Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 20:52, курс лекций
ВОПРОС № 1 Дисциплина БЖД, цель, задача и ее содержание. Данная дисциплина.
ВОПРОС № 2 Основные термины и определения в дисциплине "БЖД".
ВОПРОС № 3 Теоретические основы БЖД. В основу теории БЖД положена аксиома, что любое взаимодействие человека со средой обитания потенциально опасно.
ВОПРОС № 4 Обеспечение БЖД - это сложный процесс.
....
ВОПРОС 11 Освещение. Через глаза человек получает около 90% всей информации.
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
«Южно-Российский государственный
университет экономики и
Волгодонский институт сервиса (филиал)
ВИС ФГБОУ ВПО «ЮРГУЭС»
БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Конспект лекций
Составитель к.х.н., доцент П.А. Пучкин
ВОЛГОДОНСК
2011
ВОПРОС № 1
Дисциплина БЖД, цель, задача и ее содержание. Данная дисциплина
представляет собой область знаний, в которой изучаются опасности (негативные воздействия), угрожающие человеку, закономерности их проявления и способы защиты от них. Как видим, она посвящена решению задач сохранения здоровья и жизни человека в среде его обитания. Ни одна из изучаемых студентами учебных дисциплин не решает эти вопросы.
Дисциплина "БЖД" интегрирует области знаний по охране труда (ОТ), охране окружающей среды (ООС) и гражданской обороне (ГО). Объединяющим ее началом стали: воздействие на человека одинаковых по физике опасных и вредных факторов среды его обитания, общие закономерности реакций на них у человека и единая научная методология, а именно, количественная оценка риска несчастных случаев, профессиональных заболеваний, экологических бедствий и т.д. БЖД базируется на достижениях и таких наук, как психология, эргономика, социология, физиология, философия, право, гигиена, теория надежности, акустика и многие другие. В итоге эта дисциплина рассматривает вопросы по БЖД со всех точек зрения, т.е. комплексно решает исследуемый вопрос. Поэтому дисциплина "БЖД" использует знания, полученные студентами при изучении гуманитарных, социально-экономических, математических и естественнонаучных дисциплин, а также общепрофессиональных и специальных дисциплин данного направления, ее изучение является завершающим этапом формирования технического специалиста (бакалавра, инженера и магистра) в вузе по избранному направлению, поэтому она относится к обязательным общбпрофесоиональным дисциплинам.
Цель дисциплины - вооружить будущих специалистов теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для: 1) создания оптимального (нормативного) состояния среды обитания в зонах трудовой деятельности и отдыха человека; 2) идентификации (распознание и количественная оценка) опасных и вредных факторов среды обитания естественного и антропогенного происхождения; 3) разработки и реализации мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий (опасностей); 4) проектирования и эксплуатации техники, технологических процессов и объектов народного хозяйства (ОНХ) в соответствии с требованиями по безопасности и экологичности; 5) обеспечения устойчивости функционирования ОНХ и ТС в штатных и чрезвычайных ситуациях; 6) прогнозирования развития и оценка последствий ЧС; 7)принятия решений по защите производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения, а также принятия мер по
ликвидации их последствий. Эта цель реализуется решением следующих задач изучения дисциплины.
Во-первых,
студент должен иметь
человека со средой обитания; 2) о методах качественного и количественного
анализа особо опасных, опасных и вредных факторов; 3) о научных и
организационных основах ликвидации последствий аварий, катастроф и
стихийных явлений.
Во-вторых, он должен знать: 1) правовые, нормативно-технические и
организационные основы обеспечения БЖД при нормальном функционировании ОНХ в условиях ЧС; 2) принципы, методы и средства обеспечения БЖД на рабочих местах (РМ), участках и в цехах предприятий, АО и фирм при нормальном и аварийном их функционирования.
В-третьих, студент должен уметь: 1) идентифицировать, измерять с помощью современных методик и приборов и оценивать опасные и вредные факторы среды обитания; 2) оценивать степень опасности (пожаровзрывной, электрической, экологической и др.) применяемых ТС и технологических процессов по избранному направлению профдеятельности; 3) разрабатывать организационные мероприятия и рассчитывать (в том числе с применение ПЭВМ) важнейшие коллективные средства защиты для обеспечения БЖД работающих на ОНХ своего направления деятельности; 4) расследовать несчастные случаи на производстве и оформлять соответствующие документы.
В четвертых, он должен иметь навыки: 1) анализа и оценки безопасности
(пожаровзрывной, электрической, радиационной, экологической и др.) в
условиях производственной деятельности и ЧС на ОНХ избранного направления;
2) принятия основных мер и средств по обеспечению БЖД работающих в этих условиях; 3) обеспечения личной безопасности в среде обитания.
Студенты
осваивают эти задачи на
Этапами
формирования дисциплины "БЖД",
а следовательно этапами
массового поражения я других современных средств нападения противника
защита населения и ОНХ от них, проведение спасательных и неотложных
аварийно-восстановительных работ в очагах поражения и зонах ЧС мирного
времени; 5) защита в ЧС - это идентификация негативных воздействий
стихийных явлений и антропогенных аварий и катастроф, разработка и
использование средств для защиты людей, ОНХ и ликвидации последствий
негативного воздействия. Как видим, это достаточно длительный и сложный
процесс как формирования дисциплины "БЖД", так и решения оптимального
взаимодействия человека со средой обитания. Сейчас дисциплина "БЖД"
включает в себя достижения по ОТ, ООС и ГО (защита в ЧС) и рассматривает социальные, медико-биологические, экологические, технические, правовые и международные аспекты БЖД.
Научное содержание дисциплины - это теоретические основы БЖД в системе «человек-среда обитания-машина-ЧС», которые даны ниже.
