Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 16:56, курс лекций
Ураган считается самым катастрофическим из атмосферных явлений. Под ураганом понимается ветер огромной разрушительной силы и значительной продолжительности, скорость которого равна или превышает 32,7 м/с (117 км/ч). Время “жизни” урагана, то есть его передвижения по планете, составляет 9-12 суток. Сила урагана определяется в баллах по шкале Бофорта.
1
ЛЕКЦИЯ ПО БЖД № 2
У нас в крае существует Комиссия по ГО и ЧС Красноярского края. Деятельность этой Комиссии в области организации и ведения работ по предупреждению ЧС регламентируется следующими законодательными актами:
1. Конституцией РФ - при разработке проектов краевых законов и иных правовых актов, относящихся к проблемам обеспечения безопасности края.
2. Федеральным законом "О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера" -основополагающий документ по организации деятельности органов управления края по вопросам защиты населения и территорий от ЧС.
3. В части непосредственной деятельности по формированию краевой системы предупреждения и действий в ЧС основным документом, определяющим конкретные действия, является Постановление Правительства N 1113 и утвержденное им положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О защите населения и территорий от ЧС
природного и техногенного характера
Принят Государственной Думой 11 ноября 1994 года
Настоящий Федеральный закон определяет общие для РФ организационно-правовые нормы в области защиты граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ; а также всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах РФ или его части; объектов производственного, социального назначения и окружающей природной среды от ЧС природного и техногенного характера.
Действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от ЧС.
Закон включает в себя 9 глав, содержащих 31 статью.
Статья 1. Основные понятия. (мы их прошли на 1 лекции).
Статья 2. Законодательство РФ в области защиты населения и территорий от ЧС состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов РФ, а также субъектов РФ.
Статья 3. Целями настоящего Федерального закона являются:
предупреждение возникновения и развития ЧС;
снижение размеров ущерба и потерь от ЧС;
ликвидация ЧС.
Статья 4. Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС.
Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС объединяет органы управления, силы и средства органов исполнительной власти на:
a) федеральном уровне;
b) уровне субъектов РФ;
c) уровне местного самоуправления;
d) на уровне органов и организаций в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от ЧС.
Основными задачами единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС являются:
1) разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от ЧС;
2) осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости работы организаций и объектов социального назначения в чрезвычайных ситуациях;
3) обеспечение готовности органов управления предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС;
4) сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС;
5) подготовка населения к действиям в ЧС;
6) прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС;
7) создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
8) осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС;
9) ликвидация ЧС;
10) осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС;
11) реализация прав и обязанностей населения в области защиты от ЧС;
12) международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС;
Статья 6. Органы власти на всех уровнях обязаны оперативно и достоверно информировать население через средства массовой информации и по иным каналам о прогнозируемых и возникших ЧС, о приемах и способах защиты населения и о принятых мерах по обеспечению безопасности.
Статья 8 - 11. Содержат полномочия:
Президента РФ;
Федерального Собрания РФ;
Правительства РФ;
органов государственной власти субъектов РФ;
органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от ЧС.
Статья 12. Для осуществления государственного управления создается Федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС.
Статья 13-14. Содержат обязанности федеральных органов исполнительной власти и обязанности организаций в области защиты населения и территорий от ЧС.
Статья 16. Для ликвидации ЧС могут привлекаться специально подготовленные силы и средства Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований. Порядок их привлечения определяется Президентом РФ в соответствии с законодательством РФ.
Статья 18. Права граждан РФ в области защиты населения и территорий от ЧС.
