Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 18:59, реферат
В результате валеология оказалась наполнена, кроме знаний о здоровье, такими понятиями как «медитация», «инь и ян», практиками эзотерики, нетрадиционной медицины и психокультов, включив в себя материал, накопленный различными школами движения «Нью-Эйдж», учения Порфирия Иванова, каббалистики и герметизма. Это вызвало критику как со стороны Православной церкви, так и со стороны академической науки.
Министерство
образования РФ
Академия Туризма и Гостиничного Бизнеса
Университета Н. Нестеровой
РЕФЕРАТ
По дисциплине:
Валеология
На тему: «Влияние валеологии на жизнь
человека»
Москва, 2011
СОДЕРЖАНИЕ
В конце 90-х годов Россию захватил бум валеологии: издавались десятки учебных пособий, курсы валеологии интенсивно вводились в программы высших и средних учебных заведений. В валеологи, в основном, переквалифицировались педагоги и спортивные специалисты, не обладавшие базовыми знаниями по медицине и психологии.
В результате валеология оказалась наполнена, кроме знаний о здоровье, такими понятиями как «медитация», «инь и ян», практиками эзотерики, нетрадиционной медицины и психокультов, включив в себя материал, накопленный различными школами движения «Нью-Эйдж», учения Порфирия Иванова, каббалистики и герметизма. Это вызвало критику как со стороны Православной церкви, так и со стороны академической науки.
В результате в 2001 году Министерством образования было принято решение об исключении предмета и специальности «Валеология» из базисного учебного плана образовательных учреждений России и из Перечня направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования. В настоящее время преподавание валеологии в регионах является следствием инициативы некоторых образовательных учреждений.
Целью данной работы стало изучение основных положений данной науки, истории ее развития и значение для гармоничного развития человека как личности.
1. Валеология и
ее сущность
Здоровье – величайшая человеческая ценность. Очевидно, что хорошее здоровье – основное условие для выполнения человеком его биологических и социальных функций, фундамент самореализации личности. Очевидно также, что болезнь и нездоровье – это ограниченная в своей свободе жизнь.
В России очень высокая заболеваемость. Она на 30-40% выше, чем в среднем по Европе. Огромное количество больных туберкулезом, гепатитом, психически и онкологически больных, наркоманов, ВИЧ-инфицированных и т.д. Количество людей с сердечно-сосудистыми заболеваниями на 40-50% превышает показатели Европы и Америки. При высокой заболеваемости населения финансирование на здравоохранение у нас в 5-6 раз ниже, чем в развитых странах, в которых, кстати, борются с курением, призывают к сокращению потребления алкоголя или переходу на более легкие напитки. В России же количество курящих и употребляющих крепкие напитки – выше всех разумных пределов. По стандартам Всемирной Организации Здравоохранения, если потребление чистого спирта в стране превышает 8 л на душу населения, это грозит вырождением нации. У нас только, по официальным данным, потребляют 18 л чистого спирта, по другим данным – 22-23 л. В стране цифра курящих возросла за последние десять лет у мужчин на 20%, у женщин – на 35%, у подростков – на 50%.
Говоря о здоровье российской нации, следует отметить одну очень важную особенность: около 70% россиян находится в так называемом состоянии предболезни – «я еще не болен, но уже не здоров». Это, скажем так, не состояние болезни, а состояние нездоровья.
В
России отсутствует на государственном
уровне пропаганда здорового образа
жизни и борьбы с вредными привычками.
Закон о табакокурении
Анализ происходящих в России социально-экономических преобразований показывает, что, к сожалению, человеку стало чуждо понятие совершенствования. Утрачено понимание того, что саморазвитие, рост собственной личности – это помощь не только себе, но и окружающим («Спаси себя – и вокруг тебя спасутся тысячи!»). Поскольку человеческая жизнь является высшей ценностью общества, то совокупность свойств, качеств, состояний человека есть ценность не только самого человека, но и общества. Именно это превращает здоровье каждого индивида в общественное богатство.
Для сохранения и развития духовного, интеллектуального и физического потенциала человечество на протяжении всего своего развития формирует соответствующие социальные институты. В сохранении духовности человека трудно переоценить роль религии, искусства, литературы. Интеллектуальный потенциал сохраняется и развивается системой образования и воспитания, наукой. За физический потенциал ответственны физическое воспитание и спорт, здравоохранение, система рекреационных мероприятий и т.д.
