Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2015 в 20:03, реферат
Одним из необходимых качеств полноценной устной речи является правильное произношение всех речевых звуков. Таким правильным звукопроизношением большинство детей овладевает еще в дошкольном возрасте, причем происходит это без какого-либо специального обучения, на основе подражания правильной речи окружающих людей. Однако у многих детей те или иные дефекты в произношении речевых звуков остаются на долгие годы и не исчезают без специальной логопедической помощи.
Введение.
Одним из необходимых качеств полноценной устной речи является правильное произношение всех речевых звуков. Таким правильным звукопроизношением большинство детей овладевает еще в дошкольном возрасте, причем происходит это без какого-либо специального обучения, на основе подражания правильной речи окружающих людей. Однако у многих детей те или иные дефекты в произношении речевых звуков остаются на долгие годы и не исчезают без специальной логопедической помощи.
Трудность овладения правильным звукопроизношением чаще всего бывает связана с наличием определенных причин, которые могут быть не только выявлены, но в большинстве случаев и устранены уже в дошкольном возрасте. Однако многие родители, к сожалению, не придают серьезного значения неправильному произношению звуков их детьми и упускают драгоценное время, надеясь на то, что «с возрастом само пройдет». О том, что эти надежды далеко не всегда оправдываются, свидетельствует наличие дефектов звукопроизношения в речи многих взрослых людей. Особенно частыми и наиболее заметными для окружающих являются дефекты произношения р.
Естественно, что неправильное произношение звуков в той или иной мере беспокоит в дальнейшем очень многих, причем нередко это воспринимается людьми, особенно подростками, как самое настоящее несчастье, мешающее в достижении многих жизненных целей (выбор профессии, устройство личной жизни и пр.). Многие из них потом обращаются за помощью к специалистам, сетуя на родителей за то, что те своевременно не предприняли необходимых мер.
Особо нужно отметить, что некоторые дефекты в произношении звуков (пропуск или замена звука на другой, обычно, более простой по артикуляции), не устраненные до начала обучения ребенка грамоте, в дальнейшем неизбежно отражаются на письме и могут привести к неуспеваемости.
Таким образом, если к 5-6 годам ребенок не овладел правильным произношением всех звуков речи, то ему требуется специальная логопедическая помощь.
1. Ламбдацизм, его место в ряду других нарушений звукопроизношения, возможные причины возникновения.
Недостатки произношения звуков [л] и [л’], выражающиеся в их искажении, называется ламбдацизмом (от греческой буквы λ -- ламбда), а выражающиеся в их заменах, -- параламбдацизмом.
Поскольку эти звуки сложны по артикуляции и являются звуками позднего онтогенеза (кроме [л’]), то и нарушаются они очень часто, особенно [л]. Из 58 пяти- и шестилетних детей, обследуемых имели какие-либо дефекты произношения, 46 детей, т.е. 79,3% имели ротацизм и 31, т.е. 53,4%, – ламбдацизм.
Одной из причин недостатков произношения звуков [л], [л’] могут являться особенности строения артикуляционного аппарата. Здесь, прежде всего, следует выделить укороченную подъязычную уздечку языка. При этом дефекте движения языка оказываются затрудненными, так как слишком короткая уздечка не позволяет ему при верхнеязычных звуках, какими и являются [л], [л’], высоко подниматься. Кроме того, ламбдацизм может быть вызван либо слишком большим, едва умещающемся во рту и от этого неповоротливым языком, либо, наоборот, слишком маленьким и узким языком, что тоже затрудняет правильную артикуляцию.
Отрицательно сказывается на звукопроизношении и неправильное строение неба. Узкое, слишком высокое (готическое небо) препятствует правильной артикуляции многих звуков, в том числе и [л], [л’].
Причиной неправильного произношения может являться и недостаточная подвижность органов артикуляционного аппарата, в основном, языка, неумение ребенка удерживать язык в нужном положении или быстро переходить от одного движения к другому.
Ламбдацизм может возникать и вследствие подражания. Вредным, как правило, оказывается постоянное общение ребенка с малолетними детьми, у которых еще не сформировалось правильное звукопроизношение. Ребенок может также подражать искаженному звукопроизношению взрослых членов семьи.
Часто причиной оказывается так называемая педагогическая запущенность. Если взрослые не обращают внимания на развитие правильного произношения ребенка, не поправляют его ошибок в речи, сами не произносят звуки четко и правильно, не привлекают внимание малыша к правильному произношению, то в этом случае его речь, не подвергаясь необходимой коррекции со стороны взрослых, тормозит нормальное развитие произношения ребенка.
