Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2012 в 18:39, реферат
"Половина Вены безоговорочно гордится им, вторая половина негодует, считая, что, если дать автору волю, он порушит старую имперскую архитектуру, изведет на корню знаменитый стиль бидермайер и застроит элегантную Вену своими разноцветными пряничными зданиями, смахивающими на жилища гномов из сказок братьев Гримм. "Хундертвассер - это кич!" - кричат ненавистники. "Хундертвассер - гений!" - спорят поклонники". ( Н.Колесова, "Культ Личностей", 9/10 1999)
1. Вступление………………………………………………………………………………….…2
2. История жизни………………………………………………………………………………...4
3. Философская концепция………………………………………………………………….......9
3.1. Манифест заплесневелости против рационализма в архитектуре…………………..10
3.2. Право на третью кожу…………………………………………………………….........12
3.3. Мирный договор с природой…………………………………………………………..13
4. Хундертвассер -Художник…………………………………………………………………..14
5.Хундертвассер-Архитектор…………………………………………………………….…....17
5.1. Дом Хундертвассера (Вена,Австрия)………………………………………….……...19
5.2. Венский дом искусств (Вена, Австрия) ……………..……..........................................23
5.3. Церковь Святой Варвары в Бернбахе (Австрия)………………………………......... 24
5.4. Мусоросжигательный завод (Шпиттелау, Вена)…………………………….…….....25
5.5. Комплекс «Зелёная цитадель» (Магдебург, Германия)…………………….…..........26
5.6. Жилой комплекс Лесная спираль» (Дармштадт, Германия) ……………..………... 26
5.7. Отель Rogner Bad Blumau (Австрия)……..…………………………................…….. 27
6. Заключение…………………………………………………………….…………………......28
7. Список использованных интернет – ресурсов………….………………………………....29
"Домом искусств" (Венский Кунстхаус) Фриденсрайх Хундертвассер назвал собственный музей, где яркие красно-желто-зеленые капители колонн упираются в лоскутное одеяло керамического черно-белого фасада. На первом этаже разместились красочные фрески. Живописные работы Хундертвассера, написанные под влиянием австрийского барокко и венских художников начала ХХ века, отличает восточный декор, роскошные краски и богатая текстура. Рассматривая экспозиции, посетители влюбляются в работы Хундертвассера, наполненные творческой фантазией и наделенные интригующими названиями. Например: «Кровь циркулирует по кругу, а я на велосипеде» или «У художников есть дома, где молятся, но они ими не пользуются». Одна из его самых известных картин - «Дома висящие над лугами» посвящена той идеи, что «горизонталь принадлежит природе, а вертикаль человеку». На картине перед нами предстает зиккурат с посаженными на нем садами и зданием, где каждый этаж и крыша превращены в заливные луга. Главная мысль здесь заключается в том, что если бы человечество строило такие дома, то пейзаж земли остался бы неизменным, покрытый пышной растительностью. Активно выступая против серых красок в архитектуре, Хундертвассер показывает в своих картинах многообразный мир, который окрашен более чем в сто цветов. Он искренне верит, что многообразие оттенков символизирует рай.
Картины в черных мрачных рамах как будто плывут в пространстве здания, что имеет скорее драматический, нежели театральный эффект. Они сверкают благодаря потрясающей подсветке и воплощают собой главную идею Хундертвассера о том, что искусство должно нести в себе свободу, романтизм и красоту. На верхнем этаже музея разместилась коллекция рисунков,экспозиция знамен и марок, созданных художником для Сенегала и ООН.
Хундертвассер – Архитектор
«Наши дома болеют с тех пор, как они были созданы градостроителями и стандартизованными архитекторами. Они не заболели, а были задуманы и привнесены в жизнь уже больными. Все это множество домов, которое мы все терпим в их массе – бесчувственное и неэмоциональное, диктаторское, агрессивное, безбожное, гладкое, стерильное, неприкрашенное, золотое и неромантичное, анонимное и до зевоты скучное.
