Влияние условий школьного обучения на состояние здоровья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 17:47, реферат

Краткое описание

Сущность, цели и задачи образования определяются характером общественных отношений и по этой причине они существенно зависят от социально – экономических условий. Формирование здоровья в детском и подростковом возрасте во многом связано с характером наследственности, образом жизни семьи, в которой растет ребенок, с наличием и выраженностью экзогенных факторов риска и др.
Факторами, отрицательно влияющими на состояние организма школьника, являются несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям ребенка, стрессорная тактика авторитарной педагогики, нерациональная организация учебного процесса, нарушения санитарно – гигиенических условий обучения. Значимость этих факторов определяется деятельностью, систематичностью и непрерывностью их воздействия на организм ребенка.

Вложенные файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ1.docx

— 43.21 Кб (Скачать файл)

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Тема здоровья и образования  очень актуальна в наше время, т.к. наши нынешние или будущие дети обязательно будут ходить в школу  и получать не только знания а, возможно, если мы не позаботимся об этом сейчас, кучу болезней, начиная с близорукости и заканчивая гастритом.

Еще в начале 40-х г.г. 20 столетия понятию «Здоровье» дали следующее  определение: «Здоровым может считаться  человек, который отличается гармоническим  развитием и хорошо адаптирован  к окружающей его физической и  социальной среде. Здоровье не означает просто отсутствие болезней: это нечто  положительное, это жизнерадостное и охотное выполнение обязанностей, которые жизнь возлагает на человека». (Г.Сигерист). Определение, принятое Всемирной  организацией здравоохранения (ВОЗ) гласит: «Здоровье – это состояние  полного физического, душевного  и социального благополучия, а  не отсутствии е болезней или физических дефектов».

Сущность, цели и задачи образования  определяются характером общественных отношений и по этой причине они  существенно зависят от социально  – экономических условий. Формирование здоровья в детском и подростковом возрасте во многом связано с характером наследственности, образом жизни  семьи, в которой растет ребенок, с наличием и выраженностью экзогенных факторов риска и др.

 Факторами, отрицательно влияющими на состояние организма школьника, являются несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям ребенка, стрессорная тактика авторитарной педагогики, нерациональная организация учебного процесса, нарушения санитарно – гигиенических условий обучения. Значимость этих факторов определяется деятельностью, систематичностью и непрерывностью их воздействия на организм ребенка.

 В условиях ограниченности адаптационных резервов, свойственной

 

растущему организму, любое  увеличение нагрузки, умственной или  физической, можно рассматривать  как стрессорное воздействие, носящее  длительный и устойчивый характер. Это приводит к снижению адаптационных  резервов, возникновению ситуации рассогласования  механизмов регуляции вегетативных функций; жизнедеятельность осуществляется в режиме неустойчивой адаптации, который  проявляется у детей в виде ухудшения работоспособности, повышенной утомляемости и снижения устойчивости к неблагоприятным воздействиям.

Состояние здоровья ребенка  — это целый комплекс характеристик, включающий в себя:

    • физическое здоровье;
    • психическое здоровье;
    • благоприятную социально-психологическую адаптацию.

 

 

«ШКОЛЬНЫЕ» БОЛЕЗНИ. ПРИЧИНЫ

 

Наиболее выраженное отрицательное  влияние на развитие и состояние  здоровья растущего организма оказывают  следующие факторы риска в  учебно-воспитательном процессе:

 

    • нарушение режима дня и учебно-воспитательного процесса;

 

    • недостаточная двигательная активность;

 

    • нарушение организации питания;

 

    • отсутствие у школьников гигиенических навыков, наличие вредных привычек;

 

    • неблагоприятный психологический микроклимат в семье и школе;

 

    • несоответствие программ и технологий обучения функциональным и возрастным особенностям учащихся;

 

    • несоблюдение элементарных гигиенических требований к организации учебного процесса;

 

    • чрезмерная интенсификация учебного процесса (увеличение темпа и объема учебной нагрузки);

 

    • неоправданно раннее начало дошкольного систематического обучения;

 

    • недостаточная осведомленность педагогов в вопросах развития и охраны здоровья ребенка;

 

    • недостаточная грамотность родителей в вопросах формирования, сохранения и укрепления здоровья детей.

 

 

Из перечисленного выше следует  особо выделить гигиенический фактор, от которого во многом зависит создание оптимальных условий обучения в  школе. Еще в начале 19в. В результате первых гигиенических исследований была установлена тесная взаимосвязь  между появлением у детей так  называемых «школьных» болезней (близорукость, нарушение осанки и т.д.) и гигиеническими условиями в школе. К сожалению, знание гигиенических нормативов и  требований к организации обучения еще не означает реального решения  проблемы сохранения здоровья школьников.

Образовательная деятельность потенциально опасна для здоровья. Однако целью медиков должна быть не констатация фактов: во сколько  раз ухудшается состояние зубов  школьников по мере вгрызания  в  гранит науки, а поиск возможных  путей их сохранения.

Нет никаких сомнений, что  ученик большую часть времени  в школе проводит в состоянии  стресса. Например, двойка, поставленная красными чернилами, эквивалентна сердечному приступу. Так считают невропатологи. Так вот, какой бы совершенной ни была методика обучения и как бы часто не вводились внутрь ребенка профилактические прививки, его состояние во многом зависит от школьной среды.

 

ИНТЕНСИФИКАЦИЯ  УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

 

Интенсификация учебного процесса, отрицательно сказывающаяся  на здоровье детей, проявляется в следующем:

    • отдельные программы обучения перегружены обязательным для усвоения учебным материалом, они рассчитаны на уже сформированную функциональную готовность ребенка к школе, на прочные умения первоклассника бегло читать, свободно и быстро писать, считать; однако успешность учения и комфортность ребенка зависят не столько от сформированности этих знаний и умений, сколько от развития необходимых для обучения качеств (самостоятельность, усидчивость, умение доводить дело до конца и др.);
    • требования, которые предъявляют многие школы к поступающему, заставляют родителей и самого ученика форсировать изучение материала школьных предметов (эта картина наблюдается не только при поступлении в начальную школу, но и в основную, и в среднюю школу). Серьезной проблемой, которая касается учащихся старших классов (особенно выпускных), является отсутствие преемственности между высшей и средней школой: вузы значительно завышают требования к абитуриентам, что заставляет родителей брать репетиторов и увеличивать время занятий детей. Это приводит к стойкому утомлению, неврозам и возникновению хронических заболеваний;
    • большая перегрузка детей связана с многопредметностью учебных планов, которые разрабатывают сами школы. Одночасовые предметы имеют низкий развивающий потенциал, затребуют, в основном, память ребенка, перегружают учебное расписание, увеличивают время домашних занятий, что в результате отрицательно отражается на качестве образования и на здоровье школьников.

 

Разгрузка учащихся современной белорусской школы связана не только с обновлением содержания обучения, но и с введением новых технологией учебного процесса. Перегрузка возникает в связи с тем, что сегодняшние методики обучения не соответствуют возрастным возможностям детей. Именно поэтому важной является научная разработка здоровьесберегающих технологий, обеспечивающих сокращение удельного веса теоретических знаний в пользу практической деятельности детей. Сегодня учитель заставляет школьников заучивать учебный материал (правила, определения, тексты и др.). Неправомерно забыт опыт наблюдений, экскурсий, работы в уголке природы и т.п.

Методика обучения, направленная на искусственную интенсификацию процесса обучения, на увеличение темпа чтения, письма и др., тормозит формирование у ребенка основных навыков, приводит к эмоциональным срывам и к  ранним неврозам. Неслучайно медики фиксируют  сегодня новое заболевание —  стресс ограничения времени. Одной  из причин, вызывающих отрицательное  отношение к учебной деятельности и ее неуспешность, является авторитарный стиль взаимоотношений между учителем и учащимися, особенно при оценивании знаний.

Одним из показателей здоровьесберегающей  технологии является учет индивидуального  темпа обучения, создание условий, обеспечивающих психологическое благополучие и  успешность каждого ребенка. При  аттестации образовательного учреждения особое внимание необходимо уделять  оценке изменений, происходящих в здоровье детей, проверке наличия условий, позволяющих  создавать в школе благополучную  образовательную среду.

 

СКОЛЬКО ВЕСИТ  РАНЕЦ?

 

Большая учебная нагрузка часто становится в буквальном смысле большой тяжелой нагрузкой для  школьников, ранцы которых по плечу  разве что взрослым. Неудивительно, что портфели первоклашек, провожая их в школу, несут мама или папа. У школьников начальных классов ранец весит на 2 кг тяжелее положенного. Шестиклассники таскают учебников  и пособий в два раза больше нормы. Зато выпускники, умудренные  школьной жизнью, ходят на уроки налегке – с 1-2 кг учебного груза.

Естественно, будут проблемы с нарушением опорно-двигательного аппарата. Почему подавляющее большинство школьников страдает нарушениями осанки? Откуда берется это состояние, столь опасное своими осложнениями? Как ни печально, но одной из основных причин этого является школьная мебель. Она не приспособлена к тому, чтобы поддерживать  тело ребенка в оптимальном положении, без перенапряжения той или иной группы мышц.

 

КАК ПИТАЕТСЯ БЕЛОРУССКИЙ  ШКОЛЬНИК?

 

Эпоха быстрого питания и  пустых  калорий вывела болезни  органов пищеварения по своей  распространенности на  второе место. Практически каждый десятый ребенок (9 %) из всех заболевших имеет гастрит, дуоденит, другие заболевания пищеварительной системы. Одна из причин состоит в том, что все меньше детей едят в школе полноценную горячую пищу. Ее, к сожалению, гарантированно получают только ученики начальных классов, обеды которых оплачиваются из бюджета города. Дети постарше голодными не остаются – везде есть буфеты, но горячее питание, так необходимое растущему организму, имеют только 20 % старшеклассников. Гигиенисты считают, что дети страдают «скрытым голодом», когда при нормальной калорийности рациона организм ребенка недополучает важнейших аминокислот, микроэлементов, витаминов. Поэтому в школьном буфете просто не должно быть продуктов, содержащих пустые калории (это все газировки, чипсы и чупа-чупсы).

 

САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ  УСЛОВИЯ ОБУЧЕНИЯ

 

  Никуда не деться  от санитарных требований условий  обучения школьников. Выполнение большинства пунктов Санитарных правил  «Гигиенические  требования к   условиям   обучения   школьников   в   различных    видах    современных общеобразовательных учреждений»  не  требует  значительных  материальных затрат, а реально и доступно для выполнения на практике.  Обратимся  к  этим правилам.

Воздушно-тепловой  режим  в   образовательных   учреждениях.       Большая чувствительность детей к изменению микроклимата обуславливает  необходимость обеспечения  воздушного  теплового  комфорта  в  учебных  помещениях.  В результате  длительного  пребывания  детей  в  закрытых  помещениях   воздух загрязняется.  Относительная влажность в помещениях должна  быть  в  пределах 40-60%.  Необходимый воздушно-тепловой  режим поддерживается  качественным проветриванием. Важно следить  за  чистотой  отверстий  вытяжных  каналов  и нельзя их заклеивать. На каждой  перемене  необходимо  проветривать  классы, кабинеты.

      Световой режим в образовательных  учреждениях.  Благоприятный световой режим в образовательном учреждении  способствует   сохранению   общей   и зрительной работоспособности, препятствует утомлению глаз  и связанному  с ним расстройством зрения . Освещенность помещений должна быть хорошей, причем  необходимо  максимально использовать естественное освещение. Гигиенически не допустимо ставить на  окна  цветы, украшать подоконники декоративными изделиями,  закрывать плотными  шторами. Необходимо следить за санитарным состоянием окон. Запыленность окон  снижает уровень естественной  освещенности  на  40%  и  больше.  Окраска  интерьеров помещений должна быть спокойных тонов.

Требования  к санитарному  содержанию  образовательного  учреждения.      В учебных помещениях  ежедневно после окончания уроков  проводится  влажная уборка  с использованием  соды,  мыла  или синтетических моющих средств,  желательно при открытых окнах  или  фрамугах.  Моют  полы,  протирают  места скопления пыли, протирают места  скопления  пыли  (подоконники,  радиаторы). Генеральную  уборку  с  использованием  моющих  и  дезинфицирующих   средств проводят один раз в месяц.

 Требования  к  оборудованию  и   содержанию   кабинетов   информатики. Компьютерные классы  необходимо  часто  проветривать,  желательна  установка   кондиционеров с увлажнением, аквариума,  растений  с  широким  листьями.  На  одно  рабочее  место  с  компьютером  должно  приходиться  6  кв.м.  площади помещения. Компьютер необходимо размещать так, чтобы его тыльная сторона  не «Глядела» в затылок впереди сидящего  учащегося.  Освещение должно быть ярким, но без ликов.  На  занятиях  с использованием  компьютеров следует использовать специальные рабочие стулья.

Информация о работе Влияние условий школьного обучения на состояние здоровья