Значительную
роль в формировании культуры личности,
в повышении интеллектуального,
физического и духовного
Введение в массовое обращение термина «валеология» вызвано стремлением людей к сохранению своего здоровья в условиях безответственно разрушаемой природной среды, снижения доступности квалифицированной медицинской помощи широким слоям населения, роста статистических показателей заболеваемости и негативных тенденций демографического состояния России. Для удовлетворения потребности в здоровье многие прибегают к «модным» средствам – от телеисцелений до пищевых добавок типа гербалайфа, поскольку, к сожалению, действующая система медицинского обеспечения здравоохранения и традиционные методы ориентированной на подготовку к обязательным нормативным тестам системы физического воспитания оказались в современной обстановке не приспособленными к запросам и нуждам населения.
Профилактическая
медицина в России сегодня – это
медицина «предупреждения
«Медициной
здоровья» является валеология (от
лат. valeo – здравствовать) – родившееся
в России в 80-е гг. прошлого столетия
новое междисциплинарное
Возникновение валеологии, по мнению академика РАМН В.П. Казначеевa – это прорыв российского интеллекта в науках о здоровье.
Впервые в России в Ленинградском институте усовершенствования врачей в 1987г. профессором В.П. Петленко была создана кафедра валеологии. Он же автор пятитомника, в котором раскрыты все сферы валеологии как науки и учебной дисциплины.
Валеоло́гия (лат. Vale – стандартная для Древнего Рима форма приветствия «будь здоров»; греч. λόγος – учение) – это наука, или философско-религиозная концепция о здоровье, здоровом образе жизни, об адекватном реагировании организма на быстро меняющиеся реалии жизни.
Предмет изучения валеологии – сфера здравствования человека.
Основными проблемами валеологии являются:
Объектом изучения валеологии выступают здоровый человек и человек, находящийся в так называемом состоянии предболезни, а цель валеологии – вооружить человека научно-теоретическими знаниями о формировании, сохранении и укреплении здоровья и практическими знаниями оздоровления организма.
Валеология объединяет усилия медиков, биологов, философов, социологов, психологов, педагогов, экологов, культурологов и других специалистов в создании учения о здоровье и валеопрактических (оздоровительных) технологий.
Валеология – это метанаучная теория и практика здоровья.
Валеология
изучает уровень, потенциал и
резервы физического и
Напомним, многие науки носят комплексный характер. Например, математика – это: алгебра, арифметика, геометрия, тригонометрия, аналитическая геометрия, дифференциальное и интегральное исчисления, теория вероятности, теория ошибок, теория множеств. Интегрально математику объединяет теория чисел. Комплексный характер физики, химии, биологии, анатомии, физиологии, медицины, астрономии – общеизвестен.
Почему же валеология – наука об индивидуальном здоровье человека – не может опираться на морфологию и физиологию человека, терапию, гигиену, экологию, генетику, фитотерапию, гомеопатию, фармакологию, биотику, психологию, сексологию, физическую культуру, ботанику, цитологию, астрологию, хрононавтику. Валеология как наука об индивидуальном здоровье человека – наука педагогической стратегии XXI в.
Отметим, медицина не может дать ответ на вопрос о сущности здоровья, так как она решает проблемы болезней, а не здоровья. Рассмотрение здоровья не только как медико – биологической категории, но и с позиций культуры – необходимо и правомерно.
Валеологию
нужно рассматривать как
Валеология включает в себя две составные части: теоретическую и практическую валеологию (Рис.1).
В рамках теоретической валеологии могут быть выделены ее научные аспекты: медицинский, биологический, социальный, психологический, педагогический, экологический, культурологический и т.д.
В рамках практической валеологии следует выделять два относительно самостоятельных раздела: диагностическая валеология (валеометрия – измерение здоровья) и собственно практическая валеология (оздоровление организма).
С учетом направленности охвата валеологических знаний можно выделить общую валеологию и специальную валеологию (Рис.2). Специальная валеология – это возрастная, семейная и профессиональная валеология.
Как учебная дисциплина валеология может быть подразделена на:
Валеология ограничивает круг своих
интересов проблемой