Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2015 в 06:34, курс лекций
1Научно- технический прогресс и инженерная деятельность.
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС (НТП) — поступательное и взаимосвязанное развитие науки и техники, характерное для крупного машинного производства. Под воздействием роста и усложнения общественных потребностей научно-технический прогресс ускоряется, что позволяет поставить все более могущественные природные силы и ресурсы на службу человеку, превратить производство в технологический процесс целенаправленного применения данных естественных и других наук.
№ 13. Оптимизационные исследования
Оптимизация - целенаправленная деятельность, заключающаяся в получении наилучших результатов при соответствующих условиях.
Для применения теории оптимизации к решению конкретных задачи нужно выполнить определённую последовательность действий, которая называется постановкой задачи оптимизации. Она включает этапы:
1. установление границ
2. выбор количественного
3. определение внутрисистемных переменных, через которые выражается характеристический критерий;
4. построение модели, которая описывает
взаимосвязь внутрисистемных
Система – некая изолированная часть внешнего мира. Границы системы задают пределы, отделяющие её от внешнего мира. При этом предполагается, что взаимосвязи с внешним миром зафиксированы. Первоначальный выбор границ системы может оказаться слишком жёстким. Для получения адекватного решения нужно включить в систему дополнительные подсистемы, однако это ведёт к увеличению размерности задачи.
Следует стремиться к представлению системы в виде изолированных подсистем, которые можно рассматривать независимо.
Характеристический критерий
Критерии могут быть, в зависимости от конкретной задачи, экономического или технологического характера (минимальная стоимость, максимальный крутящий момент). Независимо от того, какой критерий принят в качестве характеристического, он должен принимать максимальное (или минимальное) значение для наилучшего варианта.
Критериев может быть много, тогда задача становится многокритериальной. Существуют методы решения многокритериальных задач, но можно привести многокритериальную задачу к однокритериальной. Для этого один из критериев выбирается в качестве первичного, а остальные становятся вторичными. Первичный критерий используется как характеристический, а вторичные формируют ограничения задачи.
Выбор независимых переменных осуществляется с учётом следующих рекомендаций:
Модель системы описывает взаимосвязь между переменными и отражает степень влияния этих переменных на характеристический критерий.
Модель включает в себя основные уравнения материальных и энергетических балансов; уравнения, описывающие физические процессы в системе; неравенства, определяющие области допустимых значений переменных.
Таким образом, задача в виде, пригодном для решения методом оптимизации объединяет характеристический критерий, множество независимых переменных и модель, отражающую взаимосвязь этих переменных.
Задача оптимизации это задача минимизации (максимизации) вещественнозначной функции N - мерного векторного аргумента , компоненты которого удовлетворяют системе уравнений , и системе неравенств , а также ограничены сверху и снизу: .
Функция называется целевая функция.
Уравнения – функциональные ограничения в виде равенств.
Уравнения – функциональные ограничения в виде неравенств.
, – параметрические ограничения неравенств.
Необходимо найти такое , которое доставляет минимальное или максимальное значение функции при всех ограничениях, причем , ,. Такая задача называется условной оптимизацией.
Если и пределы , , то это задача безусловной оптимизации.
Задачи оптимизации классифицируются в соответствии с видом функций , , и размерностью вектора i.
Задачи без ограничений с N=0 называются задачами одномерной оптимизации (N>1– многомерной оптимизации).
Если в задаче функции и линейны, то это задача с линейными ограничениями. При этом целевая функция может быть как линейной, так и нелинейной.
Задача условной оптимизации, в которой все функции линейны, называется задачей линейного программирования.
Задачи с нелинейными целевой функцией называются задачами нелинейного программирования.
Если квадратичная, то задача квадратичного программирования. Если отношение линейных функций, то задача дробно-линейного программирования. [3]
17. Технические науки: формирование и специфика
В технических науках, соответствующих
различным областям инженерной деятельности, представлен
Становление и развитие технических наук происходило параллельно с развитием соответствующих видов техники и технологических процессов. Теоретические знания конкретной технической науки отражают специфику устройств того или иного принципа действия и назначения. Развивающаяся техническая наука формирует систему адекватных ей технический устройств.
Действительно, технические объекты разрабатываются в инженерной деятельности в соответствии с теоретическими предписаниями технических наук. Так, некоторые параметры, входящие в уравнения теории при расчете поведения электрических систем в тех или иных режимах, являются заводскими характеристиками электрических машин, кабелей и т.п., даваемыми поставщиками соответствующего оборудования. Конкретные их величины обеспечиваются в ходе проектирования этих устройств. Методики производства испытаний заводской продукции зачастую - это закрепление в стандартных процедурах экспериментальных методов определения выделенных в теории показателей, характеризующих устройство и его работу. В определенном смысле технические устройства и с точки зрения их структурно-морфологических характеристик (формы, размеров, взаимного расположения частей, материала), и функционального назначения в системе (фильтры, компенсаторы, усилители и т.п.), характера протекающих в них процессов (синусоидальная форма кривой тока в электротехнике) являются воплощением теоретических конструктов технических наук.
Техника - предметные структуры
практики, технологические и производственные
процессы, инфраструктура производственной
и - шире - хозяйственной деятельности,
с одной стороны, - продукт инженерной
деятельности, а с другой - объект технического
знания, на которое опирается инженерная
деятельность. В техническом знании отображается
опыт практической деятельности как со
стороны процессуальной, куда входит описание
характера и последовательности действий
или технологических преобразований,
так и со стороны описания свойств предметных
структур практики, технических средств,
функционирующих в производственно-
Соответственно в техническом знании следует различать по крайней мере:
1.Описание (принцип действия, структура, функционирование) технических устройств;
Технические знания - это те
знания, которыми руководствуются при
осуществлении практически-