Методика проведения внеклассных мероприятий по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2014 в 09:37, курсовая работа
Краткое описание
Объект исследования, процесс проведения мероприятий по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в школе. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи: Описать понятие и виды внеклассных мероприятий. Рассмотреть методику организации и проведения внеклассных мероприятий. Рассмотреть направления по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Разработать планы-конспекты внеклассных мероприятий по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
Содержание
Введение Теоретические основы организации внеклассных мероприятий 1.1 Понятие внеклассное мероприятие 1.2 Виды внеклассных мероприятий 1.3 Методика организации и проведения внеклассных мероприятий методическая разработка Внеклассных мероприятий по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма 2.1 Направление работы школы по профилактике ДДТТ 2.2 План внеклассных мероприятий 2.3 Планы-конспекты занятий 2.3.1 Правила дорожного движения 2.3.2 Безопасность дорожного движения 2.3.3 Пассивная безопасность ТС 2.4 Методический анализ Заключение список использованных источников
В индивидуальной работе большое
значение имеет изучение продуктов деятельности
ребенка: рисунков, поделок, стихотворений,
рассказов и т.д. В изучении коллектива
информативным является метод социометрии,
с помощью которого педагог узнает о наиболее
популярных и непопулярных учащихся, наличии
малых групп, характере взаимоотношений
между ними.
2. Подготовка и моделирование
предстоящей внеклассной воспитательной
работы заключается в построении
педагогом модели определенной
формы деятельности. Даже у талантливого
педагога успех внеклассных занятий
зависит во многом от предшествующей
подготовки к ним. Поэтому каждое
мероприятие следует, прежде всего,
методически разработать, смоделировать
его проведение.
План составляет учитель с привлечением
учащихся. В старших классах эту работу
они могут делать и сами под руководством
учителя. Умение планировать воспитательное
мероприятие является одним из элементов
научной организации труда учителя и учащихся
в области внеклассной деятельности.
Результаты моделирования отражаются
в плане внеклассного занятия, который
имеет следующую структуру:
1. Название.
2. Цель, задачи.
3. Материалы и оборудование.
4. Форма проведения.
5. Место проведения.
6. План проведения.
В названии отражается тема
внеклассного занятия. Оно должно не только
точно отражать содержание, но и быть лаконичным,
привлекательным по форме.
Подготовку целесообразно начать
с определения воспитательных и образовательных
целей и задач мероприятия, подбора отвечающих
им форм и методов проведения, а также
назначения и места в системе работы с
данным коллективом. В этом, прежде всего,
проявляется комплексный подход к воспитанию.
Поэтому важно заранее как можно полнее
выявить воспитательные возможности намеченного
дела, установить связь между данным мероприятием
и другими, составляющими в совокупности
систему учебно-воспитательной работы.
При подготовке мероприятия полезно учесть
предшествующую воспитательную деятельность
в этом коллективе учащихся и ее результаты.
Цель внеклассного занятия
должна отражать развивающую, корректирующую,
формирующую, воспитательную функции,
при этом обучающая функция может выступать
в качестве одной из задач. Очевидно, что
только сообщение новых знаний не может
быть целью внеклассного занятия. Задачи
должны быть очень конкретными и отражать
данное содержание. Они не должны носить
универсального характера. Чем конкретнее
и диагностичнее будут сформулированы
цель и задачи внеклассного занятия, тем
определеннее будут представления педагога
о желаемых результатах.
В соответствии с целью, задачами,
приоритетными функциями внеклассной
работы и результатами изучения уточняется
содержание, подбираются конкретные формы,
методы, средства.
К оборудованию внеклассного
занятия относятся различные средства:
пособия, игрушки, видеофильмы, диапозитивы,
программные средства, литература, информационные
ресурсы, музыкальное оформление и пр.
Важно вовремя приготовить столы и стулья
для жюри и команд; ватман, бумагу, карандаши
и ручки; доски для выполнения заданий,
мелки и тряпки и т.д.
Центральное место в подготовке
воспитательного мероприятия занимает
отбор материала. В зависимости от характера
работы для этого необходимо разное время.
Так, много времени требуется, чтобы подобрать
материал для диспута, вечера, смотра:
оно используется педагогом и учащимися
для чтения литературы, выполнения учениками
различных заданий и проектов, сбора фактов,
подготовки докладов, выступлений и т.п.
Эта предварительная работа с учащимися
порой оказывается наиболее значимой
в воспитательном и образовательном отношении.
Но даже если для подбора материала длительного
времени не требуется (экскурсия на вычислительный
центр или поход в кино), педагогу необходимо
заранее ознакомиться с объектом посещения.
