Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 19:08, контрольная работа
Для каждого возраста присущи особенности, которые проявляются в поведении. Личность определяется тем, что и как она знает (гносеологический потенциал), что и как она ценит (аксиологический потенциал), что и как она созидает (творческий потенциал), с кем и как она общается (коммуникативный потенциал), каковы ее художественные потребности и как она их удовлетворяет (художественный потенциал). Таким образом, выделяются пять основных видов деятельности: преобразовательная, познавательная, ценностно-ориентационная, коммуникативная и художественная. Для каждого периода развития личности характерны определенные соотношения различных видов деятельности и их специфическое содержание.
- 1. Основные сферы неблагоприятного формирования личности…………….3
2. Семья как особая микросреда формирования личности…………………...17
- 3. Криминологическая характеристика и профилактика преступности несовершеннолетних…..21
4. Особенности личности несовершеннолетних преступников…………….27
Министерство сельского хозяйства
Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный аграрный университет
им. императора Петра I»
Гуманитарно-правовой факультет
Кафедра права и правоохранительной деятельности
Специальность «Юриспруденция»
Контрольная работа
по дисциплине «Криминология»
«Воронеж 2014»
Содержание:
- 1. Основные сферы неблагоприятного формирования личности…………….3
2. Семья как особая
микросреда формирования
- 3. Криминологическая
характеристика и профилактика
преступности несовершеннолетних………………………………
4. Особенности
личности несовершеннолетних
1.Основные сферы неблагоприятного формирования личности.
По мнению Б.Г. Ананьева, классификация возрастов по психофизиологическим характеристикам развития включает следующую цепь фазных преобразований жизненного цикла человека: младенчество (от рождения до 18 месяцев), раннее детство (от 19 месяцев до 5 лет), детство (от 5 до 12 лет), отрочество (12-15 лет), юность (16-19 лет), молодость (20-30 лет), средний возраст (30-40 лет), пожилой, старческий, преклонный.
Для каждого возраста присущи
особенности, которые проявляются в поведении. Личность определяется тем,
что и как она знает (гносеологический
потенциал), что и как она ценит (аксиологический
потенциал), что и как она созидает (творческий
потенциал), с кем и как она общается (коммуникативный
потенциал), каковы ее художественные
потребности и как она их удовлетворяет
(художественный потенциал). Таким образом,
выделяются пять основных видов деятельности:
преобразовательная, познавательная,
ценностно-ориентационная, коммуникативная
и художественная. Для каждого периода
развития личности характерны определенные
соотношения различных видов деятельности
и их специфическое содержание. Человеческая
жизнь начинается, как установили психологи,
с формирования коммуникативной деятельности и овладения
ее механизмами. Новый этап развития
ребенка начинается в 3-х летнем возрасте,
который характеризуется переходом к
творческой деятельности (рисунки на стенке,
«резьба по мебели»). Наиболее отчетливо
это выражается в ролевой игре. В этот
период развития начинается эмансипация
ребенка от взрослых, что приводит к определенной
самостоятельности и появлению потребности
общения не только со своими сверстниками,
но и со взрослыми. Как показывают криминологические
исследования, многие родители несовершеннолетних
правонарушителей не знали или не задумывались
о правильном правовом воспитании детей,
вследствие чего в одних семьях детей
окружали чрезмерной заботой и любовью,
не контролировали их поведение, не интересовались
их друзьями, внешними влияниями и т.д.
Между тем, как показывает практика, и
излишняя забота порождает эгоизм, иждивенчество,
неуважение к другим, отвращение к физическому
труду. Не случайно, по данным
Бабаева М.М. и Миньковского Г.М., «потребительское
воспитание» имело место в 3/4 семей, в которых
воспитывались несовершеннолетние, совершившие
преступление. Установлено, что из
семей, в которых бытует атмосфера взаимной
грубости, преступник выходил в 10 раз чаще,
чем из семей с нормальными взаимоотношениями.
Нравственное формирование личности нельзя
рассматривать в отрыве от социальной
микросреды, так как различные типы или
виды этой среды постоянно воздействуют
на становление индивида. Как правило,
руководствуясь содержанием деятельности
человека, в социологии выделяются следующие
типы микросреды: семейно-бытовая, учебно-воспитательная,
производственно-трудовая, общественно-политическая,
культурно-просветительная, воинская,
спортивная, религиозная. Для криминологического
изучения из выделенных типов наибольший
интерес представляют семейно-бытовая,
учебно-воспитательная и производственно-трудовая.
