Магистральные нефтепродуктопроводы. Пожарная и взрывная опасность нефтепродуктопроводов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 19:18, реферат

Краткое описание

В зависимости от назначения и территориального расположения различают магистральный и промышленный (технологический) трубопроводный транспорт.
К магистральному трубопроводному транспорту относятся газонефтепроводы, по которым транспортируются продукты от мест добычи к местам переработки и потребления - на заводы или в морские порты для перегрузки в танкеры и дальнейшей перевозки. По магистральным продуктоводам перемещаются готовые нефтепродукты с заводов в районы потребления. Общая протяженность магистральных трубопроводов по территории России составляет около 200 тыс.км. На пути следования они более 5 тыс. раз пересекают различные водные преграды.

Содержание

Введение
1. Магистральные нефтепродуктопроводы. Пожарная и взрывная опасность нефтепродуктопроводов. Требования строительных норм и правил пожарной безопасности к содержанию и техническому обслуживанию нефтепродуктопроводов.
1.1 Магистральные нефтепродуктопроводы.
1.2 Пожарная и взрывная опасность нефтепродуктопроводов.
1.3 Требования строительных норм и правил пожарной безопасности к содержанию и техническому обслуживанию нефтепродуктопроводов.
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

пожарка реф.docx

— 53.87 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

1. Магистральные нефтепродуктопроводы. Пожарная и взрывная опасность  нефтепродуктопроводов. Требования  строительных норм и правил  пожарной безопасности к содержанию  и техническому обслуживанию  нефтепродуктопроводов. 

1.1  Магистральные нефтепродуктопроводы.

1.2  Пожарная и взрывная опасность нефтепродуктопроводов.

1.3  Требования строительных  норм и правил пожарной безопасности  к содержанию и техническому  обслуживанию нефтепродуктопроводов.

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение:

Трубопроводный транспорт - вид транспорта, осуществляющий передачу на расстояние жидких, газообразных или  твердых продуктов по трубам.

 Трубопроводные системы  являются основой системы обеспечения  населения, производства и сельского  хозяйства жизненно важными продуктами: чистым воздухом, питьевой и технологической  водой, высоко- и низкопотенциальным теплоносителем (теплом), газом, нефтепродуктами. Они также отводят многочисленные отходы (бытовые и производственные стоки, загрязненный воздух, дымовые газы, мусор и твердые отходы).

 Для надежного и  устойчивого развития общества  в трубопроводных системах водоснабжения,  водоотведения, тепло- и газоснабжения,  нефте- и газопроводах в России уложено 2 млн км подземных трубопроводов.

 Трубопроводные конструкции  и системы находят широкое  применение практически во всех  отраслях народного хозяйства.  Трубопроводы относятся к категории  энергонапряженных объектов, отказы которых сопряжены, как правило, со значительным материальным и экологическим ущербом. Многочисленные отказы на технологических трубопроводах, транспортирующих пожаро-взрывоопасные продукты, ядовитые компоненты и токсичные среды, приводят к локальным и масштабным загрязнениям окружающей среды, создают повышенный риск с точки зрения безопасности персонала и населения. Особую остроту приобретает проблема надежности и экологической безопасности в системах магистрального трубопроводного транспорта газа, нефти и нефтегазопродуктов, аммиакопроводов и других продуктопроводов. Отказ магистрального трубопровода, проявляющийся в местной потере герметичности стенки трубы, трубных деталей или в общей потере прочности в результате разрушения, приводит, как правило, к значительному экологическому ущербу с возможными непоправимыми последствиями для окружающей природной среды.

  1. Магистральные нефтепродуктопроводы. Пожарная и взрывная опасность нефтепродуктопроводов. Требования строительных норм и правил пожарной безопасности к содержанию и техническому обслуживанию нефтепродуктопроводов. 

В зависимости от назначения и территориального расположения различают  магистральный и промышленный (технологический) трубопроводный транспорт.

 К магистральному трубопроводному  транспорту относятся газонефтепроводы, по которым транспортируются продукты от мест добычи к местам переработки и потребления - на заводы или в морские порты для перегрузки в танкеры и дальнейшей перевозки. По магистральным продуктоводам перемещаются готовые нефтепродукты с заводов в районы потребления. Общая протяженность магистральных трубопроводов по территории России составляет около 200 тыс.км. На пути следования они более 5 тыс. раз пересекают различные водные преграды.

 Технологические трубопроводы  составляют свыше одной трети  трубопроводов промышленных предприятий.  По ним транспортируются газ,  пар, жидкость, являющиеся сырьем, полуфабрикатами, готовой продукцией, отходами производства или продуктами, необходимыми для нормального  течения технологического процесса. По технологическим трубопроводам  транспортируются также вредные  для здоровья и опасные в  пожарном отношении продукты, причем  при разных давлениях и температурах.

