Лекции по "Безопасности жизнедеятельности"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 16:56, курс лекций

Краткое описание

Ураган считается самым катастрофическим из атмосферных явлений. Под ураганом понимается ветер огромной разрушительной силы и значительной продолжительности, скорость которого равна или превышает 32,7 м/с (117 км/ч). Время “жизни” урагана, то есть его передвижения по планете, составляет 9-12 суток. Сила урагана определяется в баллах по шкале Бофорта.

Вложенные файлы: 8 файлов

Вопросы к зачету.doc

— 47.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

БЖД (л) Ураганы.doc

— 70.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

БЖД (л) СДЯВ.doc

— 67.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

БЖД (л) Наводнения.doc

— 77.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

БЖД (л) Землетрясения.doc

— 105.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

БЖД (л) Биологические ЧС.doc

— 88.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

БЖД (л) Законы.doc

— 66.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

БЖД (л).doc

— 94.00 Кб (Скачать файл)


10

 

БЖД. ЛЕКЦИЯ № 1.

 

В дисциплину "Безопасность жизнедеятельности входят три раздела:

Раздел 1: "Человек и среда обитания".

Раздел 2: "Безопасность и экологичность технических систем".

Раздел 3: "Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях".

 

Много опасностей подстерегает человека на каждом шагу. Это и несчастные случаи, и болезни, и аварии, и нападения бандитов и многое-многое другое. Воздействия одних человек может избежать (например при переходе дороги, вовремя посмотрел на право и не попал под машину), а воздействия других нет. Часть опасностей можно смягчить (например затонул пароход, но вы хорошо плаваете и смогли доплыть до берега), при других вы выживаете только чудом (например разбился самолет, но вы остались живы) или при очень счастливом стечении обстоятельств (выпали с 9 этажа, но приземлились на большую кучу свеже-привезенной земли, да еще упали удачно).

Человек должен быть готов морально, психически  и физически к различного рода опасностям, неожиданностям и как их еще называют, превратностям судьбы. Но редко бывает, что человек действительно готов к ним. Вам в школе читали ОБЖ ? Если читали, поднимите руку, кто умеет делать искусственное дыхание.

Великие катаклизмы у нас случаются не часто, но люди сгибнут регулярно и постоянно, не смотря на (как раньше писали) мирное время и отсутствие ежедневных катастроф. Причем гибнут, в большинстве случаев по своей вине или по своей глупой неосмотрительности. Самую большую реальную опасность для человека представляет для себя он сам. Вы, наверное, уже не раз слышали, что под колесами машин ежедневно погибает огромное количество людей, не сравнимое ни с какими жертвами в период военных конфликтов. Причем, я уверена, правила дорожного движения мало кто из вас соблюдает. К тому же в таком большом городе как Красноярск, при переходе улиц тебя скорее спасут не правила дорожного движения (т.к. водители их тоже редко соблюдают) а быстрота реакции и хороший правильный анализ ситуации.

Количество людей утонувших на водоемах в период отпусков не перекрывают никакие наводнения. В общем, если сравнить общее количество жертв всех типов Ч.С. и общее количество, так называемых "мирных смертей", то перевес будет в пользу последних.

Я, надеюсь, изучение БЖД поможет вам не попасть в категорию вторых и, по возможности избежать второй категории. Конечно, в рамках одного предмета невозможно дать лекарство от всех бед, да и довольно сложно запомнить досконально все приемы поведения в той или иной ситуации. Но вы сможете узнать основные правила поведения в экстремальных ситуациях, научиться в любой передряге держать себя в руках и не падать духом. Познать науку выживания. Ведь как говорил всем хорошо известный барон Мюнхгаузен, из любой ситуации можно найти выход. И это самый лучший девиз для тех, кто в такую ситуацию попал.

В настоящее время на Западе создано и продолжает создавать множество различных частных и государственных школ, обучающих людей различным аспектам науки выживания. И не подумайте, что наука выживания, ограничивается вопросом как продержаться в лесу (или пустыне, или степи и т.д.) без пищи и воды, да еще найти дорогу домой. Нет. Эта наука включает в себя целый комплекс разнообразных тем. Как выжить в природных условиях, и в социальной среде . И не просто выжить, а вести нормальную полноценную жизнь. Кстати вопрос о том, куда вы пойдете после окончания университета (может быть даже бросив его на полпути), как будете устраиваться в нашем таком нестабильном и непонятном обществе, какую нишу займете, тоже из области науки выживания.

