Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 20:56, курсовая работа
Цель данной курсовой работы состоит в изучение методики обучения обеспечения безопасности при активном отдыхе в природных условиях в школьном курсе ОБЖ.
В соответствии с поставленной целью в работе выдвигаются следующие задачи:
1. изучить возможные опасности при активном отдыхе в природных условиях Забайкалья;
2. проанализировать содержание и структуру 6 класса по теме исследования;
3. изучить наиболее эффективные формы и методы обучения школьников обеспечения безопасности при активном отдыхе в природных условиях
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Активный отдых в природных условиях и правила безопасности………………………………………………………………….…..5
Общие правила безопасности при активном отдыхе в природных условиях………………………………………………………….…..5
Опасные ситуации в природных условиях, характерные для Забайкальского края……………………………………………………………....7
Обеспечение безопасности при активном отдыхе в природных условиях в содержание школьного курса ОБЖ 6 класса. …….………………16
Вывод по главе 1………………………………………………………...18
Глава 2. Методика подготовки учащихся к обеспечению безопасности при активном отдыхе в природных условиях ……….…....19
Формы и методы обучения школьников по обеспечению безопасности при активном отдыхе в природных условиях…………….……19
Методическая разработка урока для 6 класса…………..……….22
Организация практических занятий, внеклассной работы по обучению безопасности при активном отдыхе ……………………..………..28
Вывод по главе 2……………………………………………….………...31
Заключение…………………………………………………………….…32
Библиографический список……………………………………………34
Она медленно движется, обычно существует около минуты, имеет температуру около тысячи градусов, способна проникать в щели и дыры. Бывает, как бы растворяется в воздухе, но часто взрывается, иногда наткнувшись на предмет. Для человека представляет смертельную опасность. Выглядит как неопределенной формы неяркий светящийся комок величиной приблизительно с человеческую голову. Все конвективные явления: ливни, шквалы, смерчи, грозы – представляют серьезную опасность.
Летний отдых на природе у многих из нас вызывает ассоциации с песнями под гитару у костра, с вкусным шашлыком, вечнозеленой природой. Однако многие из нас даже не представляют, какую опасность несет для нас природа, если мы не будем соблюдать элементарные правила безопасности, а также не растеряемся в нужный момент. Самой главной неприятностью, которая может случиться с любителями шашлыков и полевого кулеша, сваренного на огне – это пожар, возникающий в случае неосторожного обращения с огнем. Особенно это касается приготовления пищи на открытом костре, а не в мангале. Если, вы отдыхаете в лесу, и замечаете, что начинается сильный ветер, лучше всего, будет отказаться от идеи разведения и дальнейшего поддержания костра, так как огонь за считанные минуты может распространиться на деревья и траву, сметая все на своем пути. Если отказываться от костра вы не желаете, стоит заранее позаботиться о своей безопасности и сохранности окружающей среды. Приготовьте 5-литровую емкость с водой и держите ее возле мангала для того, чтобы в случае возникновения очага возгорания, у вас была возможность быстро его погасить.
Анализируя динамику лесных пожаров на территории
Забайкальского края с 1999 года по 2012 год,
в связи с проведением комплекса проведенных
предупредительных
Возможные причины осложнения лесопожарной обстановки в 2013 году:
Пожарная опасность в лесу будет возникать практически сразу после схода снежного покрова в западных, центральных и южных районах края в конце марта.
На территории края имеется 28 населённых пунктов в лесных массивах, на которые возможен переход лесных пожаров. Ущерб может составить до 5 млн. руб.
Опасные животные, насекомые
Большинство диких животных
избегают встречи с человеком. Звери чуют
человека до того, как он сможет их увидеть, и почти всегда
стараются уйти с его дороги. Однако поведение многих животных
существенно меняется в определенных
условиях. Большинство животных опасны
в период брачного сезона, во время охоты,
когда они ранены, когда защищают своих
детенышей, будучи застигнутыми у добычи
и при самозащите. Присутствие животных можно
определить по их следам на почве, ободранной
коре деревьев, наличию помета, местам
кормежки или остаткам добычи. Заметив
подобные следы, необходимо повысить бдительность.
Надо помнить, что животные стараются
избежать опасности и уходят от нее. Поэтому,
продвигаясь по лесу, иногда стоит давать
знать о своем присутствии, громко разговаривая,
перекликаясь, как бы предупреждая животных
и давая им возможность уйти. В лесу, следуя
по маршруту, необходимо избегать звериных
троп, труднопроходимых, заросших кустарником
участков леса.