Дефекты звукопроизношения у детей могут быть обусловлены и недоразвитием фонематического слуха, в результате которого надолго задерживается развитие правильного звукопроизношения. В свою очередь недостатки в произношении звуков, особенно если они выражаются в их замене или в смешении, могут затруднять формирование фонематического слуха и в дальнейшем привести даже к общему недоразвитию речи и нарушениям письма и чтения.
2. Характеристика, нормальная артикуляция твердого твердого звука [л] и мягкого звука [л’], профили артикуляции.
. Как известно, звуки [л],[л’] -- согласные. Согласные звуки различаются по следующим основным признакам:
1) по способу артикуляции,
2) по участию голоса,
3) по месту артикуляции,
4) по твердости и мягкости.
Звук [л] – смычно-проходной,
звонкий сонорный,
язычно-зубной,
твердый.
Нормальная артикуляция твердого звука [л]. Губы раскрыты и принимают положение следующего гласного. Расстояние между верхними и нижними резцами – 2-4 мм. Язык напряжен, средняя часть спинки языка опущена, что придает звуку характерный низкий тон, т.е. твердость. Кончик языка, несколько суженный, поднят и прижат к основанию верхних зубов. Бока языка слегка приподняты, от малых коренных до зуба мудрости не касаются боковых коренных зубов, оставляя проход для воздуха. Задняя часть языка чуть приподнята и отодвинута назад, а средняя принимает ложкообразную форму. Мягкое небо закрывает проход в нос. Голосовые связки колеблются, производя голос.
Звук [л’] – смычно-проходной,
звонкий сонорный,
язычно-зубной,
мягкий.
Нормальная артикуляция мягкого звука [л’] отличается от твердого тем, что губы при его произнесении несколько оттягиваются в стороны (что свойственно мягким согласным). Средняя часть спинки языка приподнята к твердому небу, что обуславливает более высокий тон – мягкость звука. Все тело языка более напряжено и образует менее широкие и отодвинутые назад просветы по бокам, задняя часть спинки языка вместе с корнем значительно продвинута вперед и опущена. Лопатообразный кончик и передняя часть спинки языка касаются значительно большей площадью верхних зубов, чем при [л] твердом.
Виды ламбдацизма и параламбдацизма.
Наиболее распространенные виды ламбдацизма.
Вместо л – двугубный сонорный звук наподобие краткого [у], или звука [w], свойственного фонетическому строю английского языка.
Вместо л – неопределенный гласный редуцированный звук вроде [ы].
Вместо л – задненебный фрикативный звук, что-то среднее между [г] и [х].
Полное отсутствие л.
Межзубное л, когда кончик языка просовывается между зубами.
В случаях параламбдацизма звук [л] может заменяться:
1) [л']: ляпа (лапа), пиля (пила)
2) [j]: япа, пия, стой;
3) [у]: уапа, пиуа, стоу;
4) [в]: вапа, пива, стов;
5) [ы]: ыапа, пиыа, стоы;
6) [р]: рапа, пира, стор;
7) [н]: напа, пина, стон;
8) [д]: дапа, пида, стод и др.
Мягкий звук [л’] нарушается гораздо реже: наблюдается или замена звуком [j] или полумягкое произнесение.
3. Этапы логопедического воздействия.
3. 1. Подготовительный этап.
На подготовительном к постановке звука этапе, кроме общепедагогических задач включения ребенка в целенаправленный логопедический процесс и формирования у него произвольных форм деятельности, решаются и специальные логопедические задачи: умение опознавать и различать фонемы и формирование артикуляторных умений и навыков. В тех случаях, когда нет нарушений в восприятии, они решаются параллельно. Когда недоразвитие фонематического слуха имеется, эти задачи решаются последовательно.
3.1.1. Развитие фонематического слуха.
Работа над формированием восприятия звуков речи строиться с учетом характера дефекта. В одних случаях она направляется на формирование фонематического восприятия и на развитие слухового контроля. В других – на развитие фонематического восприятия и операций звукового анализа. В третьих – ограничивается формированием слухового контроля как осознанного действия.
Ребенок должен научиться:
- узнавать звуки речи и не смешивать их в восприятии (т.е. отличать один звук от другого по акустическим признакам);
- отличать нормированное произнесение звука от ненормированного;
- определять наличие звука в словах и указывать его место в слове.
3.1.2.Формирование артикуляторных (речедвигательных) умений и навыков.
Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики. Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. Артикуляционную гимнастику следует всегда начинать с отработки основных движений и положений губ, языка, необходимых для четкого, правильного произношения всех звуков и только после этого переходить к упражнениям, необходимым для выработки артикуляционных укладов звуков [л], [л’].
Начальные упражнения:
Удерживание губ в улыбке, передние верхние и нижние зубы обнажены («заборчик»).
