Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2012 в 18:39, реферат
"Половина Вены безоговорочно гордится им, вторая половина негодует, считая, что, если дать автору волю, он порушит старую имперскую архитектуру, изведет на корню знаменитый стиль бидермайер и застроит элегантную Вену своими разноцветными пряничными зданиями, смахивающими на жилища гномов из сказок братьев Гримм. "Хундертвассер - это кич!" - кричат ненавистники. "Хундертвассер - гений!" - спорят поклонники". ( Н.Колесова, "Культ Личностей", 9/10 1999)
1. Вступление………………………………………………………………………………….…2
2. История жизни………………………………………………………………………………...4
3. Философская концепция………………………………………………………………….......9
3.1. Манифест заплесневелости против рационализма в архитектуре…………………..10
3.2. Право на третью кожу…………………………………………………………….........12
3.3. Мирный договор с природой…………………………………………………………..13
4. Хундертвассер -Художник…………………………………………………………………..14
5.Хундертвассер-Архитектор…………………………………………………………….…....17
5.1. Дом Хундертвассера (Вена,Австрия)………………………………………….……...19
5.2. Венский дом искусств (Вена, Австрия) ……………..……..........................................23
5.3. Церковь Святой Варвары в Бернбахе (Австрия)………………………………......... 24
5.4. Мусоросжигательный завод (Шпиттелау, Вена)…………………………….…….....25
5.5. Комплекс «Зелёная цитадель» (Магдебург, Германия)…………………….…..........26
5.6. Жилой комплекс Лесная спираль» (Дармштадт, Германия) ……………..………... 26
5.7. Отель Rogner Bad Blumau (Австрия)……..…………………………................…….. 27
6. Заключение…………………………………………………………….…………………......28
7. Список использованных интернет – ресурсов………….………………………………....29
Философская концепция
Я прикрываю глаза
Так же, как когда я рисую в воображении свои картины,
И я вижу дома цвета dunkelblunt
Вместо уродливого кремового цвета
И зелёные луга на всех крышах
Вместо бетона.
Я с нетерпением жду,
Чтобы самому стать перегноем,
Быть похороненным нагим, без гроба
Под деревом
На моей земле в Ао Тео Роа.
Фриденсрайх Хундертвассер, 1979
(Dunkelbunt означает: сияющие чистотой яркие и глубокие цвета, немного грустные, как во время дождливого дня.)
Хундертвассер это философ-самоучка. Его философские рассуждения и выводы возникают из глубоких внутренних чувств и собственных открытий. У него, несомненно, можно найти очевидные параллели с известными философскими мировоззрениями. При том, что Хундертвассер использует свой язык и свою собственную систему.
Свою концепцию и свои философские взгляды мастер отразил в нескольких манифестах. Его перу принадлежит книга «Манифест заплесневелости против рационализма в архитектуре» (Verschimmelungsmanifest gegen den Rationalismus in der Architektur, 1958) , манифест «Право на третью кожу» 1967, сборник эссе «Прекрасные пути. Мысли об искусстве и жизни» (1983).
Манифест заплесневелости против рационализма в архитектуре
4 июля 1958 года в Секау, Австрия, во время международной встречи по искусству и архитектуре, организованной Монсиньором Отто Мауэром (Monsignore Otto Mauer) – в то время он был покровителем венской художественной культуры, Ф. Хундертвассер прочел в узком кругу этот «Манифест заплесневелости». Он заявил о своем отрицании рационализма, прямой линии и функциональной архитектуры. Позднее публичные чтения манифеста прошли 11 июля в Galerie Van de Loo, Мюнхен и 26 июля 1958 года в Galerie Parnass, Wuppertal, Германия.
В том же году манифест был напечатан отдельной брошюрой тиражом 300 экземпляров. Каждый экземпляр был пронумерован и подписан от руки Ф. Хундертвассером. 1 апреля 1961 года манифест был опубликован на французском языке, а в 1964 перепечатан в Германии. На английском языке манифест впервые был опубликован в 1968 году в каталоге выставки Ф. Хундертвассера в Университете Калифорнии, Беркли, США.
Ф. Хундертвассер употребляет в своем манифесте термин “mouldiness” (“заплесневелость”) в качестве спонтанного синонима для зарослей растений и растительности в целом. “Прямая линия” для Ф. Хундертвассера это линия, проведенная с помощью рейсшины. Он подразумевает под “прямой линией” даже линию, нарисованную с помощью изогнутой, круглой или спиральной линейки. Прямые линии деревьев и другой растительности, с точки зрения Ф. Хундертвассера, не имеют отношения к понятию “прямая линия”, потому что в реальности они никогда не бывают идеально прямыми.
