Природа и философские

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 19:25, реферат

Краткое описание

Средневековая философия принадлежит в основном эпохе феодализма ( V - XV вв.). Вся духовная культура этого периода была подчинена интересам и контролю церкви, защите и обоснованию религиозных догматов о Боге и его творении мира. Господствующим мировоззрением этой эпохи была религия, поэтому центральная идея средневековой философии – идея монотеистического Бога.

Вложенные файлы: 1 файл

философия.docx

— 49.65 Кб (Скачать файл)

Антропологический принцип Фейербаха  в теории познания выражается в том, что он по-новому интерпретирует само понятие »объект». По Фейербаху, понятие  объекта первоначально формируется  в опыте человеческого общения, и поэтому первый объект для всякого  человека — это другой человек, »Ты». Именно любовь к другому человеку есть путь к признанию его объективного существования, а тем самым к  признанию существования вообще внешних вещей.

Из внутренней связи людей, основанной на чувстве любви, возникает альтруистическая мораль, которая, по убеждению Фейербаха, должна встать на место иллюзорной связи с богом. Любовь к богу, согласно немецкому философу, есть лишь отчужденная, ложная форма подлинной любви  — любви к другим людям.

Антропологический принцип Фейербаха.

Последним великим представ классической немецкой философии был Л. Фейербах (1804 — 1872). Осуждая идеалистической толкование мышления как внеприродной и сверхчеловеческой сущности, Фейербах приходит к выводу, что вопрос об отношении бытия к мышлению есть вопрос о сущности человека, ибо мыслит лишь человек.

Следов фил., поскольку она реш вопрос об отношмышл к бытию, должна быть антропологией, т. е. учением очел, в существовании, в деят которого этот вопрос находит свое фактическое, реальное решение.

Чел неотделим от природы; мышление есть необходимое выражение присущей ему биол, физиолог. деятельности. Ф. Антропология Ф указыв на его стремление разработать матер сист взглядов. Существенным содержанием и назнач. антрополог.принципа является по Ф. научное истолкование общественного сознания, в кот он видит отражение сущности чел. Эта сущность по Ф прежде всего чувственная жизнь ума и сердца, многообразие пережив индивида. Речь идет следов о том, чтобы рассматривать разл формы общ сознания (и религию) с точки зрения закл. в ней жизненного содержания.

Основой антропол Ф является мат учение о природе. Прирявл единственной реальностью, а чел ее высшим продуктом. Вчел и благодаря ему прир ощущает себя, созерцает себя, мыслит о себе. Природа вечна. Возникновение и уничтожение относятся тоько к отдельным явлениям. Прирбесконечна в пространстве. Ф. отстаивает положение о неразрывной связи материи и движения. Однако не указывает на качественное многообразие форм движ. материи, на их взаимопереходу. Целесообразность в жив и раст мире представляет собой не р-т реализации внутренне присущей явл цели, а следствие единства мат мира. Т. о он не отрицает объект целесообразности в жив природе, он прав указывает на ее относительность.

Т. о ф. учение о природе в целом  не выходит за рамки метаф материализма. Ф признает важную познав функцию теорет мышления и его способности достичь более глубокого познания действительности. Задача мышления — собирать, сравнивать различать, классифицировать чувств данные, осознавать, понимать, обнаруживать их скрытое, непосредственно не являющееся содержание. Мышление носит опосредованныйхар-тер, поэтому то, о чем мы мыслим, не всегда явл объектом непосредств восприятия.

Атеизм Фейербаха 

(Я отрицаю бога; для меня это  значит: я отрицаю отрицание человека).

Фейербах рассматривает историю  философии нового времени под  углом зрения борьбы ряда тенденций: эмпиризма с рационализмом, реализма с романтизмом, а в некоторых  случаях материализма с идеализмом. Однако ^центральную тенденцию он видел, как было показано выше, в  борьбе разума с верой, науки с  религией, философии с теологией. Этой борьбой, показывает Фейербах, пронизана  вся философия нового времени  — Бэкона и Гоббса, Гассенди и  Декарта, Лейбница и Бей-ля, Декарта  и Спинозы.

Фейербах отмечал стремление каждого  из этих мыслителей освободить человеческий ум от религиозного влияния и их несомненный вклад в это дело. Но никто из них, по его мнению, не освободился полностью от дуализма веры и разума. «Философы новейшего  времени признавали веру, но так, как  законная жена признается в качестве уполномоченного лица мужа, когда  он уже внутренне с ней разошелся». Фейербах требовал последовательности и бескомпромиссности в этом вопросе. Срывая с божества его таинственность, Фейербах вначале еще полагал, что  человеческое мышление, как таковое, обладает самостоятельным бытием. Под  влиянием гегелевского принципа тождества  субъекта и объекта, мышления и бытия  он на место сверхчувственного бога поставил сверхчувственный разум, мышление.

Следует подчеркнуть, что для Фейербаха  атеизм не сводился к простому отрицанию  бога. Эту точку зрения он считал характерной для XVII и XVIII вв. «Кто обо  мне не говорит и не знает ничего большего, кроме того, что я —  атеист, тот вообще ничего не говорит  и ничего обо мне не знает. Вопрос о том, существует ли бог или нет, как водораздел между теизмом  и атеизмом достоин семнадцатого и восемнадцатого, но отнюдь не девятнадцатого века. Я отрицаю бога; для меня это значит: я отрицаю отрицание человека, я утверждаю чувственное, истинное, следовательно, неизбежно также политическое, социальное место человека взамен иллюзорного, фантастического, небесного пребывания человека, которое в действительной жизни неизбежно превращается в отрицание человека. Для меня вопрос о бытии или небытии бога есть лишь вопрос о бытии или небытии человека».

Таким образом, Фейербаха не удовлетворял негативный атеизм его предшественников. Атеизм Фейербаха требует положительного утверждения человека в противоположность  его религиозному, фиктивному утверждению. Утверждение человека должно быть не только реальным, но и всесторонним, охватывающим все сферы его бытия. Фейербах понимал, что немногого  стоит забота «о ясности и здоровом состоянии головы и сердца», если «желудок не в порядке» и «основа  человеческого существования повреждена. По Фейербаху, для того чтобы вылечить «болезни головы и сердца», к которым  он относил и религиозную идеологию, необходимо решение проблемы «желудка». Со ссылкой на физиологию и антропологию он высказывал ценную мысль, что духовная (а значит, и религиозная) эмансипация  человека является частью более широкой, в том числе социальной и политической, его эмансипации. Упомянув эту чрезвычайно  важную задачу, Фейербах, однако, сознавал, что его произведения едва ли намечают достаточно конкретные пути для ее решения. Он поэтому ставит перед  собой гораздо более скромную задачу — «основательное исследование и исцеление головных и сердечных  болезней человечества». Тем самым  Фейербах ограничивал свой атеизм узкими рамками просветительства.


Информация о работе Природа и философские