Формой проведения внеклассного
занятия может быть экскурсия, викторина,
конкурс, олимпиада и т.п. В таком случае
в плане форму проведения занятия объединяют
с названием, например: «Викторина по ПДД»,
«Турнир юных инспекторов дорожного движения»,
«Экскурсия в автошколу», «Игра по ПДД».
Место проведения определяется
количеством участников, формой мероприятия,
требованиями к материальной базе и т.п.
(кабинет информатики, актовый зал, спортзал
и т.п.).
План проведения занятия включает
в себя описание содержания, методов воспитания
и может представлять собой как подробное,
последовательное изложение сценария,
так и тезисный план. При моделировании
хода занятия нужно учитывать его продолжительность
и структуру. Внеклассное занятие может
быть от 15-20 мин для младших классов до
1-2 ч для учащихся среднего и старшего
возраста.
Следует отметить и такой важный
элемент подготовки мероприятия, как организационная
работа. Преподаватель руководит ею, привлекая
учащихся. Он следит за распределением
поручений, помогает их выполнить, контролирует.
Ответственные задания могут быть даны
классам, группам учащихся. Для организации
крупных мероприятий целесообразно создавать
оргкомитеты, проводить соревнование
на лучшую подготовку. Опираясь при этом
на инициативу учащихся, учитель способствуют
формированию у них организаторских навыков
и умений, приучает к самостоятельности
и ответственности.
Должны быть подготовлены и
вовремя вывешены объявления о проведении
мероприятия, а за день до его проведения
– плакаты с напоминаниями: «А ты придешь
на КВН?», «КВН в …часов», «Все на КВН».
В условиях рыночной экономики важно найти
спонсоров и приготовить призы победителям.
3. Практическая реализация
модели направлена на осуществление
задуманной воспитательной работы
в реальном педагогическом процессе.
Чтобы сохранить интерес и внимание
учащихся, мероприятие должно проходить
организованно, динамично, без пауз. Многое
зависит от ведущего, его подготовленности,
эрудиции, способности быть хорошим организатором,
проявлять находчивость и гибкость в неожиданных
ситуациях, расположить к себе слушателей,
установить с ними контакт. В несложившихся
коллективах, независимо от возраста школьников,
учителя обычно сами ведут воспитательные
занятия. В процессе укрепления коллектива
руководство деятельностью учащихся приобретает
все более опосредованный характер (воздействие
через актив, опора на самодеятельность).
По мере приобретения опыта учитель может
поручить им самим вести некоторые формы
внеклассных занятий, сохраняя при этом
контроль над ситуацией.
При проведении внеклассных
мероприятий учитель должен позаботиться
и о том, чтобы все участники вовремя были
на местах, чтобы не подвели технические
средства, чтобы намеченный план работы
выдерживался во времени, иначе и хорошо
задуманное, тщательно спланированное
занятие может оказаться малоэффективным.
Особое внимание должно быть
уделено проведению сложных мероприятий
(длительной игры, смотра компьютерного
творчества, недели информатики, месячника
физматнаук). Они должны представлять
собой цикл связанных единым замыслом
и целью звеньев.
В целях эффективной практической
реализации в разнообразных по содержанию
и методам общеклассных занятиях следует
придерживаться четырех основных этапов
занятия.
1. Организационный момент
(0,5-3 мин).
Педагогическая цель: переключить
учащихся на внеклассную деятельность,
вызвать интерес к ней, положительные
эмоции.
Типичные ошибки: дублирование
начала урока, затянутость.
Рекомендации: эффективному
переключению учащихся на внеучебную
деятельность способствует нетрадиционный,
занимательный материал в организационном
моменте: использование загадки, проблемного
вопроса, игрового момента, звукозаписи,
переход учащихся в другое помещение и
т.д.
2. Вводная часть (от 1/5 до
1/3 времени всего занятия).
Педагогическая цель: активизировать
учащихся, расположить их к воспитательному
воздействию. Педагог определяет, насколько
его педагогический прогноз совпадает
с реальностью относительно возможностей
учащихся, их личностных качеств, уровня
осведомленности по данной теме, эмоционального
настроя, уровня активности, интереса
и т.д. На этом этапе педагогу требуется
не только увлечь учащихся, но и определить,
нужно ли внести коррективы в ход занятия
и какого характера они должны быть.
Типичная ошибка – игнорирование
этого этапа из-за боязни педагога неожиданной
реакции учащихся, что они могут сказать
или сделать не то, что ожидает педагог.
Вводную часть педагог строит не на детской
активности, а на собственной, исключая
обратную связь, отводя учащимся роль
пассивных слушателей, не придавая значения
эмоциональному настрою учащихся.
Рекомендации: вводная часть
в зависимости от содержания может представлять
собой вводную беседу (познавательные,
эстетические) или разминку (викторины,
конкурсы, КВН).
В первом случае вопросы, во
втором – задания должны быть не только
интересны, но и построены таким образом,
чтобы давали информацию для педагога
о готовности к восприятию подготовленного
материала. Во вводной части должны быть
сформированы первичные представления
учащихся о предстоящем мероприятии, организована
их деятельность (знакомство с системой
оценки, планом мероприятия, деление на
команды). Должны быть даны четкие критерии
оценки, объяснены необходимые правила.
3. Основная часть по
времени должна стать самой
продолжительной (чуть больше 1/3 всего
времени занятия).
Педагогическая цель: реализация
основной идеи мероприятия.
Типичные ошибки: активность
педагога при частичной или полной пассивности
учащихся, отсутствие наглядности и общая
бедность использования средств и методов,
преобладание методов формирования сознания
над методами формирования поведения,
создание учебной атмосферы урока, назидательность,
морализаторство.
Рекомендации: воспитательный
эффект в реализации функций внеклассной
работы выше, если учащиеся максимально
активны. В активизации учащихся на внеклассном
занятии первостепенное значение имеет
создание особой эмоциональной атмосферы,
отличной от урока.
Эффективность основной части
возрастает, если педагог задействует
по возможности максимальное количество
методов формирования поведения: упражнение,
игру, поручение; включает различные виды
деятельности: трудовую, творческую, игровую
и др. Объединяя учащихся в команды при
организации различных видов деятельности,
педагог должен разместить учащихся так,
чтобы они могли свободно общаться друг
с другом, распределить обязанности так,
чтобы каждый чувствовал себя частью коллектива,
а не выступал только за себя. Давая время
на выполнение задания, следует выделять
несколько минут на обсуждение команде
и спрашивать представителя команды, которого
выберут учащиеся. Только в этом случае
у учащихся есть общая цель деятельности,
разные функции и мотивы для сотрудничества.
Методы формирования сознания
должны способствовать формированию у
учащихся убеждений, действенных этических
понятий. В этих целях эффективно метод
рассказа видоизменить в сообщение, доклад
ученика, чаще использовать дискуссию.
Во внеклассных массовых формах воспитательной
работы следует обучать учащихся правилам
ведения дискуссии.
4. Заключительная часть (от
1/4 до менее 1/5 времени).
Педагогическая цель: настроить
учащихся на практическое применение
приобретенного опыта в их внешкольной
жизни и определить, насколько удалось
реализовать идею занятия. Таким образом,
заключительная часть дает педагогу возможность
реализовать воспитательное влияние на
ребенка в другой среде.
Типичные ошибки: эта часть
игнорируется вообще или сводится к вопросам
типа: «Понравилось?», «Что узнали нового?»
Рекомендации: конкретные задания
тестового характера в привлекательной
для учащихся форме: кроссворд, мини-викторина,
блиц, игровая ситуация и др. для определения
первичных результатов. Разнообразные
рекомендации учащимся по применению
приобретенного опыта в жизни. Это может
быть показ книг по данной проблеме, обсуждение
ситуаций, в которых учащиеся могут применить
полученные на занятиях умения, информацию.
Советы учащимся по применению полученного
опыта: что они могут рассказать своим
близким, о чем спросить по данной теме;
куда можно сходить, на что нужно обратить
внимание, во что можно поиграть, что можно
сделать самостоятельно и т.д. В заключительной
части можно выяснить, нуждается ли тема
занятия в дальнейшем раскрытии и каким
образом можно это сделать? Заключительную
часть педагог может использовать для
развития инициативы учащихся в проведении
последующих мероприятий.
4. Анализ проведенной
работы направлен на сравнение
сформированной модели с реальным
воплощением, выявление удачных
и проблемных моментов, их причин
и последствий. Очень важен элемент
постановки задачи для дальнейшей
воспитательной работы. Данный этап
очень важен для корректировки
воспитательных задач, содержания,
форм и планирования дальнейшей
внеклассной работы.
Подведение итогов проведенного
воспитательного мероприятия – важный
момент, который нередко недооценивается.
Здесь особенно ответственна роль учителя
и методиста, которые должны сделать квалифицированное
заключение, оценить достоинства и недостатки
проделанной работы.
Анализ итогов мероприятия
следует проводить систематически, так
как только опираясь на достигнутое можно
успешно двигаться вперед, закреплять
лучшее, избавляться от недостатков. Такой
анализ итогов имеет две основные функции
– организующую и воспитывающую. Регулярный
анализ способствует лучшей организации
работы, побуждает более серьезно относиться
к порученному делу, поскольку его итоги
и результат не остаются незамеченными,
а подвергаются оценке. Анализ – также
и хорошая школа воспитания наблюдательности,
самокритичности, требовательности, формирования
общественного мнения, правильного отношения
к критике, повышения педагогического
мастерства.