Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 12:12, реферат
Настоящий Федеральный закон определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации (далее — население), всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды (далее — территории) от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее — чрезвычайные ситуации).
Введение.....................................................................................................................3
1 Законодательство об охране труда........................................................................4
2 Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»................................................10
Заключение...............................................................................................................17
Список используемых источников……………………………………………….......................18
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Филиал в г. Находке |
Кафедра экономики и процессов управления
РЕФЕРАТ
по дисциплине «БЖД»
Специальность 080105.65 Финансы и кредит
Студентка 3 курса __________________
| |
Руководитель к.э.н., доцент _____________
| |
|
Оценка _________________________ ____________ ___________________ подпись И.О.Фамилия «_____» ________________ 2011 г.
|
г. Находка
2011
Содержание
Введение......................
1 Законодательство об охране труда.........................
2 Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»....................
Заключение....................
Список используемых источников………………………………………………..
Введение
Настоящий Федеральный закон определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации (далее — население), всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды (далее — территории) от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее — чрезвычайные ситуации).
Действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы (далее — организации) и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
1. Законодательство об охране труда
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 года предусматривает, что государства должны признавать право каждого на условия работы, отвечающие требованиям безопасности и гигиены (ст. 3).
Ряд конвенций и рекомендаций МОТ посвящен вопросам охраны труда, инспекциям труда и содержат детали по безопасности и гигиене труда. Отдельные акты посвящены труду женщин, детей и подростков.
В правовом регулировании охраны труда широко сочетаются централизованные нормы трудового законодательства, которые устанавливают минимум правовых мер по охране труда, с договорными условиями, повышающими, конкретизирующими этот минимум на основании социально-партнерских соглашений, коллективных договоров, а также трудовых договоров.
Конституция РФ предусматривает, что каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ст. 37), что труд и здоровье людей охраняются государством (ст. 7). Обязанность государства охранять труд и здоровье работников в процессе их трудовой деятельности проявляется в первую очередь через систему норм об охране труда и о надзоре за их исполнением.
Охрана труда — важная проблема каждой страны. У нас централизованные нормы трудового законодательства, которые устанавливают минимум правовых мер по охране труда, сочетаются с договорным методом, конкретизирующим этот минимум в социально-партнерских соглашениях, коллективных и трудовых договорах. Уже первый Кодекс законов о труде 1918 года закреплял основные нормы охраны труда, в том числе нормы об особой охране труда женщин и несовершеннолетних.
В настоящее время основными нормативными актами об охране труда являются: Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, принятые 22 июля 1993 г. в ред. Федерального закона от 2 марта 1998 г. (ст. 17, 20, 21, 23, 24, 26, 27); Федеральный закон от 17 июля 1999 г. «Об основах охраны труда в Российской Федерации»; разд. X ТК (в том числе гл. 41 и 42); Федеральный закон от 12 января 1996 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (ст. 30), а также иные нормативные акты, принятые Президентом РФ, Правительством РФ, Министерством труда и социального развития РФ и специализированными федеральными инспекциями по надзору за охраной труда; единые и отраслевые правила по технике безопасности и производственной гигиене труда (многие из которых в целях унификации требований по охране труда взяты в стандарты), система стандартов безопасности труда (ССБТ). Республики и другие субъекты Российской Федерации могут в соответствии с Конституцией РФ, Трудовым кодексом РФ и Основами по охране труда издавать свои нормативные акты по охране труда.
Перечень нормативно-правовых актов, содержащих государственные нормативные требования по охране труда в России, принят постановлением Правительства РФ от 23 мая 2000 г., а Рекомендации по планированию мероприятий по охране труда утверждены Минтрудом России 27 февраля 1995 г. На них и ориентируются соответствующие органы и организации при разработке региональных и локальных актов по охране труда.
На основе этих актов организации сами разрабатывают и утверждают стандарты предприятия (СТП ССБТ) и инструкции по охране труда для работников и на отдельные виды работ (ЙОТ). Профсоюзы, их органы имеют право принимать участие в согласовании нормативных правовых актов по охране труда, учете их мнения.
Постановление Правительства РФ от 23 мая 2000 г. установило, что в Российской Федерации действует система нормативных правовых актов, содержащая государственные нормативные требования охраны труда. Она состоит из межотраслевых (ПОТРМ) и отраслевых (ПОТРО) правил и типовых инструкций по охране труда (ТИРО), строительных и санитарных норм и правил (СНиП и СанПиН), инструкций по безопасности, правил устройства и безопасной эксплуатации, свода правил по проектированию и строительству, гигиенических нормативов и государственных стандартов безопасности труда.