Если встречи с диким опасным
животным избежать не удалось, то необходимо
соблюдать ряд правил.
Прежде всего не поддавайтесь
панике и не теряйте присутствия духа. Не пытайтесь убежать — от
медведя и волка , убежать невозможно,
а бегство жертвы у всех хищников порождает
желание преследовать.
В качестве самого лучшего выхода
из положения, когда вы встретились со
зверем, предлагается замереть на месте,
а затем как можно спокойнее, пятясь, отступать,
увеличивая дистанцию между собой и зверем.
Удалившись на 10—15 м, продолжать так же
медленно, боком отходить.Не следует долго
и прямо смотреть в глаза хищнику, это
может подстегнуть агрессию.Наиболее
часто в природе человек может встретиться
со змеей. На территории Забайкалья самым
распространенным видом ядовитых змей
является гадюка обыкновенная. Гадюки
обитают, как правило, в болотах, на лесных
просеках, поросших кустарником, на лесных
полянах и опушках.
Окраска гадюки — от светло-серого до почти черного цвета. Характерный признак этой змеи — тонкая, зигзагообразная полоса вдоль спины.
Нападение змеи может произойти,
если человек по невнимательности наступил
на нее или приблизился к ней так близко,
что вошел в зону ее нападения. Обычно змеи кусают в
ногу (если на них наступить). Поэтому там,
где водятся змеи, нельзя ходить босиком,
а также в легкой открытой обуви. Надежно
защищают от укуса змеи резиновые или
кожаные сапоги.
Много неприятностей человеку
доставляют повсеместно распространенные
кровососущие насекомые (комары, мошки,
мокрецы и слепни, которые появляются
в начале мая и исчезают только осенью). Эти насекомые могут быть и переносчиками
инфекционных заболеваний. Поэтому, находясь
в местах, где много комаров, мошек, слепней,
следует закрывать по возможности все
части тела одеждой.
Определенную опасность для
человека, находящегося в природе, представляют
и другие насекомые: пчелы, осы, шмели,
шершни, если растревожить места их обитания.
Гнезда лесных пчел и ос располагаются на деревьях, шершней —
в подземных норах. Лучше их обходить стороной
и не тревожить. После укуса пчелы, осы, шмеля
или шершня на коже человека образуется
зудящая припухлость. Для некоторых людей
укус может быть очень опасен: спустя 5
мин появляется болезненный волдырь, который
увеличивается в течение двух суток. Но
могут появиться и более серьезные последствия
укуса: крапивница, отек, першение в горле,
рвота.
При нападении роя пчел спастись
можно только бегством, прикрывая лицо
руками. Бежать надо к воде или густому
кустарнику, чтобы укрыться от насекомых. Во время похода, для того чтобы
не покусали пчелы, осы или шершни, рекомендуется
смазывать открытые участки тела одеколоном,
в который добавлены мятное масло или
мятные капли.
В природной среде человека подстерегает еще один грозный враг — клещи. Клещи являются переносчиками тяжелого заболевания — энцефалита. Период наибольшей активности клещей приходится на весну и первую половину лета. Сидя на травинках или на деревьях, клещи терпеливо ждут, пока мимо них пройдет животное или человек. Клещи не могут летать или прыгать, они могут только зацепиться за проходящую мимо и задевающую их жертву или же упасть на нее. Укус клеща может оставаться незамеченным довольно долго из-за присутствия в его слюне обезболивающих веществ.
Основными переносчиками вируса клещевого энцефалита являются таежный и собачий клещи. После заражения скрытый процесс заболевания длится от 7 до 15 дней (иногда 2—3 дня). Заболевание развивается остро, в течение нескольких дней. Вначале ощущаются признаки недомогания, затем у заболевшего поднимается температура, появляется сильная головная боль, тошнота, иногда рвота. В тяжелых случаях заболевание клещевым энцефалитом может привести к смерти.