А поскольку криминология непосредственно
связана с борьбой с преступностью, в том
числе с рецидивом преступления, к этим
типам нужно добавить еще один своеобразный
вид социальной микросреды – воспитательно-принудительный.
В семье, как виде социальной микросреды,
человек получает первоначальные знания
об окружающем мире, представления о нормах
поведения, подвергается первым воспитательным
влияниям и делает первые шаги как личность.
Существуют объективные и субъективные
обстоятельства, способствующие неблагоприятному
нравственному формированию личности
в семье. Хотя такие обстоятельства первой
группы, как неполнота семьи, болезнь родителей,
материальные затруднения имеют определенное
криминогенное значение, решающую роль
все-таки играют нравственно-педагогическая
позиция семьи, сложившийся в ней уровень
воспитывающих отношений. Причем, нравственно-педагогическая
ущербность семьи как одной из основных
ячеек воспитания, может проявляться по-разному.
Самым опасным ее симптомом является прямое
вовлечение одних членов семьи, особенно
несовершеннолетних, другими в преступную
деятельность, пьянство, попрошайничество,
проституцию и иные антиобщественные
занятия. Хотя такие случаи встречаются
не часто, но они наиболее опасны. К нравственно-педагогической
ущербности этого типа социальной микросреды
относятся и случаи, когда члены семьи
совершают преступления, иные противоправные
деяния, аморальные поступки, не предпринимая
попыток прямого вовлечения других ее
членов в антиобщественную деятельность.
Примерно в 30 % случаев лица, ставшие преступниками,
воспитывались в семьях, где они сталкивались
с постоянным отрицательным примером
родителей – систематическими пьянками,
проявлением жестокости, развратным поведением
родителей или лиц, их заменяющих, и т.д.
Почти в каждой пятой, а в отдельные годы
– и в каждой шестой семье лиц, отбывающих
наказание или ведущих антиобщественный
образ жизни, были судимы родители или
братья либо сестры. Между тем криминологической
наукой доказано и подтверждено практикой,
что чем в более раннем возрасте несовершеннолетний
совершит первое преступление, тем больше
вероятности, что он встанет на путь рецидива
преступления. Нравственно-педагогическая
ущербность семьи может выражаться также
в том, что в ней имеются антиобщественные
взгляды, привычки, нравы и традиции, проявляющиеся
не в виде конкретных антиобщественных
и противоправных действий, а в форме соответствующих
моральных оценок, высказываний, симпатий
и антипатий (например, одобрение чужих
безнравственных поступков, пренебрежительного
отношения к интересам других, к труду,
к исполнению общегражданских обязанностей).
Наконец, нравственно-педагогическая
ущербность семьи может проявляться и
в том, что в ней сложились нездоровая
морально-психологическая атмосфера в
целом, ненормальные взаимоотношения,
постоянно имеют место конфликты, ссоры,
скандалы, грубость, отсутствуют сплоченность,
забота друг о друге и т.д. Выборочные криминологические
исследования показывают, что в семьях,
в которых бытует атмосфера взаимной грубости,
преступники являются в десять раз чаще,
чем в семьях с нормальными взаимоотношениями.
Не менее опасны, хотя и не так заметны,
косвенно отрицательные влияния семьи
как следствие ее неправильной воспитательной
позиции. Опасность «просто» неправильной
воспитательной линии семьи состоит, с
одной стороны, в том, что это в целом широко
распространенное явление, нередко характерно
и для так называемых благополучных семей,
а, с другой стороны, такая линия может
охватывать самые различные стороны процесса
формирования личности, ее жизнедеятельности,
имеет множество трудноуловимых проявлений,
которые иногда житейски оправданы. Кроме
того, неправильная линия семейного воспитания
действует, по общему правилу, спонтанно,
исподволь, ее зачастую трудно распознать
и своевременно принять меры упреждающего характера. Типичными проявлениями неправильной
линии семейного воспитания являются:
балование детей, потакание их капризам
и прихотям, создание для них «тепличных
условий», освобождение от каких-либо
обязанностей, «оберегание» даже от посильного
труда, неумеренное удовлетворение материальных
потребностей, воспитание детей эгоистами,
бездельниками, потворство таким отрицательным
чертам формирующейся личности, как индивидуализм,
безразличное отношение к интересам и
целям других. Развитие рыночных отношений
в некоторых семьях поняли так, что нужно
наживаться любым путем, в том числе используя
детей. Поэтому многие дети с раннего возраста
стали заниматься мелкой торговлей, не
посещают школы, все свободное время проводят
на рынке или за прилавком коммерческого
торгового предприятия. Частным случаем
неправильной линии семейного воспитания
может рассматриваться воспитательная
бездеятельность семьи, игнорирование
родителями конституционной обязанности
заботиться о детях, их невнимание к несовершеннолетним,
пренебрежительное отношение к их интересам.
