Государственная политика в области охраны труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2014 в 00:56, реферат

Краткое описание

В современном мире уровень решения проблем безопасности жизнедеятельности человека может служить достоверным и наиболее полным критерием степени экономического развития государства, его стабильности и социально-нравственного состояния общества. В то же время решение проблем безопасности требует активного участия всех членов общества, высокого гражданского самосознания, внутренней дисциплины, готовности к определенному ущемлению сиюминутных интересов, а в некоторых случаях и ограничению индивидуальных свобод, во имя жизни настоящего и будущих поколений.

Содержание

Введение
1. Методы и функции управления охраной труда
2. Основные принципы, направления и задачи государственной политики в области охраны труда в Республике Беларусь
3. Органы управления государственной системой охраны труда в Республике Беларусь, их функции
4. Система управления охраной труда на предприятии
5. Современное состояние государственного управления охраной труда в Республике Беларусь
Выводы
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

охрана труда.doc

— 79.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

по дисциплине: Охрана труда

на тему: Государственная политика в области охраны труда

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение

1. Методы и функции управления  охраной труда

2. Основные принципы, направления  и задачи государственной политики в области охраны труда в Республике Беларусь

3. Органы управления государственной  системой охраны труда в Республике  Беларусь, их функции

4. Система управления охраной  труда на предприятии

5. Современное состояние государственного  управления охраной труда в Республике Беларусь

Выводы

Список использованных источников

 

Введение

В современном мире уровень решения проблем безопасности жизнедеятельности человека может служить достоверным и наиболее полным критерием степени экономического развития государства, его стабильности и социально-нравственного состояния общества. В то же время решение проблем безопасности требует активного участия всех членов общества, высокого гражданского самосознания, внутренней дисциплины, готовности к определенному ущемлению сиюминутных интересов, а в некоторых случаях и ограничению индивидуальных свобод, во имя жизни настоящего и будущих поколений.

Реализация этих принципов может быть достигнута только на основе организации обязательной системы непрерывного образования и воспитания в области безопасности жизнедеятельности, охватывающей все ступени от дошкольного воспитания до системы повышения квалификации и переподготовки кадров. Важнейшей целью этого процесса является формирование у специалистов мышления, основанного на глубоком осознании основного принципа - безусловности приоритетов бесценности и безопасности человеческой жизни при решении любых производственных задач.

Создание безопасных и безвредных условий труда на производстве является общегосударственной задачей и предметом постоянного внимания управленческих и профсоюзных органов Республики Беларусь.

Управление охраной труда - это планомерный процесс воздействия на систему "человек - машина - производственная среда" для получения заданных значений совокупности показателей, характеризующих состояние условий труда.

В решении многообразных задач в сфере охраны труда принимают непосредственное участие руководители предприятий, структурных подразделений, функциональных служб, отделы охраны труда, профсоюзные комитеты. В эту работу вовлекаются практически все работники предприятия от руководителя до рабочего. Организация деятельности администрации и служб предприятия по реализации комплекса мер по повышению уровня охраны труда осуществляется через систему управления охраной труда (СУОТ).

Система управления охраной труда - целевая подсистема в системе управления предприятием любой отрасли промышленности. В СУОТ, как и в любой другой системе управления, определяются основные функции и задачи, структура информационных и управленческих связей, формы учетных и отчетных документов и т.д.

С 1 ноября 2005 г. в республике введены в действие стандарты СТБ 18001-2005 и СТБ 18002-2005 по СУОТ, требования которых гармонизированы с международными и национальными стандартами.

Нормативно-правовой основой системы управления охраной труда являются законодательные и иные нормативные правовые акты, межотраслевые и отраслевые нормы и правила безопасности, производственной санитарии и др.

1. Методы и функции  управления охраной труда

Управление охраной труда представляет собой деятельность государства по обеспечению конституционного права граждан на здоровые и безопасные условия труда.

В общем виде механизм управления охраной труда включает в себя методы управления, функции (виды деятельности) и органы управления.

Методы управления - это способы воздействия на поведение и деятельность управляемых объектов с целью снижения производственного травматизма, общей и профессиональной заболеваемости путем создания безопасной и безвредной производственной среды.

Основными методами управления являются административные, экономические и социально-психологические.

Административные методы обеспечиваются государственным принуждением принятия трудоохраняемых мер всеми хозяйственными субъектами. Основными инструментами административного управления являются трудоохранное законодательство, система стандартов и других нормативных правовых актов, а также постановления и руководства, принимаемые государственными органами по охране труда. Административные методы управления предполагают также осуществление руководства организационно-хозяйственными мероприятиями по реализации проводимой государством трудоохранной политики. К таким мероприятиям относятся мониторинг состояния производственной среды на предприятиях и в отраслях, соблюдение природоохранного законодательства, организация научно-исследовательских работ, обучение, международное сотрудничество и др.

Задача административных органов заключается в оказывании влияния на принятие решений работодателей, побуждение их как к выполнению намеченных программ в области охраны труда, так и к самостоятельному поиску наиболее эффективных средств по улучшению условий труда.

Экономические методы управления в широком смысле объединяют механизмы, создающие материальную заинтересованность работодателей в улучшении условий труда. Экономические методы предполагают использование стоимостных рычагов, к которым можно отнести компенсационные выплаты за несчастные случаи, травматизм и заболеваемость, связанные с условиями труда; штрафы за нарушение трудоохранного законодательства и риски травмирования; льготное налогообложение, льготное кредитование, субсидирование и др.