На Западе очень большое внимание уделяется психологической стороне данного вопроса.

 

Существует главная формула безопасности:

A)  предвидеть опасность (всегда надо уметь предвидеть опасность, причем не только непосредственно перед ее появлением, но желательно, задолго до этого. Например, если вы с большой суммой денег поехали на рынок, то заранее примите меры для ее сохранности от карманников, а если собрались в тайгу, не исключайте встречи с медведем или другим опасным хищником (волком или рысью). Знайте, что человек, предвидящий опасность может как минимум в 50-60 % избежать ее.);

B)   по возможности избегать опасности (В любой ситуации самое лучшее, конечно, попробовать избежать опасности. Если, к примеру, незнакомый человек напрашивается на выяснение отношений с вами, особенно если он находится в состоянии наркотического или алкогольного опьянения, попробуйте попытаться замять конфликт. Не надо демонстрировать свое возмущение и силу (хотя в каждом конкретном случае применимы свои методы действия). Ведь даже пьяный может пырнуть в вас ножом, а при учете сегодняшней обстановки даже применить огнестрельное оружие. На Западе (да и у нас тоже) людям, которые не могут сами за себя постоять, настоятельно рекомендуют постоянно носить в кармане сигареты, спички (даже если не куришь), немного денег и всегда иметь с собой часы. Потому что часто бывают ситуации, когда сказав "Дядя, дай закурить" и получив требуемое хулиганы или грабители оставляли человека в покое или теряли время, что давало возможность убежать или подготовиться к нападению. Если на вас напал грабитель, то небольшая сумма в кармане может спасти жизнь. Если в лесу вы встретились нос к носу с медведем, попытайтесь медленно не делая резких движений, отойти на безопасное расстояние).

C)   уметь правильно проанализировать создавшуюся ситуацию (правильно оценивать свои силы и возможности, а также силы и возможности противника, уметь быстро оценить ваши шансы, в зависимости от ситуации, найти пути к отступлению, выработать тактику защиты или нападения);

D)  при необходимости действовать (причем действовать разумно, уметь оценивать степень опасности и соизмерять с ней свои ответные действия, к примеру, если вы поймали за руку залезшего к вам в карман  малолетнего воришку, совсем не обязательно избивать его до полусмерти, но если вашей жизни грозит явная опасность, надо защищаться всеми силами с применением любых подручных средств. В жизни, обычно, очень сложно бывает правильно оценить степень опасности, особенно, если на тебя нападают, а еще сложнее бывает соизмерять свои ответные действия. Наверное у каждого найдется множество примеров из своей жизни или жизни знакомых, когда защищающий себя человек, становился в глазах правоохранительных органов виноватым. Пример о слепом мальчике, сломавшем руку. Пример о мужике, поставившем самострел на даче);

Вообще любая деятельность человека считается потенциально опасной (в смысле для него самого). Для того, чтобы противостоять этим опасностям, человек использует, по крайней мере 3 важных фактора, которые можно назвать факторами выживания.

 

ФАКТОРЫ ВЫЖИВАНИЯ:

1) Психологическое состояние;

2) Физическое состояние;

3) Обученность;

 

Среди этих факторов определяющим является психологический. Человек с хорошей психикой, развитым интеллектом, умеющий анализировать ситуации и прогнозировать дальнейшие действия как свои, так и окружающих, скорее выберется из любого создавшегося положения. Если даже вы сильны физически, имеете разряд по боксу или, к примеру, по карате, но не умеете быстро соображать, то вы скорее станете пленником ситуации, а не выберетесь из нее.

Физический фактор стоит на втором месте. Но очень хорошо, когда у вас они присутствуют оба сразу. Отличное здоровье и хорошая физическая подготовка еще никогда ни кому не мешали, а только помогали. А вы скорее выйдете победителем из критической ситуации, если обладаете хорошей выносливостью, ловкостью, силой. К примеру, вы легко сможете проходить большие расстояния по пересеченной местности, если вдруг заблудились, сможете транспортировать раненного товарища, дать отпор бандитам и многое другое.

Третий фактор - обученность, удачно дополняет два первых, делая выше ваш коэффициент выживаемости, покажет направление более эффективного использования ваших психологических и физических возможностей. Кроме того, хороший багаж знаний, как теоретических, так и практических, поможет вам, если ваши физический и психический факторы плохо развиты.

