Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2014 в 23:27, реферат
Деревянное зодчество занимает исключительное положение в русской архитектуре: оно достигло высокого совершенства и оказало на нее значительное влияние. Являясь основным и доступным строительным материалом, дерево давало возможность возводить прекрасные по своим художественным качествам сооружения. Поэтому знакомство с лучшими памятниками деревянного зодчества представляет огромный интерес для изучения русской материальной культуры в целом.
В период образования единого русского государства, в связи со строительством крупных общественных зданий – церквей, острогов, крепостей – плотничное ремесло получило широкое распространение на всем русском Севере. Особенно выделялись своим искусством мастера Великого Новгорода, не случайно в XI веке киевляне называли их плотниками: «а вы плотнице суще, а поставим вы хором рубите нашим» (Ипатьевская летопись 1016 года)1.
Введение………………………………………...………………………………...3
Глава 1. Жилище…………………………………..…………………………..…7
Глава 1.1. Декоративные украшения дома……………………….……………..9
Глава 2. Хоромные сооружения………………………………………………..11
Глава 2.1. Хозяйственно-производственные сооружения……………………11
Глава 2.2. Крепостные сооружения………………………………………..…..12
Глава 3. Культовое зодчество…………………………………………...……..14
Заключения и вывод…………………………………………………………...18
Список использованной литературы………………………………………..20
Глава 2. Хоромные сооружения.
Старые русские летописи повествуют о строительстве больших и богатых хором на территории Древней Руси, однако судить об их архитектуре ввиду отсутствия наглядных изображений невозможно. Мы имеем только сведения о хоромах XV–XVII веков, по которым есть графические материалы, дошедшие до нас в виде чертежей, рисунков и подробных описаний9.
Поэтому довольно полное представление мы можем иметь о хоромах Строгановых в Сольвычегодске и особенно о дворце в селе Коломенском под Москвой.
Глава 2.1. Хозяйственно-производственные сооружения.
Отдельно стоящие постройки предназначались для хранения запасов продовольствия и инвентаря, производства сельскохозяйственных продуктов. Это – амбары, бани, риги и мельницы.
Амбары – простейшие срубные постройки, где крестьяне хранили запасы зерна, рыбы, мяса, охотничьи и рыболовные принадлежности, домашнюю утварь. Амбары подразделялись на однокамерные, двухкамерные и реже трехкамерные и двухъярусные. К числу однокамерных амбаров относятся простые четырехстенки10, стоящие на земле или на ножках.
Если амбары в Архангельской области ставились у домов или же группировались у въездов в селение, то расположение амбаров в районе Карельской АССР, и в частности в Заонежье, было совсем иным. Ввиду изобилия водных пространств – озер и рек, служивших основными транспортными артериями между отдельными селениями, жители для удобства погрузки и разгрузки сооружали амбары либо прямо на берегу, либо над водой – одна сторона сруба упиралась в берег, а другая стояла на столбах над водой…
Многообразие вариантов архитектуры амбаров объяснялось не только мастерством плотников, но и зависело от зажиточности его владельцев.
Бани на территории русских поселений появились с давних времен и получили повсюду широкое распространение. Архитектура и техническое устройство древних бань нам неизвестны, но следует полагать, что эти бытовые постройки мало изменялись в силу специфичности своего назначения.
Мельницы являлись одним из древних и оригинальных произведений народной архитектуры. Широкое распространение мельниц в Древней Руси подтверждается рядом иконографических материалов XVII–XVIII веков (рисунки Мейерберга, изображения на старых иконах). Ветряные мельницы в большом числе были распространены в XIX–XX веках в Новгородской, Костромской, Владимирской областях.
Глава 2.2. Крепостные сооружения.
Строительство крепостных сооружений относилось к одной из традиционнейших ветвей древнерусского деревянного зодчества. Обычно они возводились вокруг поселений, имевших оборонно-стратегическое значение для определенной территории.
Наряду со строительством оборонительных крепостей многие крупные монастыри также воздвигали прочные стены и башни, близкие по архитектуре и конструкции крепостным постройкам.
В северной части России почти не сохранилось деревянных крепостных сооружений. Исключением может служить надвратная башня Николо-Карельского монастыря (XVIII век) Приморского района Архангельской области, перевезенная в Государственный историко-архитектурный музей-заповедник «Коломенское» в Москве11.
