Ландшафтный дизайн береговой линии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 11:18, курсовая работа

Краткое описание

Недостаточное освещение в градостроительной науке получили вопросы функционирования поймы как особого природного комплекса в зоне влияния крупного города в связи с изменением водного режима рек и за регулированием их стока. Намечающиеся в практике перспективы повсеместного антропогенного преобразования поймы, ухудшения её экологического состояния от соседства с застроенными территориями вызывает необходимость рассмотрения временных аспектов этого процесса.

Содержание

Введение……………………………………………………….……3 стр.
Изучение вопроса: Отечественный и Зарубежный опыт…..…..11 стр.
Градостроительное решение………………………………..…….23 стр.
Предпроектный анализ……………………………………..….….25 стр.
Проектное предложение…………………………………………..30 стр.
Эргономика……………………………………………..………….37 стр.
История искусств………………………………………………….64 стр.
Список литературы……………………………………………….76 стр.

Вложенные файлы: 1 файл

PZ_Pavlov.doc

— 8.62 Мб (Скачать файл)

Содержание.

  1. Введение……………………………………………………….……3 стр.
  2. Изучение вопроса: Отечественный и Зарубежный опыт…..…..11 стр.
  3. Градостроительное решение………………………………..…….23 стр.
  4. Предпроектный анализ……………………………………..….….25 стр.
  5. Проектное предложение…………………………………………..30 стр.
  6. Эргономика……………………………………………..………….37 стр.
  7. История искусств………………………………………………….64 стр.
  8. Список литературы……………………………………………….76 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Введение.

     В современных условиях весьма важной является проблема сохранения и оздоровления среды, окружающей человека в городе, формирования в городе условий, благотворно влияющих на психофизическое состояние человека, что особенно важно в период интенсивного роста городов, развития всех видов транспорта, повышения с каждым годом тонуса городской жизни.

     Ландшафтно-рекреационные территории – озелененные территории, основной функцией которых является организация отдыха населения.     Ландшафтно-рекреационная территория включает городские леса, лесопарки, лесозащитные зоны, озелененные места отдыха в жилой застройке, водоемы, земли сельскохозяйственного пользования и другие угодья, которые совместно с парками, садами, скверами и бульварами, размещаемыми на селитебной территории, формируют систему открытых пространств. Эти территории обладают благоприятным сочетанием климата и водоемов, рельефа и растительности, культурно-исторических или уникальных памятников. В них действуют курорты и базы отдыха, оздоровительные, спортивные, экскурсионно-познавательные, туристические. Объекты территории и системы, которые могут при определенных условиях участвовать в процессе рекреационной деятельности, включают, прежде всего, памятники природы и культуры. Природными памятниками могут быть национальные парки, заповедники и другие, особо охраняемые природные территории. К памятникам культуры может быть отнесен архитектурно-строительный, археологический, культовый и другой аналогичный объект, особое значение которого закреплено юридически или традиционно.

     Урбанизированные рекреационные территории – центры развлечений, аттракционов, другие объекты, выполняющие рекреационные функции, но не всегда включающие озелененные территории.

Вся система рекреационных  пойменных территорий современного города выполняет разнообразные  функции, из которых самыми важными  являются:

·  градостроительные, связанные с членением отдельных зон и структур населенного места, объединением частей в одно целое, повышением выразительности архитектурных ансамблей;

·  оздоровительные, связанные с оптимизацией микроклимата, повышением санирующего эффекта. Так, умелым размещением растительности, сочетанием открытых и закрытых участков в парке можно снизить скорость ветрового потока, регулировать температуру воздуха и относительную влажность;

·  рекреационные, связанные с созданием благоприятной среды для массового отдыха населения городов (сады, парки, скверы).

    Особое место в природной среде занимают пойменные территории. Речные поймы с руслами рек – уникальные географические объекты, которые имеют свои, отличающиеся от зональных, пойменные ландшафты, обладающие своими биологическими ресурсами и представляющие собой важнейший элемент природы.

      Недостаточное освещение в градостроительной науке получили вопросы функционирования поймы как особого природного комплекса в зоне влияния крупного города в связи с изменением водного режима рек и за регулированием их стока. Намечающиеся в практике перспективы повсеместного антропогенного преобразования поймы, ухудшения её экологического состояния от соседства с застроенными территориями вызывает необходимость рассмотрения временных аспектов этого процесса.        Предлагаемое рассмотрение проблемы в таком свете направлено на выявление оптимальных способов градостроительного освоения пойменных территорий, отвечающих требованиям охраны природы и формирования полноценной городской среды на обозримую перспективу.

