Влияние валеологии на жизнь человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 18:59, реферат

Краткое описание

В результате валеология оказалась наполнена, кроме знаний о здоровье, такими понятиями как «медитация», «инь и ян», практиками эзотерики, нетрадиционной медицины и психокультов, включив в себя материал, накопленный различными школами движения «Нью-Эйдж», учения Порфирия Иванова, каббалистики и герметизма. Это вызвало критику как со стороны Православной церкви, так и со стороны академической науки.

Вложенные файлы: 1 файл

валеология.doc

— 904.50 Кб (Скачать файл)

     Наиболее  существенным итогом этих процессов  явилось активное включение педагогов  и образовательных учреждений в  формирование здорового образа жизни  с использованием основ валеологии и даже выделением этого направления в самостоятельные учебные специализации, дисциплины, курсы.

     Примером  может служить реализация разработанной  Самарским управлением образования  концепции «Физическая культура, здоровье и спорт» в основе которой - мероприятия, позволяющие сформировать у учащихся внутреннюю потребность в занятиях физической культурой и спортом, образовать у них широкий фонд жизненно необходимых двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний, способствующих формированию здорового образа жизни, профессионального самоопределения, развитию физических, интеллектуальных и нравственных способностей, а также достижению уровня спортивных успехов сообразно способностям.

     Так, в соответствии с региональной концепцией и программой двигательная подготовка учащихся в общеобразовательных школах организовывалась в каждой школе индивидуально, с учетом желания и интересов детей; их типологических моторных признаков, физических сил и возможностей, возрастных особенностей, пола, состояния здоровья и др.

     Творческое  оживление фактора дополнительного образования в общеобразовательных школах и в учреждениях отразилось и на деятельности учебных заведений высшего профессионального образования. О необходимости системного физкультурного валеологического образования студентов убедительно говорят педагоги и ученые. Ныне более 60 учебных заведений ведут валеологическую подготовку специалистов, потребность в которых продиктована жизнью. Срочно нужны базовый учебно-методический комплекс, учебные пособия, позволяющие обеспечить необходимый и достаточно надежный информационный фонд специалистов здорового образа жизни.

     

     Рис. 4. Схема информационной системы валеологического образования

     Речь  идет о том, что валеологическое  образование имеет междисциплинарный  характер и должно осуществляться с  использованием межведомственного сотрудничества и творческих связей специалистов разного профиля - педагогов и архитекторов, медиков и инженеров, транспортников и градостроителей, диетологов и юристов. В этом убеждает осуществление нескольких научно-исследовательских и педагогических экспериментальных программ, связанных с реабилитацией здоровья людей, находящихся в районах и работающих на предприятиях с негативной экологической обстановкой, охваченных антропогенными загрязнениями, в ходе которых приходилось решать вопросы правовых отношений и совершенствовать оздоровительные технологии, разрабатывать и создавать новые образцы оздоровительной техники, тренажеров и использовать радиоиммунологические методы определения количественных характеристик гормонов в сыворотке крови.

     Иными словами, решение проблем здоровья в современном мире невозможно полукустарными или камерально ограниченными методами. Формирование и осуществление здорового  образа жизни, овладение основами валеологии объективно требуют всемерного расширения гносеологических связей разных наук и соответствующего фронта и ресурсов фундаментальных и прикладных научно-исследовательских работ, повышения их качества, а также квалификации и ответственности исполнителей.

     При этом следует обратить особое внимание на разработку комплексных проектов оздоровительных центров, сооружений, оборудования, создания и обустройства маркированных оздоровительных рекреационных территорий и маршрутов, экостадионов и т.п. 

     Перспективные направления развития валеологии, формирования и осуществления здорового образа жизни видятся следующими.

     1. Комплексные и взаимокоординируемые  научно-исследовательские разработки, которые включают:

    • обобщение опыта и достижений оздоровительной физической культуры и профилактической медицины;
    • выявление положительного социально-экономического и социокультурного эффекта здорового образа жизни;
    • активные оздоровительные факторы устранения негативных для здоровья последствий загрязнения внешней среды;
    • валеологическую систему физического воспитания детей и подростков, а также валеологическое образование молодежи.

      2. Создание учебно-методических  комплексов, учебников и учебных  пособий по валеологическому  образованию учащейся молодежи, преподавателей, родителей, руководителей  организаций и предприятий и  др.

     3. Организация образовательно-пропагандистской кампании «Здоровый образ жизни и культура быта», включающей популяризцию разнообразной валеологической информации - от выбора места и проекта строительства дома до рационального бытового режима семьи.

      4. Повсеместное осуществление мероприятий федеральных программ развития физической культуры, спорта и туризма, особенно по рекреации и активному отдыху с использованием новых оздоровительных технологий и оздоровительной техники - тренажеров, а также внедрению в быт оздоровительно-спортивного туризма, семейных рекреационных экскурсий, походов выходного дня и т.п.

     5. Организационное объединение и  консолидация творческих усилий  всех участников научно-практических  разработок валеологического образования  и воспитания.

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     В заключении хотелось бы отметить, что  валеология, если бы она не была научной  дисциплиной и не имела особую направленность – направленность на улучшение физического здоровья нации, могла бы считаться лженаукой.

     В процессе изучения литературы при написании работы стало ясно, что валеология – научная дисциплина, влияющая не только на сохранение физического здоровья нации, но и на моральное состояние личности, на правовое воспитание личности.

     Валеология  имеет сложную структуру и  направленность знаний.

     Валеология имеет перспективы развития и включения ее в образовательную программу не только студентов физкультурных и медицинских вузов, но и в образовательные программы средних школ и других учебных заведений.

     Действительно, наука о здоровье, доступная для  понимания не только медикам и спортсменам, а для любого человека, неважно, специалистом в какой области он является – вещь уникальная и нужная.

     Зная  о влиянии на наш организм различных  факторов, как-то неблагоприятная экологическая  ситуация, игнорирование занятий физкультурой, увлечение вредными привычками, мы можем самостоятельно и осознанно сделать выбор в своем образе жизни, повысить свой жизненный тонус, улучшить состояние своего здоровья, не прибегая к средствам медицины, если, конечно же, состояние здоровья не столь запущено.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 

  1. Вайнер  Э.Н., Волынская Е.В. Валеология: Учебный практикум, М.: Изд-во ФЛИНТА, 2003
  2. Вайнер Э.Н., Кастюнин С.А. Адаптивная физическая культура М.: Изд-во ФЛИНТА 2003
  3. Вайнер Э.Н. Роль валеологии в решении проблем общества М.: Изд-во ФЛИНТА 2003
  4. Валеология: Учебник для вузов М.: Изд-во ФЛИНТА 2006
  5. Дыхан Л. Б., Кукушин В. С., Трушкин А. Г. Педагогическая валеология. Март, 2005, 527 с.
  6. Мохнач Н. Н. Валеология. Конспект лекций: Учебное пособие для вузов. 2004
  7. Дорошкевич М. П., Нашкевич М. А., Муравьева Д. М. и др. Основы валеологии и школьной гигиены: Учебное пособие для вузов. 2003, 238 с.
  8. Валеология. Учение о здоровье, болезни и выздоровлении. В 3-х томах. АСТ, 2004, 421 с.
  9. Калинкин Л.А. Валеология: становление, развитие, проблемы, перспективы М.: Изд-во ФЛИНТА,2005

Информация о работе Влияние валеологии на жизнь человека