Лекции по "Безопасности жизнедеятельности"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 20:52, курс лекций

Краткое описание

ВОПРОС № 1 Дисциплина БЖД, цель, задача и ее содержание. Данная дисциплина.
ВОПРОС № 2 Основные термины и определения в дисциплине "БЖД".
ВОПРОС № 3 Теоретические основы БЖД. В основу теории БЖД положена аксиома, что любое взаимодействие человека со средой обитания потенциально опасно.
ВОПРОС № 4 Обеспечение БЖД - это сложный процесс.
....
ВОПРОС 11 Освещение. Через глаза человек получает около 90% всей информации.

Вложенные файлы: 1 файл

Lektsii.doc

— 216.50 Кб (Скачать файл)

 МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Южно-Российский государственный  университет экономики и сервиса»

Волгодонский институт сервиса (филиал)

ВИС ФГБОУ ВПО «ЮРГУЭС»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Конспект лекций

 

 

 

 

 

                        Составитель к.х.н., доцент   П.А.  Пучкин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВОЛГОДОНСК 

2011

 

  ВОПРОС №  1

  Дисциплина  БЖД, цель, задача и ее содержание. Данная дисциплина

представляет собой область знаний, в которой изучаются опасности (негативные воздействия), угрожающие человеку, закономерности их проявления и способы защиты от них. Как видим, она посвящена решению задач сохранения здоровья и жизни человека в среде его обитания. Ни одна из изучаемых студентами учебных дисциплин не решает эти вопросы.

 Дисциплина "БЖД" интегрирует области  знаний по охране труда (ОТ), охране окружающей среды (ООС) и гражданской обороне (ГО). Объединяющим ее началом стали: воздействие на человека одинаковых по физике опасных и вредных факторов среды его обитания, общие закономерности реакций на них у человека и единая научная методология, а именно, количественная оценка риска несчастных случаев, профессиональных заболеваний, экологических бедствий и т.д. БЖД базируется на достижениях и таких наук, как психология, эргономика, социология, физиология, философия, право, гигиена, теория надежности, акустика и многие другие. В итоге эта дисциплина рассматривает вопросы по БЖД со всех точек зрения, т.е. комплексно решает исследуемый вопрос.  Поэтому дисциплина "БЖД" использует    знания, полученные студентами при изучении гуманитарных,  социально-экономических, математических  и естественнонаучных дисциплин, а также общепрофессиональных и специальных дисциплин данного направления, ее изучение является завершающим этапом формирования технического специалиста (бакалавра, инженера и магистра) в вузе по избранному направлению, поэтому она относится к обязательным общбпрофесоиональным дисциплинам.

  Цель дисциплины - вооружить будущих специалистов теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для: 1) создания оптимального (нормативного) состояния среды обитания в зонах трудовой деятельности и отдыха человека; 2) идентификации (распознание и количественная оценка) опасных и вредных факторов среды обитания естественного и антропогенного происхождения; 3) разработки и реализации мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий (опасностей); 4) проектирования и эксплуатации техники, технологических процессов и объектов народного хозяйства (ОНХ) в соответствии с требованиями по безопасности и экологичности; 5) обеспечения устойчивости функционирования ОНХ и ТС в штатных и чрезвычайных ситуациях; 6) прогнозирования развития и оценка  последствий ЧС; 7)принятия решений по защите производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения, а также принятия мер по

ликвидации  их последствий. Эта цель реализуется  решением следующих задач изучения дисциплины.

  Во-первых, студент должен иметь представление: 1) о взаимодействии

человека со средой обитания; 2) о методах качественного  и количественного

анализа особо  опасных, опасных и вредных факторов; 3) о научных и

организационных основах ликвидации последствий аварий, катастроф и

стихийных явлений.

  Во-вторых, он должен знать: 1) правовые, нормативно-технические  и

организационные основы обеспечения БЖД при нормальном функционировании ОНХ в условиях ЧС; 2) принципы, методы и средства обеспечения БЖД на рабочих местах (РМ), участках и в цехах предприятий, АО и фирм при нормальном и аварийном их функционирования.

  В-третьих,  студент должен уметь: 1) идентифицировать, измерять с помощью современных методик и приборов и оценивать опасные и вредные факторы среды обитания; 2) оценивать степень опасности (пожаровзрывной, электрической, экологической и др.) применяемых ТС и технологических процессов по избранному направлению профдеятельности; 3) разрабатывать организационные мероприятия и рассчитывать (в том числе с применение ПЭВМ) важнейшие коллективные средства защиты для обеспечения БЖД работающих на ОНХ своего направления деятельности; 4) расследовать несчастные случаи на производстве и оформлять соответствующие документы.

