Конструктивные и декоративные элементы русского зодчества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2014 в 23:27, реферат

Краткое описание

Деревянное зодчество занимает исключительное положение в русской архитектуре: оно достигло высокого совершенства и оказало на нее значительное влияние. Являясь основным и доступным строительным материалом, дерево давало возможность возводить прекрасные по своим художественным качествам сооружения. Поэтому знакомство с лучшими памятниками деревянного зодчества представляет огромный интерес для изучения русской материальной культуры в целом.
В период образования единого русского государства, в связи со строительством крупных общественных зданий – церквей, острогов, крепостей – плотничное ремесло получило широкое распространение на всем русском Севере. Особенно выделялись своим искусством мастера Великого Новгорода, не случайно в XI веке киевляне называли их плотниками: «а вы плотнице суще, а поставим вы хором рубите нашим» (Ипатьевская летопись 1016 года)1.

Содержание

Введение………………………………………...………………………………...3
Глава 1. Жилище…………………………………..…………………………..…7
Глава 1.1. Декоративные украшения дома……………………….……………..9
Глава 2. Хоромные сооружения………………………………………………..11
Глава 2.1. Хозяйственно-производственные сооружения……………………11
Глава 2.2. Крепостные сооружения………………………………………..…..12
Глава 3. Культовое зодчество…………………………………………...……..14
Заключения и вывод…………………………………………………………...18
Список использованной литературы………………………………………..20

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат Конструктивные и декоративные элементы русского зодчества.docx

— 2.53 Мб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФБГОУ ВПО

Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю. А.

САДИ

Кафедра «Дизайн архитектурной среды»

 

 

 

Реферат

По дисциплине: «Реставрация интерьеров исторических зданий»

Тема: «Конструктивные и декоративные элементы русского зодчества»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил ст-т гр. ДАС-52

Шапова Т. А.

Проверила: Щепащенко Н. С.

 

 

 

 

 

 

 

г. Саратов 2014 г.

Содержание

Введение………………………………………...………………………………...3

Глава 1. Жилище…………………………………..…………………………..…7

Глава 1.1. Декоративные украшения дома……………………….……………..9

Глава 2. Хоромные сооружения………………………………………………..11

Глава 2.1. Хозяйственно-производственные сооружения……………………11

Глава 2.2. Крепостные сооружения………………………………………..…..12

Глава 3. Культовое зодчество…………………………………………...……..14

Заключения и вывод…………………………………………………………...18

Список использованной литературы………………………………………..20

Приложение……………………………………………………………………..21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Деревянное зодчество занимает исключительное положение в русской архитектуре: оно достигло высокого совершенства и оказало на нее значительное влияние. Являясь основным и доступным строительным материалом, дерево давало возможность возводить прекрасные по своим художественным качествам сооружения. Поэтому знакомство с лучшими памятниками деревянного зодчества представляет огромный интерес для изучения русской материальной культуры в целом.

В период образования единого русского государства, в связи со строительством крупных общественных зданий – церквей, острогов, крепостей – плотничное ремесло получило широкое распространение на всем русском Севере. Особенно выделялись своим искусством мастера Великого Новгорода, не случайно в XI веке киевляне называли их плотниками: «а вы плотнице суще, а поставим вы хором рубите нашим» (Ипатьевская летопись 1016 года)1.

Из старинных «рядных записей» известно, что в древние времена деревянным строительством занимались специальные артели плотников, ими руководили опытные талантливые мастера, чьи имена иногда включались в тексты надписей на выстроенных ими зданиях. Они нередко возводили очень сложные в композиционном и конструктивном отношении общественные сооружения, опираясь на опыт и прекрасное знание свойств древесины.

На Руси, в стране бескрайних лесов, где дерево было самым доступным материалом, топор был главным инструментом. В руках народных мастеров он становился резцом художника. Помимо топора в строительстве широко использовались скобели, тесла, струги, рубанки, резцы, просеки, долота, сверла, наугольники, циркули, аршинки. Естественно, что такой широкий ассортимент инструментов значительно облегчал труд плотника и убыстрял сроки строительства.

Материалом для строительства в основном служили хвойные породы: сосна и ель, а также вяз, осина и реже лиственница и дуб.

Строевой лес применялся в виде бревен, круглых или окантованных балок, пластин, досок, брусков. Любопытно отметить, что в старину доски, или, как их иногда называли, тесницы, делались вручную из бревен, которые с помощью клиньев и молота раскалывались на плахи, а из них приготовлялись доски. Из одного бревна в лучшем случае получалось две тесницы (доски).

