Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2014 в 09:02, контрольная работа
Безопасность жизнедеятельности (БЖД) — наука о комфортном и травмобезопасном взаимодействии человека со средой обитания. Является составной частью системы государственных, социальных и оборонных мероприятий, проводимых в целях защиты населения и хозяйства страны от последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, средств поражения противника. Целью БЖ также является снижение риска возникновения чрезвычайной ситуации по вине человеческого фактора.
– суверенная государственность и незыблемость демократической основы;
– благополучие и процветание Отечества;
– ответственность за свою Родину перед прошлым, нынешним и будущими поколениями;
– осознание себя частью мирового сообщества.
Динамика современного общества преподносит нам перспективу «пожизненного обучения». Современная социально-экономическая ситуация требует от каждого постоянных усилий в борьбе за самосовершенствование, непрерывность своего профессионального роста. В условиях нарастающей социальной напряженности резко возросло значение для каждого человека умения управлять собой, использовать свои творческие способности, которые превратились сегодня в самый ценный капитал.
Весьма актуально звучат сегодня слова Платона: «Самая великая победа, которую мы можем одержать, — это победа над самим собой».
В связи с этим резко возрастает значимость правильного самопознания своих способностей, объективной самооценки, умении пользоваться разнообразными техниками саморегулирования.
Современная психология исходит из положения, что в картину мира, которую формирует человеческая психика, включен и сам человек, носитель сознания. Специфика человеческого сознания состоит в том, что оно двунаправлено: прежде всего — вовне, на внешний мир, на объект, но вместе с тем оно обращено и вовнутрь, на самого носителя сознания, на субъект.
Правда, степень выраженности этих векторов сознания у разных людей неодинакова. Людей, психика которых направлена преимущественно вовне, называют экстравертами, а тех, у кого она направлена главным образом вовнутрь, - интровертами.
Сознание и самосознание в психической жизни индивида неразрывны, хотя качественно своеобразны. Сознание в целом может осуществляться только на основе осознания своей пространственной принадлежности к внешнему миру. Если сознание ориентировано на объективный мир в целом, то объектом самосознания является субъективный мир личности. В процессе самосознания личность выступает и как субъект, и как объект познания.
Самосознание создает в нас чувство собственной уникальности, неповторимости, единственности. Это чувство постоянно поддерживается памятью о нашем прошлом, переживаниями настоящего, надеждами на будущее.
Исторически самосознание, так же как и сознание в целом, могло зародиться только в процессе общественных взаимоотношений между людьми, в процессе производственной деятельности. Познавая себя в процессе труда и общения, человек мог регулировать свое поведение и одновременно изменять общественные отношения. Самосознание, таким образом, развивалось в процессе родового и индивидуальною развития самого человека.
По мере своего развития самосознание стало выступать стержневым звеном, участвовать в регуляции всех форм активности человека, его развития и саморазвития. Оно является необходимым условием сохранения психических качеств личности, преемственности основных стадий ее развития.
По своей структуре самосознание представляет собой единство трех компонентов:
процесс самопознания;
эмоциональная самооценка;
процесс саморегулирования на основе результатов самопознания и самооценки.
Эти компоненты самосознания так или иначе присутствуют в каждом его акте. Причем первый из них - самопознание - выступает в качестве исходного момента, основы самосознания, продуктом которого является то или иное знание индивида о себе.
Именно на этой основе формируется и эмоционально-ценностное отношение личности к себе, т.е. возникает второй компонент самосознания - самооценка. Она, в свою очередь, запускает механизм саморегулирования, действен но-волевой сферы, например механизм профессионального самосовершенствования, повышения профессиональной квалификации.
Взаимоотношения с людьми - одно из важных направлений для человека, практически с самого рождения человек начинает взаимодействует с окружающими, учится, происходят трансакции. Многие учатся интуитивно -методом проб и ошибок, но есть определенные состояния, например конфликты, которые не все умеют избегать и решать. Так как это занимает огромную часть времени у человека, хотелось бы сделать на этом акцент.
Что же такое конфликт? И какое он имеет влияние на взаимоотношения людей.
Конфликт – это состояние взаимоотношений между двумя людьми, которое окрашено противоборством, несовместимостью жизненных ценностей и вытекающие из этого остро негативные реакции.
Конфликт – естественное состояние психики.
Но здесь важно заметить, что ни состояние противоречия, ни противоборство сами по себе не являются конфликтом. Противоборство -это порождение мотивации целей этих людей, если два человека претендует на обладание каким-то одним ресурсом, то здесь может возникнуть противоборство. Особенно это может быть характерно, когда этот один ресурс не делим, или же раздел этого ресурса значительно ухудшает его параметры, как пример: (допустим два человека хотят смотреть телевизор, но разные каналы)
Другое основание для противоборства – ситуация, в которой цели субъектов разные, но продвижение к цели одного отдаляет от другого (один хочет смотреть телевизор, а другой слушать музыку)
Конфликт – это особое состояние отношений, которое является средством для разрешения исходного противоречия. Субъект с помощью демонстрации враждебности, борьбы, применения силы стремиться достигнуть своей цели. Стоит запомнить, что конфликт всегда эмоционален. А это важно помнить, в взаимоотношениях с людьми, так как чаще всего все важные решения человек принимает на эмоциях.
Отличительные признаки конфликта.
Конфликт – противоборство с враждебностью
Если нет негативных эмоций хотя бы у одного из оппонентов, нет и оснований считать отношения конфликтными. Вместе с тем, необходимо помнить, что эмоции могут подавляться, не проявляться, не сознаваться субъектом. Конфликт в таком случае называется скрытым. При внешнем благополучии отношений враждебность будет проявляться неожиданно и иногда помимо воли оппонента.
