Государственное управление при ЧС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 16:01, курсовая работа

Краткое описание

На протяжении истории человек тем или иным образом зависел от окружающего мира. По мере развития науки человек стал менее зависим от природных факторов. Вместе с тем вмешательство человека в естественные природные процессы с годами становится более интенсивным и экстенсивным. В связи с этим появились новые опасности и риски, связанные с чрезвычайными ситуациями. Хотя человечество отвечает на новые вызовы окружающего мира все более совершенными инструментами прогнозирования и предотвращения чрезвычайных ситуаций, природные и техногенные катастрофы представляют серьезную опасность для людей.

Содержание

Введение 5
1 Основные понятия, критерии чрезвычайной ситуации, задачи Гражданской обороны 8
1.1 Классификация и виды чрезвычайных ситуаций 8
1.2 Основные задачи Гражданской обороны Краснодарского края при ЧС 19
2 Государственное управление чрезвычайной ситуацией 30
2.1 Структура и органы управления чрезвычайной ситуацией 30
2.2 Роль государства в обеспечении безопасности 35
2.3 Функции в области Пожарной безопасности Краснодарского края 39
2.4 Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС) 40
2.5 Защита населения от ЧС Краснодарского края 41
Заключение 44
Список использованных источников 47

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая ГМУ основной текс.docx

— 90.58 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

2 Государственное управление чрезвычайной ситуацией

2.1 Структура и органы управления чрезвычайной ситуацией

Основополагающим документом, регламентирующим и определяющим общие для РФ организационно-правовые нормы в области защиты граждан, всего земельного, водного, воздушного пространства, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды, является Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Во исполнение его и с учетом предложений МЧС России Правительством РФ принято постановление от 30 декабря 2003 года № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» [14].

Основная цель создания РСЧС — объединение усилий центральных органов исполнительной власти, органов представительной и исполнительной власти республик, краев, областей, городов, организаций и учреждений, в деле предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации.

РСЧС базируется на нескольких постулатах:

  • признание факта невозможности исключить риск возникновения чрезвычайных ситуаций;
  • соблюдение принципа превентивной безопасности, предусматривающего снижение вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций, отдание приоритета профилактической работе;
  • комплексный подход при формировании системы, то есть учет всех видов чрезвычайных ситуаций, всех стадий их развития и разнообразия последствий;
  • построение системы на правовой основе с разграничением прав и обязанностей состава участников.

Организационно РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет 5 уровней:

  • федеральный (вся территория РФ);
  • региональный (несколько субъектов РФ);
  • территориальный (территория субъекта РФ);
  • местный (регион, город);
  • объектовый.

Каждый уровень РСЧС имеет координирующие органы, постоянно действующие органы управления, уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (ОУ ГОЧС), органы повседневного управления, силы и средства, системы связи, оповещения, информационного обеспечения, резервы финансовых и материальных ресурсов.

Координирующие органы РСЧС:

  • на федеральном уровне - Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и ведомственные комиссии по ЧС в федеральных органах исполнительной власти;
  • на региональном - региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий МЧС России (РЦ ГОЧС);
  • на территориальном - комиссии по ЧС органов исполнительной власти субъектов РФ (КЧС);
  • на местном, охватывающем территорию района, города (района в городе), - комиссии по ЧС органов местного самоуправления (КЧС);
  • на объектовом, охватывающем территорию организации или объекта, - объектовые комиссии по ЧС (КЧС).

Положения о КЧС утверждаются, руководителями соответствующих органов исполнительной власти и организаций.

Органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (ОУ ГОЧС):

  • на федеральном уровне - МЧС России;
  • на региональном - 9 региональных центров (в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Самаре, Екатеринбурге, Новосибирске, Красноярске, Чите, Хабаровске);
  • на территориальном - органы управления по делам ГО и ЧС, создаваемые при органах исполнительной власти субъектов РФ (ОУ ГОЧС);
  • на местном - органы управления по делам ГО и ЧС, создаваемые при органах местного самоуправления (ОУ ГОЧС);
  • на объектовом - отделы (секторы, специально назначенные лица) по делам ГО и ЧС.

Органы повседневного управления РСЧС:

  • пункты управления (центры управления в кризисных ситуациях МЧС России);
  • оперативно-дежурные службы органов управления по делам ГО и ЧС (ОУ ГОЧС) всех уровней;
  • дежурно-диспетчерские службы и специализированные подразделения федеральных органов исполнительной власти;
  • дежурно-диспетчерские службы и специализированные подразделения организаций.

Организация, состав сил и средств, порядок деятельности функциональных подсистем РСЧС определяются положениями о них, утверждаемыми руководителями соответствующих федеральных органов исполнительной власти по согласованию с МЧС России.

Исключение составляет положение о функциональной подсистеме РСЧС реагирования и ликвидации последствий аварий с ядерным оружием в РФ, которое утверждается Правительством РФ.