По сути дела, речь идет об отсутствии
какой-либо воспитательной позиции семьи.
Как свидетельствуют выборочные исследования,
безразличное отношение членов семьи
к воспитанию и поведению опрошенных правонарушителей
отмечается примерно у 12 % осужденных и
20 % лиц, ведущих антиобщественный образ
жизни. Наиболее типичное проявление такой
позиции – безнадзорность из-за отсутствия
со стороны семьи контроля за поведением,
знакомствами, времяпрепровождением детей.
Она зафиксирована не менее чем в четырех
пятых случаев совершения преступления
несовершеннолетними. Не вызывает сомнений,
что важную роль в нравственном формировании
личности играют общеобразовательная
и профессиональная школы. В настоящее
время, как известно, произошли коренные
изменения в системе образования. Кроме
школ, появились лицеи, гимназии, колледжи
с различной специализацией. В некоторых
из них работают вузовские преподаватели
с учеными степенями и званиями. Появились
и образовательные фирмы. Обучение стало
частично оплачиваться родителями, что
позволяет привлечь в средние и средние
специальные учебные заведения квалифицированные
кадры из числа профессорско-
К недостаткам воспитательной работы школы можно отнести:
· применение неправильных методов и упрощенных форм воспитания, отрыв его от обучения;
· подмена воспитательного воздействия «голым» администратированием;
· отсутствие индивидуального подхода к учащимся, нежелание или игнорирование особенностей детской психики, подавление самостоятельности и инициативы учащихся;
· предвзятое отношение к детям, недооценка опоры на положительное в личности и поведении школьников, пресловутая «показуха», «замазывание» отрицательных фактов;
· снижение требовательности к учащимся, неадекватное реагирование на нарушения дисциплины, правил поведения; слабые связи с семьями и общественными организациями по месту жительства школьников и работы их родителей;
· нездоровая моральная атмосфера в отдельных педагогических коллективах, отступление некоторых воспитателей от норм профессиональной этики.
Слабо используются воспитательные возможности школы во внеучебной работе с учащимися. От многих внеучебных мероприятий нередко веет скукой, формализмом, казенщиной. Они порой откровенно примитивны в этическом и эстетическом отношениях. Не случайно многие школьники и учащиеся не любят школьные кружки и вечера, а некоторые отрицательно относятся к школьным концертам. Большинство же равнодушны к этим «мероприятиям». В результате учащиеся заполняют свой досуг отнюдь не лучшим образом. В лучшем случае они бесцельно проводят свободное время, которое как раз не нейтрально для нравственного формирования и развития подрастающего поколения. Еще более опасна связанная с этим ориентация подростков на неформальные группы с антиобщественной направленностью поведения, попадание под влияние рецидивистов. Исключительного внимания заслуживают вопросы правовоспитательной работы с учащимися. Школа, лицеи и колледжи во взаимодействии с правоохранительными органами и другими субъектами профилактики преступлений призваны многое делать для формирования у своих питомцев развитого, цельного правосознания, которое должно адекватно отражать правовую действительность и обеспечивать законопослушное поведение учащихся. Более того – способствовать вовлечению их в борьбу с криминальными проявлениями. Между тем многочисленными исследованиями выявляются существенные пробелы правосознания учащихся: незнание элементарных правовых понятий и норм, неумение правильно ориентироваться в простейших юридически значимых ситуациях, довольно туманные представления о деятельности правоохранительных органов. Правовоспитательную работу следует начинать с начальной школы, используя специфические формы и методы, ориентированные на учащихся младших классов. На занятиях и во внеучебное время школьникам разъясняют сейчас преимущественно основы государственного устройства и наиболее общие понятия уголовного права. Но крайне мало уделяется внимания воспитанию и обучению в области административного, гражданского, семейного права. Нередко правовоспитательная работа сводится к разъяснению правовых принципов и требований, а такая ее сторона, как раскрытие актуальности юридической действительности, вопросов применения правовых норм в жизни, судебной практике, в деятельности государственных органов и общественных объединений по профилактике преступлений, явно недооценивается. Основными формами правовоспитательной работы являются, кроме классных занятий, лекции и беседы. Однако использование только этих сравнительно простых форм не всегда обеспечивает должную эмоциональную привлекательность и доходчивость правовой информации, не пробуждает у учащихся устойчивого интереса к ней. Отсутствует и четкая система правовой работы с родителями. Другой тип микросреды, во взаимодействии с которой формируется личность, – производственно-трудовая сфера. Коллектив как одна из основных ячеек общества, играет решающую роль в нравственном формировании и развитии людей, так как выступает в качестве основной сферы приложения способностей, реализации потребностей и интересов личности и, следовательно, продолжает оказывать определяющее воздействие на поведение индивида. В деятельности коллективов еще встречаются разнообразные недостатки, неблагоприятно влияющие на нравственное формирование личности:
