Ландшафтный дизайн береговой линии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 11:18, курсовая работа

Краткое описание

Недостаточное освещение в градостроительной науке получили вопросы функционирования поймы как особого природного комплекса в зоне влияния крупного города в связи с изменением водного режима рек и за регулированием их стока. Намечающиеся в практике перспективы повсеместного антропогенного преобразования поймы, ухудшения её экологического состояния от соседства с застроенными территориями вызывает необходимость рассмотрения временных аспектов этого процесса.

Содержание

Введение……………………………………………………….……3 стр.
Изучение вопроса: Отечественный и Зарубежный опыт…..…..11 стр.
Градостроительное решение………………………………..…….23 стр.
Предпроектный анализ……………………………………..….….25 стр.
Проектное предложение…………………………………………..30 стр.
Эргономика……………………………………………..………….37 стр.
История искусств………………………………………………….64 стр.
Список литературы……………………………………………….76 стр.

Вложенные файлы: 1 файл

PZ_Pavlov.doc

— 8.62 Мб (Скачать файл)

Целевое назначение скверов находится в известной  зависимости и от размеров территории. Иногда сквер на улице из-за недостаточных  размеров участка не может быть использован для отдыха взрослых и игр детей, и поэтому служит лишь декоративным целям. В большинстве случаев площадь сквера не превышает 2 га, но встречаются скверы и довольно значительных размеров.

План сквера создают в результате решения  суммы транспортных, функциональных и архитектурно-композиционных вопросов. В практике наиболее часто встречаются скверы квадратной, прямоугольной, круглой и треугольной формы. Кроме перечисленных правильных геометрических форм, скверы часто имеют неправильную, а иногда и сложную конфигурацию.

Детские парки представляют собой озелененные территории с благоприятными санитарно-гигиеническими условиями, предназначенные для игр, развлечений, занятий физкультурой и культурно-просветительной работы с детьми школьного возраста в свободное от школьных занятий время. Здесь под присмотром педагогов проводят также время в играх и занимательных занятиях дети дошкольного возраста.

Детские парки  можно создавать и на обособленных территориях, в парках для взрослых или на специально отведенных участках. Основным ядром парка должна быть зона развлечений и аттракционов. Как и в других парках, в планировке детских парков большое значение имеет правильный баланс территорий и число деревьев и кустарников на единицу площади. По нормам под насаждения рекомендуется отводить 60–70 % территории, а под площадки и дорожки 27—30 %.

Номенклатура  и количество зданий, площадок и  прочих сооружений, необходимых для  проведения многообразной культурно-просветительной  и физкультурной работы, определяются, прежде всего, размерами участка, отведенного для данного парка.

К числу наиболее посещаемых для кратковременного и  длительного отдыха пригородных  и загородных природных массивов относятся зоны отдыха, создаваемые  в крупнейших городах. Особенно возросла посещаемость зон массового отдыха в связи с ростом числа личных автомобилей и развитием сети массового пассажирского транспорта. Так, по данным Института генерального плана г. Москвы, в выходные дни в зоны массового отдыха выезжает '/з населения города.

Зоны массового отдыха размещаются в радиусе 25—150 км от границ города в наиболее благоприятных по своим природным качествам местах пригородных территорий, в большинстве случаев в лесных массивах и на берегах больших водоемов. Для сохранения природы надо, чтобы количество посетителей зеленых массивов в зонах массового отдыха не превышало 10 чел/га, в местах массового скопления (на пляжах и т. д.)— 30 чел/га.

В зонах массового  отдыха могут размещаться: пляж, база отдыха, авто-, мото- и велостанции, лесные сторожки, пункты рыбной ловли, дом однодневного отдыха, база однодневного отдыха, лагерь отдыха, отель-пансионат, спортивная база (спортивный клуб) санатории, дома отдыха, пионерские лагеря. При большом количестве возможных планировочных решений зон массового отдыха можно выделить основные положения, которые необходимо учитывать при проектировании этих объектов озеленения. По наиболее живописным местам прокладывают автомобильные и пешеходные дороги, составляющие маршруты определенной протяженности. Различные объекты размещают на территории так, чтобы с ними была наиболее удобная связь.

При планировке объектов озеленения большое значение имеет установление количества людей, посещающих различные объекты зон  массового отдыха. Эти показатели являются ориентировочными и могут изменяться в зависимости от природных условий данной зоны, ее размеров, удаленности от города.