Древние славяне проявляли изобретательность в рационализации деревянного строительства – так, в древности основной конструктивной формой сооружения являлся сруб, собранный из горизонтально положенных бревен-венцов, которые по углам связывались врубками с небольшими выпусками – «в обло» и без выпусков – «в лапу». Это были наиболее распространенные врубки, но кроме них имелись и другие – «в крюк», «в охряпку», «в погон», «в иглу». Все они менялись в зависимости от типа сооружения и конфигурации плана, например – врубка «в обло» широко использовалась почти во всех постройках, а врубка «в лапу» охватывала лишь определенные части здания – алтарные прирубы, небольшие восьмерики звонниц, срубики крылец, подпечные основания и т.д.2

Срубы, подготовленные для эксплуатации, назывались клетьми. Они делались в плане квадратной или прямоугольной формы, ограниченной принятым размером бревна, и только в отдельных случаях, главным образом в общественных зданиях, имели многогранную форму в виде восьмигранника и реже – шестигранника. Клети ставились прямо на землю, только на углах подкладывались валуны.

Клеть, собранная обычно из сырого материала, выдерживалась в течение какого-то срока для осадки венцов, затем перебиралась, а пазы прокладывались мхом, что обеспечивало максимальную монолитность.

Перекрытия делались главным образом плоскими и разделялись на теплые и холодные: жилые дома и «теплые» церкви имели утепленные полы и потолки, а холодные церкви, хозяйственные постройки, крепостные башни – однорядные перекрытия. В ряде случаев в жилых домах и церковных зданиях устраивались трапециевидные и сводчатые потолки в зависимости от формы помещения.

Клети обычно покрывались высокими двускатными крышами, устройство которых было вызвано своеобразными природными условиями России. Крыши в сооружениях гражданского назначения выполняли в основном утилитарную функцию защиты помещения от внешних атмосферных воздействий и подразделялись на самцовые и стропильные. Древние мастера, прекрасно знавшие свойства древесины, решали сложные по тому времени задачи, – так, большого мастерства требовало устройство безгвоздевой крыши на самцах3.

Эта самцовая крыша делалась в слегах, врубленных в бревенчатые фронтоны. В эти слеги врубались крючкообразные жерди, называемые «курицами», нижние концы которых обрабатывались в виде своеобразных фигур. На их загнутые концы укладывались специальные брусья прямоугольного или желобообразного сечения, называемые в первом случае «потоками», а во втором – «водотечниками», концы которых украшались резьбой.

В пазы заводились нижние концы кровельных досок, которые на коньке закреплялись мощным корытообразным бревном, называемым «охлупнем», или же «шеломом». Его конец, выходящий на фасад, также обрабатывался резьбой, либо в виде простой геометрической фигуры, либо в виде головы птицы, животного.

Торцы слег, выходящие на фасад, украшались резными «причелинами». Кровельным покрытием служили обычно тесницы.

Описанная конструкция безгвоздевой крыши получила широкое распространение по всему русскому Северу и даже оказала влияние на устройство крыш соседних народов.

В церковном же зодчестве покрытие, помимо утилитарной, имело и эстетическую функцию. Известный знаток русской старины XIX века И.Забелин отмечал, что крыши издавна являлись главным элементом всякой архитектурной композиции: «по понятиям древности первая красота здания заключается в его покрытии, в его кровле»4.

Церковная архитектура, в зависимости от сложности объема, имела самые разнообразные покрытия – ярусные, многоглавые. Усложненность композиции завершений церковных зданий диктовала оригинальность решения конструкции покрытий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Жилище.

Жилища составляли большую часть всех сельских сооружений, и поэтому вполне естественно, что формы жилья имели решающее значение в сложении и формировании народного зодчества.

Описания древних историков, остатки обнаруженных при раскопках жилых построек, а также сохранившиеся дома конца XVIII – начала XIX века свидетельствуют о том, что основное помещение – жилая ячейка (клеть) – не претерпело существенных изменений. Если оно предназначалось для жилья и имело печь, то называлось избой. Русский тип избы с печью, стоящей в углу, сохранился с древнейших времен до наших дней, приобретая в различных местах индивидуальные особенности.

Пройдя длинный и сложный путь развития от примитивных свайных построек, полуземлянок и шалашей, русское жилище получает окончательно устоявшиеся формы, обусловленные не столько социальными условиями, сколько местными особенностями: климатом, географическим положением, национальным укладом. Так, например, русское жилье с открытым двором в северных районах объединилось в одно целое с двором и поднялось высоко над землей. Северный тип дома – дом-усадьба – имеет широкое распространение на русском Севере, начиная с бассейна верхней Волги, проходит в Вологодской, Архангельской областях, Коми АССР и Карельской АССР и в некоторых восточных районах Финляндии5.

