Неоготика - художественный стиль XVIII и XIX вв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2014 в 14:40, контрольная работа

Краткое описание

Строго следуя универсальным церковным канонам, средневековые художники призваны были в образной форме явить божественную красоту. Эстетический идеал средневекового искусства был противоположен античному, отражая христианское понимание красоты. Идея превосходства духа над телесным, плотским представлена в аскетизме образов монументальной живописи и скульптуры, их суровости и отрешенности от внешнего мира. В развитии европейской архитектуры раннего средневековья можно выделить два периода, два стиля: романский (XI-XII вв.) и готический (XIII-XV вв.). Вторая из этих двух стадий – готическая – возникла путем эволюции романской архитектуры и означала переход ее на новую, более высокую стадию развития. И романское, и готическое зодчество развивались в одних и тех же в основном социально-исторических условиях.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
История возникновения готического стиля……………………….….4
Обще собирательное описание поздней готики. Неоготика…….….5
Мировоззрение формообразования…………………………….…......8
Материалы, применяемые в период поздней готики………………..11
Принципиально-композиционная схема……………….…….………12
Характеристика цвета готики…………………………………………13
Синтез искусств неоготики…………………………………………....14
Особенность зрительного восприятия стиля неоготика……..………15
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

неоготика 4.doc

— 2.95 Мб (Скачать файл)

Орнамент, построенный на сочетании этих фигур, так и называется — масверком (нем., masswerk — работа по нанесённым размерам).

Аналогичным образом строился знаменитый готический трилистник, розетка,квадрифолий. 
   Архитектура была главным формообразующим фактором готического стиля. Мебель, предметы церковной утвари из позолоченного серебра, дерева ислоновой кости повторяли в миниатюре композицию архитектурных сооружений и их декоративных деталей. Таковы, в частности, архитектонические дарохранительницы, реликварии, небольшие переносные алтари-складни.

   Поздняя Готика XIV-XV вв.— венец средневековья — в архитектуре получила название «пламенеющей готики». Эта стадия в развитии форм готического искусства была своеобразным средневековым маньеризмом; она не заключала в себе принципиальных открытий, как в прежние времена, а лишьусложняла старые элементы, делая их все более изысканными и вычурными.

Наиболее характерным примером стиля «пламенеющей готики» стали извивающиеся наподобие языков пламени башни-пинакли с завершениями-фиалами, своей формой давшие название этому стилевому течению. Она нашла свое отражение и в новом понимании скульптуры. Статуи стали рассчитываться на одну-единственную точку зрения и воспринимались «картинно».

 

4.Материалы, применяемые  в период поздней готики.

Использовались различные строительные материалы. Жилые и хозяйственные постройки возводились из дерева. В областях с недостатком камня развивалось строительство из кирпича (Ломбардия, северная Германия, Польша). Здесь производился фасонный кирпич для кладки полированных пилонов, окон и роз (круглых окон). Но основным, наиболее характерным для готики материалом стал камень - отесанный и бутовый. Кладка из бутового камня, как правило, особенно в интерьерах, оштукатуривалась. Камень в готической архитектуре применялся как для создания конструкций, так и для декоративного убранства. Одновременно с возведением здания выполнялись работы по отделке его сложным и богатым декором. Ребристые своды возведенные из мелкозернистого известняка были легкими и прочными. На пересечении ребер в верхней точке размещался "замок". При использовании легких материалов (мела и  известняка), в кладке свода толщина свода была относительно невелика - 30 - 40 см.

5.Принципиально-композиционная  схема. 