– неудовлетворительная организация производства, низкие экономические показатели, бесхозяйственность и безответственность руководителей;
– нарушение демократических принципов управления производством, отсутствие гласности;
– слабые учет и охрана материальных ценностей, порождающие хищения;
– недостаточное внимание администрации и профсоюзной организации к условиям производственной и непроизводственной деятельности работников, повышению их профессионального мастерства, обеспечению безопасности труда, внедрению его прогрессивных форм, к организации досуга и т.д.;
– упущения в индивидуальной воспитательно-профилактической работе;
– бюрократическое отношение к людям, безразличие к материально-бытовым нуждам и духовным запросам работников, грубость, зажим критики, насаждение подхалимства и угодничества;
– недостатки в подборе кадров, в частности назначение на руководящие должности лиц с антиобщественными установками и нечистоплотно-корыстной ориентацией;
– слабая сплоченность коллектива, наличие в нем склок, враждующих группировок, семейственности, клановости, протекционизма;
– распространенность в коллективе таких антиобщественных явлений, как злостные нарушения дисциплины, недобросовестное отношение к труду, пьянство, проявление нечестности при определении качества и количества выполненной работы и т.п.;
– слабая работа администрации, общественных объединений по борьбе с негативными явлениями, безнаказанность нарушителей дисциплины и других лиц, совершающих антиобщественные действия, попустительство им, низкая социальная активность граждан.
Другой тип микросреды, подлежащий криминолого-педагогическому анализу – это бытовое окружение вне семьи, которое ближе всего стоит к ней и в совокупности с нею может, как это нередко делается, рассматриваться как единая сфера семейно-бытовых отношений. Вместе с тем, между указанными элементами социальной микросреды существуют и заметные различия. Более того, их влияние на личность, ее нравственное формирование и развитие может иногда характеризоваться состоянием противовеса, являться разнонаправленным. Если быт в целом может быть представлен как сфера личной жизни людей, как часть непроизводственной сферы, которая связана с личным потреблением материальных и духовных благ, то бытовое окружение представляет собой область личного непроизводственного потребления за «минусом» семьи. Такое бытовое окружение тесно соприкасается с досугом. Это позволяет рассматривать их вместе как единую сферу, на которую приходится значительная часть свободного времени и в которой видное место занимают так называемые неформальные малые группы. Данный тип или вид микросреды выполняет важные социальные функции, причем и восстановительные, и созидательные. Нормальное, т.е. вполне здоровое бытовое окружение, продуманный досуг способствуют нравственному, физическому, эстетическому и иному развитию личности, обогащению ее духовной культуры, повышению уровня внутренней и внешней воспитанности. Однако, ближайшее бытовое окружение, сфера досуга могут быть источниками и проводниками весьма многочисленных и довольно интенсивных отрицательных влияний на личность. Заметим, что быт является наиболее консервативной сферой социальной жизни. В нем, а также в сфере досуга, как нигде более, сохраняется почва для явлений так называемой антикультуры, в частности для «питейных» традиций, с которыми связано значительное число преступлений. Одним из самых опасных в силу своей аморальности и удивительной способности к социальной мимикрии «продуктов», производимых нездоровым бытовым окружением, которое в данном случае действует, как правило, вместе с ущербной в нравственно-педагогическом отношении семьей, является мещанство. Оно характеризуется прежде всего гипертрофией потребления, исключительно потребительской психологией, сочетающейся с бездуховностью, общественной инфантильностью. Не меньшей проблемой отрицательного влияния ближайшего бытового окружения на нравственное формирование личности является функционирование неформальных малых групп антиобщественной направленности. Особенно опасно такое влияние на несовершеннолетних. В подавляющем большинстве антиобщественные группы характеризуются довольно пестрым составом. В них входят судимые и несудимые, опасные рецидивисты и начинающие правонарушители и т.д. Для них характерно отсутствие жесткой регламентации отношений, неспециализированность антиобщественного поведения (такие лица легко переходят от кражи к хулиганству, и наоборот). Существенным является тот факт, что общение лиц в составе указанных групп имеет свою социально-психологическую основу, осуществляется на базе общности взглядов, потребностей, интересов, жизненных целей, прошлого опыта и поведения. Объединяет участников антиобщественных группировок также стремление стать недосягаемыми для традиционных форм социального контроля со стороны семьи, школы, трудового коллектива, ближайшего бытового окружения (в той части, в какой оно ориентировано положительно), т.