«Живопись и скульптура - свободны. Каждый может создать свое произведение и показать его. Но в архитектуре нет этой фундаментальной свободы, которую нужно рассматривать, как основу любого искусства». Чтобы иметь возможность строить, необходимо иметь диплом. По Хундертвассеру, каждый должен иметь возможность строить и пока эта свобода не существует современную архитектуру нельзя считать искусством вообще. Не надо сдерживать желание человека строить что-либо. Каждый должен иметь возможность проектировать и строить и нести ответственность за те четыре стены, в которых он живет. В дальнейшем разум победил и Хундертвассер заявил, что архитекторы могут выполнять функции технических консультантов, но должны быть подчинены жителю и его желаниям.
«Функциональная архитектура выбрала не правильную дорогу, сродни рисованию с помощью линейки с прямыми краями. Гигантскими шагами мы приближаемся к непрактичной и, в конечном счете, непригодной архитектуре». Использование линейки в архитектуре, по Хундертвассеру, - преступление. Это инструмент разрушения архитектурного триединства (архитектор + строитель + житель) "Сегодня мы живем в хаосе прямых линий. Если вы не верите - сосчитайте все прямые линии, которые вас окружают. На одном лезвии бритвы я считал 546 линий подряд. Эти прямые линии связывают нас как пленников в тюрьме и от этих пут необходимо избавляться. Прямая линия безбожна и безнравственна. Прямая линия - это не линия творчества, это – линия подражания".
«Проживающий в квартире должен иметь возможность высунуться из своего окна и – насколько далеко дотянутся его руки – преобразовать внешний вид своего жилища.
И ему должно быть позволено взять длинную кисть и – насколько далеко он дотянется – все покрасить в розовый цвет, так, чтобы издалека, с улицы, все видели: здесь живет человек, который проводит различие между собой и соседями».
Право на третью кожу
Эта 30-минутная речь, впоследствии ставшая Манифестом, была произнесена в Галерее Гартмана в Мюнхене в 1967 году. Хундертвассер и две его ассистентки предстали перед публикой в обнажённом виде. В ней получают дальнейшее развитие мысли оформленные в Манифесте заплесневелости против рационализма в архитектуре
«Мне все равно – выгляжу я смешно или нет. Я полностью это осознаю. Я живу в какой-то золотой башне. Мне надоело, что я только там и живу, и что я обеспечен и что я счастлив от того, что все сделано из кобальта и серебра. И когда я смотрю на улицу, я вижу, что все наполнено прямыми линиями и все заключены в тюрьму, а это так страшно, что это отравляет мне жизнь. Я предпочел бы смотреть куда-нибудь и видеть как оно прекрасно везде, и было бы важно для людей начать строить самостоятельно свои замки. Ибо, если они начнут это делать раз и навсегда, то я не знаю, чем это все закончится. Лично мне нездоровится, когда я гуляю по улицам, которые все одинаковы и на которых все окна похожи друг на друга. Лично я больше не могу это видеть. И я удивлен, что люди ходят каждый день по этим улицам, которые прямые как линейки, и никто не протестует. И я считаю, что две последние революции закончились, и они добились своих целей – революция против голода и революция за свободу – и все-таки больше ничего уже не работает. А сегодня начинается такое порабощение, которое хуже тех, которые мы уже пережили».
«Один человек может изменить архитектуру просто своим присутствием. Внешность города будет все больше меняться, если каждый будет ее менять».
Понятие «третья кожа» было введено Ф. Хундертвассером в его собственной философской системе, определяющей пять кож человека: первая кожа – собственная, эпидермис, вторая – одежда, третья – дом, четвертая – социальная среда и идентичность, пятая – мир.
«И одежда, и стены зданий за последнее время претерпели множество изменений и больше не соответствуют естественным потребностям человека. Окна - это мост между внутренним и внешним пространством. Как первая кожа пронизана порами, так и третья - окнами. Окна - эквивалент глаз. Так же как выражение глаз важно для лица, также и окна важны для фасада дома». По словам Хундертвассера, "рай может быть сделан только нашими собственными руками, с помощью нашего творческого потенциала в гармонии с творческим потенциалом природы".
Мирный договор с природой
"There Are No Evils in Nature. There Are Only Evils of Man". ("В природе нет зла. Зло есть только от человека"). Человек думает, что он должен исправить природу - и это каждый раз его непоправимая ошибка. Человек должен не разрушать, а сохранять природу, естественный пейзаж насколько это возможно. И ручей, и река, и болото должны быть неприкосновенны, как были созданы Богом. Хундертвассер энергично выступал против изменения русла рек и всегда интегрировал деревья в свои проекты.
Он подчеркивал, что есть то, в чем человек испытывает необходимость, - мирный договор с природой. Нужно отложить все споры между людьми в сторону и заключить мирный договор с природой, которая и является вышестоящей силой, и от которой зависит человек. Этот мирный договор с природой должен содержать следующие пункты:
- Мы должны учить язык природы, для того чтобы понимать ее.
- Мы должны вернуть природе территории, которые человек незаконно использует и над которыми совершает насилие. Все, что лежит под небом - принадлежит природе. Все, что затронуто лучами солнца, всюду, где падает дождь - это священная природа.
