Алешин А.Б. Реставрация станковой масляной живописи в России. Развитие принципов и методов. – Л.: Художник РСФСР, 1989.

3. Баталов А.Л., Вятчанина Т.Н., Комарова И.И. Памятники архитектуры в дореволюционной России Очерки истории архитектурной реставрации. – М.: Терра, 2002.

4. Ганзенко Л.Г. История реставрации древнерусской монументальной живописи на Украине 17 – 19 веков (Киев). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. – Л., 1990.

5. Зверев В.В. Формирование теории и практики охраны и реставрации художественных памятников в дореволюционной России. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. – М.,

6. Кричко В.А. Архитектурные современники из прошлого. – М.: Стройиздат,

7. История политических партий  России./Под ред. Зевелева А.И. -М.:Высш.шк.,1994.

8. История России с древнейших  времен до конца XX века: Учебное пособие для студентов вузов. – 5-е изд., стереотипное – М.: Дрофа, 2004. – 656 с;

9. История России ХХ в. Справочные  материалы./Данилов А.А. - М.,1996.

10. История России в 2-х т.: Учеб. пособие для вузов / М.М. Горинов, А.А. Горский, А.А. Данилов; Под ред. А.А. Данилова. - М. : ВЛАДОС, 1998, Т.1. 

11. История России под общей ред. Рыбкина А.А., Саратов, 1997 – 215 с;

12. Крушение помещичьих и буржуазных  партий в России (начало ХХ  века 1920 год)./Спирин Л.М. - М.,1977.

13. Михайлова Н.В. Отечественная  история. Учебное пособие. Гриф МВД. М. «Щит-М», 2003. 165 с.;

14. Михайлова Н.В. Познание истории – ключ к прошлому, настоящему и будущему. Пособие для студентов юридических вузов. М. «Щит-М», 2003. 217 с.;

 


Информация о работе История охраны памятников в XIX веке