Таким образом, в условиях реформирования экономики, перехода к рыночным отношениям степень вмешательства государственных структур в хозяйственную деятельность производителей должна снижаться. В рыночной экономике управление осуществляется в большей степени на уровне производства и сводится к инспектированию условий труда и контролю реализации государственной политики в области охраны труда на местах. В этих условиях ставится задача ввода в действие нового хозяйственного механизма организации производства и благоприятной производственной среды на основе применения преимущественно экономических методов управления в сочетании с правовыми и воспитательными мерами.

Социально-психологические методы - это методы морального стимулирования, которые реализуются посредством мер как поощрительного, так и принудительного характера путем воздействия на нарушителей трудоохранного законодательства.

Управление охраной труда предполагает осуществление ряда специфических функций, т.е. видов деятельности, воздействующих на отношение работодателей к условиям труда.

Государственное управление охраной труда осуществляется на принципах социального партнерства в рамках соглашений на республиканском, отраслевом и местном уровнях.

2. Основные принципы, направления  и задачи государственной политики  в области охраны труда в  Республике Беларусь

Основными принципами государственной политики в области охраны труда являются обеспечение приоритета жизни и здоровья работников по отношению к результатам трудовой деятельности, обеспечение гарантий права работников на охрану труда, установление обязанностей всех субъектов и правоотношений в области охраны труда, полная ответственность нанимателей за обеспечение здоровья и безопасных условий труда, совершенствование правоотношений и управления в этой сфере, включая внедрение экономических механизмов обеспечения охраны труда.

Целью государственного управления охраной труда является создание условий, обеспечивающих сохранение жизни и здоровья граждан в процессе трудовой деятельности.

Для достижения цели государственного управления охраной труда на современном этапе необходимо решение следующих задач:

уточнение функций и ответственности субъектов государственного управления охраной труда;

усиление профилактической направленности решений субъектов государственного управления охраной труда на всех уровнях;

совершенствование государственного управления охраной труда, внедрение экономических механизмов и методов прогнозирования в этой сфере;

сертификация систем управления охраной труда а организациях;

включение системы управления охраной труда в общую систему управления производством;

совершенствование нормативного правового обеспечения охраны труда.

К основным направлениям реализации задач государственного управления охраны труда относятся:

разработка и принятие законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда, технических нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда;

разработка и реализация целевых программ по улучшению условий и охраны труда;

создание систем управления охраной труда на всех уровнях, обеспечивающих профилактическую направленность деятельности в этой сфере;

разработка научно обоснованных методов оценок и прогнозирования рисков гибели и травмирования работников по отраслям и сферам деятельности;

экономическое стимулирование создания безопасных условий труда, разработки и внедрения безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

упорядочение предоставления компенсаций по условиям труда;

организация научно-исследовательских работ по вопросам безопасности и гигиены труда;

обучение и повышение квалификации работников по вопросам охраны труда, подготовка специалистов по охране труда;

обеспечение законных интересов потерпевших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

финансовое обеспечение охраны труда;

создание условий для социального партнерства в сфере охраны труда, содействие общественному контролю за соблюдением законодательства об охране труда;

международное сотрудничество в области охраны труда.

3. Органы управления  государственной системой охраны  труда в Республике Беларусь, их функции

Государственное управление охраной труда на различных уровнях осуществляется следующими субъектами:

на республиканском уровне - Правительством Республики Беларусь или уполномоченными им республиканскими органами государственного управления в сфере труда;

на отраслевом уровне - республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь;

на территориальном уровне - местными исполнительными и распорядительными органами.

На республиканский орган государственного управления в сфере труда возлагаются следующие функции:

координация деятельности субъектов социального партнерства по реализации целей, задач и направлений государственного управления охраной труда;

осуществление надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде в организациях, независимо от организационно-правовых форм;

осуществление мониторинга состояния условий и охраны труда, внесение предложений Правительству Республики Беларусь по решению проблем совершенствования государственного управления охраной труда;

разработка республиканских целевых программ по улучшению условий и охраны труду, осуществление контроля за ходом их выполнения.

На республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, возлагаются в пределах их компетенции следующие функции:

анализ причин производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, паспортизация санитарно-технического состояния условий и охраны труда, а также оценка уровней рисков гибели и травмирования работников, разработка мероприятий по решению проблем безопасности и гигиены труда, характерных для отрасли;

разработка и принятие нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов, содержащих требования по охране труда;

разработка отраслевых систем управления охраной труда и обеспечение их функционирования;

принятие целевых программ по улучшению условий и охраны труда, организация их финансирования и выполнения;

организация обучения, повышения квалификации и проверки знаний по вопросам охраны труда руководителей и специалистов организаций;

осуществление контроля за соблюдением требований по охране труда в организациях и др.

В функции местных исполнительных и распорядительных органов входят:

анализ причин производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, паспортизация санитарно-технического состояния условий и охраны труда, оценка уровней рисков гибели и травмирования работников в организациях государственной и частной форм собственности, разработка мероприятий по решению проблем безопасности и условий труда;

подготовка и реализация территориальных целевых программ по улучшению условий и охраны труда, организация финансирования предусмотренных в них мероприятий;

создание территориальных систем управления охраной труда, содействие внедрению системного подхода к управлению охраной труда в организациях;

Информация о работе Государственная политика в области охраны труда