Защита прав потребителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 20:21, реферат

Краткое описание

Защита прав потребителей является одной из важных социально-экономических проблем. Она превратилась в главнейший фактор развития экономики. Политика, проводимая в данной сфере, преследует две основные цели: первая – информировать потребителей об имеющихся на рынке товарах и услугах с тем, чтобы правильный выбор способствовал успешному формированию потребительского рынка, вторая — защищать потребителя в том случае, если его положение как слабой стороны ущемляется. Выполнение этих задач позволяет обеспечить, с одной стороны, благосостояние потребителя, а с другой стороны эффективную экономику в целом.

Вложенные файлы: 1 файл

защита прав потребителя.docx

— 33.08 Кб (Скачать файл)

Для наступления такой  ответственности не требуется наличия  вины. Вред возмещается в полном объеме. Способами возмещения вреда, в соответствии со ст. 1082 ГК РФ, являются: возмещение вреда в натуре или  возмещение причиненных убытков.

В новой редакции Закона, как и в старой, присутствует ответственность  всех обязанных лиц за нарушение  сроков устранения недостатков, замены товаров, а также вновь установлена  ответственность за нарушение сроков выполнения денежных требований. Денежные требования, в основном, выражаются в виде неустойки.

Общие положения об ответственности  за нарушение любых прав потребителей установлены ст. 13 Закона. Она подлежит применению в тех случаях, когда  законодательством не предусмотрены  иные правила ответственности.

3.2 Ответственность по  административному законодательству

В новой редакции Закона изъята норма об административной ответственности  работников продавца, изготовителя, исполнителя, поскольку она регулируется Кодексом РФ об административных правонарушениях (КОАП РФ). Ст. 146 КОАП РФ предусмотрена  ответственность за нарушение правил торговли. Правила торговли по смыслу данной статьи являются нормативно-правовыми  и должны иметь публично-правовой характер. Ответственность за нарушение  правил торговли наступает только в  том случае, если они содержатся в нормативных правовых актах, надлежащим образом зарегистрированных, либо отвечающих иным требованиям, обязательным для  вступления этих актов в силу.

КОАП РФ предусмотрена  ответственность за продажу товаров  ненадлежащего качества или с  нарушением санитарных правил.

Соответствие продукции  установленным требованиям осуществляется путем сертификации, правовые основы которой установлены Законом  РФ "О сертификации" от 10 июня 1993 г. Документом, подтверждающим соответствие продукции установленным требованиям, является сертификат соответствия.

Ст. 146 КОАП РФ предусматривает  административную ответственность  за продажу товаров без документов, содержащих сведения об изготовителе, поставщике или продавце.

Ст. 150 КОАП РФ в области  защиты прав потребителей устанавливает  ответственность за обман потребителя  относительно потребительских свойств  и качества товара при реализации их в предприятиях розничной торговли, общественного питания или оказывающих  услуги населению, а также индивидуальными  предпринимателями.

Ст. 146 КОАП РФ устанавливает  ответственность за продажу подакцизных  товаров без маркировки марками  установленных образцов. Данное административное правонарушение посягает на общественные отношения в области торговли и финансов, на установленный порядок  уплаты подакцизных платежей и порядок  продажи товаров. Акцизы - косвенные  налоги, включаемые в цену товара (продукции).

 

3.3 Уголовная ответственность  за нарушение прав потребителей

Уголовным кодексом РФ, введенным  в действия с 1 января 1997 г., (УК РФ) предусмотрена  ответственность за нарушение прав потребителей, связанных с качеством  товара и его безопасностью (ст. 200 и 238 УК РФ).

Диспозиция ст. 200 УК РФ практически  совпадает со ст. 150 КОАП РФ. Отграничение административной ответственности  от уголовной проходит по последствиям, а именно – по размеру ущерба, причиненного потребителю.

Объектом преступления, предусмотренного ст. 200 УК РФ, являются общественные отношения, возникающие между потребителями  и изготовителями, исполнителями, продавцами товаров, работ, услуг. С объективной  стороны данное преступление состоит  в обмеривании, обвешивании, обсчете, введении в заблуждение относительно потребительских свойств или  качества товара или ином обмане потребителя. Диспозиция этой статьи содержит примерный  перечень способов обмана.

Местом совершения преступления признаются предприятия торговли, общественного  питания, бытового, коммунального и  иного обслуживания независимо от форм собственности, любое иное место  торговли или оказания услуг. Оконченным преступление считается с момента  совершения любого из предусмотренного диспозицией деяния.

Субъективная сторона  выражена прямым умыслом. Субъект преступления специальный: работники организаций, реализующих товар или оказывающих  услуги, либо индивидуальные предприниматели.

