Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2014 в 00:56, реферат
В современном мире уровень решения проблем безопасности жизнедеятельности человека может служить достоверным и наиболее полным критерием степени экономического развития государства, его стабильности и социально-нравственного состояния общества. В то же время решение проблем безопасности требует активного участия всех членов общества, высокого гражданского самосознания, внутренней дисциплины, готовности к определенному ущемлению сиюминутных интересов, а в некоторых случаях и ограничению индивидуальных свобод, во имя жизни настоящего и будущих поколений.
Введение
1. Методы и функции управления охраной труда
2. Основные принципы, направления и задачи государственной политики в области охраны труда в Республике Беларусь
3. Органы управления государственной системой охраны труда в Республике Беларусь, их функции
4. Система управления охраной труда на предприятии
5. Современное состояние государственного управления охраной труда в Республике Беларусь
Выводы
Список использованных источников
охрана труд государственная система
принятие мер по обучению, повышению квалификации и проверки знаний по вопросам охраны труда руководителей и специалистов организаций, не имеющих вышестоящих органов управления;
информационное обеспечение организаций по вопросам охраны труда;
осуществление контроля за соблюдением требований по охране труда в организациях;
анализ и оценка работы руководителей органов управления и организаций по обеспечению охраны труда, трудовой и производственной дисциплины.
Конечной целью государственной системы управления охраной труда является снижение социальных и экономических потерь, обусловленных заболеваемостью и травматизмом на производстве.
4. Система управления охраной труда на предприятии
Обеспечение здоровых и безопасных условий труда на рабочих местах осуществляется с помощью СУОТ, представляющей собой подготовку, принятие и реализацию решений, включающих правовые, социально-экономические, организационные, технические, психофизиологические, санитарно-гигиенические, реабилитационные и иные мероприятия и средства.
Объектом управления охраной труда на предприятии является деятельность структурных подразделений, функциональных служб и отдельных работников по обеспечению безопасных и здоровых условий труда на рабочих местах, производственных участках и предприятии в целом.
Органами управления охраной труда являются службы руководителя предприятия (главного инженера, технического директора и др.) и руководителей производственных подразделений и служб предприятия.
Организационно-методическую работу по управлению охраной труда, подготовку управленческих решений и контроль за их выполнением осуществляет служба охраны труда (отдел, бюро и др.), непосредственно подчиняющаяся руководителю предприятия (главному инженеру, техническому директору и др.).
Нормативно-правовой основой системы управления охраной труда являются законодательство о труде, нормативные правовые акты, технические нормативные правовые акты, содержащие требования по охране труда.
Важным инструментом СУОТ является планирование работ по охране труда.
Планирование работ по охране труда - это организационный процесс управления, осуществляемый с целью обеспечения безопасных условий труда работников на основе эффективного использования средств, выделяемых на улучшение условий и охрану труда.
Планирование работ по охране труда должно предусматривать определение заданий структурным подразделениям и функциональным службам предприятия и отдельным должностным лицам, участвующим в решении задач охраны труда.
На предприятии разрабатываются перспективные, текущие и оперативные планы охраны труда. Перспективные планы в условиях стабильного развития экономики составляются ранее на 5 лет. Практикуется составление перспективных планов на 2-3 года. Текущие планы составляются на год, оперативные - на квартал или месяц.
Разработке планов могут предшествовать паспортизация и аттестация рабочих мест на их соответствие требованиям безопасности труда.
Проекты планов обсуждаются в трудовом коллективе, затем согласовываются и утверждаются в установленном порядке на предприятии.
План мероприятий по охране труда, содержащий, как правило, наименование предприятия, источники финансирования, сроки исполнения, ответственных лиц, социальный эффект, является составной частью коллективного договора или самостоятельным документом.
Кроме того, могут разрабатываться специальные планы частного характера, отражающие специфику конкретного предприятия: по материалам расследований несчастных случаев; по выполнению предписаний органов надзора и контроля; охране труда женщин; улучшению культуры производства и т.д.
Запланированные мероприятия обязательны для исполнения. Лица, не обеспечившие выполнение мероприятий, могут быть привлечены к ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Мероприятия, представленные в планах по охране труда, обеспечиваются соответствующей проектно-конструкторской и другой технической документацией, финансированием и материальными ресурсами.
Система управления охраной труда на предприятии представлена на рисунке 1.
5. Современное состояние
государственного управления
В настоящее время в нашей стране в рамках действующей системы государственного управления охраной труда осуществляется комплекс мер, направленных на обеспечение конституционных прав граждан на здоровые и безопасные условия труда.
К указанным мерам относится, в частности, принятие законодательных актов по производственной безопасности, техническому нормированию и стандартизации, сертификации продукции, работ и услуг на соответствие их требованиям безопасности жизнедеятельности человека. В целях реализации положений Трудового кодекса Республики Беларусь принято около 100 нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области охраны труда в различных отраслях и видах производственной деятельности. Правительством Республики Беларусь определены государственные нормативные требования по охране труда.
Так, успешно завершается реализация Республиканской целевой программы по улучшению условий и охраны труда на 2006-2010 гг. и соответствующие отраслевые и территориальные программы. Введено обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, направленное на обеспечение более эффективной социальной защиты потерпевших вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, стимулирование нанимателей к созданию безвредных и безопасных условий труда.