Чтобы архитекторы могли вылечить эти больные и отвратительные строения, нужно чтобы они вовсе их не строили. Поэтому необходима новая профессия: архитектурный доктор». (Архитектурный доктор, 1990)
В своих путешествиях молодой Хундертвассер сформировал непоколебимую архитектурную точку зрения, которая и стала главным принципом в работах мастера. Первое, что всегда проповедовал архитектор – это то, что дом не являет собой какую-либо искусственную, враждебную среду, состоящую из многократно повторяющихся и одинаково печальных ячеек. Дом – это весёлая и полностью безопасная обитель, которая обустроена «по размеру» и «по вкусу» её владельца. В домах Хундертвассера царит асимметрия, природная гармоничность, и, самое главное, окна. Симметричность и правильность линий архитектор всегда приравнивал к концлагерям, уносящим жизни людей, в том числе и его родных. Каждое окно в его зданиях живёт собственной жизнью, главенствуя над общим абрисом постройки. Как считал мастер, правильный дом должен состоять именно из окон, но никак не из стен.
Каждый жилец имеет право выглянуть из своего окна и разукрасить или как-то изменить стену вокруг него, до куда рук и кисти хватит. Он воплотил в жизнь несколько проектов по реставрации бывших фабрик и заводов — скучных коробок, которые художник превращал в сказочные дворцы. Как и Гауди, Хундертвассер почти везде использовал битую керамическую плитку: создавал из неё мозаику, украшающую до этого ровную и унылую поверхность. Он также вершил дома золотыми или голубыми куполами-маковками, меняющими монотонность ровной крыши, и создавал в стенах ниши для деревьев. Хундертвассер строил здания, свободные от общепринятых норм и клише, где природа и человек встретились не на почве борьбы и самоутверждения, а на основе творчества.
У Хундертвассера получались поистине поющие дома, свободные, они олицетворяли то, что будет вечно – радость, сказку и дух странствования. В общей сложности с 1980 по 2000 год архитектором было создано около 36 значимых проектов, некоторые из них реализованы уже после его смерти. В их числе:Дом Хундертвассера, Венский дом искусств, Мусоросжигательный завод под Веной, кирха Святой Барбары в Бернсбахе, детский сад в Хеддернхайме близ Франкфурта, термы в Блюмау, Винодельня Кихот в США, Зеленая крепость в Магдебурге и т. д. Все здания фантастичны по форме и декору, необычны снаружи и изнутри, однако ни одно из них не стало мертвым «памятником архитектуры», каждое выполняет предназначенную функцию, вполне соответствуя жилым нормам, противопожарным и другим требованиям городских служб.
Дом Хундертвассера (Вена,Австрия)
Самой известной постройкой Хундертвассера является дом в Вене в честь его имени. Это дом мечты, который слил и воплотил почти все идеи великого художника. Хундертвассер взялся за проект дома с воодушевлением - ему наконец-то представилась возможность реализовать свое представление о естественном и человеческом в облике большого городского жилого дома. По его мнению, идеальный дом должен являться частью самой природы - своего рода живая скульптура, переливающаяся пестрыми красками, где каждая отдельная часть здания должна быть действительно полезной и при строительстве которой старые материалы должны быть вторично использованы. В 1979 году Хундертвассер изготовил из спичечных коробков первую модель дома. Годом позже была создана конкретная модель. После первоначальных трудностей поиска подходящего архитектора для ассистирования Хундертвассеру это задание поручили дипломированному инженеру Петеру Пеликану. Закладка дома, построенного кирпичной кладкой, состоялась 16 августа1983. В 1985 году дом был уже закончен. Мастер сам работал на стройке весь год и с большой любовью подбирал детали кладки из плитки, камня и кирпича. Для наружных кирпичей террасы на крыше, например, он отобрал на местах снесенных зданий старые уцелевшие кирпичи с кайзерским гербом.