Однако изображения древнерусских крепостных сооружений – башен, стен – можно видеть на рисунках художников – иностранцев XVII века (Олеария, Мейерберга, Герберштейна). Несколько старых крепостей, представляющих собой главным образом фрагментные остатки в виде башен и части стен, сохранилось в Сибири. Одним из блестящих памятников крепостного строительства является Якутский острог (1683 год), построенный воеводой Иваном Преклонным. Не менее интересны и другие остатки крепостного строительства в Сибири, к которым относятся остроги Климский, Братский и Бельский (XVII век).
В суровой архитектуре деревянных крепостей отражались многовековые строительные традиции восточных славян, создавших замечательные по красоте произведения крепостной архитектуры, доведя при этом использование дерева до высокого совершенства.
Глава 3. Культовое зодчество.
Наивысшего расцвета русское деревянное зодчество достигло в церковном строительстве, где зодчие имели большие строительные возможности.
Человеку присуще чувство красоты, и если при возведении простой избы мастера-плотники стремились как можно красивее ее украсить, то при создании храма они получали более широкое поле для художественных поисков и создавали великолепные произведения искусства.
Выразительность церковной архитектуры достигалась не столько декоративными приемами, сколько пропорциональными соотношениями объемов и их частей, тесной связью с окружающим пейзажем. Обычно церкви воздвигались одиночно или же в ансамбле, при этом места выбирались с расчетом на хорошее обозрение не только с близкого, но и с дальнего расстояния. Если церковь сооружалась в селе, то для нее отводилась главная площадь селения, если же это был погост, то ее обычно ставили на эффектном живописном берегу озера, реки или по соседству с лесным массивом.
В основе плана деревянных церковных зданий заложены определенные геометрические формы, зависящие от строительных свойств дерева, – это квадрат, прямоугольник, восьмигранник, реже шестигранник. Геометрические формы, увенчанные высокими кровлями, создавали своеобразные объемы, которые в течение веков свелись к определенным типам, ставшим основой для появления клетских, ярусных и многоглавых церквей12.
Основой их оставалась простая клеть, покрытая двускатной крышей. Когда эту крышу венчали главкой, то возникало простейшее культовое здание – часовня. Такого рода часовни в большом количестве разбросаны по всему Северу. Их эволюция привела к возникновению новых типов с их разновидностями: часовни со встроенной звонницей и часовни, объединенной с колокольней…
Нередко на фасадах устанавливались галерейки-гульбища – крыльца. Такие часовни, варьируясь по районам, получили большое распространение…
В некоторых районах Севера зодчие в поисках большей монументальности усложняли силуэт часовни, объединяя ее с колокольней. Таким образом, возник тип сооружения с доминирующей вертикалью, привлекавший к себе внимание с дальних расстояний…
Очень близки к типу часовен так называемые клетские церкви. Отличие состояло лишь в том, что с восточной стороны часовни, согласно требованиям канона, прирубался алтарь. Трапезная и притвор становились просторнее, а в некоторых случаях ставили еще и колокольню. Таким образом, в клетской церкви присутствовали все компоненты христианского культового сооружения.
Благодаря простой конфигурации и несложной конструктивной основе строительство клетских церквей было повсеместно распространено в Древней Руси, о чем красноречиво свидетельствуют многочисленные записи писцовых книг, храмозданных грамот с указами – строить церкви «древяна клетски». Их продолжали строить и после появления других типов церковных сооружений, при этом поиски новых форм выражались в завершениях, при соблюдении местных вкусов и традиций. Так, например, в Карелии клетские церкви ставились на низкие подклети и завершались невысокими крышами, в то время, как в Костромской, Вологодской, Владимирской областях такие церкви с устремленными вверх клиновидными крышами поражали своей высотой…
Шатровые церкви, так же как и клетские, были широко распространены по всей территории, где жили восточные славяне. Они начали строиться на Руси еще с глубокой древности. Мастер прекрасно чувствовал материал, понимал его пластические свойства. Строя, он старался простоту конструкций связать с художественной формой. Идеальным воплощением такого единства явилась шатровая церковь.
В середине XVII века патриарх Никон запретил строительство шатровых храмов, но зодчие, не желая отказываться от столь популярной конструкции, стали искать новые варианты, которые не только бы удовлетворяли вкусу народа, но и отвечали канонам церкви. В результате этих поисков появилось большое количество разнообразных завершений: восьмерик с четырьмя прирубами, восьмерик на четверике, шатры на крещатых бочках и другие13.
Рассмотренные типы возникли и развивались в определенных регионах Древней Руси: например, в Заонежье выработался специфический тип – «восьмерик на четверике с повалами», отличающийся от таких же типов соседних восточных районов; в Архангельской, Новгородской и Вологодской областях – «восьмерик до основания», «шатер на крещатом плане»; в северо-восточной части Архангельской области – в Мезенском и Пинежском районах – был изобретен тип «шатра на крещатых бочках»; в северо-западной части Архангельской области и восточной Карелии строились многошатровые храмы.