      Пойменные территории оказывали существенное влияние на планировку города до тех пор, пока они считались не пригодными для строительства. Сейчас они включены в границы городов и стали основным резервом его территориального развития.

     Чтобы сохранить пойменный ландшафт в урбанизированной среде необходимо вмешательство в динамику развития наиболее подвижных его компонентов – водной среды и растительности и обеспечить на каждом этапе переход от одного уровня экологического равновесия к другому при общей направленности к антропогенизации ландшафта.

       Анализ современного состояния летней рекреации в Пензе выявили следующие основные проблемы:

  • сокращение площадей рекреации и зеленых насаждений; 
  • низкий уровень функциональной организации;
  • неразвитость и даже  деградация линейных структур береговых полос;
  • низкая нормативная обеспеченность сезонными рекреационными площадками;
  • отсутствие четкого рекреационного зонирования и сформированных выходов к водным объектам;
  • неразвитый ландшафтно-экологический каркас в целом;
  • низкое качество благоустройства и эстетической выразительности.

       Пенза очевидно нуждается в реконструкции береговой застройки и продуманной стратегии использования прибрежной территории. Необходимость разработки таких предложений продиктована их высокой востребованностью в условиях индустриального города, что определило тему дипломного проекта.

         Анализ существующих объектов рекреационного назначения в городе, а также городских территорий, пригодных для осуществления рекреационной деятельности, свидетельствуют о наличии достаточного потенциала для реконструкции и последующего развития данных функций.

      Комплексный анализ территории города выявил зоны особо интенсивного развития в периферийных районах Пензы. Особо интересный район с активным развитием новых селитебных территорий и практически всех городских функций – южная зона города жилой район Терновка. При очень интенсивном развитии жилой застройки и в настоящее время, и на перспективу («Петровский квартал», «Сурский квартал», город «Спутник»)  в проектном потенциале района практически отсутствуют рекреационные территории городского уровня благоустройства. Видимо предполагались альтернативы – либо потреблять в рекреационных целях природные ландшафты, в больших количествах окружающие жилую застройку, либо ехать в центр города.  С другой стороны, район Терновка имеет  протяженную (более 6 км) границу по береговой линии реки Суры, имеющую большой градостроительный и рекреационный потенциал не только для локального использования в районе, но и для общегородского использования.  В настоящее время это в основном деградирующий береговой ландшафт. Но живописная линия берега, наличие большой бухты позволяет здесь организовать множество рекреационных функций местного и общегородского значения.

      Предпроектный анализ, проведенный по функционально-градостроительному,  социальному,  ландшафтно-композиционному блокам, выявили приоритетность основных проблем, связанных с организацией и социальной адаптацией рекреационных зон:

  • функциональная и эстетическая деградация пляжей и набережных;
  • недостаток развития функций и системы обслуживания ;
  • отсутствие элементов благоустройства и ландшафтного дизайна;
  • сокращение мест рекреации;
  • нарушение экологического равновесия береговых зон и наличие деградированных территорий;
  • несформированные архитектурно-планировочные «выходы к воде», недостаток благоустроенных поперечных транспортных и пешеходных связей;
  • потребность в комплексной градостроительной стратегии развития береговых территорий.

    Изучение теоретических основ градостроительной организации прибрежных городских территорий позволяет обосновать и оптимизировать предлагаемое проектное решение.

     Научная работа Литвинова Д.В. «ГРАДОЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ РАЗВИТИЯ ПРИБРЕЖНЫХ ЗОН (на примере крупных городов Поволжья)» Санкт-Петербург – 2009 предлагает принципы организации прибрежных зон городов, которые были положены в основу дипломного проекта.