В 1986 году в дом Хундертвассера смогли въехать первые жильцы. Интерес публики к этому необыкновенному месту был с самого начала чрезмерный. В день открытых дверей количество посетителей достигло 70 тысяч человек. Равнодушным этот дом никого не оставляет: для одних это всего лишь дешевое подражание Гауди, для большинства же это архитектурный шедевр, многокрасочный оазис гармонии среди однотонной серой скуки большого города. Мастер оформил фасад разнообразнейшими оттенками красок так, чтобы каждая квартира, которые внутри дома подразумеваются как своеобразные самостоятельные элементы, также и снаружи отделялась от соседней другим цветом. Фасад выполнен с тем расчетом, чтобы ни дожди, ни ветры в течение долгого времени не смогли оказать на него губительного воздействия. Дело в том, что Хундертвассер в то время, когда шли работы по отделке дома, настоял на том, чтобы цветная штукатурка не только была изготовлена вручную, но и наложена точно таким же образом. Для открытых частей, таких как лестничные клетки, характерны серые внутренние фасады. Небольшой участок фасада Хундертвассер велел оставить таким, как он выглядел изначально, с тем, чтобы «дух старого дома смог переселиться в новый».
Он спроектировал для дома 13 разных типов окон, отличающихся размером, цветом и формой. Окна изготавливались отдельно и в завершение отделывались цветной керамической плиткой. «Если мы разрешим окнам танцевать,проектируя их в различном стиле, если мы разрешим появление возможно большего числа неправильностей, как на фасадах, так и в интерьерах, дома начнут жить». Они на первый взгляд разбросаны по фасаду едва ли не наугад и отличаются друг от друга не только цветом, но также размером и формой. Создается впечатление, что их расположение определялось не снаружи, а изнутри, хотя на самом деле это совсем не так. Сообразуясь со своей концепцией «диктатуры окон, и их права на самоопределение», Хундертвассер продумывал «оконный вопрос» до мельчайших подробностей, соотнося с ним все другие элементы декора этого здания. Особенно подчеркивалось так называемое «право на окна»: Хундертвассер настаивал на том, чтобы в договорах о съеме квартир содержалось право, разрешающее жильцам оформлять фасады вокруг своих окон по собственному вкусу. Однако только два жильца претендовали на это право и не в последнюю очередь из-за того, что сначала нужно было получить специальное разрешение города Вены на приведение этого права в исполнение.
Хундертвассер придерживался мнения, что каждый кусок земли, который человек крадет у природы под застройку, должен быть вновь восстановлен созданием соответствующей озелененной площади. Поэтому дом украшают бесчисленные растения: на 100% озелененной поверхности крыши растут, расположенные террасами, бук, сирень, боярышник, каштан. Три большие террасы общедоступны для всех жильцов. Остальные террасы принадлежат одной или максимально двум квартирам. Некоторые озелененные площадки были задуманы только для природы, в этих недоступных местах растения произрастают самопроизвольно. Балконы и аркады также с озеленением, часть фасада украшена плющом и диким виноградом. Ещё одной особенностью является «дерево - арендатор». Речь идет о деревьях, которые произрастают из окон некоторых квартир. Они оплачивают свою аренду тем, что дарят жильцам тень, очищают воздух ,обогащают кислород и радуют глаз наблюдателей.
Весь дом украшен многочисленными парадными, величественными элементами, которые на некоторых производят впечатление безвкусицы. Однако большинство посетителей очаровано именно этими элементами отделки, которые хоть немного возвращают нас к разрушенной серыми буднями романтике. И мастер, помещая на стены и в ниши фигуры, статуи, колонны, шары, львов и кегли, хотел достичь именно этой цели. Кстати, все львы в этом доме обращены в сторону Левенгассе (Львиный переулок) и выполнены из камня, всегда являвшегося холодным символом власти, а вот конусы — из керамики, создающей очень теплую и домашнюю атмосферу. Но и эти две противоположности Хундертвассер сумел соединить самым органичным образом.
Важнейший элемент западноевропейской архитектуры - колонны. В доме установлено много колонн различной формы и цвета. Лишь немногие из них выполняют опорную функцию, так как они должны прежде всего передавать чувство уюта. «Колонна — важный элемент архитектуры. Рядом с колонной чувствуешь себя так же хорошо, как рядом с деревом».