Основным непосредственным объектом преступления, предусмотренного ст. 238 УК РФ, является здоровье населения, в качестве дополнительного объекта  выступает право потребителя  на безопасность товаров, факультативного  – имущественное право потребителя, установленный законом порядок  сертификации продукции, здоровье и  жизнь потребителей. Предметом преступления выступают товары, работы, услуги, не отвечающие требованиям безопасности для жизни и здоровья потребителей.

Ч. 3 ст. 238 УК РФ устанавливает  ответственность за действия, повлекшие  по неосторожности смерть двух и более  лиц.

Таким образом, за нарушение  прав потребителей наступает ответственность  по гражданскому, административному  и уголовному законодательству.

В соответствии с ГК РФ гражданская  ответственность наступает за предоставление ненадлежащей информации о товаре, работе, услуге, об изготовителе, исполнителе, продавце; за вред, причиненный вследствие недостатков товаров, работ, услуг; за просрочку требований потребителей; за нарушение исполнителем сроков; за другие нарушения, вытекающие из договорных отношений.

В соответствии с КОАП РФ административная ответственность  наступает за нарушение правил торговли, за не соответствие продукции установленным  требованиям, за продажу товаров  без необходимых документов, за обман  потребителя относительно потребительских  свойств и качества товара.

В соответствии с УК РФ уголовная  ответственность наступает за нарушение  прав потребителей, связанных с качеством  товара и его безопасностью, Основным непосредственным объектом преступления, является здоровье населения.

 

Заключение

 

Подводя итог всему выше сказанному, можно сделать следующие выводы.

Все отношения в области  защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом РФ "О защите прав потребителей" и принимаемыми в соответствии с  ним иными федеральными законами и правовыми актами Российской Федерации.

Сам Закон РФ "О защите прав потребителей" регулирует отношения, возникающие между потребителями  и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает  права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего  качества и безопасных для жизни  и здоровья потребителей, получение  информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах).

Защиту прав потребителей осуществляют органы государственной  власти и местного самоуправления, суды и общественные объединения. Федеральным  органом, осуществляющим государственный  контроль за соблюдением законов  и иных правовых актов РФ, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, а также дающим официальные  разъяснения по вопросам применения указанных актов, является Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. Однако федеральные органы власти не могут решить всех проблем, возникающих в области защиты прав потребителей. Поэтому Закон часть функций в этой области возлагает на городские, районные, областные администрации. Местные органы власти, в отличие от федеральных, не наделены контрольными функциями. Практически единственная мера, которую они могут применить, - приостановление продажи товаров с просроченными сроками годности.

Потребитель вправе обратиться в суд по поводу нарушения любого его права, установленного в Законе и подлежащего судебному рассмотрению. Для формы и содержания искового заявления применяются общие  правила, определяемые в ст. 126 ГПК  РФ.

В сфере защиты прав потребителей Закон предоставляет потребительским  организациям право проводить экспертизу качества и безопасности товаров, проверять  соблюдение прав потребителей и правил бытового и иных видов обслуживания, участвовать по поручению потребителей в проведении экспертиз по фактам нарушения их прав. Организации потребителей вправе предъявлять в интересах  потребителей иски в суд.

За нарушение прав потребителей наступает ответственность по гражданскому, административному и уголовному законодательству.

В соответствии с ГК РФ гражданская  ответственность наступает за предоставление ненадлежащей информации о товаре, работе, услуге, об изготовителе, исполнителе, продавце; за вред, причиненный вследствие недостатков товаров, работ, услуг; за просрочку требований потребителей; за нарушение исполнителем сроков.

В соответствии с КОАП РФ административная ответственность  наступает за нарушение правил торговли, за не соответствие продукции установленным  требованиям, за продажу товаров  без необходимых документов, за обман  потребителя относительно потребительских  свойств и качества товара. В соответствии с УК РФ уголовная ответственность  наступает за нарушение прав потребителей, связанных с качеством товара и его безопасностью, Основным непосредственным объектом преступления, является здоровье населения. Проанализировав Закон  можно сделать вывод, что наряду с положительными моментами, в Законе присутствуют определенные недостатки, которые проявляются при ближайшем  рассмотрении. В первую очередь следует  обратить внимание на статьи, содержащие нормы об ответственности за нарушение  прав потребителей (ст. ст. 12, 13, 23 и др. Закона). Например, при продаже товаров  с недостатками потребитель, в соответствии с п. 2 ст. 18 Закона, предъявить требования к продавцу или организации, выполняющей  функции продавца на основании договора с ним. На практике такие иски никогда  не предъявляются к владельцам магазинов. Поэтому они не несут никакой  ответственности. Это представляется не совсем правильным, поскольку зачастую продавец вынужден продавать товар  ненадлежащего качества, так как  на него оказывает давление администрация  магазина. Тем не менее, не предлагается исключить ответственность продавца; в дополнение к ней следует  ввести и ответственность владельца  магазина.