Основой композиции шатровых храмов всегда служил центральный объем в виде столпа, пропорции которого обычно строились на соотношении его частей: основания – башни и завершения – шатрового покрытия. При этом вся композиция столпа – ее основные членения были теснейшим образом связаны с конструктивной основой, создавая полное единство художественной и конструктивной формы.
Одним из древнейших памятников шатрового церковного зодчества является Никольская церковь в селе Лявля под Архангельском. построенная в 1585 году по типу «восьмерик до основания». Увенчанный высоким шатром, мощный восьмерик с прирубками – трапезной и алтарем, придает всему сооружению монументальность, а скромные декоративные детали – наличники окон, свесы крыш, лемех на бочках и шатре – наделяют его такой выразительностью, что нет необходимости в дополнительных декоративных деталях. Венчающий купол XVI века сохранил редкие архаичные конструктивные формы – рубку «в реж».
Со второй половины XVII века строятся церкви квадратные и реже восьмигранные в плане, столпы которых завершались так называемым «кубом». Такое покрытие, вызванное к жизни дальнейшими поисками зодчих, является безусловно самобытным элементом творчества русских зодчих. Завершение «кубов» отличалось большим разнообразием: это были одно-, пяти- и девятиглавые храмы, причем само покрытие носило декоративный характер и не имело конструктивного смысла, который был заложен в шатровых церквах. Этот тип церквей не нашел широкого распространения и встречался только на западе Архангельской области, в восточных районах Карелии.
Интересную группу представляют собой ярусные церкви, встречающиеся главным образом в средней полосе России. Основой их композиции служат уменьшающиеся, поставленные один на другой срубы. Наиболее распространен был тип церкви, где на четверик ставились два яруса восьмериков, верхний из которых завершался главкой. В других случаях на четверик водружали три уменьшавшихся кверху восьмерика. Одним из лучших памятников такого рода является Рождественская церковь (1552 год) из села Холмы Костромской области14.
Вершиной древнерусского деревянного зодчества стали многоглавые церкви. Русские плотники, передававшие строительный опыт из поколения в поколение, по-новому осмысливали уже освоенные формы и разрабатывали выразительнейшие в художественном и строительном отношении композиции…
Заключение и вывод.
Деревянная архитектура, безусловно, является древнейшим видом архитектуры на территории России. Самой главной областью применения дерева в качестве строительного материала стало русское национальное жилище, а также хозяйственные и прочие постройки. В культовом строительстве дерево активно вытеснялось камнем, вершин развития деревянная архитектура достигла на Русском Севере.
Деревянное зодчество для меня это в первую очередь очень домашнее и уютное зодчество, с резными наличниками, балясинами и коньками. Речь идет не только о избах, даже культовые постройки смотрятся более загадочными и душевными и, как ни странно, кажутся более близкими и родными, чем каменные храмы. Теплота дерева, резные формы, использование только натуральных материалов (отказ от гвоздей, как креплений) – вот настоящая вершина русского зодчества. Ведь настолько точная и кропотливая работа требует рук великих мастеров. Именно это и восхищает. Сохранение культурного наследия - одна из важных задач человечества. На территории России, подвергающейся в XX в. грандиозным потрясениям, эта задача стояла и стоит особенно остро - не только вороги, но и невежество, и недомыслие стоящих у власти поставили бытие самих памятников под угрозу утраты.
Памятники деревянного зодчества - весьма хрупкая часть историко-культурного наследия. Только полный список утрат - своеобразный мартиролог, включает сотни памятников. Все эти культовые постройки создавались в XVII-XVIII вв. Менее полутора веков понадобилось для расцвета этого вида построек. Другая часть памятников перевезена под музейную охрану, в музеи под открытым небом, наиболее известные из которых - Кижи и Малые Корелы. Десятки музеев деревянного зодчества возникли на территории Российской Федерации. Объекты деревянного зодчества были тщательно изучены на местах, разобраны по бревнышку с пометами их исконного местоположения, заменены в случаях надобности схожим материалом и вновь собраны на территориях музеев, занимающих площади в десятки и даже сотни гектаров.
Безусловно, они при этом потеряли связь с окружающим их некогда ландшафтом, рукотворным украшением которого они были. Но зато их сохранили от воздействия стихии и не менее опасных деяний людей, не ведающих, что творят. Вот в этом и состоит главная задача человечества – охранять и восстанавливать свое наследие.
Информация о работе Конструктивные и декоративные элементы русского зодчества