      Для  срединных прибрежных территорий принцип функционального зонирования заключается в преимущественном использовании их под строительство объектов образовательного, развлекательного, культурно-просветительского коммунально-хозяйственного назначения в сочетании с ландшафтным благоустройством территорий, а также за счет жилого строительства с созданием единой непрерывной рекреационной системы посредством объединения «зеленых карманов», используемых для кратковременного отдыха, со следующим зонированием 100-метровой и 300-метровой зоны от уреза воды: в 100-метровой зоне от уреза воды располагаются пляжи и благоустроенные набережные; в 300-метровой зоне от уреза воды размещаются сады и парки с площадками для тихого и активного отдыха. Средняя рекреационная нагрузка на прибрежную территорию в границах 300- метровой зоны от уреза воды предполагается в пределах 100-150 чел./га.

Принцип композиционно-планировочной  организации прибрежной территории основан на использовании «рядной модели», когда рекреационные зоны формируются перпендикулярно акватории и соединяются зелеными «коридорами», идущими вдоль побережья.

Принцип объемно-пространственного  развития прибрежной территории заключается  в чередовании открытых и застроенных пространств, размещении доминантных силуэтоформирующих объектов, способствующих выявлению ближних и дальних планов.

Принцип организации  транспортной инфраструктуры прибрежной территории сводится к тому, что общегородские магистрали, транспортные развязки, станции АЗС и ТО рекомендуется располагать за пределами 300- метровой зоны с оборудованными придорожными защитными полосами. В границах 300-метровой зоны желательна организация только подъездных путей к жилой и общественной застройке (с подземными и надземными парковками), пирсам, стоянкам маломерного флота.

    Анализ отечественного и зарубежного опыта показал, что форма акватории оказывает существенное влияние на композиционно-планировочную структуру крупного города.   Это влияние проявляется в следующем:

- малая внутренняя  акватория при освоении двух  побережий органично включена  в планировочную структуру города, обеспечивая ее непрерывность  за счет связующих элементов  (мостов, «бетонных» набережных, композиционных  ориентиров); двухстороннее многоплановое развитие застройки по обоим берегам обеспечивает раскрытие внутренних видовых картин; планировка города при этом достаточно независима от очертаний акватории;

- крупная внешняя  акватория при освоении одного  побережья является планировочным  ограничением по одному из направлений развития города. В условиях высокой урбанизации наблюдается активное преобразование береговой линии с выходом строительных объемов на воду; при этом формируется однонаправленное раскрытие застройки в сторону акватории с нарастанием ее высоты по мере удаления от уреза воды. Планировка города в данном случае часто следует очертаниям береговой линии;

- омывающая  крупная внешняя акватория при  островном расположении городской  ткани ограничивает развитие  планировочной структуры города по разным направлениям; таким образом образуется веерная схема раскрытия видовых картин застройки с повышением ее высотности к центру города и наоборот – с понижением в сторону акватории; планировочная структура в данном случае не испытывает очевидного влияния очертаний акватории;

- сочетание  крупной внешней и малой внутренней  акватории вызывает наиболее  сложное композиционно-планировочное  решение, при котором структура  застройки, расположенной у крупной  внешней акватории, часто ограничивается  односторонним развитием с повышением этажности от уреза воды, внутренняя более мелкая акватория включается в планировочный каркас города с разнонаправленным раскрытием видовых картин; планировочная структура города со стороны крупной внешней акватории следует очертаниям её береговой линии с учетом внутренней акватории.

      Анализ береговых территорий крупных городов показал, что они оказываются привлекательными для развития различных типов застройки (жилой, общественной, промышленной и т. д.). При этом было выявлено следующее:

1) узловое развитие  в структуре береговых территорий  имеют объекты общественного,  промышленного и коммунально-складского  назначения;

2) линейное развитие  имеет жилая функция, при этом  её размещение может быть параллельно  или перпендикулярно акватории с организацией выходов к воде;

3) линейно-узловое  развитие характерно для рекреационной  функции, которая типологически  разделяется на объекты: - повседневного отдыха в течение одного дня (культурно-развлекательные объекты: набережные, аквапарки, парки и т. д.; специализированные объекты: зоопарки, ботанические сады, особо охраняемые природные объекты и т. д.);

1) в поволжских городах – Н. Новгород, Волгоград, Казань и в зарубежных городах – Сидней, Гонконг, Амстердам.

2) в поволжских городах – Самара, Саратов, Чебоксары и в зарубежных городах Лондон, Нью-Йорк, Сан-Франциско.

3) в центральных российских городах Москва, Санкт-Петербург и в зарубежных городах Париж, Прага.

Информация о работе Ландшафтный дизайн береговой линии