Дальнейшая эволюция русского жилища продолжалась в виде создания более усовершенствованных типов – пятистенок и шестистенок – и расширения жилых помещений путем устройства горниц, летних комнат, светелок, кладовок, увеличения размеров дворов.

Возведение домов сопровождалось разнообразием функциональных и композиционных решений и вместе с тем – устойчивостью определенных типов. Несмотря на типовые различия общая структура была везде одинакова, например, в нижней части северной избы, «подклете»6 – хранились хозяйственные предметы, инвентарь, продукты, а иногда содержался мелкий скот. В верхней части дома находились жилые помещения, количество которых определялось типом дома: изба, сени, боковушка, кладовые. Иногда на чердаке устраивалось дополнительное помещение, называемое светелкой. Примыкающая к задней стене дворовая часть делилась, как и жилая, на два яруса, при этом в нижней части размещались клети для скота, а верхняя служила сараем, в который с улицы вел особый пандусообразный въезд. Наряду с наиболее распространенными избами на подклетах на Севере в Средней России воздвигались дома на низких подклетах. Эти сооружения повторяли планировку изб древнего типа, подклет при этом служил для сохранения тепла. Обычно такие дома сооружались в Московской, Владимирской, Рязанской, Саратовской и других областях.

Народное зодчество Севера является своеобразнейшей ветвью русской архитектуры, сохранившей черты древнерусского деревянного зодчества. Удаленность северных территорий от торговых дорог и культурных центров обеспечила длительное сохранение архаичных форм жилья. К ним в первую очередь относятся так называемые курные избы, которые отапливались беструбными печами. Дым поднимался к потолку и выходил в специальное отверстие в виде оконца в стене. Оно закрывалось особой задвижкой и называлось «волоковым». Позднее дым стал выходить через отверстие в потолке – деревянный дымоход, который на крыше завершался резным «дымарем». Курные избы в настоящее время встречаются довольно редко и только в отдаленных глухих местах…

Обладая высокими конструктивными и художественными достоинствами, идущими от древнего мастерства искусных плотников, русская изба совершенствовалась и развивалась по нескольким направлениям, в результате чего сложилось несколько устойчивых типов домов-усадеб, характерных для всех восточнославянских областей: а) дома с двухрядной связью, перекрытые единой двускатной или реже двумя разделенными крышами (народное название «кошель»); б) дома с однорядной связью, где жилье, сени и двор, примыкая друг к другу по одной ширине здания, образовали сильно вытянутый прямоугольник (носят название «бруса»); в) дома с усложненной конфигурацией объема, где жилая и дворовая части образуют в плане Г- или Т-образную форму и перекрыты разноскатными крышами.

Жилые дома, построенные по первому типу, весьма разнообразны в решениях планов и композиций фасадов. Фасад жилой части декоративно насыщен и резко отличается от хозяйственной пристройки. Декоративные украшения дома (балконы, наличники окон, причелины, обходные галереи и другие элементы) выделяют жилую часть как основу композиции, построенную на контрасте со сдержанной, скупой обработкой поверхности сруба дворового прируба7.

 

Глава 1.1. Декоративные украшения дома.

Одна из особенностей русского народного жилища – устойчивость его основных типов, композиций фасадов и конструктивных приемов. Однако декоративные элементы – помочи, причелины, наличники окон, балконы, крыльца и другие детали в значительной степени были подвержены изменению художественных форм. Это приводило к большому разнообразию декоративных приемов и придавало крестьянским домам индивидуальные черты. Декоративные формы не только в каждой области, но и в каждом районе давали большое число вариантов орнаментации, что придавало разнообразие архитектуре. Из поколения в поколение передавались традиции мастеров деревянного дела, совершенствовались и уточнялись приемы художественной обработки дерева. Неповторимые образцы резьбы по дереву дали русский Чевер и Среднее Поволжье. Северная резьба с ее несложным орнаментом из косых и прямых линий, ромбов, розеток, выемок продолжала традиции древнего Новгорода. Крупнейшим центром художественной обработки дерева было Поволжье. Именно здесь развивалась известная «корабельная» резьба, которая поначалу исполнялась на волжских судах, а затем вошла в архитектуру жилища, украсив фасады жилых домов, ворот, столбов, предметы быта. Точно вышивки, распространялись по фасаду затейливые узоры с изображением вьющихся растений, фантастических птиц, русалок, львов, человеческих фигур.

Декоративные украшения располагались в строго отведенных им местах на фасаде дома и подразделялись на определенные виды: а) конструктивно-декоративные – кронштейны (помочи), потоки, шеломы, курицы, бруски-связи; б) декоративные – причелины, полотенца, наличники окон, балконы; в) функционально-декоративные – крыльца, ворота, галереи-гульбища8.

Информация о работе Конструктивные и декоративные элементы русского зодчества