е. данный элемент социальной микросреды противопоставлен всем остальным. В этом его существенное своеобразие. Из-за этих причин отрицательное влияние антиобщественных группировок на личность, как «выбранное» самим индивидом поведение сравнительно легко, охотно воспринимается, усваивается и является важным фактором в формировании личности как по широте, так и по глубине. Поэтому вывести человека из-под такого влияния бывает очень трудно. Да и сам факт существования антиобщественных группировок свидетельствует о том, что соответствующие социальные институты в их конкретном бытии (определенная семья, данная школа и т.д.) где-то не сработали и не смогли полностью или частично исполнить свою социальную роль. Иногда положение усугубляется еще и тем, что отрицательное влияние антиобщественной группировки может сочетаться с продолжающимися, а иногда по различным причинам и усиливающимися негативными воздействиями со стороны неблагополучной семьи, нездорового коллектива по месту работы или жительства. Подобная концентрация отрицательных влияний на личность ставит ее в плане нравственного формирования и развития в очень тяжелые условия. В таких ситуациях меньше всего приходится рассчитывать на то, что со временем все станет на свои места, «образуется» само по себе. Для восстановления взаимоотношений данной личности с нормальной социальной средой требуется кропотливая, настойчивая, разноплановая работа, включающая комплекс мер воздействия на все основные элементы «личность – среда». Помимо рассмотренных аспектов проблем отрицательных влияний бытового окружения на нравственное формирование личности относительное самостоятельное значение имеет вопрос о таком распространенном в быту явлении как пьянство. Эта проблема никогда не теряет своей актуальности, так как пьянство и тем более его крайняя форма – алкоголизм дезорганизуют отношение личности с социальной микросредой, способствуют снижению социальной активности людей, их моральной деградации, порождают разнообразные конфликтные ситуации. «Питейные традиции», уходящие своими корнями в далекие времена, получили наибольшее распространение как раз в сфере семейно-бытовых отношений. Именно в этой сфере они оказывают самое интенсивное отрицательное влияние на нравственное формирование и развитие личности. Как раз на семейно-бытовую сферу приходится значительная доля потребления спиртных напитков, причем такого, которое «приукрашивается», получает своеобразные житейские оправдания в виде ссылок на укоренившиеся традиции, «культуру» застолья и т.п. Существенным элементом антисоциальной бытовой психологии являются взгляды на пьянство как на неизбежное и непреодолимое явление. Эти несостоятельные взгляды требуют решительного отпора. Со сферой семейно-бытовых отношений в первую очередь связаны такие острые и «продуктивные» в криминогенном отношении аспекты проблемы пьянства, как женский, подростковый и юношеский алкоголизм. Своеобразным типом микросреды является воспитательно-принудительная, которая складывается в местах отбывания наказания, прежде всего в колониях исполнения наказания. Осужденные к лишению свободы изолируются от общества и помещаются в колонии исполнения наказания и даже тюрьмы с присущими им специальным режимом и условиями труда, особыми формами воспитательной работы, общеобразовательного и профессионального обучения. В установленном законом порядке эти лица подвергаются определенным правоограничениям в сфере производственных, имущественных, социальных, семейных и других отношений, включаются в коллективы особого рода – коллективы осужденных. Усилиям указанных учреждений могут противостоять отрицательные влияния на осужденного со стороны его окружения, в первую очередь лиц, которые не встали на путь исправления (злостных преступников-рецидивистов, носителей воровских традиций, нравов преступного мира, нередко объединенных в антиобщественные группировки, насаждающих псевдоколлективизм, навязывающих свою волю другим людям, используя для этого самые низкие средства и изощренные приемы. Негативное влияние на личность в колониях исполнения наказания усугубляется в том случае, когда здоровое ядро коллектива осужденных недостаточно связано и сплочено или оно распадается на враждующие между собой группировки, а также при наличии различных организационных недостатков. В частности, не во всех колониях исполнения наказания обеспечена полная трудовая занятость осужденных, имеются просчеты в их трудовом воспитании, обучении и повышении квалификации. Сама воспитательная работа проводится иногда на низком профессиональном уровне, в отрыве от иных мер исправления, с элементами формализма. Не всегда еще достаточно глубоко и всесторонне изучается личность осужденных, вследствие чего сотрудники колоний не располагают информацией, позволяющей целенаправленно организовать индивидуальное воспитание. К этой работе мало привлекаются сотрудники различных служб учреждений исполнения наказания, представители шефских организаций, члены наблюдательных комиссий, коллективы предприятий, учреждений, организаций, в которых осужденные работали до совершения преступления. Низка осведомленность о намерениях лиц, освобождаемых из колоний исполнения наказания и тюрем. Крайне отрицательно воздействуют на личность факты нарушения отдельными работниками этих учреждений требований служебного долга, норм морали, случаи вступления в запрещенные связи с отдельными представителями тех, кто отбывает наказание.