Например, экологическая безопасность возложена на силы и средства МПР России, наблюдение и контроль за стихийными (природными) явлениями — на Росгидромет, контроль обстановки на потенциально опасных объектах — на Госатом и Гостехнадзор России, экстренная медицинская помощь на Минздрав соцразвития России, пожарная безопасность на МЧС России.

Руководство всей системой РСЧС возложено на Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).

Важнейшей частью системы РСЧС являются ее силы и средства: наблюдения и контроля силы и средства ликвидации последствий ЧС.

Силы и средства наблюдения и контроля включают органы, службы, учреждения, осуществляющие государственный надзор, инспекцию, мониторинг, контроль состояния природной среды, опасных объектов, здоровья людей.

Силы и средства ликвидации последствий ЧС включают:

    • военизированные и невоенизированные противопожарные, поисково-спасательные и аварийно-восстановительные формирования федеральных и других организаций;
    • формирования служб защиты животных и растений Минсельхоза России;
    • военизированные противоградовые и противолавинные службы Росгидромета;
    • территориальные аварийно-спасательные формирования Госинспекции по маломерным судам МПР России;
    • соединения гражданской обороны;
    • подразделения поисково-спасательной службы МЧС России;
    • соединения и части радиационной, химической и биологической защиты и инженерных войск Минобороны России;
    • военизированные горноспасательные, противофонтанные и газоспасательные части Минпромэнерго России;
    • аварийно-технические центры, спецотряды атомных станций Росатома;
    • восстановительные и пожарные поезда Минтранса России;
    • подразделения органов внутренних дел и муниципальной милиции;
    • центральный аэромобильный спасательный отряд МЧС;
    • аварийно-спасательные службы ВМФ России.

Постоянно действующими органами управления городской системы чрезвычайных ситуаций являются:

  1. на городском уровне — Главное управление МЧС России;

  1. на уровне административных округов города — структурные подразделения Главного управления МЧС России, осуществляющие свою деятельность на территории соответствующих административных округов города;

  1. на уровне районов города — структурные подразделения управ районов, специально уполномоченные решать задачи в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны;

  1. на объектовом уровне — структурные подразделения или работники, специально уполномоченные решать задачи в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны.

Постоянно действующие органы управления создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Компетенция и полномочия постоянно действующих органов управления определяются соответствующими положениями о них и другими документами указанных органов управления.

Органами повседневного управления силами и средствами МГСЧС являются:

  • Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России, Центр управления силами Государственной противопожарной службы Главного управления МЧС России и специальное структурное подразделение Управления гражданской защиты для оперативно-диспетчерского управления в чрезвычайных ситуациях, объединяемые в Единый дежурно-диспетчерский центр реагирования на чрезвычайные ситуации города;

  • дежурно-диспетчерские службы отраслевых и функциональных органов исполнительной власти города, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и организаций, объединяемые в Единую систему оперативно-диспетчерского управления в чрезвычайных ситуациях города.

Указанные органы создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Размещение органов повседневного управления в зависимости от обстановки осуществляется на стационарных или подвижных пунктах управления, оснащаемых соответствующими средствами связи, оповещения, сбора, обработки и передачи информации и поддерживаемых в состоянии постоянной готовности к использованию.

МЧС России осуществляют надзор за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями и гражданами установленных требований по гражданской обороне и пожарной безопасности (за исключением пожарного надзора на подземных объектах и при ведении взрывных работ), а также защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в пределах своих полномочий [15].

2.2 Роль государства в обеспечении безопасности

Государство в соответствии с действующим законодательством является основным субъектом обеспечения безопасности граждан. Свои функции в этой области государство осуществляет через совокупность органов законодательной, исполнительной и судебной властей, прокуратуры, государственных, общественных и иных объединений, организаций и граждан. Таким образом, граждане, общественные и иные организации и объединения также являются субъектами безопасности, обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности в соответствии с законодательством РФ, законодательством и нормативными актами субъектов Федерации. Имеются также государственные организации, непосредственно обеспечивающие безопасность; контрольные и надзорные организации; организации, осуществляющие мониторинг отдельных составляющих безопасности.

Одной из функций государства является обеспечение безопасности граждан и окружающей среды, а обеспечение безопасности жизнедеятельности людей и организаций является важнейшей государственной задачей. Данное положение вытекает из естественного права, из него вытекают основные права человека, важнейшим из которых является право на жизнь и здоровье. Конституция РФ провозглашает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Фактически действующее право (позитивное право) закрепляет в законах основные права человека (например, право на все то, что необходимо для сохранения и продолжения жизни) и вытекающие из них права.

Право человека на жизнь и здоровье охраняется законом. Поэтому обязанности по реализации данного права возлагаются на государство, которое определяет соответствующие обязанности органам государственного управления, организациям и гражданам, а также их права и ответственность.

Возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, величина причиняемого ими ущерба во многом зависят от своевременности и точности их предсказания, от принятия предупредительных мер защиты.

Государственная стратегия снижения рисков и смягчения последствий ЧС базируется на следующих принципах:

Информация о работе Государственное управление при ЧС