1. Граждане РФ имеют право:
a) на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения ЧС;
b) в соответствии с планами ликвидации ЧС использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, предназначенное для защиты населения от ЧС;
c) быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности;
d) обращаться лично, а также направлять в государственные органы и органы местного самоуправления индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты населения и территорий от ЧС;
e) участвовать в мероприятиях по предупреждению и ликвидации ЧС;
f) на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие ЧС;
g) на медицинское обслуживание, компенсации и льготы за проживание и работу в зонах ЧС;
h) на бесплатное государственное социальное страхование, получение компенсаций и льгот за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации ЧС;
i) на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с увечьем или заболеванием, полученным при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от ЧС, в порядке, установленном для работников, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья;
j) на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца, погибшего или умершего от увечья или заболевания, полученного при выполнении обязанностей в ходе ликвидации ЧС, в порядке, установленном для семей граждан, погибших или умерших от увечья, полученного при выполнении гражданского долга по спасению человеческой жизни, охране собственности и правопорядка.
2.Порядок и условия государственного социального страхования, виды и размеры компенсаций и льгот, предоставляемых гражданам РФ в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
Статья 19. Обязанности граждан РФ в области защиты населения и территорий от ЧС.
Граждане РФ обязаны:
a) соблюдать законы и иные нормативные правовые акты РФ и субъектов РФ в области защиты населения и территорий от ЧС;
b) соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности;
c) изучать основные способы защиты населения и территорий от ЧС, приемы оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты;
d) выполнять установленные правила поведения при угрозе и возникновении ЧС;
e) при необходимости оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Статья 20. Подготовка населения в области защиты от ЧС.
Статья 21. Пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от ЧС.
Статья 24. Финансирование мероприятий по ликвидации ЧС проводится за счет средств организаций, находящихся в зонах ЧС, средств федеральных органов исполнительной власти, соответствующих бюджетов, страховых фондов и других источников.
При отсутствии или недостаточности указанных средств для ликвидации ЧС выделяются средства резервного фонда Правительства РФ в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.
Статья 28. Виновные в невыполнении или недобросовестном выполнении законодательства РФ в области защиты населения и территорий от ЧС, создании условий и предпосылок к возникновению ЧС, непринятии мер по защите жизни и сохранению здоровья людей и других противоправных действиях должностные лица и граждане РФ несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность, а организации - административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ,
Статья 29. Международные договоры РФ.
Если международными договорами РФ установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательстве РФ в области защиты населения и территорий от ЧС, то применяются правила международных договоров РФ.
Статья 30. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Постановление Правительства РФ от 05.11.95. № 1113
"О ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧС"
и утвержденное им
ПОЛОЖЕНИЕ О ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧС
1. Настоящее положение определяет принципы построения, состав сил и средств, порядок выполнения задач, а также регулирует основные вопросы функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС (далее именуется- РСЧС).
2. Основными задачами РСЧС являются: см. Статью 4 Федерального закона "О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера".
3. РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней: федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый.
4. Координирующими органами РСЧС являются:
на федеральном уровне - Межведомственная комиссия по ЧС и ведомственные комиссии по ЧС в федеральных органах исполнительной власти:
на региональном уровне (территории нескольких субъектов РФ) - региональные центры по делам гражданской обороны, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий. стихийных бедствий;
на территориальном уровне (территория субъекта РФ) - комиссии по ЧС органов исполнительной власти субъектов РФ;
на местном уровне (территория района, города) - комиссии по ЧС органов местного самоуправления;
на объектовом уровне (территория организации или объекта) - объектовые комиссии по ЧС.
Федеральный закон «О гражданской обороне»
Принят Государственной Думой 26.12.97.
Одобрен Советом Фeдepaции 28.01.98.
Настоящий Федеральный закон определяет:
a) задачи в области гражданской обороны и правовые основы их осуществления;
b) полномочия органов государственной власти РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности;
c) а также силы и средства гражданской обороны.
Статья 1. Основные понятия.
Гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Территория, отнесенная к группе по гражданской обороне - территория, на которой расположен город или иной населенный пункт, имеющий важное оборонное и экономическое значение, с находящимися в нем объектами, представляющий высокую степень опасности возникновения ЧС в военное и мирное время.
Информация о работе Лекции по "Безопасности жизнедеятельности"