Еще одно положение, которое, по нашему мнению, в какой-то степени  смягчает ответственность продавцов (исполнителей, изготовителей), - это  норма п. 6 ст. 13 Закона, устанавливающая  право суда взыскать с продавца (исполнителя, изготовителя) штраф за нарушение  прав потребителей. Следовало бы установить не право, а обязанность суда взыскивать такие штрафы с нарушителей.

Следующее предложение касается общественных объединений потребителей. В соответствии со ст. 31 Закона "Об общественных объединениях" имущество  общественного объединения формируется  на основе вступительных и членских взносов, если их уплата предусмотрена  уставом; добровольных взносов и  пожертвований; других не запрещенных  законом поступлений. В связи  с этим представляется целесообразным обязать организации и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере торговли и бытового и  иного обслуживания населения, перечислять  некоторый процент от совокупного  дохода организации в пользу потребительской  организации, находящейся по месту  государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя.

 

 

Список использованных источников

 

1.   Конституция Российской  Федерации, принята всенародным  голосованием 12 декабря 1993 года [Текст] // Российская Газета. – 25 декабря  1993год.

2.   Гражданский кодекс  РСФСР [Текст]: от 11 июня 1964 г. №  28 // Собран. Закон. РФ . – 1965. –  № 31. – Ст. 1421.

3.   Гражданский кодекс  Российской Федерации (часть 1) [Текст]: от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ #G0// #G0Собран. Закон. РФ. – 1994. – №  32. – Ст. 3301.

4.   Гражданский кодекс  Российской Федерации (часть 2) [Текст]: от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ #G0(с  изменениями и дополнениями 17 декабря  1999 года) // #G0Собран. Закон. РФ. – 1996. – № 32. – Ст. 2118.

5.   Гражданский процессуальный  кодекс Российской Федерации  [Текст]: от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ // Собран. Закон. РФ. – 2002. – №  27. – Ст. 1703.

6.   Кодекс об административных  правонарушениях Российской Федерации  [Текст]: от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // Собран. Закон. РФ. – 2001. – №  18. – Ст. 1249.

7.   Уголовный кодекс  Российской Федерации [Текст]: от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // Собран. Закон.  РФ. – 1996. – № 29. – Ст. 2194.

8.   О защите прав  потребителей: Федеральный закон  РФ [Текст]: от 7 февраля 1992 г. №  39-ФЗ // Ведомости Съезда Народных  Депутатов и Верховного Совета  РСФСР. – 1992. – № 15. – С. 766.

9.   О внесении изменений  и дополнений в Закон РФ "О  защите прав потребителей: Федеральный  закон РФ [Текст]: от 17 декабря 1999 г. № 41-ФЗ // Собран. Закон. РФ. –  1999. – № 51. – Ст. 841.

10.Об общественных объединениях: Федеральный закон РФ [Текст]: от 19 мая 1995 г. № 21-ФЗ (в ред.  Федеральных законов от 17 мая  1997 г., 19 июля 1998 г.) // Собран. Закон. РФ. – 1995. – № 21. – Ст. 1930.

11.О лицензировании отдельных  видов деятельности: Федеральный  закон РФ [Текст]: от 25 сентября 1998 г.  № 37-ФЗ (в ред. Федеральных законов  от 26 ноября 1998 г., 22 декабря 1999 г., 12 мая  2000 г., 29 декабря 2000 г.) // Собран. Закон.  РФ. – 1998. – № 39. – Ст. 839.

12.О сертификации: Федеральный  закон РФ [Текст]: от 10 июня 1993 г. №  26-ФЗ // Собран. Закон. РФ. – 1993. –  № 27. – Ст. 1126.

13.О стандартизации продукции  и услуг: Федеральный закон  РФ [Текст]: от 10 июня 1993 г. № 31-ФЗ // Собран. Закон. РФ. – 1993. – №  28. – Ст. 1241.

14.О санитарно-эпидимиологическом  благополучии населения: Федеральный  закон РФ [Текст]: от 30 марта 1999г.  № 28-ФЗ // Собран. Закон. РФ. – 1999. – № 51. – Ст. 1351.

15.Белов, В.А. Гражданское  право. Общая и Особенная части:  Учебник [Текст] / В.А. Белов. М.: ЮрИнфоР, 2003. – 960 с.

16.Бунич, Г.А., Гончаров, А.А., Потапов, Ю.Г. Гражданское право  [Текст] / Г.А. Бунич, А.А. Гончаров, Ю.Г. Потапов. М.: Издательско –  торговая корпорация "Дашков и  Ко", 2002. – 432 с.

17.Гражданское право России: Курс лекций. Ч.1. [Текст] / Под ред.  О.Н. Садикова. М.: Аспект, 2001. – 336 с.

Информация о работе Защита прав потребителя