- Терпимость к спонтанной растительности.
- Искусство как творение человека и творения природы должны быть снова объединены. Разрыв между ними может иметь катастрофические последствия для человечества.
- Жить в гармонии с законами природы.
- Мы только гости у природы и должны себя вести подобающим образом. Человек - это опаснейший вредитель, который опустошает Землю. Человек должен сам себе поставить экологические рамки ограничения, для того чтобы Земля могла отдохнуть.
- Человеческое общество должно опять стать безотходным. Только тот, кто уважает свои отходы и использует их снова в безотходном обществе, преобразует смерть в жизнь и имеет право на продолжение существования. И если человек признает этот круговорот, он позволяет совершиться возрождению жизни.
Взаимоотношения с природой были всегда чрезвычайно важны художника, он очень бережно вписывал объекты своего творчества в мир природы.
Хундертвассер – Художник
«Быть художником — это замечательно,
Быть художником — это хорошо,
Художник свободен и неограничен,
И независим,
У художника нет начальника,
У художника много времени для созерцания…»
Хундертвассер ,1976
«Стиль это только инструмент в руках художника. У настоящих художников нет стиля, и часто их стиль открывают после смерти»
«Работа художника очень трудна, потому что она не может быть выполнена ни силой, ни интеллектом».
«Я полагаю, что был первым, кто использовал смешанную технику в графической печати, то есть использовал три послойных печатных процесса: литографию, шелкографию и тиснение. Я использовал техники и краски, которые были необычны для графики: флуоресцентные краски, отражающие стеклярус, фосфоресцирующие синие, зеленые и красные краски, блестящие в темноте, печать металлической фольгой серебряного, золотого и всех остальных цветов, бархатную аппликацию, выпуклое тиснение, кракелюры. Я печатал трафаретами и металлическим тиснением на плексигласе, на вручную окрашенной основе и на оберточной бумаге. Я печатал матовыми и глянцевыми красками одновременно».
Он считает, что живопись сродни религиозной деятельности. Он получает стимулы извне, чувствует какую-то неведомую силу, которая приходит или не приходит, чтобы управлять рукой художника.
Произведения Хундертвассера буквально ошеломляют, его цветовая гамма разительным образом отличается от тех цветов, которыми мы оперируем в жизни. Это не красный, желтый, голубой, а бирюзовый, изумрудный, коралловый. Как известно, в литографии для каждого цвета изготовляется отдельная доска, так Хундертвассер в своих работах использует до 40 цветов, значит, одна литография состоит из 40 досок. В работах Хундертвассера переплетены круги, лица, глаза, окна, спирали в причудливом сочетании. Соединение линий, выразительность цвета предметность и беспредметность и монументальный размер - рождает эмоциональный отклик у зрителя. Эксперименты художника не останавливаются, он использует золотую и серебряную фольгу, насыпает на своих произведениях волны цветного песка. Он работает на шелке и краски приобретают дополнительный блеск.
О чем же его работы? Можно сказать, что героем произведений является современный человек, который живет в большом городе. Редкий художник выберет сюжетом для своих работ однотипные высотные дома. В таком, на взгляд многих, непоэтическом сюжете Хундертвассер видит особую художественную задачу. Это может быть несколько разномастных домиков, которые слепились друг с другом и образовали общую массу, напоминающую гору. Но это не однообразная серая бетонная масса. А соединение цветных домиков наподобие ярких деталей детского конструктора. Или дома прилепленные друг другу, которые острыми крышами образуют нечто вроде зубов или частокола, который расположен сначала по нижней линии работы, потом поднимается перпендикулярно по левой стороне листа до встречи со спиральным кругом неба.
Оказывается ряд дымящих пароходов, тоже может быть темой для произведения искусства. И этот мотив нельзя назвать индустриальным - это мотив декоративный. Нагруженные городские перекрестки, где встречаются нетерпеливые водители и пешеходы, для Хундертвассера - это круговорот двух потоков: машин и людей. Несколько высотных башен интересны для Хундертвассера как Руанский собор для Мане. С одних и тех же досок при помощи разного цветового решения он создает ночной квартал, городское утро и вечер, когда еще не все пришли с работы и свет горит только в нескольких окнах. Это город, из которого стремятся уехать многие художники, чтобы найти вдохновение на природе. Город - объект искусства. Он горит неоновыми огнями, а, значит, писать его надо яркими красками. Хундертвассер не видит в городе каменного мешка, он видит живой организм. Город будто постоянно украшен новогодней иллюминацией. Кружение линий делает его работы очень динамичными, кажется, что земля круглая, люди спешат по делам, мчатся машины, в окнах загорается и гаснет свет. В его работах динамика выступает вместе устойчивостью. Так повторяющиеся элементы - окна, отражения, круги передают некую определенность в жизни современного человека.