Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 19:25, реферат
Средневековая философия принадлежит в основном эпохе феодализма ( V - XV вв.). Вся духовная культура этого периода была подчинена интересам и контролю церкви, защите и обоснованию религиозных догматов о Боге и его творении мира. Господствующим мировоззрением этой эпохи была религия, поэтому центральная идея средневековой философии – идея монотеистического Бога.
1
Средневековая философия принадлежит в основном эпохе феодализма ( V - XV вв.). Вся духовная культура этого периода была подчинена интересам и контролю церкви, защите и обоснованию религиозных догматов о Боге и его творении мира. Господствующим мировоззрением этой эпохи была религия, поэтому центральная идея средневековой философии – идея монотеистического Бога.
Основными принципами средневековой
философии были: креационизм –
идея сотворения мира Богом из ничего;
провиденциализм – понимание
истории как осуществления
В развитии средневековой философии можно выделить два этапа – патристику и схоластику.
Патристика . В период борьбы христианства с языческим политеизмом (со II по VI век н.э.) возникла литература апологетов (защитников) христианства. Вслед за апологетикой возникла патристика – сочинения так называемых отцов церкви, писателей, заложивших основы философии христианства. Апологетика и патристика развивались в греческих центрах и в Риме. Этот период можно условно разделить на:
а) апостольский период (до середины II века н.э.);
б) эпоху апологетов (с середины II века н.э. до начала IV века н.э.). К ним относятся Тертуллиан, Климент Александрийский, Ориген и др;
в) зрелая патристика ( IV - VI в. н.э.). Наиболее яркими фигурами этого периода были Иероним, Августин Аврелий и др. В этот период в центре философствования находились идеи монотеизма, трансцендентности Бога, трех ипостасей – Бога-Отца, Бога-Сына и Святого Духа, креационизма, теодицеи, эсхатологии.
В этот период философия уже подразделяется на три вида: спекулятивная (теологическая), практическая (моральная), рациональная (или логика). Все три вида философии находились между собой в тесном сопряжении.
Схоластика( VII - XIV вв.). Философию средневековья нередко называют одним словом – схоластика (лат. scholasticus – школьный, ученый) – тип религиозной философии, основанной на соединении догматики и рационалистического обоснования с предпочтением формально-логической проблематики. Схоластика – основной способ философствования эпохи средневековья. Это было обусловлено, во-первых, тесной связью со Священным писанием и Священным Преданием, которые дополняя друг друга, являлись исчерпывающей, универсальной парадигмой философского знания о Боге, мире, человеке и истории ; во-вторых , традиционализмом, преемственностью, консерватизмом, дуализмом средневековой философии; в-третьих , безличным характером средневековой философии, когда личное отступало перед абстрактно-общим.
Наиболее приоритетной проблемой
схоластики была проблема универсалий.
С попыткой решения этой проблемы
связаны три философских
Наибольшими авторитетами философии Средневековья были признаны Августин Аврелий "Блаженный" (354-430) и Фома Аквинский (1225/26-1274).
Последователь Платона Августин Блаженный стоял у истоков средневековой философии. В своих произведениях он обосновывал идею о том, что бытие Бога — это высшее бытие. Добрая воля Бога является причиной появления мира, который через телесное и душу человека восходит к своему создателю. Особое место в этом мире отведено человеку. Материальное тело и разумная душа составляют сущность человека, который через свою душу приобретает бессмертие и свободу в своих решениях и действиях. Однако люди разделены на верующих и неверующих. О первых заботится Бог, а вторым дается возможность через обращение к вере спасти себя. А. Августин считал, что у человека есть два источника знаний: чувственный опыт и вера. Его религиозно-философское учение служило фундаментом христианской мысли вплоть до XIII века.
Крупнейший теолог католической
церкви Фома Аквинский стремился
согласовать учение Аристотеля с
требованиями католической веры достигнуть
исторического компромисса
Философия и религия, по учению Фомы, имеют ряд общих положений, которые открываются и разумом, и верой в тех случаях, когда представляется возможность выбора: лучше понимать, чем просто верить. На этом основывается существование истин разума. Учение Фомы, получившее название томизма, стало идеологической опорой и теоретическим орудием католицизма.