Однако ни один из рассмотренных типов социальной микросреды, отрицательно влияющей на неблагоприятное нравственное формирование личности, нельзя оценивать при криминологическом анализе однозначно, т.е. только положительно или только отрицательно. В каждом типе микросреды действуют педагогические факторы разной направленности, как позитивные, так и негативные, которые способствуют воспитанию личности в соответствии с имеющимися в обществе нравственными идеалами или затрудняющие такое воспитание. Причем даже все рассмотренные типы социальной микросреды далеко не исчерпывают всего ее многообразия, поскольку существуют еще общественно-политическая, культурно-просветительская, воинская, спортивная, религиозная микросреда. Микросреда может также выделяться по территориальному, национально-этническому, половому, возраст-ному и другим признакам. Воздействие этих типов социальной микросреды на личность осуществляется по различным направлениям и каналам, так как личность взаимодействует с различными типами социальной микросреды, а они взаимодействуют между собой. Такое взаимодействие может характеризоваться разными отношениями: положительное влияние одного типа может дополняться и приумножаться аналогичным влиянием другого типа микросреды; отрицательное влияние одного типа усугубляется отрицательным влиянием другого; отрицательное влияние одного типа может нейтрализоваться или компенсироваться положительным влиянием другого типа микросреды; положительное влияние одного типа может нейтрализоваться или даже сводиться на нет отрицательным влиянием другого типа. В этой связи можно считать своеобразной закономерностью «цепную реакцию», взаимное дополнение различных отрицательных влияний, исходящих из разных типов микросреды. Так, незанятость общественно полезным трудом и отсутствие позитивных влияний со стороны коллектива по месту работы «пробуждают» воспитательное воздействие со стороны антиобщественных групп в сфере досуга и т.д.
2. Семья как особая микросреда формирования личности.
Ближайшим социальным окружением,
в которое попадает ребенок, является,
как правило, семья. Огромно влияние ее
на формирование личности растущего человека.
Особая значимость семейной микросреды
объясняется в большой степени тем, что самостоятельность
ребенка относительна, благополучие и
сама жизнь его зависят от заботы и помощи
воспитывающих его взрослых людей. Воздействия
такого рода, как одобрение и неодобрение,
в особенности со стороны родителей, приобретают
в данный период детства такую побудительную
силу, что служат регулятором поведения
и стимулом психическогоразвития. Каково
же влияние семейной атмосферы на формирование
отдельных свойств личности детей, некоторых
особенностей их поведения? Изучением
этого вопроса занимались как психологи,
так и психотерапевты.
Детские психиатры и психотерапевты утверждают,
что воспитание в условиях строгих, но
противоречивых требований и запретов
— предрасполагающий фактор для невроза
навязчивых состояний (обсессивно-компульсивного
расстройства) и ряда других форм нарушений
развития личности.
Большой и ценный для науки и практики
материал о влиянии семьи на состояние
ребенка, формирование его личностных
качеств представлен в работах отечественных
педагогов и психологов А. С. Макаренко,
В. А. Сухомлинского (1973), Э. Г. Эйдемиллера
(1990, 1999) и др. Интересные данные содержатся
и в ряде психологических исследований.