Теперь давайте перейдем к различным типам ситуаций, в которых может оказаться человек и какие действия он может предпринять, чтобы избежать их или выйти из ситуации с наименьшими потерями и последствиями.

Начнем с крупных, глобальных примеров чрезвычайных ситуаций.

ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь за собой или повлекли человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

В каждом конкретном случае ЧС обусловливается оперативной обстановкой.

ОПЕРАТИВНАЯ ОБСТАНОВКА в районе чрезвычайной ситуации - это характеристика зоны ЧС, полученная на определенный момент времени и содержащая сведения о ее состоянии, поступивших для нее требуемых ресурсах, проведенных работах, а также о различного рода внешних факторах, относящихся к данному событию.

 

КЛАССИФИКАЦИЯ Ч. С.:

 

    по территории охвата.

 

Название

Пострадало человек

Нарушены условия ж/деят.-ти

Матер. ущерб *

Зона распространения Ч.С.

Локальная

< 10

< 100

< 1 тыс.

не выходит за пределы территории объекта производственного или социального назначения

Местная

10 < x < 50

100 < x < 300

1 тыс.< x < 5 тыс.

не выходит за пределы населенного пункта, города, района

Террито­риальная

50 <х< 500

300 <х< 500

5 тыс. <х< 0,5 млн.

Не выходит за пределы субъекта РФ

Регио­нальная

50 <х< 500

500 <х< 1000

0,5 млн. < х< 5 млн.

Охватывает тер.-ию двух субъектов РФ

Транс­граничная

ЧС, поражающие факторы которой выходят за пределы РФ, либо Ч.С., которая произошла за рубежом и затрагивает тер.-ию РФ.

*- в мин. разм. оплаты труда на день возникновения Ч.С.

 

Каждому виду чрезвычайных ситуаций свойственна своя скорость распространения опасности, характеризующая степень внезапности воздействия поражающих факторов.

С этой точки зрения ЧС подразделяются на ЧС:

a) с быстро распространяющейся опасностью (пожары, выброс газообразных СДЯВ гидродинамические аварии с образованием волн прорыва, сель и др.);

b)                     умеренно распространяющейся опасностью (выброс радиоактивных веществ, аварии на коммунальных системах, извержения вулканов, половодья и пр.);

c) медленно распространяющейся опасностью (аварии на очистных сооружениях, засухи, эпидемии, экологические отклонения и т.п.).

 

    По причинам возникновения ЧС;

Конфликтные и бесконфликтные.

Бесконфликтные ЧС:

1)   Природные (стих бедств.);

2)   Техногенные;

3)   Экологические;

Конфликтные ЧС:

4)   Социально-политические;

ПРИРОДНЫЕ ЧС,

Опасное природное явление - стихийное событие природного происхождения, которое по своей интенсивности, масштабу распространения и продолжительности может вызвать отрицательные последствия для жизнедеятельности людей, экономики и природной среды.

Стихийное бедствие - опасное природное явление необычайной силы, которое может вызвать многочисленные человеческие жертвы, значительный материальный ущерб и другие тяжелые последствия. По статистике, сегодня больше всего людей страдает от наводнений - 40 %; ураганов - 20 %; землетрясений и засух - по 15 %; 10 % на остальные варианты стих. бедств.).

КЛАССИФИКАЦИЯ ОПАСНЫХ ПРИРОДНЫХ ЯВЛЕНИЙ:

1. Геофизические опасные явления:

    землетрясения;

    извержение вулканов.

2. Геологические опасные явления:

    оползни;

    сели;

    обвалы, осыпи;

    лавины;

    склоновый смыв;

    просадка лессовых пород;

    просадка (провал) земной поверхности в результате карста;

    абразия (процесс разрушения волнами и прибоем берегов морей, эрозия;

    курумы;

    пыльные бури.

3. Метеорологические и агрометеорологические опасные явления:



10

 

    бури (9-11 баллов):

    ураганы (12-15 баллов):

    смерчи, торнадо;

    шквалы;

    вертикальные вихри;

    крупный град;

    сильный дождь (ливень);

    сильный снегопад;

    сильный гололед;

    сильный мороз;

    сильная метель;

    сильная жара;

Информация о работе Лекции по "Безопасности жизнедеятельности"