Готика  зародилась в Северной Франции (Иль-де-Франс) в середине 12 в. и достигла расцвета в 1-й половине 13 в. Каменные готические соборы получили во Франции свою классическую форму. Как правило, это 3—5-нефные базилики с поперечным нефом - трансептом и полукруговым обходом хора ("деамбулаторием"), к которому примыкают радиальные капеллы ("венец капелл"). Их высокий и просторный интерьер озарён цветным мерцанием витражей. Впечатление неудержимого движения ввысь и к алтарю создаётся рядами стройных столбов, мощным взлётом остроконечных стрельчатых арок, убыстрённым ритмом аркад верхней галереи (трифория). Благодаря контрасту высокого главного и полутёмных боковых нефов возникает живописное богатство аспектов, ощущение беспредельности пространства. Конструктивная основа собора — каркас из столбов (в зрелой готике — пучка колонн) и опирающихся на них стрельчатых арок. Структура здания складывается из прямоугольных ячеек (травей), ограниченных 4 столбами и 4 арками, которые вместе с арками-нервюрами образуют остов крестового свода, заполненного облегчёнными небольшими сводами — распалубками. Боковой распор свода главного нефа передаётся с помощью опорных арок (аркбутанов) на наружные столбы— контрфорсы. Освобождённые от нагрузки стены в промежутках между столбами прорезаются арочными окнами. Нейтрализация распора свода за счёт вынесения наружу основных конструктивных элементов позволила создать ощущение лёгкости и пространственной свободы интерьера. 2-башенные западные фасады французских соборов с 3-мя "перспективными" порталами и узорным круглым окном ("розой") в центре сочетают устремление ввысь с ясной уравновешенностью членений. На фасадах варьируются стрельчатые арки и богатые архитектурно-пластические и декоративные детали — узорные вимперги, фиалы, краб6ы. Статуи на консолях перед колонками порталов и в их верхней арочной галерее, рельефы на цоколях и в тимпанах порталов;  также на капителях колонн образуют цельную сюжетную систему, в которую входят персонажи и эпизоды Священного писания, аллегорические образы. Лучшие произведения готической пластики — статуи фасадов соборов в Шартре, Реймсе, Амьене, Страсбурге проникнуты одухотворённой красотой, искренностью и благородством чувств. Декор ритмически организован и строго подчинён архитектурным членениям фасада, что обусловило стройную тектонику и пропорции статуй, торжественность их поз и жестов. Другие части храмов также украшались рельефами, статуями, растительным орнаментом, изображениями фантастических животных; характерно обилие в декоре светских мотивов (сцены труда ремесленников и крестьян, гротескные и сатирические изображения). Разнообразна и тематика витражей, в гамме которых преобладали красные, синие и жёлтые тона.

6.Характеристика  цвета готики.

С каменной готической скульптурой связано искусство деревянных резных алтарей. Они делались раскрывающимися, из нескольких створок, сплошь украшенных скульптурой, ярко расписывались и золотились. Интерьеры дополнялись резной деревянной мебелью. Вопреки представлению о сумрачном и аскетичном облике готических соборов, да и вообще «мрачности» средневековой культуры, можно утверждать, что готика была очень яркая, многоцветная. Полихромная роспись стен и скульптур усиливалась красочностью развешанных вдоль нефов шпалер-милъфлёров, живыми цветами, блеском золота церковной утвари, сиянием свечей и чрезвычайно яркой одеждой заполнявших собор горожан. А постоянно меняющееся состояние неба, лучи света, свободно проникающие внутрь собора через многоцветные стекла огромных витражей, создавало совершенно ирреальное ощущение… Казалось, что «корабль» действительно плывет…

Это ощущение можно испытать и сейчас…

Всё средневековье представляет собой эпоху яркого и натуралистичного архитектурно-скульптурно-живописного искусства. Но наряду с этим, имела место и глубокая символика цвета. Поэты и историки средневековья любят говорить о том, что в целом «цвет Готики — фиолетовый». Это цвет молитвы и мистического устремления души — соединение красного цвета крови и синевы неба.

В готических витражах действительно преобладают красные, синие и фиолетовые краски. (См приложение)

 Синий цвет считался символом верности. Особой любовью пользовались также черный, оранжевый, белый. Как дополнительный к фиолетовому, жёлтый считался особенно красивым, а зелёный был символом влюбленности. Зелёное чаще носили женщины. Характерно, что в последующие эпохи, когда стало преобладать рациональное мышление, фиолетовые гармонии использовались мало.

7.Синтез искусств  неоготики.

Смелая  и сложная каркасная конструкция  готического собора, воплотившая торжество дерзновенной инженерной мысли человека, позволила преодолеть массивность романских построек, облегчить стены и своды, создать динамичное единство внутреннего пространства. В готике происходит обогащение и усложнение синтеза искусств, расширение системы сюжетов, в которой отразились средневековые представления о мире. Основным видом изобразительного искусства была скульптура, получившая богатое идейно-художественное содержание и развитые пластические формы. Застылость и замкнутость романских статуй сменились подвижностью фигур, их обращением друг к другу и к зрителю. Возник интерес к реальным природным формам, к физической красоте и чувствам человека, новую трактовку получили темы материнства, нравственного страдания, мученичества и жертвенной стойкости человека. В готике органически переплелись лиризм и трагические аффекты, возвышенная духовность и социальная сатира, фантастический гротеск и фольклорность, острые жизненные наблюдения. В эпоху готики расцвела книжная миниатюра и появилась алтарная живопись, достигло высокого подъёма декоративное искусство, связанное с высоким уровнем развития цехового ремесла, божественных сил над человеком.

8.Особенность  зрительного восприятия.

Итогом важных нововведений стал разительный контраст симметрии, тектоники плоскости главного фасада и совершенно иного по характеру внутреннего пространства. Этот контраст производил ошеломляющее впечатление. Сплошные ряды уносящихся ввысь пучков колонн и окон не давали возможности сориентироваться, понять логику конструкции, остановить взгляд, оценить размеры и пропорции помещения — везде лишь игра света и цвета. Это и есть готический идеал — предельно живописное решение архитектурного пространства.

Готика является объектом стилизации и пародирования. Новейшие американские небоскребы, как когда-то в 1930-х гг. снова включают декоративные «готические» формы. Все удлиненное, заостренное, тянущееся вверх неизбежно ассоциируется у нас с Готикой, настолько сильным оказался образ, созданный готами более шести веков назад.

 

 

 

Заключение.  

Эпоха готики (конец XII - XV вв.) – это период, когда в средневековой культуре все большую роль начинает играть городская культура. Во всех областях жизни средневекового общества возрастает значение светского, рационального начала. Церковь постепенно утрачивает доминирующие позиции в духовной сфере. По мере развития городской культуры, с одной стороны, начали ослабевать церковные ограничения в области искусства, а с другой – стремясь максимально использовать идеологическую и эмоциональную силу искусства в своих целях, церковь окончательно вырабатывает свое отношение к искусству, нашедшее выражение в трактатах философов этого времени. Характерные черты готической скульптуры могут быть сведены к следующему: интерес к явлениям реального мира; фигуры, олицетворяющие догматы и верования католической церкви, становятся более реалистичными; усиливается роль светских сюжетов; появляется и начинает играть главенствующую роль круглая пластика (хотя рельеф не исчезает). Готическое искусство с его интересом к явлениям реального мира, усилением роли светских сюжетов, стремлением к жизненной выразительности, конкретности скульптурных образов подготовило расцвет искусства Ренессанса.  

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Арнольдов А.И. Человек и мир культуры. М., 2002
  2. Белова О.Ю. История искусств. М., 1997
  3. http://ru.wikipedia.org/wiki/
  4. http://www.mosarchinform.ru/architecture/p2_articleid/12445
  5. http://www.privatehouse.ru/styles/gothic/
  6. http://yutvdome.blogspot.ru/2013/07/blog-post_8.html
  7. http://crossmoda.narod.ru/CONTENT/art/midle/gotica/gotica_region_England.htm
  8. http://www.mebel-v-domike.ru/article.php?id=5057
  9. http://wmc.kvaksiuk.com/viewtopic.php?f=81&t=645
  10. http://artdeco2011.ru/neogotika/
  11. http://www.schoen-eventagentur.com/slovarno-o-gotike-interesno/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Собор Святого Патрика (Нью-Йорк)

Собор Святого Патрика (Нью-Йорк)

 

 

Бруклинский мост (Нью-Йорк).

 

 

Собор Святого Семейства (Барселона).

 

Парламент Соединённого Королевства Великобритании и Северной Ирландии.

 

Витраж Кёльнского собора, фрагмент (Ева и Дева Мария)

 

Элементы готического стиля

 

                                  

 

Вариации планировки готических соборов

 

 

 

 

Готическая геометрия – масверк

 

 

 


Информация о работе Неоготика - художественный стиль XVIII и XIX вв