Так, например, белорусский психолог Г.
М. Красневская изучала проблему неуверенности
в своих силах у учащихся 1-го класса. Для
таких детей были характерны прежде всего
замкнутость, робость, пассивность, беспомощность,
низкая самооценка и уровень притязаний.
Как правило, неуверенные дети не проявляют
инициативы в общении, речь их робкая и
крайне неразвернутая, круг товарищей
очень узок, а то и совсем отсутствует.
Исследователь обратила внимание, что
родители неуверенных в себе детей стремились
изолировать своего ребенка от детского
окружения при домашнем воспитании, лишали
его элементарной самостоятельности.
Для них характерно было постоянное навязчивое
назидание и морализирование с целью приучения
к хорошему, положительному, за промахи
и неудачи — оскорбление, унижение, высмеивание
и физические наказания, внушение ребенку
его слабости и неполноценности. Действуя
в разнообразных сочетаниях и комбинациях,
эти особенности отношений отрицательно
влияли на самооценку и притязание ребенка,
способствовали формированию неуверенности
в своих силах.
В каждой семье между ребенком и родителями
складываются особые индивидуальные отношения,
и в то же время в них можно найти что-то
общее. В зависимости от того, какие пути
руководства, отношения с ребенком преобладают
у родителей, их условно подразделяют
на несколько групп, но наиболее часто
на «Демократическую» и «авторитарную»
(«контролируемую»).
Для «демократической» формы семейного
воздействия на детей характерна тенденция
многое разрешать, большой контакт с ребенком,
доверие к нему, уважение, стремление родителей
избегать решений по произволу, разъяснение
принятых в семье правил, содержательные
ответы на детские вопросы, удовлетворяющие
их любознательность. «Авторитарная»
атмосфера в семье характеризуется большим
числом ограничений в отношении детей.
Преобладающим стилем руководства родителей-«диктаторов»
является стиль с опорой на незыблемость
собственного авторитета и беспрекословное
подчинение, общение с целью разъяснения
правил поведения сведено до минимума.
Отмечено различие в личностных качествах
в поведении детей детского возраста «авторитарных»
и «демократических» родителей. Дети из
«демократических » семей чаще проявляли
стремление к творчеству, инициативность,
тенденцию к лидерству, нонконформизму
(отрицание конформизма), обнаруживали
больше эмоциональности в своих социальных
взаимоотношениях.
В ряде исследований, проведенных в русле
социометрии, установлено влияние особенностей
семьи на статус ребенка в коллективе
сверстников. Общая тенденция полученных
при этом результатов заключается в том,
что более благоприятные условия семейного
воспитания (культурный уровень родителей,
полная семья, положительные взаимоотношения
между родителями, демократический стиль
руководства, теплота отношений к детям
и т. п.) сочетаются с высоким, а неблагоприятные
— с низким социометрическим статусом
ребенка среди сверстников. Установлено,
что чем меньше ласки, заботы и тепла получает
ребенок, тем медленнее он созревает как
личность, тем более склонен он к пассивности
и апатичности, и очень вероятно, что в
дальнейшем у него сформируется слабый
характер. Психологический климат в семье,
т. е. характер общения с детьми, уровень
интереса к ним, к их проблемам, равно как
и проявление (или непроявление) заботы
и внимания к ним, имеет большое значение
для формирования морального облика растущего
человека. Необходимо, чтобы в семьях складывались
благоприятные отношения, чтобы семейная
атмосфера, в которой растет ребенок, рождала
чувство «полной защищенности» (А. С. Макаренко).
Влияет ли размер, состав семьи на формирование
личности ребенка? Сказывается ли различие
(единство) в подходе к ребенку? В исследованиях,
проведенных под руководством Т. А. Репиной
(1979), была обнаружена прямая связь между
числом взрослых, воспитывающих ребенка,
и такими его качествами, как умение проявить
сочувствие к другому, отсутствие агрессивности
и общая зависимость, организаторские
умения, самостоятельность, настойчивость.
Если в воспитании ребенка наряду с родителями
принимают участие бабушки и дедушки,
он в большей степени проявляет сочувствие
к окружающим, более доброжелателен к
людям, но одновременно менее самостоятелен,
менее настойчив, в меньшей мере владеет
организаторскимикачествами.
