Влияние условий школьного обучения на состояние здоровья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 17:47, реферат

Краткое описание

Сущность, цели и задачи образования определяются характером общественных отношений и по этой причине они существенно зависят от социально – экономических условий. Формирование здоровья в детском и подростковом возрасте во многом связано с характером наследственности, образом жизни семьи, в которой растет ребенок, с наличием и выраженностью экзогенных факторов риска и др.
Факторами, отрицательно влияющими на состояние организма школьника, являются несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям ребенка, стрессорная тактика авторитарной педагогики, нерациональная организация учебного процесса, нарушения санитарно – гигиенических условий обучения. Значимость этих факторов определяется деятельностью, систематичностью и непрерывностью их воздействия на организм ребенка.

Вложенные файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ1.docx

— 43.21 Кб (Скачать файл)

      Таким   образом  строгое  соблюдение  санитарно-гигиенических  условий обучения в значительной мере предотвращает влияние неблагоприятных  факторов учебного процесса на состояние здоровья детей и подростков.

      Контроль  за соответствием школьной мебели  и  правильным  рассаживанием учащихся за столами (партами).  Парты, столы  и стулья, изготовленные в соответствии с ГОСТами,  должны  иметь  фабричную  и цветовую маркировку. На нижние поверхности крышки стола и сиденья стула,  на внутренней  поверхности  крышки  и  сиденья  парты  должно   быть   нанесено обозначение группы мебели и  диапазон  длины  тела  учащегося,  для  которых предназначена мебель. В каждом  классе  должно  быть  не  менее  трех  групп мебели.

 

МЕТОДЫ «БОРЬБЫ» СО ШКОЛЬНЫМИ БОЛЕЗНЯМИ

 

Реформы образования проходили  в нашей стране с завидной регулярностью. Все эти реформы проходили очень быстро. Сегодня — Пленум, завтра — реформа в жизнь, а так делать нельзя. Нужен серьезный, системный, вдумчивый подход. Комплекс мер, которые мы можем предложить, зависит от нас. Главное, чтобы сохранение и укрепление здоровья школьников стало приоритетной задачей школы. В связи с этим представляется особенно важным:

во-первых, изменить структуру и систему образования в соответствии с возрастными и функциональными особенностями ребенка, с учетом того, что, начиная с 1 сентября, 4 недели идет адаптация, февраль — важный, переломный этап учебного года, обучение в 5—6 классе проходит так же тяжело, как и в первом, и так далее;

во-вторых, изменить стандарт подготовки педагога: сегодняшний учитель - не просто специалист-предметник, это прежде всего человек, который работает с детьми; однако, к сожалению, мы сталкиваемся с такими учителями, которые могут быть замечательными специалистами, но совершенно не знают ребенка, которого обучают;

в-третьих, ввести курс обучения родителей, подобный тем, что существует во всех цивилизованных странах. Безграмотные родители — это бич нашего общества: они без меры загружают своих детей; в наших силах что-то сделать, чтобы поднять уровень образования родителей (например, по телевидению можно организовать цикл передач, касающихся организации здоровья школьника, силами издательств и Министерства образования и Министерства здравоохранения можно выпустить брошюры для родителей, издать библиотеку для родителей, в которой они могли бы получить ответы на самые разные вопросы, касающиеся здоровья и образования детей и др.). Только в этом случае родители станут нашими союзниками.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Здоровье и образование. Обычно, употребляя эти слова вместе, подразумевают негативное влияние  напряженной учебы на здоровье учащихся, целью взрослых является поиск эффективных  форм образования, направленных на оздоровление и формирование у учащихся системы  ценностей с приоритетом здоровья как одной из высших ценностей.

Очевидно, что ни одного человека нельзя надолго сделать здоровым без его собственных усилий на основе глубокого понимания сущности здоровья, знания и умения использования  оздоравливающих процедур, а главное  – без осознанной самодисциплины и желания быть здоровым. Большинство  же людей не против быть здоровыми,  хотя и ошибочно считают, что это  означает просто не иметь явных заболеваний, которые обычно лечат врачи. По их убеждению, следить за здоровьем  означает не иметь вредных привычек и при заболеваниях обращаться к  врачу. А уж врач вылечит.

По современным представлениям, организм человека – это сложная  самоорганизующаяся система, состоящая  из ряда подсистем и органов, направленная на поддержание собственного постоянства, открытая для энергетического и  информационного  взаимодействия с  окружающей средой. Повреждение органа или подсистемы обычно проявляются  в виде признаков (симптомов) некоторой  болезни, а вот рассогласования  в работе подсистем, приводящие в  конце концов к этим повреждениям, долгое время могут не иметь таких явных проявлений, которые в традиционной медицине относились бы к нездоровью. В этом принципиальная разница в понимании здоровья.

Пока пациенты (государство) готовы оплачивать только лечение болезней, и не готовы оплачивать услуги по укреплению здоровья, все средства и мышление врачей будут направлены на поиск  и лечение болезней, а о профилактике заболеваний будут только говорить. Поэтому одной из важнейших долговременных целей образования является изменение  отношения к здоровью у всех слоев  нашего общества, а ближайшей –  разработка и внедрение в учебных  заведениях всего комплекса организационных  мер, педагогических и дидактических  средств по укреплению здоровья и  перенацеливанию учащихся на здоровую жизнь.

Организационные меры: создание кабинетов здоровья, оснащенных средствами мониторинга здоровья, переподготовка преподавателей и медиков учебных  заведений.

Дидактические средства: разработка учебных курсов, создание специализированных аппаратно-программных средств наблюдения и изучения здоровья, предназначенных  для решения как учебно-исследовательских, так и профессиональных медицинских  задач, и т.п.

Педагогические средства: создание в среде всех педагогов  предельно заинтересованного отношения к здоровью, личное участие в оздоровительных мероприятиях, постоянная работа с родителями учеников по вовлечению их в здоровый образ жизни, усиление внеучебной работы с учащимися в объединениях по интересам и занятиям физкультурой.

Главное, что можно уже  сейчас, без вложения существенных средств, начать практическую работу по оздоровлению детей в школах, молодежи в учебных заведениях разных форм – нужны главным образом ответственное  пони мание остроты ситуации и  готовность затратить усилия на изучение и применение новых средств.

Современная школа должна создавать благоприятные условия  для обучения школьников. Образовательная  среда должна быть здоровьесберегающей и объединяющей как  учебную, так и внеучебную деятельность учащихся, семью и образовательное учреждение. Необходимо совершенствовать процесс подготовки и переподготовки педагогических кадров, формировать их готовность работать в условиях личностно-ориентированного обучения. Одной из задач белорусской педагогики, а также широкой общественности является усиление пропаганды идеи сохранения и укрепления здоровья детей, которая должна стать национальной идеей и объединить все слои общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Современные технологии оздоровления детей и подростков в образовательных учреждениях: пособие для врачей./ Сост. В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева и др.-М., 2002
  2. Гигиеническая оценка условий обучения школьников / Сост.: Н.В. Анисимов, Е.А. Карашвили. – М.: ТЦ Сфера, 2002.
  3. А.Бобырь. Берегите спину.// Модернизация: шаг в будущее: приложение к Учительской газете.- Выпуск № 2, с.17
  4. Д.Давиденко, В.Петленко и др. Основы здорового образа // «ОБЖ» № 3, с.56
  5. О.Дмитриева. В расписании – уроки релаксации // Модернизация: шаг в будущее: приложение к Учительской газете.- Выпуск № 2, с.34
  6. Д.Егоров. Жирная двойка эквивалентна сердечному приступу // Модернизация: шаг в будущее: приложение к Учительской газете.- Выпуск № 2, с.15
  7. Полис А.Ф. Эмоциональное и норма поведения личности. // Вопросы философии., 2000 № 5//.
  8. Пратусевич Ю.М. Умственное утомление школьников. М.: Просвещение, 1964, с. 230.
  9. Т.Масликова. В состоянии цейтнота// Модернизация: шаг в будущее: приложение к Учительской газете.- Выпуск № 2, с.15
  10. В.Мурашева. Двойные стандарты школьного расписания. // АиФ. Здоровье.- № 3, 2003
  11. М.Безруких. Здоровье детей и школьные факторы риска. – www.ruscenter.ru
  12. Н.Николаев. Содержание и технологии школьного обучения и здоровье учащихся. – www.ruscenter.ru
  13. www.breath.ru/education.htm
  14. http://zdd.1september.ru/2006/05/14.htm
  15. http://www.fizkult-ura.ru/node/110

 


Информация о работе Влияние условий школьного обучения на состояние здоровья