В дисциплине БЖД рассматриваются как общие вопросы безопасности, ООС и ГО, так и вопросы, имеющие непосредственное отношение к избранному студентом направлению своей деятельности. Дисциплина "БЖД" освещает современные этапы обеспечения комфортного и безопасного взаимодействия человека со средой обитания. Такими этапами являются идентификация опасностей и определение принципов, приемлемых методов и средств обеспечения БЖД. Они должны реализовываться на всех стадиях деятельности человека, а именно: научный замысел, НИР, ОКР, проект, реализация проекта, испытания, транспортирование, эксплуатация, модернизация м реконструкция, консервация и ликвидация, захоронение.
ВОПРОС № 2
Основные термины и определения в дисциплине "БЖД". К ним относятся
следующие термины и определения. Опасность (негативное воздействие или
негативный фактор) - это негативное свойство системы "человек-среда
обитания-машина-ЧС",
способное причинять ущерб
Опасный фактор (по ГОСТ 12.0.002-80) - негативный фактор, воздействие
которого на человека приводят к травме (нарушение целостности ткани) или
другому внезапному резкому ухудшению здоровья (например, отравлению).
Вредный фактор (по ГОСТ 12.0.002-80) - негативный фактор, воздействие
которого на человека приводят к заболеванию или снижению работоспособности.
Авария - это повреждение, выход из строя какого-либо механизма, машины,
транспортного средства и т.п. во время работы, движения.
Катастрофа - это событие с несчастными, трагическими последствиями
(травмирование или гибель пяти и более человек, пропажа без вести людей).
Загорание ( по ГОСТ 12.1.033-81х) - это неконтролируемое горение вне
специального очага, без нанесения ущерба; пожар - это загорание, но с
материальным ущербом.
Взрыв (по ГОСТ 12.1.010-76*) - это быстрое экзотермическое химическое
превращение взрывоопасной среды, сопровождающееся выделением энергии и образованием сжатых газов, способных проводить работу.
ЧС - это
обстановка на определенной
Техносфера - это регион биосферы, в прошлом преобразованный людьми с помощью прямого дли косвенного воздействия технических средств в целях наилучшего соответствия людским, социально- экономическим потребностям.
Технические системы (ТС) - это производственное оборудование, механизмы, машины, аппаратура управления определенной степени сложности, с которыми взаимодействует человек в процессе трудовой деятельности.
Рабочая зона - это пространство высотой 2 м над уровнем земли, пола или
площадка, на которой расположено рабочее место (РМ) - зона постоянной или временной деятельности человека.
Риск - это
вероятность реализации
Безопасность труда (БТ) - это состояние условий труда (УТ), при котором
исключено воздействие на работающих вредных и опасных факторов (по ГОСТ 12.0.002-80).
УТ (по ГОСТ 19605-74) - это совокупность факторов производственной среды, оказывающих влияние на здоровье и работоспособность человека в процессе труда.
Средство защиты (по ГОСТ 12.0.002-80) - это средство, применение которого предотвращает или уменьшает воздействие на одного или более работающих опасных и (или) вредных факторов. По ГОСТ 12.4.011-87 все средства защиты
(СЗ) делят на средства коллективной (одновременная защита двух и более
работающих) и индивидуальной защиты (сокращенно ОКЗ и СИЗ).
Другие термины и определения по дисциплине "БЖД" приведены в
соответствующих разделах и подразделах данного пособия.
ВОПРОС № 3
Теоретические
основы БЖД. В основу теории
БЖД положена аксиома, что
Сейчас, (система "человек-техносфера") к естественный прибавились
многочисленные факторы антропогенного происхождения (например, шум, повышенная концентрация токсичных веществ в воздухе, водоемах и почве, ионизирующие излучения, электромагнитное поле и др.). Эта аксиома также предопределяет, что все действия человека и все компоненты среды обитания (прежде всего ТС и технологии) кроме позитивных свойств и результатов обладают способностью генерировать опасные и вредные факторы. При этом любое позитивное действие неизбежно сопровождается возникновением новой потенциальной опасности или даже группы опасностей (например, при применении электрической, атомной или лазерной энергий; автомобилей, тепловозов или самолетов).
В результате
взаимодействия человека со
Хозяйственная деятельность человека также связана с получением огромных отходов (в Россия и развивающихся странах из 40 кг сырья только 10 кг превращаются в полезную продукцию), которые загрязняют атмосферу, гидросферу и литосферу, что, конечно, нарушает устойчивое развитие как природных, так и искусственных экосистем. Кроме того, человек взаимодействует со средой обитания посредством той или иной машины, которая может иметь свои какие-то опасные и вредные факторы. Последние при определенных условиях могут воздействовать как на человека, так и среду его обитания.
А неконтролируемый выход энергии, ошибочные и несанкционированные
действия человека и различные стихийные явления в природе могут стать причиной возникновения и развитая ЧС как антропогенного, так и природного характера. Эти ситуации характеризуются своими опасными и вредными факторами, которые сильно воздействуют как на человека, так и на ОНХ и ПС. Они являются первичными негативными факторами, которые, как правило, вызывают возникновение вторичных и третичных факторов на ОНХ и прилегающей местности. Последние имеют значительный энергетический уровень и более мощно действуют на человека и среду его обитания.
Таким образом, в процессе взаимодействия человека со средой обитания
налицо сложная многоуровневая система "человек-среда обитания-машина-ЧС", каждый уровень которой несет свои опасные и вредные факторы соответствующего энергетического уровня. Об этом должен помнить будущий специалист и обеспечивать оптимальное взаимодействие человека со средой обитания.
Информация о работе Лекции по "Безопасности жизнедеятельности"