Роль, влияние каждого члена семьи на развитие
определяется в значительной степени
тем, как ребенок воспринимает и оценивает
каждого из них, какое у него сложилось
представление и отношение к каждому члену
семьи. Детская привязанность, чувства
к родным выражаются многими путями —
они и в желании поиграть, повозиться с
ними, и в требовании общества матери,
когда он болен или испуган, в подаренном
отцу кораблике, вылепленном собственными
руками, и в букетике цветов, собранном
для бабушки, в ласках, нежностях ребенка,
его сопереживаниях радостям и печалям
родителей. Эти чувства и в рисунках, высказываниях
детей.
Широк круг людей, входящих в семейную
микросреду ребенка. Особо значимое место
в ней занимает мать. Ей, как «самому любимому
человеку», отдают предпочтение дети всех
возрастных групп детского сада. Так называли
ее в бесе- дах — 57 %, изобразили в рисунках
— 49,6 % детей1: «Она очень красивая и добрая
такая» (Виталик); «Моя мама медсестра.
Она всех лечит, чтоб никто не болел. Я
люблю ее» (Сережа); «Я люблю с мамой играть
в шахматы» (Слава); «Мама готовит обед
вкусный и купает нас с Юриком. Она все
умеет делать» (Жанна). В числе «самых любимых»
у детей и отец (в беседах — 23 %, в рисунках
— 18 %). Обращает на себя внимание частое
указание детьми на брата и сестру как
на самых любимых членов семьи (в рисунках
их образы встречаются даже чаще, нежели
образ отца, — 22 %). Среди самых любимых
дети называют и рисуют также бабушку
и дедушку (6,1 %), более дальних родственников
(тетя, дядя), знакомых: «Бабушка вкусные
пироги с капустой печет и шапочку мне
связала» (Ира), «Люблю бабушку, она ласковая
такая и меня тоже любит» (Лариса); «Бабушка
не ругает никогда и сказки мне всегда
рассказывает» (Коля); «Это соседка наша
тетя Лена: когда мамы нет, она со мной
играет» (Тома).
Проявляются некоторые тендерные различия
в отношении детей к членам семьи: например,
мальчики значительно чаще девочек предпочитают
представителей своего пола — отца, брата,
дедушку.
Взрослым членам семьи следует способствовать
созданию наиболее благоприятной семейной
атмосферы в целом для психического развития
ребенка. Воспитателю — быть главным помощником
в этом нелегком процессе.
3. Криминологическая характеристика и профилактика преступности несовершеннолетних.
Важной составной частью профилактики преступлений является ее организация как система целенаправленных действий, обеспечивающих решение поставленных задач. Организация профилактики преступлений состоит из:
– анализа информации о преступности и факторах, влияющих на причины и условия их совершения;
– планирования профилактических мероприятий;
– координации действий субъектов профилактики;
– контроля за исполнением намеченных мероприятий и достигнутых результатов.
Профилактика преступности основывается на общих организационных принципах: государственного руководства, демократизма, научности, комплексности, скоординированности, планомерности, дифференцированности, законности. Принцип государственного руководства всей системой организации профилактики преступности является реализацией конституционных гарантий. Так, в Конституции Республики Казахстан признаются и гарантируются права и свободы человека в соответствии с Конституцией (ч. 1 ст. 12). Там же закреплены равные права и свободы граждан (ч. 2 ст. 12), их политические (ст. 33), экономические и социальные права (ст.ст. 31, 32). Принцип демократизма в организации профилактики преступности означает централизованность государственной системы профилактики в сочетании с самостоятельностью ее субъектов, обеспечивающей демократичность. Единое направление профилактической деятельности разрабатывается и осуществляется на основе учета общественного мнения, использования инициативы и практической активности населения. Принцип научности в организации профилактики преступности проявляется в единстве науки и практики. Совершенствование нашего общества происходит тем успешнее, чем точнее в политике учитываются объективные закономерности общественного развития, чем активнее роль теории в осмыслении практики. Принцип комплексности применительно к организации профилактики преступности означает подход к ней не как к множеству изолированных задач и направлений, а как к системе. Единое централизованное руководство и координация этой деятельности сочетаются с размежеванием функций различных органов: государственных и общественных формирований, трудовых коллективов, органов самоуправления в микрорайоне.
Координация усилий государственных органов и общественных формирований, образующих единые силы для борьбы за укрепление общественного правопорядка и обеспечение законности, является одним из основополагающих организационных принципов специальной профилактики преступности.Рассматривая общую характеристику деятельности по координации специальной профилактики, надо отметить, что в борьбе с преступностью участвуют государственные и общественные органы, которые: