Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 16:13, контрольная работа
1. Общие вопросы проектирования промзданий. Виды промзданий. Подъемно-транспортное оборудование промзданий. Технологический процесс как основа объемно-планировочного решения.
3. Объемно-планировочные и конструктивные решения промзданий. Модульная система. Типизация, унификация и стандартизация. Универсальные промздания. Одноэтажные промышленные здания, особенности проектирования. Многоэтажные промздания. Здания с герметизированными помещениями. Технико-экономическая оценка решений.
Первые этажи многоэтажных зданий обычно отводят для производств, имеющих тяжелое и громоздкое оборудование или выделяющих агрессивные сточные воды, а верхние – для производств, выделяющих газовые вредности, или производств, опасных в пожарном отношении.
Для производств с горизонтальным и вертикальным технологическим процессом (например, многих химических предприятий) сооружают здания смешанной этажности.
Ряд производств по характеру технологического
процесса можно размещать как
в одноэтажных, так и в многоэтажных
зданиях (производства легкого машиностроения,
текстильные и пищевые
В зависимости от количества пролетов одноэтажные здания могут быть одно- и многопролетными. Под пролетом понимают производственный объем, ограниченный по периметру рядами колонн и перекрытый по однопролетной схеме. Расстояние между продольными рядами колонн называют шириной пролета.
По ширине пролетов здания принято считать мелкопролетными, если ширина пролетов не превышает 12 м, и крупнопролетными —при ширине пролетов более 12 м. В современном промышленном строительстве основными типами являются многопролетные здания с широкими пролетами, в которых большие производственные площади мало стеснены промежуточными опорами.
Применение в строительстве железобетонных и армоцементных оболочек, стальных и алюминиевых ферм, пространственных и висячих систем и других высокопрочных облегченных конструкций покрытий позволяет строить большепролетные здания с шириной пролетов в 36, 42, 60 м и более. В большепролетных зданиях, оборудованных подвесными или напольными подъемно-транспортными средствами, целесообразно размещать цехи авиационных заводов, ангары, гаражи и т. п.
В зависимости от характера застройки территории предприятия подразделяют на здания сплошной и павильонной застройки. Первые имеют значительные размеры в плане и являются многопролетными; для вторых характерны относительно небольшая ширина и ограниченное число пролетов.
По расположению внутренних опор промышленные здания разделяют на ячейковые, пролетные и зальные. В зданиях ячейкового типа преобладает квадратная сетка опор с относительно небольшим продольным и поперечным шагом. Такую сетку опор целесообразно применять для зданий с подвесным или напольным транспортом, когда необходимо размещать технологические линии и транспортировать грузы в двух взаимно перпендикулярных направлениях.
В зданиях пролетного типа, более других распространенных, в строительстве, ширина пролетов преобладает над шагом опор производства, для которых достаточна меньшая естественная освещенность.
Здания зального типа характерны для производств, требующих значительной площади без внутренних опор. В таких зданиях расстояние между опорами может достигать 100 м и более.
Подъемно-транспортное оборудование промзданий.
Внутрицеховое подъемно-транспортное оборудование
Любой технологический процесс включает операции по перемещению внутри производственных зданий сырья, полуфабрикатов или готовой продукции. Применяемое при этом подъемно-транспортное оборудование необходимо не только с точки зрения технологии производства, но и для облегчения труда рабочих, а также для монтажа и демонтажа технологических агрегатов.
Внутрицеховое подъемно-транспортное оборудование подразделяют на две группы: периодического и непрерывного действия. К первой группе относят подвесной транспорт (тали, кошки, тележки, подвесные краны и т. п.). мостовые краны и напольный транспорт; ко второй — конвейеры (ленточный, пластинчатый, скребковый, ковшовый, подвесной цепной, грузоведущий), нории, рольганги и шнеки.
Наиболее распространены в промышленных зданиях подвесные и мостовые краны, обслуживающие не узкую линию, как при монорельсах, а площадь прямоугольника, и перемещающие грузы в трех направлениях.
Подвесные краны, транспортирующие грузы массой от 0,25 до 5 т (встречаются краны грузоподъемностью до 20 т), состоят из легкого моста или несущей балки, двух- или четырех-катковых механизмов передвижения по подвесным путям и электротали, перемещающейся по нижней полке мостовой балки.
В зависимости от ширины пролета, шага несущих конструкций покрытия, грузоподъемности и требуемого числа транспортных операций по ширине пролета (или на одних и тех же путях) устанавливают один или несколько кранов. По количеству путей подвесные краны могут быть одно-, двух- и многопролетными. Управляют кранами с пола цеха (ручные краны) или из кабины, подвешенной к мосту.
Мостовые краны имеют
Мостовой кран состоит из несущего моста, перекрывающего рабочий пролет помещения, механизмов передвижения вдоль подкранового пути и передвигающейся вдоль моста тележки с механизмом подъема (рис. 11-4,6).
Несущий мост выполняют в виде пространственных четырехплоско- стных балочных коробчатых или ферменных конструкций. Краны передвигаются по подкрановым путям, уложенным на консоли колонн; управляют ими из подвешенной к мосту кабины или с пола цеха (ручные краны).