Лесопарк– это лесной массив, предназначенный для отдыха в условиях свободного режима пользования, территория которого приведена в определенную ландшафтно-планировочную систему и благоустроена с сохранением природных ландшафтов и лесной среды.

В архитектурно-планировочном  отношении города (городской системы, агломерации) лесопарк – это один из основных элементов зеленых и  пригородных зон. Лесопарк отличается от леса по использованию, структурному построению и хозяйственной деятельности. Все мероприятия в лесопарке направлены на повышение санитарно-гигиенических, эстетических достоинств территории; получение древесины имеет второстепенное значение. В то же время в лесопарке проводятся лесоводственные мероприятия (рубки ухода и формирования, санитарные рубки, лесопарковые посадки различных типов и так далее).

Размещение  озелененных территорий и лесопарковых массивов в системе озеленения города может быть равномерным или неравномерным, кольцевым, клиньями, полосами и так далее. Для лучшей организации отдыха населения в пригородных условиях их леса соединяются с городскими парками. Примером подобного решения служат леса природного Государственного национального парка Лосиный Остров, примыкающие к Сокольническому парку культуры и отдыха столицы.

В связи с  интенсивным освоением новых  территорий под застройку некоторые  лесопарки оказались в окружении  жилой застройки, что обусловило высокую нагрузку посетителей на лесопарки. Из-за этого такие лесопарки постепенно превращаются по характеру использования в парки районного либо городского значения.

По своему историческому  и социальному значению особое место  занимают Мемориальные парки. Во многих из них размещают мемориальные сооружения – исторические памятники культуры и архитектуры, скульптурные комплексы и так далее.

Среди мемориальных парков особого внимания заслуживает  большой мемориальный комплекс «Сибирская ссылка В. И. Ленина», созданный в  с. Шушенском. Лесной массив «Шушенский бор» подразделяется на три зоны: заповедная – площадью 1847, лесопарковая – 1609 и лесная – 810 га.

Многообразные композиционные приёмы садово-паркового  искусства можно свести к 2 основным принципам: регулярному (геометрическому) и пейзажному (живописному, имитирующему естественный ландшафт). возникло в эпоху рабовладельческого строя, когда особое значение придавалось паркам при культовых сооружениях, дворцах, усадьбах знати и т. д. Планировка садов в Древнем Египте (особенно в период Нового царства) отличалась строгой регулярностью: главное здание располагалось в центре, прямая аллея соединяла его с входом на участок и являлась основной композиционной осью, делившей территорию сада на 2 равные части, в каждой из которых размещались прямоугольные водоёмы. В государствах Древнего Двуречья существовали большие охотничьи заповедники, а также сады, разбитые на террасах, соединённых лестницами (так называемые висячие сады Семирамиды в Вавилоне, VII в. до н. э.). В Древней Греции симметрично посаженные деревья нередко окружали храмы (Гефестейон в Афинах, вторая половина V в. до н. э.), а иногда и центры города (например, афинскую агору). Уже в V в. до н. э. были распространены регулярные сады, украшенные колоннадами и скульптурой и предназначенные для спортивных состязаний в память погибших героев. С IV-III вв. до н. э. при жилых домах разбивались небольшие садики, единственным декоративным акцентом в которых являлось дерево, фонтан или отдельно стоящая скульптура. В древнеримском садово-парковом искусстве большую роль играли искусственные водоёмы, фонтаны, а также подстриженные деревья и кустарники, излюбленными малыми формами были трельяжные изгороди, беседки-перголы. Сады, окружённые колоннадами, выделялись детальной взаимозависимостью природных и архитектурных форм. Типичны садики домов-перистилей (известны по раскопкам Помпеи и Геркуланума).