Вытягивание губ вперед трубочкой («трубочка»).
Чередование положений губ: в улыбке – трубочкой («заборчик» -- «трубочка»).
Спокойное открывание и закрывание рта, губы -- в положении улыбки.
Язык широкий («лопаточка»).
Язык узкий («иголочка»).
Чередование положений языка: широкий – узкий («лопаточка» -- «иголочка»).
Подъем языка за верхние зубы.
Чередование движений языка вверх-вниз («качели»).
10) Чередование следующих движений языка: при опущенном кончике отодвигать язык в глубь рта – приближать к передним нижним резцам.
Упражнения для подготовки к правильному произношению звука [л].
«Вкусное варенье».
«Индюк».
«Лошадка».
Выполнять то же, что в упражнении «Лошадка», но беззвучно.
Приоткрыть рот и длительно произносить звук ы («Пароход гудит»).
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. Потом поднять язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счет от одного до пяти. Так поочередно менять положение языка 4 – 6 раз («Качели»).
Постановка звуков.
Приемы постановки звука [л].
1) Ребенку предлагается слегка раскрыть рот и произнести сочетание ыа. При этом ы произносится кратко, с напряжением органов артикуляции (как бы на твердой атаке голоса). Образец произнесения показывает логопед. Как только ребенок усвоит нужное произнесение, логопед просит его вновь произнести это сочетание, но при зажатом между зубами языке. В этот момент четко слышится сочетание ла. При выполнении задания логопед следит за тем, чтобы кончик языка у ребенка оставался между зубами.
2) Можно воспользоваться другим приемом, используя в качестве базового звука мягкий [л’]. Нужно попросить ребенка несколько раз повторить слог ля, затем ввести зонд (см. рис.6) так, чтобы он оказался между твердым небом и средней частью спинки языка. Нажать зондом на язык вниз – вправо или влево, и попросить ребенка произнести несколько раз сочетание ля. В момент произнесения регулировать движение зондом, пока не будет получен акустический эффект твердого [л].
Основная трудность в постановке звука [л] заключается в том, что, произнося звук правильно, ребенок продолжает слышать прежний свой звук. Поэтому нужно привлекать слуховое внимание ребенка к тому звуку, который получается в момент его постановки. Звук [л] удается получить по слуховому подражанию, если на подготовительном этапе ребенок научился узнавать его и отличать правильное звучание от неправильного.
Постановка звука [л’] не вызывает трудностей и проводиться по подражанию при фиксировании внимания на правильной артикуляции. Начинают со слога ли, затем переходят к сочетаниям л с гласными я, е, ё, ю.
3.3. Автоматизация звуков.
Цель данного этапа – добиться правильного произношения звука во фразовой речи.
Содержание работы составляет постепенное, последовательное введение поставленного звука в слоги, слова, словосочетания, предложения (в т. ч. потешки, пословицы, поговорки, скороговорки), стихи, рассказы и в самостоятельную речь ребенка.
3.4. Дифференциация смешиваемых фонем.
Нередко оказывается, что уже в процессе автоматизации ребенок начинает свободно включать в спонтанную речь поставленный звук. Если он его не смешивает с другим, то нет необходимости в последующей работе над ним.
Но в логопедической практике довольно часто встречаются случаи, когда требуется дальнейшее продолжение работы над звуком. Детей нужно учить различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи, т.е. уметь дифференцировать.
Содержанием работы этого этапа является постепенная, последовательная дифференциация смешиваемых звуков по моторным и акустическим признакам, сначала изолированных, затем в слогах, словах, предложениях, стихотворениях, рассказах и в самостоятельной речи..
Рассмотрим, как проводить эту работу на примере часто смешиваемых звуков [р] и [л].
Чтобы работа была понятной дошкольнику и эффективной, применяют специальные картинки-символы звуков, в данном случае «Тигр рычит: р-р-р» и «Самолет летит: л-л-л» (М. В. Фомичева. Воспитание у детей правильного произношения).
Для дифференциации по моторным признакам перед зеркалом сравнивается артикуляция звуков, уточняется положение языка и направление воздушной струи. При предъявлении картинок-символов, ребенок должен уметь назвать соответствующий звук, а также, не называя
звука, сказать, что делает язык, идет ли по нему воздушная струя, когда мы его произносим.
Для дифференциации по акустическим признакам логопед называет поочередно звуки [л] и [р], прикрывая рот экраном, чтобы исключить зрительный контроль. Ребенок, услышав звук, должен показать соответствующую картинку-символ.
Дифференциацию в слогах проводят, сопоставляя слоги и повторяя цепочки из 2-4 слогов, сначала используя зрительный контроль, затем его исключая: