Влияние валеологии на жизнь человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 18:59, реферат

Краткое описание

В результате валеология оказалась наполнена, кроме знаний о здоровье, такими понятиями как «медитация», «инь и ян», практиками эзотерики, нетрадиционной медицины и психокультов, включив в себя материал, накопленный различными школами движения «Нью-Эйдж», учения Порфирия Иванова, каббалистики и герметизма. Это вызвало критику как со стороны Православной церкви, так и со стороны академической науки.

Вложенные файлы: 1 файл

валеология.doc

— 904.50 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования РФ 
 
Академия Туризма и Гостиничного Бизнеса Университета Н. Нестеровой 
 
   
 
 
 

РЕФЕРАТ

По дисциплине: Валеология 
На тему: «Влияние валеологии на жизнь человека»  
 
 

    
    
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва, 2011

 

      СОДЕРЖАНИЕ 

     ВВЕДЕНИЕ

 

     В конце 90-х годов Россию захватил бум валеологии: издавались десятки  учебных пособий, курсы валеологии интенсивно вводились в программы высших и средних учебных заведений. В валеологи, в основном, переквалифицировались педагоги и спортивные специалисты, не обладавшие базовыми знаниями по медицине и психологии.

     В результате валеология оказалась наполнена, кроме знаний о здоровье, такими понятиями как «медитация», «инь и ян», практиками эзотерики, нетрадиционной медицины и психокультов, включив в себя материал, накопленный различными школами движения «Нью-Эйдж», учения Порфирия Иванова, каббалистики и герметизма. Это вызвало критику как со стороны Православной церкви, так и со стороны академической науки.

     В результате в 2001 году Министерством  образования было принято решение об исключении предмета и специальности «Валеология» из базисного учебного плана образовательных учреждений России и из Перечня направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования. В настоящее время преподавание валеологии в регионах является следствием инициативы некоторых образовательных учреждений.

     Целью данной работы стало изучение основных положений данной науки, истории  ее развития и значение для гармоничного развития человека как личности.

 

      1. Валеология и  ее сущность 

     Здоровье – величайшая человеческая ценность. Очевидно, что хорошее здоровье – основное условие для выполнения человеком его биологических и социальных функций, фундамент самореализации личности. Очевидно также, что болезнь и нездоровье – это ограниченная в своей свободе жизнь.

     В России очень высокая заболеваемость. Она на 30-40% выше, чем в среднем  по Европе. Огромное количество больных  туберкулезом, гепатитом, психически и  онкологически больных, наркоманов, ВИЧ-инфицированных и т.д. Количество людей с сердечно-сосудистыми заболеваниями на 40-50% превышает показатели Европы и Америки. При высокой заболеваемости населения финансирование на здравоохранение у нас в 5-6 раз ниже, чем в развитых странах, в которых, кстати, борются с курением, призывают к сокращению потребления алкоголя или переходу на более легкие напитки. В России же количество курящих и употребляющих крепкие напитки – выше всех разумных пределов. По стандартам Всемирной Организации Здравоохранения, если потребление чистого спирта в стране превышает 8 л на душу населения, это грозит вырождением нации. У нас только, по официальным данным, потребляют 18 л чистого спирта, по другим данным – 22-23 л. В стране цифра курящих возросла за последние десять лет у мужчин на 20%, у женщин – на 35%, у подростков – на 50%.

     Говоря  о здоровье российской нации, следует  отметить одну очень важную особенность: около 70% россиян находится в так  называемом состоянии предболезни  – «я еще не болен, но уже не здоров». Это, скажем так, не состояние болезни, а состояние нездоровья.

     В России отсутствует на государственном  уровне пропаганда здорового образа жизни и борьбы с вредными привычками. Закон о табакокурении Государственная  Дума приняла в первом чтении, а  второе было провалено. Сейчас многие мировые табачные компании переносят свои производства в Россию. Они практически скупили нашу табачную промышленность и травят наше население.

     Анализ  происходящих в России социально-экономических  преобразований показывает, что, к сожалению, человеку стало чуждо понятие  совершенствования. Утрачено понимание того, что саморазвитие, рост собственной личности – это помощь не только себе, но и окружающим («Спаси себя – и вокруг тебя спасутся тысячи!»). Поскольку человеческая жизнь является высшей ценностью общества, то совокупность свойств, качеств, состояний человека есть ценность не только самого человека, но и общества. Именно это превращает здоровье каждого индивида в общественное богатство.

     Для сохранения и развития духовного, интеллектуального  и физического потенциала человечество на протяжении всего своего развития формирует соответствующие социальные институты. В сохранении духовности человека трудно переоценить роль религии, искусства, литературы. Интеллектуальный потенциал сохраняется и развивается системой образования и воспитания, наукой. За физический потенциал ответственны физическое воспитание и спорт, здравоохранение, система рекреационных мероприятий и т.д.

     Значительную  роль в формировании культуры личности, в повышении интеллектуального, физического и духовного потенциала человека должны сыграть, на наш взгляд, образование и просвещение человека. Оттого, какими будут выпускники школ, вузов, во многом зависит будущее России. Научный анализ не оставляет сомнения, что именно здоровье населения определяет в настоящее время перспективу и будущность развития любой страны.

     Введение  в массовое обращение термина  «валеология» вызвано стремлением  людей к сохранению своего здоровья в условиях безответственно разрушаемой  природной среды, снижения доступности  квалифицированной медицинской  помощи широким слоям населения, роста статистических показателей заболеваемости и негативных тенденций демографического состояния России. Для удовлетворения потребности в здоровье многие прибегают к «модным» средствам – от телеисцелений до пищевых добавок типа гербалайфа, поскольку, к сожалению, действующая система медицинского обеспечения здравоохранения и традиционные методы ориентированной на подготовку к обязательным нормативным тестам системы физического воспитания оказались в современной обстановке не приспособленными к запросам и нуждам населения.

     Профилактическая  медицина в России сегодня – это  медицина «предупреждения заболеваемости», а не самовозрастающего здоровья нации. С такой пассивной профилактикой  нам не решить проблем здоровья нации. Но именно такой профилактической медицины у нас нет.

     «Медициной  здоровья» является валеология (от лат. valeo – здравствовать) – родившееся в России в 80-е гг. прошлого столетия новое междисциплинарное научно-педагогическое направление. Именно тогда профессор  И.И. Брехман предложил термин «валеология» для обозначения "здоровья человека". В 1987 г. он выпустил первую монографию по проблеме, в которой утверждается, что наука о здоровье должна быть интегральной, формируясь на основе экологии, биологии, психологии, медицины, теории и практики физической культуры и других наук.

     Возникновение валеологии, по мнению академика РАМН В.П. Казначеевa – это прорыв российского  интеллекта в науках о здоровье.

     Впервые в России в Ленинградском институте  усовершенствования врачей в 1987г. профессором В.П. Петленко была создана кафедра валеологии. Он же автор пятитомника, в котором раскрыты все сферы валеологии как науки и учебной дисциплины.

     Валеоло́гия (лат. Vale – стандартная для Древнего Рима форма приветствия «будь здоров»; греч. λόγος – учение) – это наука, или философско-религиозная концепция о здоровье, здоровом образе жизни, об адекватном реагировании организма на быстро меняющиеся реалии жизни.

     Предмет изучения валеологии – сфера здравствования человека.

     Основными проблемами валеологии являются:

    • здоровье как биосоциальная категория;
    • механизмы формирования здоровья;
    • методы определения конституциональных особенностей индивида;
    • методы оценки индивидуального здоровья и особенностей образа жизни индивида;
    • практические способы сохранения и укрепления здоровья;
    • теория и методика валеологического образования.

     Объектом  изучения валеологии выступают здоровый человек и человек, находящийся  в так называемом состоянии предболезни, а цель валеологии – вооружить человека научно-теоретическими знаниями о формировании, сохранении и укреплении здоровья и практическими знаниями оздоровления организма.

     Валеология  объединяет усилия медиков, биологов, философов, социологов, психологов, педагогов, экологов, культурологов и других специалистов в создании учения о здоровье и валеопрактических (оздоровительных) технологий.

     Валеология  – это метанаучная теория и  практика здоровья.

     Валеология  изучает уровень, потенциал и  резервы физического и психического здоровья, а также методики, средства, технологии сохранения и укрепления здоровья.

     Напомним, многие науки носят комплексный  характер. Например, математика – это: алгебра, арифметика, геометрия, тригонометрия, аналитическая геометрия, дифференциальное и интегральное исчисления, теория вероятности, теория ошибок, теория множеств. Интегрально математику объединяет теория чисел. Комплексный характер физики, химии, биологии, анатомии, физиологии, медицины, астрономии – общеизвестен.

     Почему  же валеология – наука об индивидуальном здоровье человека – не может опираться на морфологию и физиологию человека, терапию, гигиену, экологию, генетику, фитотерапию, гомеопатию, фармакологию, биотику, психологию, сексологию, физическую культуру, ботанику, цитологию, астрологию, хрононавтику. Валеология как наука об индивидуальном здоровье человека – наука педагогической стратегии XXI в.

     2. Структура валеологии

 

     Отметим, медицина не может дать ответ на вопрос о сущности здоровья, так  как она решает проблемы болезней, а не здоровья. Рассмотрение здоровья не только как медико – биологической категории, но и с позиций культуры – необходимо и правомерно.

     Валеологию  нужно рассматривать как научно-педагогическую дисциплину о формировании резервов биологической и социальной адаптации  человека, о потенциях физических и духовных (душевных) сил человека, как научную основу здорового образа жизни.

      Валеология включает в себя две  составные части: теоретическую  и практическую валеологию (Рис.1).

      В рамках теоретической валеологии могут быть выделены ее научные аспекты: медицинский, биологический, социальный, психологический, педагогический, экологический, культурологический и т.д.

     В рамках практической валеологии следует  выделять два относительно самостоятельных  раздела: диагностическая валеология (валеометрия – измерение здоровья) и собственно практическая валеология (оздоровление организма).

     С учетом направленности охвата валеологических  знаний можно выделить общую валеологию и специальную валеологию (Рис.2). Специальная валеология – это возрастная, семейная и профессиональная валеология.

     Как учебная дисциплина валеология может  быть подразделена на:

    • дошкольную;
    • школьную;
    • вузовскую;
    • поствузовскую.

      Валеология ограничивает круг своих  интересов проблемой индивидуального  здравствования человека, и в частности – индивидуального здоровья. Общественное здоровье – предмет исследования социальной гигиены. Вместе с тем валеологи хорошо представляют себе роль социально - гигиенических факторов в сохранении и укреплении здоровья индивида. И в системе оздоровительных средств они предусматривают соответствующие мероприятия, корригирующие образ жизни человека.

Информация о работе Влияние валеологии на жизнь человека