Государственные нормативные требования охраны труда утверждаются сроком на пять лет и могут быть продлены не более чем на два года. Это сделано для того, чтобы данные требования по охране труда не отставали от технического прогресса. Пересмотр их осуществляется в порядке, установленном при принятии.
Правительство РФ постановлением «О мерах по улучшению условий и охраны труда» от 26 августа 1995 г. возложило государственное управление охраной труда на Минтруд России, закрепило его функции в этом вопросе, предусмотрело образование Департамента охраны труда, Государственной академии охраны труда Минтруда России для проведения научно-исследовательских работ и координации деятельности научных центров страны в области охраны труда, а также образование Общероссийского центра охраны труда Минтруда России для обобщения и распространения передового опыта в области условий и охраны труда, оказания методической помощи службам охраны труда организаций.
Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 12 марта 1999 г. также содержит статьи (23—27, 34, 39 и 41), относящиеся к охране труда по санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Субъекты РФ в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 г. приняли свои акты по охране труда. Так, распоряжением премьера Правительства г. Москвы от 30 марта 1999 г. утверждены Общие правила охраны труда для предприятий и организаций г. Москвы (отдельное издание). Они возлагают на работодателя (п. 2.1) общее руководство работой по обеспечению охраны труда и эффективного контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, предусматривают обязанности работодателей и работников в сфере охраны труда, затрагивают вопросы охраны труда при проектировании производственных объектов, при строительно-монтажных и ремонтно-строительных работах, при эксплуатации строительных машин и выполнении отдельных видов работ, а также при планировке, застройке и благоустройстве территорий организаций, требования к производственным и вспомогательным помещениям организаций, их электробезопасности, отоплению, освещению, пожаровзрывобезопасности, обеспечению безопасности на всех производственных процессах.
Генеральное соглашение на 2002—2004 гг. также предусматривает ряд обязательств трех социальных российских партнеров (объединений профсоюзов, объединений работодателей и Правительства РФ) по улучшению охраны труда. Это трехстороннее социально-партнерское Соглашение предусматривает создать и укрепить службы охраны труда, а также институт уполномоченных (доверенных) лиц и комиссий (комитетов) по охране труда в организациях независимо от форм собственности, продолжить работу по разработке новых и пересмотру действующих нормативных правовых актов по охране труда
Другие социально-партнерские соглашения различных уровней, а также коллективные договоры, как правило, имеют раздел по охране труда, в котором предусматриваются различные меры по ее улучшению. Комплексный Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации» закрепил основные принципы государственной политики в области охраны труда, право работников на охрану труда в ее широком смысле и гарантии этого права. В нем предусмотрен правовой и экономический механизм обеспечения охраны труда, надзора и контроля за соблюдением законодательства в этой области и ответственность за его нарушение. Этот Закон имеет четыре главы: Общие положения (ст. 1—7); Право и гарантии права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда (ст. 8—10); Обеспечение охраны труда (ст. 11—19); Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда (ст. 20—22). Как видим, основное внимание в нем уделено обеспечению охраны труда, что в настоящее время особенно важно. Статья 11 гл. III Закона предусматривает, что охраной труда управляет государство непосредственно через Правительство РФ или по его поручению федеральные органы исполнительной власти. Закон установил единые принципы н нормы по охране труда, а также впервые (ст. 1) закрепил легально такие понятия, как: условия труда (в смысле охраны труда), вредный и опасный производственные факторы, безопасные условия труда, рабочего места, средства индивидуальной и коллективной зашиты работников, сертификат безопасности и производственной деятельности. Основные положения Закона отражены в Трудовом кодексе, в ст. 209 которого даны понятия категорий охраны труда.
Условия труда — совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.
Вредный производственный фактор — производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию.
Опасный производственный фактор — такой, воздействие которого на работника может привести к его травме.
Безопасные условия труда — условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленные нормативы.
Рабочее место — место, в котором работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.
Средства индивидуальной и коллективной защиты работников — технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения.
Сертификат безопасности — документ, удостоверяющий соответствие проводимых в организации работ по охране труда установленным государственным нормативным требованиям охраны труда.
Производственная деятельность — совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных услуг.
Следует отметить, что указанные понятия и другие основные положения Федерального закона об основах охраны труда целиком перенесены в Трудовой кодекс, т. е. возведены в ранг норм кодифицированного акта.
2 Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»
(От 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ,в ред. Федерального закона от 28.10.2002 № 129-ФЗ)
Настоящий Федеральный закон определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации (далее — население), всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды (далее — территории) от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее — чрезвычайные ситуации).
Действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы (далее — организации) и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Глава I. Общие положения
Статья 4. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.