Для Хундертвассера прошли времена, когда в роскошных постройках с башнями и куполами жили только богатые и могущественные. Поэтому он повелел построить также две великолепные башни с куполами - луковками. Покрытые металлом деревянные конструкции, одна башня черная, другая золотая. В доме почти не найти прямых линий, а также прямоугольных или равносторонних геометрических фигур.
Хундертвассер полагал, что человек разучился ходить из-за прямых полов, поэтому полы внутри здания и ландшафт перед домом не ровные, а беспорядочно растекающиеся. На лестничных клетках стены аналогично полу струятся волнами и создается впечатление, что это портьеры, ниспадающие мягкими складками. Нижняя часть стен выполнена из гипса и может быть в удовольствие и по настроению раскрашена и разрисована детьми.
Украшающие весь дом мозаики, которые сделаны из обломков старой керамической плитки, создают особую красоту и привлекательность. При этом мозаики выполнены не по предварительным эскизам, а сотворены свободной фантазией и мастерством плиточников. Стены и полы в квартирах, на лестничных клетках, фасады и дворы дома украшены яркими красочными мотивами - цветами, птицами, бабочками. Ванные комнаты в доме бурно расписаны изображениями пеликанов и бабочек на кафельных плитках. Самое удивительное, что каждая ванная оснащена тщательно разработанной промывочной системой, при помощи которой жильцы должны промывать свои туалеты определенное количество раз в день, тем самым «поставляя» воду «деревьям-жильцам».
Причудливые стены, которые напоминают морские волны, подземный гараж, где каждое парковочное место выложено разноцветной мозаикой, уцелевшие гербы от разрушенных домов – всего лишь замысловатые особенности этого уникального здания.
Дорога в кафе этого жилого дома выложена из кусочков надгробного камня, в то время как пол в игровом клубе «Комната приключений» выложен волнами так, что дети могут кататься на нем, словно на ледяной горке. На частях наружного фасада находятся мозаики из сделанных особым образом зеркальных плиток, которые при солнечном, лунном и звездном сиянии производят световой эффект отражения. Подобные зеркальные плитки украшают, например, тяжелые серые своды, соединяющие друг с другом обе части главного здания. Кафе - террасу, зимний сад, который иногда также служит для проведения частных праздников, и маленькую площадь на переполненной прохожими Кегельгассе можно причислить к центрам общения в доме. Последняя пользуется особой популярностью. В центре ее находится фонтан, украшенный чудесными мозаиками, вокруг площади установленные в большом количестве парковые скамьи предоставляют возможность побеседовать, расслабиться и помечтать - помечтать о мире, в котором такие роскошные дома больше не являются исключением, а возводятся наряду с обычными серыми бетонными постройками для создания облика города.
Венский дом искусств – KunstHausWien (Вена, Австрия)
«KunstHausWien это дом “барьеров красоты”, где красота несет самое подходящее назначение. KunstHausWien это обиталище нерегулярностей, неровных полов, деревьев-жильцов и танцующих окон. Это дом, в котором вы чувствуете себя виноватыми по отношению к природе. Это дом, который не следует обычным стандартам. Он – приключение нашего времени, путешествие в страну искусной архитектуры, мелодия для глаз и ног».
Хундертвассер полностью перестроил здание бывшей мебельной фабрики Тонет, построенной в 1892 году, в характерном для него стиле. Нерегулярно расположенные разноцветные элементы из стекла, металла, черепицы, дерева и керамики придали неповторимый облик ранее неприметному сооружению.
Размеры здания позволили не только разместить в нем музей Хундертвассера, но и включить в проектные планировки пространство для сменных выставок мирового искусства. Комплексная реконструкция, которой были подвергнуты два соседних здания, проходила с 1989 по 1991 годы. Хундертвассер сделал все возможное, чтобы по максимуму сохранить нетронутым существо старого здания. Со стороны улицы в здании были добавлены окна, обеспечившие дополнительное освещение для выставочных помещений, а со стороны двора был пристроен лестничный колодец.