  В четвертых, он должен иметь навыки: 1) анализа и оценки безопасности

(пожаровзрывной, электрической, радиационной, экологической  и др.) в

условиях производственной деятельности и ЧС на ОНХ избранного направления;

2) принятия основных  мер и средств по обеспечению БЖД работающих в этих условиях; 3) обеспечения личной безопасности в среде обитания.

  Студенты  осваивают эти задачи на лекционных, практических и лабораторных занятиях, а также при выполнении курсовой работы и в ходе самостоятельной работы над отдельными вопросами.

  Этапами  формирования дисциплины "БЖД", а следовательно этапами решения оптимального взаимодействия человека со средой обитания являются: 1) техника безопасности (ТБ) - это идентификация и защита человека от опасных производственных Факторов; 2) ОТ - это идентификация и защита человека от опасных и вредных производственных Факторов; 3) ООС (промышленная экология) - это идентификация негативных воздействий производств и ТС на биосферу, разработка и применение средств для снижения этого воздействия до допустимых значений и развитие основ мало- и безотходных технологий и производств; 4) ГО - это идентификация негативных воздействий от оружия

массового поражения  я других современных средств  нападения противника

защита населения  и ОНХ от них, проведение спасательных и неотложных

аварийно-восстановительных  работ в очагах поражения и  зонах ЧС мирного

времени; 5) защита в ЧС - это идентификация негативных воздействий

стихийных явлений  и антропогенных аварий и катастроф, разработка и

использование средств для защиты людей, ОНХ и ликвидации последствий

негативного воздействия. Как видим, это достаточно длительный и сложный

процесс как  формирования дисциплины "БЖД", так  и решения оптимального

взаимодействия  человека со средой обитания. Сейчас дисциплина "БЖД"

включает в  себя достижения по ОТ, ООС и ГО (защита в ЧС) и рассматривает социальные, медико-биологические, экологические, технические, правовые и международные аспекты БЖД.

  Научное  содержание дисциплины - это теоретические  основы БЖД в системе «человек-среда обитания-машина-ЧС», которые даны ниже.

  В дисциплине  БЖД рассматриваются как общие  вопросы безопасности, ООС и ГО, так и вопросы, имеющие непосредственное отношение к избранному студентом направлению своей деятельности. Дисциплина "БЖД" освещает современные этапы обеспечения комфортного и безопасного взаимодействия человека со средой обитания. Такими этапами являются идентификация опасностей и определение принципов, приемлемых методов и средств обеспечения БЖД. Они должны реализовываться на всех стадиях деятельности человека, а именно: научный замысел, НИР, ОКР, проект, реализация проекта, испытания, транспортирование, эксплуатация, модернизация м реконструкция, консервация и ликвидация, захоронение.

 

ВОПРОС № 2

  Основные  термины и определения в дисциплине "БЖД". К ним относятся

следующие термины  и определения. Опасность (негативное воздействие или

негативный  фактор) - это негативное свойство системы "человек-среда

обитания-машина-ЧС", способное причинять ущерб здоровью) человека, ОНХ и ПС и обусловленное энергетическим состоянием среды, действиями человека, машины и ЧС.

  Опасный  фактор (по ГОСТ 12.0.002-80) - негативный  фактор, воздействие

которого на человека приводят к травме (нарушение  целостности ткани) или

другому внезапному резкому ухудшению здоровья (например, отравлению).

  Вредный  фактор (по ГОСТ 12.0.002-80) - негативный  фактор, воздействие

которого на человека приводят к заболеванию  или снижению работоспособности.

  Авария - это  повреждение, выход из строя  какого-либо механизма, машины,

транспортного средства и т.п. во время работы, движения.

  Катастрофа - это событие с несчастными,  трагическими последствиями

(травмирование  или гибель пяти и более  человек, пропажа без вести  людей).

  Загорание  ( по ГОСТ 12.1.033-81х) - это неконтролируемое горение вне

специального  очага, без нанесения ущерба; пожар - это загорание, но с

материальным  ущербом.

  Взрыв (по  ГОСТ 12.1.010-76*) - это быстрое экзотермическое  химическое

превращение взрывоопасной  среды, сопровождающееся выделением энергии  и образованием сжатых газов, способных проводить работу.

  ЧС - это  обстановка на определенной территорий, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или ПС, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности.

Техносфера - это  регион биосферы, в прошлом преобразованный людьми с помощью прямого дли косвенного воздействия технических средств в целях наилучшего соответствия людским, социально- экономическим потребностям.

  Технические  системы (ТС) - это производственное  оборудование, механизмы, машины, аппаратура управления определенной степени сложности, с которыми взаимодействует человек в процессе трудовой деятельности.