Кроме того, создана система государственного надзора и контроля и общественного контроля за соблюдением законодательства о труде, при Министерстве труда и социальной защиты Республики Беларусь образован координационный совет органов государственного надзора и контроля и общественного контроля за соблюдением законодательства о труде и об охране труда. Министерство труда и социальной защиты ежегодно представляет Правительству Республики Беларусь доклад о соблюдении законодательства о труде и состоянии охраны труда на производстве, вносит предложения по решению проблем и совершенствованию государственного управления охраной труда.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 августа 2005 г. № 904 утверждена Концепция государственного управления охраной труда в Республике Беларусь (далее - Концепция).
В Концепции отмечено, что в Республике Беларусь за последние 10 лет проделана значительная работа по воссозданию и обеспечению функционирования в новых условиях государственной системы управления охраной труда. Сформирована национальная нормативная правовая база, регулирующая данную сферу социально-трудовых отношений. Определены
субъекты и уровни государственного управления охраной труда. Установлены и реализуются организационные схемы управления в этой области. Осуществляются государственный надзор и общественный контроль за соблюдением законодательства о труде.
Вместе с тем действующая система государственного управления охраной труда требует дальнейшего совершенствования.
Несмотря на тенденцию сокращения числа несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, остаются значительными социальные и экономические потери, обусловленные такими происшествиями.
Анализ системы государственного управления охраной труда в республике указывает на необходимость более активного применения наряду с административными, правовыми, организационными подходами и формами экономических рычагов управления охраной труда.
Требуется существенно усилить профилактическую направленность решений в области охраны труда на всех уровнях и, прежде всего, в направлении разработки и внедрения методов прогнозирования основных тенденций, отражающих состояние условий и охраны труда на производстве.
Актуальность продвижения продукции белорусских производителей на международном рынке, повышения ее конкурентоспособности обусловливают необходимость гармонизации системы управления охраной труда с международными нормами.
Важным этапом в совершенствовании государственного управления охраной труда стало принятие Президентом Республики Беларусь Директивы от 11 марта 2004 г. № 1 "О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины" (далее Директива). В соответствии с Директивой внесены изменения в и дополнения в нормативные правовые акты по вопросам заключения и расторжения контрактов. Показатели состояния трудовой и исполнительной дисциплины, безопасности труда определены в качестве важнейших критериев оценки работы руководителей всех уровней. Директива способствует повышению ответственности субъектов государственного управления, нанимателей, профсоюзов и работников за соблюдением условий труда.
В то же время из-за неудовлетворительных условий труда, использования морально и физически изношенного оборудования, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости общество несет значительные социальные и экономические потери. Ежегодные страховые выплаты по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний составляет свыше 50 млрд. рублей, затраты на компенсацию по условиям труда - 270 млрд. рублей.
Выводы
Общественные преобразования, технологический прогресс и высокие темпы производства стремительно меняют условия труда, его процесс и организацию. Защита работающих от связанных с производством недомоганий, болезней и травм стала в последнее время одной из серьезнейших социально-экономических проблем в мире.
По официальным данным, в Республике Беларусь ежегодно из-за нарушений требований охраны труда на производстве травмируется свыше 5 тысяч работников, из них около 250 человек погибают, свыше 800 человек получают тяжелые травмы. На промышленных предприятиях и в сельском хозяйстве во вредных условиях труда занято более 30% работающих. Ежегодно выявляется около 250 случаев профессиональных заболеваний. При этом из них более 80% регистрируется на промышленных предприятиях.
Таким образом, решение проблемы безопасности труда в республике требует дальнейшего совершенствования системы государственного управления охраной труда и в первую очередь внедрения экономических механизмов и методов управления и прогнозирования в этой сфере, а также включения системы управления охраной труда в общую систему управления производством.
Сегодня вопросы охраны труда и система управления охраной труда находятся на жестком контроле у Президента Республики Беларусь. Разработана целевая программа на 2011-2015 гг., к выполнению которой предприятия приступят с 1 января 2011 г.
И все же основная роль в вопросе совершенствования системы управления охраной труда и решения проблем в этой сфере отводится участнику производственного процесса - человеку. Ведь именно человек разрабатывает соответствующие концепции, схемы, программы и он же обеспечивает их реализацию. Кроме того, и непосредственный контроль за выполнением всего намеченного в этой сфере тоже осуществляет человек. Поэтому только от человека зависит, насколько прогрессивна та или иная программа и каков будет результат от ее реализации. В этом вопросе предстоит сделать немало.
Список использованных источников
1. Конституция Республики
2. Директива Президента
3. Постановление Совета
4. Михнюк Т.Ф. Охрана труда: учебное пособие для студенческих учреждений, обеспечивающих получение высшего образования по специальностям в области радиоэлектроники и информатики - Минск, ИВЦ Минфина, 2007 - 320 с.
5. Семенков В.И. Охрана труда: сборник нормативных правовых актов РБ. В 2-х кн. Кн.1 - Минск, Дикта, 2007 - 784 с.
6. Челноков А.А., Ющенко Л.Ф. Охрана труда: учебное пособие - 4-е издание, испр. и доп. - Минск, Вышэйшая школа, 2009 - 463 с.
Информация о работе Государственная политика в области охраны труда