Философская мысль Византийского Востока связана с именами Василия Великого, Григория Богослова, Афанасия Александрийского, Иоанна Златоуста, Григория Паламы и др. Византийскую средневековую философию отличает напряженный, драматический поиск духовных основ новой христианской культуры, самодержавной государственности.
В средние века развитие
научного знания в странах мусульманского
Востока значительно опережало
европейскую науку. Это было обусловлено
тем, что в этот период в Европе
господствовали идеалистические воззрения,
в то время как восточная культура
впитывала в себя идеи античного
материализма. В результате взаимодействия
систем ценностей ислама, традиционных
культур народов, входящих в арабский
халифат, а в дальнейшем в Османскую
империю, стала развиваться
Сильное влияние ислама не
позволило развивать
Несмотря на некоторую
однотонность средневековой философии,
она стала значительным этапом в
развитии философского познания мира.
Заслуживает внимания стремление этой
философии полнее постичь духовный
мир человека, приобщить его к
более высокому, Богу. Следует отметить,
что религиозное возвеличивание
человека как "образа и подобия"
Бога способствовало продвижению вперед
в философском понимании
Средневековая философия
внесла существенный вклад в дальнейшее
развитие гносеологии, разработав и
уточнив все логически
При всем различии исторических этапов и специфике теоретических систем для средневековой философии в целом характерны следующие черты: 1) ретроспективность, 2) традиционализм, 3) дидактизм (учительство, назидательность).
Во-первых, это значит,
что средневековая философия
обращена в прошлое, ибо
Во-вторых, для средневекового
философа любая форма
В-третьих, почти все
известные мыслители того
Средневековая теологическая философия отличалась замкнутостью на самой себе, традиционностью, повернутостью в прошлое, оторванностью от реального мира, воинственностью, догматизмом, назидательностью, учительством.
Можно выделить следующие
основные черты средневековой
- теоцентризм (главной причиной всего сущего, высшей реальностью, основным предметом философских исследований являлся Бог);
-
изучению самого по себе
-
господствовали догматы (
-
сглаживается противоречие
-
человек выделялся из природы
и объявлялся творением Бога,
стоящим над природой (подчеркивалась
божественная сущность
-
провозглашался принцип
-
выдвигалась идея о
-
выдвигался догмат о спасении
окружающего мира и
-
мир считался познаваемым
Значение средневековой теологической философии для последующего развития философии в том, что она:
-
стала связующим звеном между
античной философией и
-
сохранила и развила ряд
-
способствовала расчленению
-
способствовала разделению
-
положила начало появлению в
будущем эмпирического (Бэкон,
Гоббс, Локк) и рационалистического
(Декарт) направлений философии как
результатам соответственно
-
пробудила интерес к
-
выдвинула идею оптимизма,
2
1. Проблема существования Бога и познания его сущности.
Корни философии средних веков уходят в религии единобожия (монотеизма). К таким религиям принадлежат иудаизм, христианство и мусульманство, и именно с ними связано развитие как европейской, так и арабской философии средних веков. Средневековое мышление теоцентрично: Бог является реальностью, определяющий все сущее.
Наиболее сильное влияние на западную философию оказала христианская религия, поэтому далее будет обсуждаться именно она.
В основе христианского монотеизма лежат два важнейших принципа, чуждых религиозно-мифологическому сознанию и соответственно философскому мышлению языческого мира: идея творения и идея откровения. Обе они тесно между собой связаны, ибо предполагают единого личного Бога. Идея творения лежит в основе средневековой онтологии, а идея откровения составляет фундамент учения о познании. Согласно христианскому догмату, Бог сотворил мир из ничего , сотворил воздействием своей воли, благодаря своему всемогуществу, которое в каждый миг сохраняет, поддерживает бытие мира. Такое мировоззрение характерно для средневековой философии и называется креационизмом (creatio - творение,создание).[2]
Догмат о творении переносит центр тяжести с природного на сверх природное начало. В отличие от античных богов, которые были родственны природе, христианский Бог стоит над природой, по ту сторону ее и потому является трансцендентным Богом. Активное творческое начало как бы изымается из природы, из космоса и передается Богу; в средневековой философии космос поэтому не есть больше самодовлеющее и вечное бытие, не есть живое и одушевленное целое, каким его считали многие из греческих философов.