Ссора – враждебность без противоборства
Враждебность может возникать и без наличия объективных противоречий. Ссора – состояние отношений, характеризующиеся негативными переживаниями, напряженностью, враждебностью. Ссора, враждебность без объекта, за которой идет борьба, конфликтом не является, также как не является им и противоборство без враждебности, эмоциональных переживаний. Соперничество – противоборство без враждебности.
Литература:
5.
6.
1.Антипов В.В. Психологическая адаптация к экстремальным ситуациям: монография. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 174с.
2.Безопасность жизнедеятельности. Учебник для ВУЗов (СВ.Белов и др. Под общ. Ред. С. В. Белова) 3-е изд. М, Высшая школа. 2007 г.
3.Белов С. В. Безопасность жизнедеятельности (“Безопасность жизнедеятельности”, 2006г №1, с4-10).
4.Белов СВ. Основные понятия,
термины и определения в безопасности
жизнедеятельности//
5.Безопасность жизнедеятельности. Учебник для студентов средних проф. Учебных заведений ( С.В. Белов и др. под общ. Ред. С.В. Белова) М. Высшая школа, 2008.
6.Волосников А., Мухина, В. Психологическое сопровождение сотрудников спецподразделений ФСБ // Развитие личности. – 1999. – № 1. – С. 87 - 104.
7.Гостюшин А.В. Человек в экстремальных ситуациях – 2. – М.: Открытый мир, 1995. – 196.
8.Кижаев – Смык, Л.А. Психология стресса. – М.,1983. – 272с.
9.Кокурин А. Психологическое обеспечение экстремальной деятельности // Развитие личности. – 2004. – № 4. – С. 190 - 204.
10.Комаров К.Э. Психологическая подготовка к действиям в условиях повышенного риска: Учебно-методическое пособие для специалистов, занимающихся подготовкой подразделений МО, ФСБ, МВД, МЧС. – М., 2002. – 189с.
11.Корнейчук Ю. Психологическая подготовка //Гражданская защита. – 2002. – №6. – С. 30 – 32.
12.Леонова А.Б. Комплексная стратегия анализа профессионального стресса: от диагностики к профилактике и коррекции // Психологический журнал, 2004. – №2. – С.75-85.
13.Луценко Е.В. Теоретические основы безопасности человека: Учебное пособие для студентов пед. вузов/Е.В. Луценко, Н.М. Потылицына. – Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, 2006. – 384с.
14.Малкина-Пых И.Г. Экстремальные ситуации. Справочник практического психолога. – М.: ЭКСМО, 2005. – 960 с.
15.Мастрюков Б.С. Безопасность в чрезвычайных ситуациях: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / Б.С. Мастрюков. – М.: Академия, 2003. – 336с.
16.Методики исследования личности. Сост.: Миллер О.М., Ядрышникова Т.Л. Изд-во КГПУ. Красноярск, 1994. – 64с.
17.Михайлов Л. Психологическая безопасность: Конспект лекций для педагогических вузов. Средства защиты личности //Основы безопасности жизни. – 2005. – №9. – С. 14 – 20.
18.Михайлов Л. Психологическая безопасность: Конспект лекций для педагогических вузов. Средства защиты личности. Внутриличностная защита//Основы безопасности жизни. – 2005. –№10. – С.25 – 31.
19.Немов Р.С. Психология: В 3 кн. Кн. 3: Психодиагностика. – М.: ВЛАДОС, 1998. – 257с.
20.Осипова А.А. Справочник психолога по работе в кризисных ситуациях. – Ростов на Дону: Феникс, 2005. – 315 с.
21.Осухова Н.Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях. – М.: Академия, 2005. – 288с.
22.Психологическая подготовка спасателей//Гражданская защита. – 2003. –№3. – С. – 26 – 31.
23.Психология экстремальных ситуаций. Хрестоматия / Сост. А.Е. Тарас, К.В. Сельченок. – М.: АСТ, 2000. – 480с.
24.Розов В.И. Психологическое обеспечение деятельности в экстремальных ситуациях // Социальная психология. – 2007. – № 4(24). – С. 174-188.
25.Розов В.И. Методы оценки и самооценки стрессовых состояний // Практическая психология и социальная работа. – 2007. – № 5 (98). – С. 41 – 52.
26.Русак ОН и др., Безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие 3-е изд. СПб Изд. "Лань" 2008г.
27.Самоукина Н.В. Экстремальная психология. – М.: ЭКСМО, 2000. – 288с.
28.Ситаров В.А. Поведение человека в критических и экстремальных ситуациях. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 286с.
29.Словарь психолога – практика / сост. С.Ю. Головин. – 2-е изд. перераб. и доп. – Мн: Харвест, М.: АСТ, 2001. – 976 с.
30.Смирнов В.Н. Психология управления персоналом в экстремальных ситуациях. – М.: Академия, 2007. – 256с.
31.Соколов Э.М. и др. Безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие. Тула Издат. «Гриф и К» 2007 г.
32.Сухов А.Н. Социальная психология безопасности. – М.: Академия, 2002. – 256с.
33.Ушаков и др. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для ВУЗов. М. МГТУ. 2006
34.Фролов В. Психологическая готовность к опасности / В.Фролов //Гражданская защита. – 1999. –№3. – С.32 – 35.
35.Чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера. Учебник для вузов / Ред. Л.А. Михайлов. – СПб.: Питер, 2008. – 240с.
Информация о работе Контрольная работа по "Безопасность жизнедеятельности"