Контрольная работа по "Безопасность жизнедеятельности"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2014 в 09:02, контрольная работа

Краткое описание

Безопасность жизнедеятельности (БЖД) — наука о комфортном и травмобезопасном взаимодействии человека со средой обитания. Является составной частью системы государственных, социальных и оборонных мероприятий, проводимых в целях защиты населения и хозяйства страны от последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, средств поражения противника. Целью БЖ также является снижение риска возникновения чрезвычайной ситуации по вине человеческого фактора.

Вложенные файлы: 1 файл

Ответ БЖ.docx

— 68.89 Кб (Скачать файл)

Отсутствие ясных целей, отсутствие или диффузность структуры обусловливают наиболее важное свойство толпы — то, что она легко превращается из одного вида (подвида) в другой. Такие превращения часто происходят спонтанно, однако знание их типичных закономерностей и механизмов позволяет сознательно манипулировать поведением толпы в авантюристических целях (что характерно для реакционных, политических и религиозных режимов, зачастую намеренно провоцирующих погромы, самосуд и т. п.) либо предотвращать и прекращать ее особо опасные действия.

  1. Терроризм – реальная угроза безопасности.

  В современном мире  терроризм стал одним из факторов  общественно-политической жизни, он  превратился в одну из главных  угроз безопасности в мире. Убийства  глав государств и государственных  деятелей, представителей СМИ, предпринимателей  и финансистов, массовая гибель  людей при взрывах на вокзалах  и на транспорте, в других общественных  местах вызывают у мировой общественности не только страх, ужас, но и требование усилить борьбу против насилия. Борьбу с современным международным терроризмом нередко ныне называют "четвертой мировой войной".

     Терроризм  в любых формах своего проявления  превратился в одну из опасных  по своим масштабам, непредсказуемости  и последствиям общественно-политических  и моральных проблем, с которыми  человечество вошло в XXI столетие. Терроризм и экстремизм в любых  их проявлениях все больше  угрожают безопасности многих  стран и их граждан, влекут  за собой огромные политические, экономические и моральные потери, оказывают сильное психологическое  давление на большие массы  людей.

     Акты терроризма  представляют все большую угрозу  безопасности личности, общества  и государства. Нередко они носят  международный характер и создают  опасность межгосударственным отношениям, дестабилизируют международную  обстановку. Можно констатировать, что терроризм превратился в  глобальную угрозу безопасности  в современном обществе.

 

Тема 2. 1. Психологические аспекты чрезвычайной ситуации.

Вне зависимости от природы чрезвычайной ситуации в нее вовлекаются  люди, которые подвергаются воздействию прямых поражающих факторов и испытывают психологический стресс. Каждый из нас должен хорошо понимать, что одним из важных факторов, определяющих устойчивость человека к воздействию чрезвычайных ситуаций, является культура безопасности человека. Это означает, что каждый из нас обладая определенными знаниями и умением контролировать свои эмоции, способен противостоять опасности, бороться и выживать.

Немаловажно, как действует  человек во имя спасения себя и своих близких. Чем быстрее вы сориентируетесь при возникновении экстремальной ситуации, примете решение и выберете правильный способ действий, тем больше у вас будет шансов остаться живым, здоровым и невредимым. Конструктивное поведение в ЧС во многом зависит от степени подготовленности людей к действиям в экстремальных условиях.

Осознание человеком ситуации как опасной может вызвать у него чрезмерное сильное волнение и способствовать снижению  его психофизиологических возможностей. Если опасность осознается, но ей не придается чрезмерного значения, то она может способствовать мобилизации сил. Уровень тревожности может вырастать, если в прошлом у человека был негативный опыт выхода из подобной ситуации, причем тревожность может возникать не только как реакция на существующую опасность, но и как реакция на возможную опасность, вне зависимости от существующей ситуации.

  1. Личностные факторы определяющие безопасность жизнедеятельности.

Исходными положениями, определяющими содержание личности безопасного типа, являются возможности и способности человека удовлетворять потребно­сти в самореализации, самоопределении, самоутверждении, самостоятельности и самооценке, что составляет ядро личности. По качествам, присушим личности, люди делятся на тех, у кого эти возможности и способности есть, и на тех, у кого они в какой-то степени ограничены. Поэтому для выявления ограничений в по­ведении человека предлагается рассмотреть личность в двух аспектах: психофи­зиологическом и социальном.