  Рабочая  зона - это пространство высотой  2 м над уровнем земли, пола  или

площадка, на которой  расположено рабочее место (РМ) - зона постоянной или временной деятельности человека.

  Риск - это  вероятность реализации опасности  в зоне пребывания человека.

  Безопасность  труда (БТ) - это состояние условий  труда (УТ), при котором

исключено воздействие  на работающих вредных и опасных  факторов (по ГОСТ 12.0.002-80).

  УТ (по ГОСТ 19605-74) - это совокупность факторов  производственной среды, оказывающих влияние на здоровье и работоспособность человека в процессе труда.

  Средство  защиты (по ГОСТ 12.0.002-80) - это средство, применение которого предотвращает или уменьшает воздействие на одного или более работающих опасных и (или) вредных факторов. По ГОСТ 12.4.011-87 все средства защиты

(СЗ) делят на  средства коллективной (одновременная  защита двух и более

работающих) и  индивидуальной защиты (сокращенно ОКЗ  и СИЗ).

  Другие термины  и определения по дисциплине "БЖД"  приведены в

соответствующих разделах и подразделах данного пособия.

 

ВОПРОС № 3

  Теоретические  основы БЖД. В основу теории  БЖД положена аксиома, что любое взаимодействие  человека  со  средой  обитания   потенциально   опасно.   Ее справедливость можно проследить на всех этапах развития  системы "человек-среда обитания". Так, на ранних стадиях своего развития  (система "человек-ПС"),  когда   отсутствовали   технические   средства,   человек   испытывал значительные  воздействия   опасных   и   вредных   факторов   естественного происхождения  (например,  повышенная  и  пониженная  температура   воздуха, атмосферные осадки, грозовые разряды, контакты с дикими животными  и  т.п.).

Сейчас,   (система   "человек-техносфера")   к   естественный    прибавились

многочисленные  факторы   антропогенного   происхождения   (например,   шум, повышенная концентрация токсичных  веществ  в  воздухе,  водоемах  и  почве, ионизирующие излучения, электромагнитное поле  и  др.).  Эта  аксиома  также предопределяет, что все действия человека и все  компоненты  среды обитания (прежде всего ТС  и технологии)  кроме позитивных  свойств и результатов обладают способностью генерировать  опасные  и  вредные  факторы.  При  этом любое позитивное  действие  неизбежно  сопровождается  возникновением  новой потенциальной  опасности  или  даже   группы   опасностей   (например,   при применении  электрической,  атомной  или  лазерной   энергий;   автомобилей, тепловозов или самолетов).

  В результате  взаимодействия человека со средой  обитания  наблюдаются:  1) рост числа травмируемых и погибших, как на производстве, так и  в  быту;  2) сокращение продолжительности жизни, особенно среди  мужчин;  3)  возрастание материального ущерба, как на производства, так и в быту и (или) ПС.

  Хозяйственная  деятельность человека также связана с получением  огромных отходов (в Россия и развивающихся странах   из 40  кг  сырья  только  10  кг превращаются  в   полезную   продукцию),   которые   загрязняют   атмосферу, гидросферу и литосферу,  что,  конечно,  нарушает  устойчивое  развитие  как природных,   так   и   искусственных   экосистем.   Кроме   того,    человек взаимодействует со средой обитания посредством той или иной машины,  которая может  иметь  свои  какие-то  опасные  и  вредные  факторы.  Последние   при определенных условиях могут воздействовать как на человека, так и среду  его обитания.

 А неконтролируемый выход энергии, ошибочные и  несанкционированные

действия человека и  различные  стихийные  явления  в  природе  могут  стать причиной возникновения и развитая ЧС как антропогенного,  так  и  природного характера.  Эти  ситуации  характеризуются  своими   опасными   и   вредными факторами, которые сильно воздействуют как на человека, так и на ОНХ  и  ПС. Они  являются  первичными  негативными  факторами, которые,  как   правило, вызывают возникновение вторичных и третичных факторов на ОНХ  и  прилегающей местности. Последние  имеют  значительный  энергетический  уровень  и  более мощно действуют на человека и среду его обитания.

   Таким  образом, в процессе  взаимодействия  человека  со  средой  обитания

налицо сложная  многоуровневая система  "человек-среда  обитания-машина-ЧС", каждый   уровень   которой   несет   свои   опасные   и   вредные   факторы соответствующего энергетического уровня. Об  этом  должен  помнить  будущий специалист и обеспечивать оптимальное  взаимодействие  человека  со  средой обитания.

Информация о работе Лекции по "Безопасности жизнедеятельности"