 По характеру линейной  части различают трубопроводы:

 • магистральные, которые могут быть однониточные простые (с одинаковым диаметром от головных сооружений до конечной ГРС) и телескопические (с различными диаметрами труб по трассе), а также многониточные, когда параллельно основной нитке проложены вторая, третья и последующие нитки;

 • кольцевые, сооружаемые  вокруг крупных городов для  увеличения надежности снабжения  газом (нефтепродуктами) и равномерной  подачи газа (нефтепродуктов), а также  для объединения магистральных  газопроводов в Единую газотранспортную  систему страны.

 Нефтепроводом принято  называть трубопровод, предназначенный  для перекачки не только нефти,  но и нефтепродуктов. Когда хотят  подчеркнуть, что перекачиваются  именно нефтепродукты, то употребляют  термин нефтепродуктопровод. В  зависимости от вида перекачиваемого  нефтепродукта трубопровод называют  также бензинопроводом, керосинопроводом или мазутопроводом и т. д.

 По своему назначению  нефтепроводы делятся на три  группы:

 •  внутренние (внутрипромысловые, внутризаводские и т. п.) — соединяют различные объекты и установки на промыслах, нефтеперерабатывающих заводах и нефтебазах;

 •   местные — по сравнению с внутренними имеют большую протяженность (до нескольких десятков километров) и соединяют нефтепромыслы или нефтеперерабатывающие заводы с головной станцией магистрального нефтепровода или с пунктами налива на железной дороге или в наливные суда;

 •   магистральные — характеризуются большой протяженностью (до 1000 км и более), поэтому перекачка нефти (нефтепродуктов) производится одной или несколькими насосными станциями, расположенными по трассе, непрерывно (кратковременные остановки носят случайный характер или связаны с ремонтом).

 В соответствии со  СНиП 11.45—75 установлено четыре класса  магистральных нефтепроводов и  нефтепродуктопроводов в зависимости  от условного диаметра труб: I класс — более 1000 мм; II класс  — 1000—500 мм; III класс — 500—300 мм  и IV класс — менее 300 мм.

 Магистральным газопроводом  называется трубопровод, предназначенный  для транспорта газа из района  добычи или производства в  район его потребления, или  трубопровод, соединяющий отдельные  газовые месторождения.

 Ответвлением от магистрального  газопровода называется трубопровод,  присоединенный непосредственно  к магистральному газопроводу  и предназначенный для отвода  части транспортируемого газа  к отдельным населенным пунктам  и промышленным предприятиям.

 Трубопроводы, транспортирующие  продукцию скважин на площадях  нефтяных месторождений, делятся: 

1) по назначению - на нефтепроводы, газопроводы, нефтегазопроводы, нефтегазоводопроводы и водопроводы;

2) по напору - на напорные и безнапорные;

3) по рабочему давлению - на трубопроводы высокого (6,4 МПа  и выше), среднего (1,6 МПа) и низкого  (0,6 МПа) давления;

4) по способу прокладки  - на подземные, полуподземные, надземные, наземные и подводные;

5) по функции - на выкидные  линии, идущие от устьев скважин  до групповой замерной установки;  нефтяные, газовые, водяные и нефтегазоводяные сборы с коллектора; товарные нефтепроводы;

6) по гидравлической схеме  работы – простые трубопроводы, без ответвлений и сложные  с ответвлениями к которым  относятся также замкнутые (кольцевые)  трубопроводы.

 Все перечисленные  трубопроводы по напору делятся  на трубопроводы с полным заполнением  трубы жидкостью и трубопроводы  неполным заполнением трубы жидкостью. 

 Трубопроводы с полным  заполнением сечения трубы жидкостью  называются напорными, а трубопроводы  с неполным заполнением сечения  могут быть как напорными, так  и безнапорными.

 Выкидные линии и  нефтесборные коллекторы обычно  не полностью заполнены нефтью, т.е. часть сечения выкидных  линий или коллектора занята  газом, выделившимся или в процессе  движения нефти по ним, или  увлеченным нефтью из сепараторов  в связи с их плохой работой. 

 В самотечных нефтепроводах  нефть движется под действием  гравитационных сил, обусловленных  разностью вертикальных отметок  в начале и в конце нефтепровода. Если при этом в нефтепроводе  нефть и газ движутся раздельно,  то такой нефтепровод называют  свободно-самотечным, или безнапорным,  а при отсутствии газовой фазы  напорно-самотечным.

1.1 Магистральные нефтепродуктопроводы.

Нефтепродуктопровод магистральный  сооружается из стальных труб диаметром  главным образом до 500 мм на рабочее  давление до 6,4 МПа (конструкция и  состав сооружений нефтепродуктопровода магистрального близки к нефтепроводу магистральному), пропускная способность  нефтепродуктопровода магистрального — до 8 млн. т нефтепродуктов в  год. Нефтеперекачивающие станции  нефтепродуктопровода магистрального оборудуются, как правило, центробежными  насосами с приводом от электродвигателей. По нефтепродуктопроводам магистральным  перекачиваются главным образом  автомобильный бензин, дизельное  топливо и керосин. По большинству  нефтепродуктопроводов магистральных  осуществляется также последовательная перекачка продукции (в основном автомобильных бензинов и дизельных  топлив), т.е. перекачка различных  сортов нефтепродуктов по одному трубопроводу в виде чередующихся партий с раздельным приёмом этих нефтепродуктов на конечном пункте. В этом случае трубопровод  оборудуется в основном приборами  контроля прохождения зоны смеси  нефтепродуктов (образующейся в месте  их контакта вследствие неравномерности  осреднённых по сечению трубы  местных скоростей и турбулентных пульсаций) через различные пункты трассы. В зависимости от свойств  нефтепродуктов применяются плотномеры, приборы конденсаторного типа для  регистрации диэлектрической постоянной смеси нефтепродуктов, приборы для измерения оптической плотности потока в узком диапазоне спектра и т.п. Для уменьшения количества смеси при последовательной перекачке применяют разделители (механические, жидкостные), помещаемые между перекачиваемыми нефтепродуктами, при этом на насосных станциях и конечном пункте нефтепродуктопровода магистрального устанавливают устройства для запуска и приёма разделителей. Механические разделители (манжетные, сферические) изготавливаются из эластичных материалов. В качестве жидкого разделителя используют нефтепродукты, свойства которых близки к перекачиваемым. Применяются также полужидкие (гелеобразные) разделители, получаемые загущением одного из нефтепродуктов или на основе вязкоупругих полимерных материалов.

 Нефтепродуктопроводы  магистральные для перекачки  высоковязких нефтепродуктов с  подогревом, например, мазутов сооружаются  также из труб с теплоизоляцией  и оборудуются устройствами для  подогрева транспортируемой продукции  перед перекачкой. При длительном  простаивании подогретого нефтепродукта  предусматривается возможность  замещения его в трубопроводе  маловязким нефтепродуктом или  подогрев непосредственно в нефтепродуктопроводе  магистральном перед возобновлением  перекачки с помощью устройств  путевого подогрева (электронагревательные  ленты или кабели, система, основанная  на скин-эффекте, и т.п.). В случае  транспортирования нефтепродуктов  большому количеству нефтебаз (от  одного нефтеперерабатывающего  завода) сооружаются т.н. разветвлённые  системы нефтепродуктопровода магистрального.

    1. Пожарная и взрывная опасность нефтепродуктопроводов.

Пожарная опасность - возможность  возникновения и (или) развития пожара, заключенная в каком-либо веществе, состоянии или процессе.

Показатели пожарной опасности  – величина, количественно характеризующая  какое-либо свойство пожарной опасности.

Пожарная опасность, любого технологического процесса, определяется следующим:

 •   наличием горючей нагрузки;

 •   величиной возможного избыточного давления, при сгорании газов, паров и пыли воздушной смеси в помещении или на открытых пространствах.

Пожарную опасность горючих  веществ характеризуют температурами  вспышки и воспламенения.

Вспышка представляет собой  быстрое сгорание горючей смеси, не сопровождающееся образованием сжатых газов. Температурой вспышки называют самую низкую (в условиях специальных  испытаний) температуру горючего вещества, при которой над поверхностью его образуются пары и газы, способные  вспыхивать в воздухе от источника  зажигания, но скорость их образования  еще недостаточна для последующего горения. Прекращение горения объясняется  тем, что теплота, переданная горючему веществу при вспышке, недостаточна для нагрева этого вещества до температуры его воспламенения.

Жидкости по температуре  вспышки паров, характеризующей  пожарную опасность, подразделяют на горючие (ГЖ) и легковоспламеняющиеся (ЛВЖ). Горючие жидкости способны самостоятельно гореть после удаления источника зажигания, они имеют температуру вспышки выше 61°С в закрытом тигле или 660С в открытом тигле.

Информация о работе Магистральные нефтепродуктопроводы. Пожарная и взрывная опасность нефтепродуктопроводов