Психофизиологическим аспектом, или стороной, личности безопасного типа высту­пает деятельность психики и мозга человека, соотношение социального и биологического в психике личности. Сталкиваясь в процессе жизнедеятельности с различны­ми обстоятельствами, которые могут быть обыденными ситуациями и ситуациями экстремального характера (временные, требующие большого напряжения всей си­лы воли человека), человек неподготовленный будет иметь большие сложности, его поведение трудно предугадать, что может привести к опасным действиям по отношению к себе, людям, природе и существу. Таким образом, личность безопас­ного типа должна отличаться определенным уровнем психологической устойчивости и психологической готовности к действиям в различных жизненных ситуациях.

Психологическую устойчивость личности безопасного типа обусловливают стой­кие общинно-коллективистские мотивы в поведении; знание окружающего мира; осознание возможных угроз и опасностей по отношению к себе. Психологиче­ская готовность личности безопасного типа объясняется предвидением опасно­стей, осознанием возможностей уклониться от опасностей; наличием навыка пре­одоления опасности.

Социальная характеристика личности безопасного типа выражается в активно­сти человека в обществе, в применении опасных и безопасных способов самореа­лизации в условиях взаимодействия с природой, инфраструктурой города, общественно-правовых отношений в обществе, общения с другими людьми, своего личного физического развития и выполнения других действий, а именно: служба в армии, взаимоотношения с государственными, административными и право­охранительными органами и др.

  1. Личность типа жертвы и личность безопасного типа поведения

Личность типа жертвы принято называть виктимной личностью. Ее поведение тесно связано с объектом, который ее инициирует. Явления, связанные с поведе­нием жертвы, в дальнейшем будут называться виктимностью.

Выделяют следующие условия, которые сделали личность уязвимой и постави­ли ее в позицию жертвы:

● социально-демографические характеристики, включающие пол, возраст, на­циональность, место происшествия (особое значение играют пол и возраст);

● специфика поведения до чрезвычайного происшествия;

● особенности восприятия ситуации, в которой произошло происшествие;

● отношения, связывающие объекта (субъекта) и потерпевшего.

На основании анализа виктимологических исследований было определено, что в личностной структуре потерпевшего как типа личности имеются элементы раз­ноуровневого порядка, которые активизируются под воздействием факторов си­туации риска и являются психологическими предпосылками превращения этой личности в жертву.

Под субъективной предрасположенностью стать жертвой, можно понимать:

♦ психологические (индивидуально-психологические и социально-психологи­ческие) «дефекты» личности, приводящие к ее виктимогенной деформации;

♦ биофизиологические свойства человека, главным образом обусловленные возрастом;

♦ психопатологические особенности, что говорит о частичной социальной деза­даптации, а в результате — развитии повышенно уязвимой личности.

Как в отношении объекта, инициирующего виктимность, так и в отношении жерт­вы изучение причинной цепочки ведет далеко за пределы конкретной ситуации. Это предполагает оценку суммы обстоятельств, повлиявших не только на фор­мирование жертвенного (виктимного) поведения, но и в целом на формирование уязвимой личности с деформированным личностным профилем.

Одним из основных факторов, влияющих на формирование поведения жертвы, яв­ляется особенность социализации личности, в том числе тип воспитания. Разговор может идти либо о жестком, директивном типе семейного воспитания (гиперпро­текция, повышенная моральная ответственность, жестокое обращение), либо о противоположном, при котором ребенок предоставлен самому себе (гипопротекции). Таким образом, имея в виду, что важнейшим институтом социализации раннего детства остается семья, можно предположить возможность существования связи между определенным стилем взаимодействия детей и родителей и формированием психологического профиля уязвимой, то есть виктимной, личности. Каждый из этих факторов может сделать человека уязвимым, а его поведение — виктимным. Поведение типа жертвы проявляется в неординарной (эксвизитной) ситуации. В силу этого в зависимости от характера ЧС можно говорить о техногенных, социальных и других факторах виктимности. Вероятно, к виктимности следует отнести также неадекватное отношение к опасности и отношение к риску. Если говорить о типологии виктимности, то она определяется типом ЧС, в кото­рой виктимность проявляется. Кроме этого можно различать ситуативную вик­тимность и личностную виктимность, если говорить о ней как о состоянии или как о личностном радикале.

