Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2015 в 20:03, реферат
Одним из необходимых качеств полноценной устной речи является правильное произношение всех речевых звуков. Таким правильным звукопроизношением большинство детей овладевает еще в дошкольном возрасте, причем происходит это без какого-либо специального обучения, на основе подражания правильной речи окружающих людей. Однако у многих детей те или иные дефекты в произношении речевых звуков остаются на долгие годы и не исчезают без специальной логопедической помощи.
ра - ла
ло - ро
ры – лы
лу – ру
ла – ра – ра
ро – ло – ло
ры – лы – ры
лу – ру – лу
ла – ра – ла – ра
ло – ро – ро – ло
ры – лы – лы – ры
ру – лу – ру - лу
Аналогичная работа проводится и с обратными слогами ар, ал, ор, ол и т.д.
Дифференциация звуков в словах проводят, предъявляя на слух попарно слова, содержащие [р] и [л]. Ребенок должен правильно их воспроизвести. Например,
рак – лак
рама - лама
лов – ров
ложки – рожки
рожь - ложь
Лука – рука
рад – лад
жир – жил
пил – пир
бар – бал
голод – город
сварка - свалка
плут – пруд
храм – хлам
красть – класть…
Также проводится работа по классификации слов: отобрать картинки, в названиях которых содержится звук [р], потом отобрать те, в которых есть звук [л], разложить картинки по группам: слева картинки со звуком [р], а справа – [л]. Полезны упражнения на самостоятельный подбор слов, содержащих тот или другой звук, а также воспроизведение слов, содержащих оба смешиваемых звука: крыло, горло, журнал, берлога, рыболов, проволока, километр…
Примерный речевой материал для дифференциации звуков [р] и [л] во фразах, предложениях, стихотворениях, скороговорках, стихотворениях и рассказах:
Красивое яблоко, морские волны, белый парус, соломенная крыша, красный гладиолус, желтый георгин, жаркий полдень…
Краской красят, а лаком лакируют. Золотом золотят, а серебром серебрят, мылом мылят, а крахмалом крахмалят. У волка -- логово, а у
медведя – берлога. У крота -- нора, а у белки – дупло. У вороны – воронята, а у галки – галчата…
Бросать слова на ветер. Положа руку на сердце. Во все горло. В рот воды набрал. Будто язык проглотил. Не покладая рук. Сошло с рук…
Глаза страшатся, а руки делают. После драки кулаками не машут. Дело мастера боится. Старый друг лучше новых двух. Правда глаза колет. Дорога ложка к обеду. Что имеем не храним, потерявши – плачем. Дружба дружбой, а служба службой. С миру по нитке – голому рубашка. Что с возу упало, то пропало.
Краб крабу сделал грабли. Проворонила ворона вороненка. Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет.
Прыгало, прыгало, Над водою – палочка,
Пугало, пугало А на ней – Русалочка.
На одной ножке Половичок стирает,
В лес по дорожке. С рыбкою играет.
Не доскакало –
Ворон увидало.
Испугалось, растерялось,
Да так стоять и осталось.
Говорил крокодил крокодилу:
Я красивый и страшно милый,
А когда я кого-то глотаю,
Долго плачу потом и рыдаю.
Растянулся в луже Яшка
И чуть-чуть не утонул.
Хорошо, что он рубашкой
Лужу сразу промокнул
Жираф у озера бродил,
А крокодил его дразнил:
Жара, не правда ли , жираф?
А мне прохладно!.. Я не прав?..
Вам, крокодил, узнать пора:
Жирафам не страшна жара!
На уроке физкультуры
Рома был сегодня хмурым.
Он не прыгал, не играл,
Стометровку не бежал.
- Что с тобой случилось, Рома?
- Я забыл кроссовки дома.
Обезьяна и горох.
Обезьяна несла две полные горсти гороху. Одна горошина упала. Обезьяна хотела поднять ее и просыпала еще двадцать горошин. Она кинулась поднимать горох – и просыпала весь. Тогда она рассердилась, раскидала весь горох и убежала