Военная безопасность Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 11:30, контрольная работа

Краткое описание

Военная безопасность – это состояние защищенности личности, общества и государства от вооруженного насилия, военных конфликтов и войн. Военная безопасность РФ – состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних военных угроз, связанных с применением военной силы или угрозой ее применения, характеризуемое отсутствием военной угрозы либо способностью ей противостоять.

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная работа _военная безопасность_.docx

— 43.57 Кб (Скачать файл)

Военная безопасность Российской Федерации

 

  1. Основные приоритеты в военной безопасности, структура его направления и основные направления развития.

Военная безопасность – это состояние защищенности личности, общества и государства от вооруженного насилия, военных конфликтов и войн. Военная безопасность РФ – состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних военных угроз, связанных с применением военной силы или угрозой ее применения, характеризуемое отсутствием военной угрозы либо способностью ей противостоять.

Основой военной политики стран мирового сообщества продолжает оставаться стремление к укреплению своей военной безопасности. Основное содержание военной политики России в этом вопросе, связанной с осуществлением соответствующей деятельности, включает: формирование и реализацию единой государственной политики в области военной безопасности; поддержание внутриполитической стабильности; защиту конституционного строя, целостности и неприкосновенности территории страны; развитие и укрепление дружественных отношений с соседними и другими государствами; создание и поддержание на необходимом уровне системы обороны РФ; качественное совершенствование Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов и поддержание их готовности при необходимости к согласованным действиям; защиту важных объектов в различных сферах и др. Все эти мероприятия направляются на поддержание и укрепление военной безопасности страны.

Военная безопасность — это составная часть, важнейший компонент национальной безопасности, которая определяет состояние обороноспособности страны и ее возможности по обеспечению защиты национальных интересов средствами вооруженного насилия.

Военная безопасность характеризует способность государства противодействовать возникновению войны, вовлечению в войну, а в случае ее возникновения — сведения к минимуму ущерба и разрушительных последствий для национальной безопасности страны.

Для поддержания военной безопасности России требуется поддержание военного потенциала на уровне, достаточном для обороны в случае возникновения кризисной ситуации в непосредственной близости от государственной границы. Требуемый уровень военной безопасности достигается при наличии всего комплекса структурных компонентов как чисто военных, так и политико-дипломатических, экономических, идеологических и других, целенаправленными и скоординированными усилиями государственных институтов.

Военный компонент включает в себя военную организацию государства, создаваемую для обеспечения военной безопасности с опорой на военную силу.

Военный компонент предполагает наличие определенных количественных и качественных показателей, к которым относятся:

  • численность Вооруженных Сил с системами управления и обеспечения, другие войска, воинские формирования и органы;
  • уровень подготовки войск и сил, от которой зависит их боеспособность и боевая готовность;
  • техническая оснащенность Вооруженных Сил и других войск (военной техникой, боеприпасами, военно-техническим имуществом);
  • наличие запасов вооружения и военной техники, содержащихся в арсеналах, на базах и складах;
  • состояние военной инфраструктуры (стационарные объекты), предназначенной для обеспечения обучения войск (сил), стратегического и оперативного развертывания и ведения военных действий.

Военная безопасность подразделяется на три уровня: глобальный, региональный и национальный.

На глобальном уровне военная безопасность России обеспечивается мероприятиями по контролю за нераспространением оружия массового уничтожения, сокращению стратегических наступательных вооружений и др.

На региональном уровне военная безопасность России обеспечивается укреплением военно-стратегического положения России путем создания системы коллективной безопасности в масштабе СНГ и НАТО.

На национальном уровне военная безопасность России обеспечивается в основном созданием необходимого военного потенциала страны.

Военная политика РФ ставит задачи по созданию системы обеспечения военной безопасности, которые позволят оценивать внешние и внутренние военные угрозы безопасности, определять соотношение невоенных и военных средств для обеспечения военной безопасности. Особое место в обеспечении военной безопасности отводится созданию, укреплению и совершенствованию военной организации государства, а также поддержанию военной мощи государства на уровне, обеспечивающем современное вскрытие, эффективное сдерживание и отражение агрессии.

Основными задачами военной политики по обеспечению военной безопасности Российской Федерации являются:

  • определение возможностей, необходимости и пределов применения военной силы для обеспечения военной безопасности;
  • оценка качественных и количественных характеристик необходимой и достаточной военной силы, определение способов использования военной силы для обеспечения военной безопасности, а при необходимости и военно-силового воздействия на вероятного противника;
  • обоснование и разработка военно-политических решений;
  • подготовка конкретных планов функционирования и развития военной системы государства;
  • регулирование военно-политических отношений с другими государствами, коалициями, блоками;
  • организация информационного обеспечения принятых решений, планов и военных акций;
  • руководство военным строительством в целом, особенно строительством Вооруженных Сил, связанное с созданием военного потенциала страны;
  • руководство военно-политическими акциями различного характера и масштаба на территории России и на международной арене, призванное обеспечить координацию действий с союзными силами;
  • решительное противодействие противнику при возникновении конфликта, затрагивающего национальные интересы России;

Обеспечение военной безопасности РФ является важнейшим направлением деятельности государства. Главной целью в данной области является обеспечение возможности адекватного реагирования на угрозы, которые могут возникнуть в XXI веке, при рациональных затратах на национальную оборону. К решению проблемы обеспечения военной безопасности государства имеется несколько подходов.

Первый подход базируется на концепции примата международного права в военной политике государства и военных союзов. Часть концепции, направленная на предотвращение военных конфликтов невоенными средствами, поддерживается Россией.

Второй подход к обеспечению военной безопасности с использованием силы требует создания и поддержания высокого военного потенциала.

Третий подход предполагает примат правовых, дипломатических и других невоенных средств предотвращения военных конфликтов с одновременным содержанием силовых военных структур, обладающих потенциалом оборонной достаточности.

Эти военные силы, на содержание которых затрачиваются минимальные ресурсы, должны быть способны обеспечить сдерживание от развязывания войны, а в случае нападения осуществить стратегическое развертывание и отразить агрессию.

Целью обеспечения военной безопасности Российской Федерации является создание и поддержание такого политического, международного и военно-политического положения страны, которое исключало бы возможность для любого государства или союза государств путем любых видов воздействия ослабить роль и значение РФ как субъекта международных отношений.

Военная безопасность имеет два аспекта: внутренний и внешний. Внутренний аспект военной безопасности проявляется в условиях нестабильного развития страны и связан прежде всего с проблемами защиты существующего конституционного строя, взаимоотношений центра с субъектами федерации, между самими субъектами федерации.

Внешний аспект военной безопасности связан с состоянием взаимоотношений между субъектами международного права и характеризуется способностью государства противодействовать попыткам отдельных государств или их союзов использовать военную силу как инструмент разрешения существующих противоречий в различных сферах. Это предполагает необходимость наличия современных Вооруженных Сил, формирование систем коллективной или всеобщей безопасности, вхождение в состав тех или иных военно-политических союзов.

Внутренний и внешний аспекты военной безопасности в современных условиях тесно переплетаются. Это обусловлено, с одной стороны, декларированием в Конституции России примата международного права над внутренним законодательством, с другой стороны, стремлением ряда государств использовать внутренние противоречия России как инструмент скрытого или открытого давления на Россию.

 

  1. Юридические документы регулирующий направление этой политики.

Деятельность всей системы обеспечения военной безопасности невозможна без соответствующей законодательной базы, в рамках которой предусмотрена деятельность не только всех элементов системы обеспечения военной безопасности, но и государства в целом.

Законодательное регулирование основных направлений государственной политики по обеспечению военной безопасности включает:

  • военное строительство и проведение эффективной военной реформы всей военной организации государства с учетом обеспечения гарантированного сдерживания потенциального агрессора от любых попыток агрессии против России и ее союзников, сдерживания потенциального агрессора от развязывания мировой ядерной и обычной войн, а также региональных и локальных военных конфликтов;
  • военно-техническую политику, основанную на соответствии военно-технического и производственного потенциала страны потребностям обороны, экономической обоснованности и эффективности использования материальных средств, выделяемых на оборону;
  • ограничение вооружений на основе принципа равенства, всеобщее запрещение ядерных испытаний и т.д.

Законодательные основы обеспечения военной безопасности страны составляют: Конституция РФ, Закон РФ «О безопасности», федеральные законы, Концепция национальной безопасности и Военная доктрина РФ, иные нормативные правовые акты РФ, регулирующие отношения в области военной безопасности; нормативные правовые акты органов государственной власти РФ; международные договоры РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры и соглашения, заключенные или признанные Россией. Наиболее детально вопросы, связанные с обеспечением военной безопасности страны, изложены в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, в Военной доктрине и в Законе «Об обороне».

Одним из основных документов стратегического планирования в Российской Федерации и представляющий собой систему официально принятых в государстве взглядов на подготовку к вооруженной защите и вооруженную защиту Российской Федерации является – военная доктрина Российской Федерации.

Военная доктрина Российской Федерации (далее именуется - Военная доктрина) представляет собой совокупность официальных взглядов (установок), определяющих военно-политические, военно-стратегические и военно-экономические основы обеспечения военной безопасности Российской Федерации.

В Военной доктрине развиваются Основные положения военной доктрины Российской Федерации 1993 года и конкретизируются применительно к военной сфере установки Концепции национальной безопасности Российской Федерации. Положения Военной доктрины опираются на комплексную оценку состояния военно-политической обстановки и стратегический прогноз ее развития, на научно обоснованное определение текущих и перспективных задач, объективных потребностей и реальных возможностей обеспечения военной безопасности Российской Федерации, а также на системный анализ содержания и характера современных войн и вооруженных конфликтов, отечественного и зарубежного опыта военного строительства и военного искусства.

Правовую основу Военной доктрины составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы и другие нормативные правовые акты Российской Федерации, а также международные договоры Российской Федерации в области обеспечения военной безопасности.

Положения Военной доктрины могут уточняться и дополняться с учетом изменений военно-политической обстановки, характера и содержания военных угроз, условий строительства, развития и применения военной организации государства, а также конкретизироваться в ежегодных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, в директивах по планированию применения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в иных документах по вопросам обеспечения военной безопасности Российской Федерации.

В Военной доктрине учитываются основные положения Военной доктрины Российской Федерации 2000 года, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, а также соответствующие положения Концепции внешней политики Российской Федерации 2008 года и Морской доктрины Российской Федерации на период до 2020 года.

Военная доктрина основана на положениях военной теории и направлена на ее дальнейшее развитие.

Правовую основу Военной доктрины составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в области обороны, контроля над вооружениями и разоружения, федеральные конституционные законы, федеральные законы, а также нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Положения Военной доктрины конкретизируются в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и могут корректироваться в рамках стратегического планирования в военной сфере (военного планирования).

Информация о работе Военная безопасность Российской Федерации