Виктимность можно классифицировать по степени осознанности. И наконец, она может быть активной или пассивной в отношении опасности и риска. Виктимность всегда предполагает субъект-объектные или субъект-субъектные отношения. Антиподом виктимной личности будет являться личность безопасного типа.

  1. Методы психической саморегуляции

Усталость, стрессы, связанные с проблемами в семье и на работе, в личной жизни, отрицательно влияют на самочувствие, на настроение и на работоспособность человека. Для того, чтобы избавиться от негативных последствий переутомления и нервно-эмоционального перенапряжения и привести в норму свое психическое и физическое состояние, в повседневной жизни чаще всего используются:

1. Сон

Часто сон помогает не только снять усталость, отдохнуть, но также и как бы «заспать» те или иные переживания. Повышенная сонливость некоторых людей в те жизненные периоды, которые сопряжены со стрессами и высокой эмоциональной нагрузкой, - явление весьма распространенное.

2. Водные процедуры

Горячий душ успокаивает, помогает расслабиться. Холодный или контрастный душ, помогают взбодриться, преодолеть вялость и чувство усталости.

3. Хобби

Для многих людей занятие любимым делом в свободное от работы время будь то марки, вязание, футбол или музыка - является лучшим способом снять напряжение и восстановить силы.

4. Физические упражнения  и спорт

Активный отдых и занятия спортом это довольно распространенный способ борьбы со стрессами и с той усталостью, которая накапливается после рабочей недели.

5. Смена обстановки

Для многих людей, смена обстановки, которая происходит во время отпуска, когда они уезжают отдыхать, на дачу, на курорт, едут в туристическую поездку, является наилучшим способом восстановить необходимый запас физических и душевных сил.

 

Тема 2.2. Духовно-нравственное здоровье

Духовно-нравственное здоровье понимается как способность к созиданию добра, самосовершенствованию, милосердию и бескорыстной взаимопомощи, созданию установки на здоровый образ жизни.

Достигается духовное здоровье умением жить в согласии с собой, с родными, друзьями и обществом, умением прогнозировать и моделировать события и составлять программу своих действий.

Формирование нравственного сознания и моральных качеств личности является основой процесса социализации молодого поколения во всех типах общества, и это служит ведущей целью воспитательной работы социальных институтов, обеспечивающих социализацию личности.

При этом нравственность понимается не как природное, а как приобретенное, воспитанное качество личности, поскольку нравственно зрелый человек должен иметь черты характера, соответствующие общепринятому в конкретном обществе на данном этапе его развития установленному порядку, нормам, обычаям социальной жизни.

Цели нравственной деятельности на социальном уровне зависят от целей развития общества, а на личностном уровне определяются интересами и потребностями личности.

Здоровье нравственное – это система ценностей, установок и мотивов поведения индивидов в обществе. Оно связано с общечеловеческими истинами добра, красоты, любви и милосердия.

Основные критерии нравственной воспитанности:

положительная моральная направленность личности;

уровень нравственного сознания личности;

глубина моральных суждений воспитанников;

уровень реального поведения, умение соблюдать важнейшие правила общежития, выполнение основных социально - нравственных обязанностей.

  1. Национальные интересы России в области духовной жизни

Категории “интерес”, “ценность”, “цель” характеризуют  важнейшие побудительные силы и ориентиры общественных отношений, поступков и деятельности людей, а также государственной политики. Российская Федерация, как и любая другая держава, вырабатывает и осуществляет свою политику, определяет ее цели с учетом национальных ценностей и интересов.

Национальные ценности складывались в ходе исторического  развития материальной и духовной культуры общества в соответствии с геополитическим положением страны. Это прежде всего фундаментальные нравственно-этические представления и нормы, концентрированно выражающие своеобразие, самобытность, особенности характера, обычаи, традиции и уклад жизни, наиболее важные потребности многонационального народа России. Образно говоря, они представляют собой сердцевину его духовной жизни, синтез лучших черт и качеств. Национальные ценности определяют жизненную позицию человека и гражданина, его отношение к обществу и государству,  прошлому, настоящему и будущему своей страны, ответственность за сохранение и приумножение национального достояния.

В числе национальных ценностей России, определенных Конституцией РФ, находятся:

–       утверждение прав и свобод человека, гражданского мира и согласия;

–       равноправие и самоопределение народов; память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость;

Информация о работе Контрольная работа по "Безопасность жизнедеятельности"