        В средние века регулярные  сады арабских стран, Ирана,  Средней Азии замыкались со  всех сторон высокими стенами.  Узкие каналы разделяли территорию  на участки, где на прямоугольные или квадратные газоны высаживались контрастные по цвету растения. Создавались также различные по композиции плодовые ("бустан") и цветочные ("полистан") сады. На завоёванном арабами Иберийском полуострове в VIII-XII вв. сложился тип испано-мавританского сада, расположенного в небольшом дворике; ведущими декоративными мотивами здесь были небольшие бассейны и каналы, выложенные цветными изразцами, сетки дорожек, стриженые живые изгороди из вечнозелёных кустарников, нарядно декорированные павильоны, киоски. мусульманских стран оказало влияние на планировку и оформление садов средневековой Индии. В странах Дальнего Востока (Китай, Япония, Корея) господствовали принципы пейзажной композиции. Идея вечной обновляемости природы в японских садах подчёркивалась прихотливыми очертаниями водоёмов и дорожек, а также характером малых архитектурных форм, неразрывно связанных с естественной средой. Вода и камни, песок и мох, яркие цветочные акценты, миниатюрные композиции из карликовых деревьев - неотъемлемые компоненты японских садов. В средневековой Европе в садах выращивали овощи, целебные растения, плодовые деревья и ягодные кустарники; изредка вкраплялись газоны с цветочными грядками. Подъём садово-паркового искусства в европейских странах начался в эпоху Возрождения. Были разработаны приёмы разбивки регулярного сада (итальянский архитектор Дж. Виньола, П. Л. Лигорио), в котором как бы развивались композиционные соотношения, заложенные в архитектуре главного здания. Эти сады представляли собой систему сменявших друг друга эффектных видов (или перспектив) и располагались на террасах с подпорными стенками, монументальными лестницами, обильным скульптурным убранством и каскадами. Ренессансные приёмы садово-паркового искусства получили дальнейшее развитие в садовой архитектуре итальянских вилл барокко. Рационалистические принципы, господствовавшие в искусстве абсолютистской Франции XVII в., воплотились в строго геометрической планировке регулярных ("французских") парков, созданных А. Ленотром (парк в Версале). Они разбивались на плоской местности или пологом склоне. Главное место в ансамбле занимал дворец или замок, от которого тремя радиальными лучами расходились аллеи, открывавшие обширные видовые перспективы. Перед главным зданием располагались партеры, водоёмы или каналы с неподвижной гладью воды (водяные зеркала): чёткие пространств, акценты вносила многочисленная скульптура. Идеи Ленотра оказали основополагающее воздействие на развитие европейского садово-паркового искусства XVII - первой половины XVIII вв. В середине XVIII в. в Европе возникли свободно распланированные пейзажные ("английские") парки, в развитии которых важную роль сыграли философские идеи Просвещения, а также искусство Китая. Первоначально такие парки были созданы в Великобритании (архитектор Ч. Бриджмен и др.), затем во Франции (архитектор Р. Л. Жирарден) и других странах Европы. Основу композиции пейзажных парков составляли мотивы естественной природы; партеры перемежались лужайками, искусственные бассейны и каналы - озёрами и речками, строгие посадки - свободно сгруппированными деревьями, прямые аллеи и дорожки - прихотливыми тропинками. В парках изобиловали "романтические" руины, а также постройки, имитировавшие сельское жилище.

        Первые сведения о русских  садах относятся к XII в. (княжеские усадьбы в Киеве и Владимире). В XVII в. в Москве существовали так называемые верховые (или красные) сады, располагавшиеся в верхних этажах зданий и отличавшиеся богатым декоративным убранством (сады Кремлёвского дворца), а также регулярные сады в загородных усадьбах, для которых была характерна связь с окружающей природой, сочетание декоративных качеств с утилитарными (рыбные пруды, плодовые сады, покосные луга). Традиции садово-паркового искусства XVII в. творчески развивались в петербургских дворцово-парковых ансамблях начала XVIII в. (архитекторы Ж. Б. Леблон, Н. Микетти, М. Г. Земцов и др.); этим паркам свойственны строгая симметричность композиции с умелым использованием водных поверхностей и рельефа местности. Более динамичны по пространственным решениям парки середины XVIII в. (архитекторы В. В. Растрелли и др.): в Царском Селе (ныне г. Пушкин), Петергофе (ныне Петродворец), в Кусково и Архангельском. С конца XVIII в. получили распространение принципы пейзажной планировки (садовод И. Буш, теоретик садоводства А. Т. Болотов, архитекторы В. И. Неелов, Ч. Камерон, П. Г. Гонзаго и др.), лучшие образцы которой - парк в Павловске, пейзажная часть Екатерининского парка в Царском Селе, парк в Кузьминках, а также украинские парки - Софиевка в Умани, Александрия в Белой Церкви, Тростянецкий парк в Черниговской области.