Все механизмы мостового крана приводятся в действие электромоторами, питание которых осуществляется при помощи троллейных проводов, укрепленных сбоку одной из подкрановых балок или подвешенных к нижнему поясу несущих конструкций покрытия. В первом случае расстояние между верхом крановой тележки с механизмом подъема и низом несущих конструкций покрытия предусматривают не менее 100 мм, во втором — не менее 400 мм. Грузоподъемность, габариты и основные параметры мостовых кранов, как и подвесных, определены ГОСТами.
В зависимости от продолжительности работы в единицу времени эксплуатации цеха мостовые краны подразделяют на краны тяжелого режима работы (коэффициент использования 0,4 и выше), среднего (0,25—0,40) и легкого (0,15—0,25). В цехах с интенсивным технологическим процессом в одном пролете можно устанавливать два или несколько кранов, располагаемых как в одном, так и двух уровнях цеха.
В промышленных зданиях встречаются также различного рода специальные мостовые краны: консольно-поворотные, консольно-передвиж- ные, с поворотной, тележкой, колодцевые, для раздевания слитков, завалочные, с вилообразным захватом и др.
В современном промышленном строительстве наблюдается тенденция к замене мостовых кранов подвесными.
Устройство специальных
Здания бескрановые. Напольный транспорт
Мостовые краны и подвесное подъемно-транспортное оборудование по существу определяют объемно-планировочное и конструктивное решение промышленных зданий. Проектировщики стремятся по возможности уменьшить грузоподъемность мостовых или подвесных кранов или вообще освободить каркас здания от крановых нагрузок. В этих случаях уменьшаются сечения колонн и размеры фундаментов, отпадает необходимость в подкрановых путях, появляется возможность применить более укрупненную сетку колонн.
Технологические процессы в зданиях без кранов обслуживают напольными средствами транспорта. К ним относятся вагонетки, электрокары, конвейеры и рольганги, автомобильные краны, погрузчики с вилообразными и штыревыми захватами.
В крупнопролетных зданиях для
перемещения тяжелых и
При замене мостовых кранов козловыми
требуется несколько
Производственно-
Технологический процесс в свою
очередь предопределяется производственно-
При автоматизированном конвейерном производстве технологическая схема предусматривает размещение автоматических линии с указанием пунктов различных операций по обработке и сборке изделии. Кроме того, технологическая схема, определяя характер и вес рабочего оборудования и продукции, является решающим фактором при выборе этажности здания. „
Взаимное расположение зданий и сооружении на генеральном плане промышленного предприятия, ширина разрывов между ними, трассировка транспортных и инженерных сетей и т. д. также зависят от принятом технологической схемы всего предприятия.
Для обеспечения рациональной планировки цехов необходимо знать габариты технологического оборудования и готовых изделий, характер расположения рабочих мест, ширину проходов и проездов, а также схему расстановки производственного оборудования.
В комплекс вопросов планировки здания входит обеспечение хороших его эксплуатационных качеств, что в значительной степени зависит от размещения отдельных производственных участков. Так, отделения с мокрыми процессами необходимо размещать в средней части здания (во избежание образования на стенах конденсата). Там же следует помещать отделения со строго заданным температурно-влажностным режимом, что позволит уменьшить воздействие на производство наружной среды. Участки с горячими процессами располагают около наружных стен для улучшения вентиляции.
2. Физикотехнические
основы проектирования
Требования к освещенности помещений
Освещение производственных помещений может быть естественное, искусственное и совмещенное. В первом случае помещения освещаются только естественным светом, во втором — только искусственным, в третьем — одновременно естественным и искусственным.
Естественное освещение предусматривают для помещений с постоянным пребыванием в них людей. Искусственное освещение целесообразно применять в герметизированных зданиях, параметры внутренней среды которых определяются в основном технологией производства, а также в зданиях, располагаемых в районах с интенсивными снегопадами, когда эксплуатация покрытий с фонарями затруднена.
При совмещенном освещении одновременно используют естественный и искусственный свет в светлое время суток. Оно допускается в тех помещениях, где это требуется по условиям технологии и в случае применення более рациональных объемно-планировочных решений в сравнении с вариантами зданий с естественным освещением, а также с учетом медико-санитарных требований. Совмещенное освещение можно применять и для таких производств, по технологии которых в помещениях не требуется присутствовать обслуживающему персоналу более 50% времени в течение рабочего дня.
Искусственный
свет при совмещенном освещении
добавляют на тех участках, где
естественного освещения
Освещенность в производственных зданиях должна быть: не ниже нормативной и с наиболее благоприятным направлением света, падающего на рабочие поверхности;
достаточно равномерной и рассеянной, так как частый перевод взгляда из затемненных мест на ярко освещенные утомляет зрение;
насыщенной и максимально приближенной к природной световой обстановке (по распределению яркостей, контрасту светотени и т. д.).
Освещение должно обогащать цветовое решение интерьеров. Кроме того, источники освещенности не должны создавать прямую и отраженную блесткость на рабочих поверхностях, резкие тени от оборудования и корпуса работающего.
Система освещения должна быть экономичной и надежной в эксплуатации.
Создание в производственных помещениях оптимального освещения на рабочих местах способствует оздоровлению процесса труда, повышает его производительность, снижает производственный травматизм и способствует улучшению качества продукции.