        С середины XIX в. в европейских  странах и США создавались  многочисленные общественные парки  (в основном в пригородах). Первоначально  в них господствовали приёмы  свободной ("английской") планировки, но к концу XIX в. в садово-парковом искусстве всё чаще сочетались элементы регулярного и ландшафтного построения (мастера Ф. Л. Олмстед и И. Иенсен, США). В целом садово-парковое искусство конца XIX - начала XX вв. переживало упадок (измельчение планировочных структур, вычурность цветочного оформления и малых форм архитектуры). Началось увлечение микрокомпозициями типа японского сада, патио, альпийской горки, чему способствовали достижения в области селекции растений и дендрологии. Некоторые мастера использовали в садово-парковом искусстве приёмы современного изобразительного искусства (испанец А. Гауди, бразилец Р. Бурле Маркс и др.).

        В XX в. появились новые виды  садово-паркового искусства (спортивные  парки, луна-парки, парки-выставки, парки вдоль автодорог - "линейные", исторические парки, сады на крышах, крытые сады с искусственным микроклиматом). Создаются большие городские парки для массового отдыха (Центральный парк в Нью-Йорке), сохраняются или воссоздаются естественные ландшафты (например, в финском городе Лахти), восстанавливаются отработанные территории (парк Олимпийского комплекса в Мюнхене), обогащаются пластические возможности естественной среды за счёт возведения шумозащитных сооружений и т. д.

        В СССР и других социалистических странах основой садово-паркового искусства является общественное парковое строительство. Характерны парки культуры и отдыха (например, Центральный парк культуры и отдыха (ЦПКиО) имени М. Горького в Москве, 1935-41, архитектор А. В. Власов, парк в Катовице, ПНР, и др.), которые стали важной частью системы озеленения городов и других населённых пунктов. Они рассчитаны на разнообразные виды отдыха различных демографических групп населения. Композиционные приёмы таких парков основаны на функционального зонировании территории, выявлении пространственной специфики различных общественных сооружений, расположенных в этих парках (например, Зелёный театр в ЦПКиО имени М. Горького в Москве, стадион в Приморском парке Победы в Ленинграде, Певческом поле и эстрада в парке Кадриорг в Таллине), а также аттракционов, читален, лекториев. Получают распространение типы парков различного функционального назначения - детские, спортивные, выставочные, зоологические, ботанические, парки при мемориальных сооружениях. Их облик соответствует назначению. Мемориальные парки отличаются торжественностью, монументальностью, детские - "сказочной" тематикой оформления, уменьшенными масштабами, ботанические - особой декоративностью.

        В парках, создаваемых на базе  лесных массивов (Голосеевский лес в Киеве, Вингис в Вильнюсе, Измайловский парк в Москве), раскрываются эстетические возможности лесной среды, в которую необходимые элементы благоустройства включаются так, чтобы не нарушить сложившуюся экологическую закономерность и вместе с тем придать ей максимальную художественную выразительность. В городах, особенно расположенных в степной или полупустынной зоне, парки в сочетании с водными бассейнами заметно способствуют улучшению окружающей среды (парк имени 20-летия ВЛКСМ в Караганде, парки в Душанбе, Ташкенте, Навои и др.). Парки Закавказья иногда располагаются на крутых склонах, в узких горных долинах и каньонах, что придаёт им большую живописность (Нагорный парк имени С. М. Кирова в Баку, парк на горе Мтацминда в Тбилиси). В этих парках устраиваются сложные системы террас, лестниц и подпорных стен. В 60-80-х гг. в связи с размахом гидротехнического строительства и осушительных работ многие новые парки располагаются в ранее затапливавшихся паводками речных долинах, на островах, побережьях естественных и искусственных морей, а также водохранилищ ("Острова юности" в Иркутске, Днепровский гидропарк в Киеве, Южно-Приморский парк имени В. И. Ленина в Ленинграде). Некоторые парки создаются на рекультивируемых землях, на отработанных карьерах заводов (Московский парк Победы в Ленинграде), на карьерах, связанных с добычей полезных ископаемых (Александровский парк в Орджоникидзе, парк культуры и отдыха в Кохтла-Ярве в Эстонии). Для современных парков характерны свободные пейзажные и регулярные пространств, построения, основанные на художественной интерпретации естественных ландшафтов и включающие регулярно распланированные зоны.

Информация о работе Ландшафтный дизайн береговой линии