Основная мера профилактики заболевания — не допускать присасывания к себе любого клеща. Для этого во время пребывания в лесу нужно одеваться таким образом, чтобы клещи не могли попасть на тело. Нижняя часть рукавов должна плотно прилегать к телу, брюки нужно заправить в сапоги, на голове обязательно должен быть головной убор или капюшон, на шее — платок или сетка. Одежду и открытые части тела рекомендуется обрабатывать химическими препаратами, отпугивающими насекомых. (Для защиты от клещей разрешены средства «Гал-рэт», «Акрозоль», «Вибан».) В походе рекомендуется как можно чаще осматривать себя и своих спутников, чтобы вовремя обнаружить клещей. Для удаления присосавшегося клеща его предварительно смазывают каким-нибудь жиром (вазелином, кремом, подсолнечным маслом), а через 15—20 мин осторожно вытягивают нитяной петлей или пинцетом, покачивая из стороны в сторону. Ни в коем случае нельзя давить клеща. Снятое с одежды или удаленное с тела насекомое надо сжечь или залить кипятком. Место укуса необходимо обработать йодом или спиртом и тщательно вымыть руки. Необходимо помнить, что экстренная профилактика иммуноглобулином проводится либо в травмпунктах, где осуществляется и удаление присосавшихся клещей, либо в специально организованных сезонных кабинетах профилактики клещевого энцефалита при поликлиниках или больницах.
Отравление растениями
Наибольшей токсичностью отличаются: вех ядовитый, корень которого может быть ошибочно принят за турнепс или морковь; болиголов пятнистый, листья которого сходны с петрушкой; омег (омежник), принимаемый за петрушку или сельдерей; белена - ее корень напоминает петрушку, а листья можно принять за щавель или лебеду; красавка — ее ягоды похожи на вишню.
Признаки отравления и первая помощь зависят от конкретного вида растения, хотя можно применять общие приемы первой помощи при пищевых отравлениях.
Профилактика: необходимо твердо знать, какие виды ядовитых растений могут встретиться в районе предстоящего пребывания и уметь отличить их по внешним признакам.
Меры предосторожности: в пищу употреблять растения, корни, клубни, листья, ягоды и плоды только тех растений, о нетоксичности которых достоверно известно.
Отравление грибами
Ядовитые грибы — причина тяжелых, иногда смертельных случаев отравления. Их видов сравнительно мало (бледная поганка, мухоморы, строчки, ложные опята, ложнодождевик и ряд других), а смертельно ядовита только бледная поганка.
Отравление строчками проявляется через 8 ч. Человек испытывает боли в подложечной области. Появляется сильная рвота, общая слабость, желтуха. Тяжелое отравление может закончиться смертельным исходом.
Признаки отравления некоторыми видами мухоморов обнаруживаются через 1—6 ч: слюнотечение, рвота, понос, сужение зрачков. В тяжелых случаях бывают бред, галлюцинации и судороги. Человек впадает в состояние, граничащее временами с помешательством. Смертельный исход случается редко.
Самые ядовитые грибы — бледные поганки, отравление которыми чаще всего (до 90 % случаев) заканчивается смертельным исходом. Признаки проявляются через 10 ч. Обычно это острое желудочно-кишечное расстройство, сопровождающееся сильной рвотой и поносом. Увеличивается печень, появляются желтуха, а затем сильная жажда, головные боли, холодный пот. Температура тела понижается до 35—36°С, пульс слабый, конечности холодные. Сознание в большинстве случаев сохраняется.
Первая помощь: немедленно очистить желудок отравившегося грибами (вызвать рвоту, если ее нет, промыть желудок пятью-шестью стаканами воды). Давать пить маленькими глотками холодную подсоленую воду (чайная ложка соли на стакан воды), затем крепкий чай, кофе, мед или молоко.
Категорически противопоказаны алкогольные напитки, так как алкоголь способствует быстрому всасыванию в организм ядов.
Профилактика: следует помнить, что в пищу можно употреблять только известные виды съедобных грибов.
1.3 Обеспечения безопасности
при активном отдыхе в
Подготовка учащихся к безопасному поведению при активном отдыхе на природе осуществляется при изучении тем: «Экстремальная ситуации в природе и первоочередные действия человека, попавшего в нее», «Способы выживания человека в условиях автономного существования в природной среде», «Оказание первой помощи в экстремальных ситуациях».
При изучение темы «Экстремальная ситуации в природе и первоочередные действия человека, попавшего в нее» необходимо рассмотреть следующие вопросы: опасные экстремальные ситуации. Что к ним приводит; как подготовится к путешествию, чтобы избежать опасных ситуаций; причины, мешающие успешно справиться с экстремальной ситуацией.
Учащиеся усваивают возможные экстремальные ситуации, которые могут встреться при активном отдыхе, так же знакомятся с правилами безопасного поведения, которые необходимо соблюдать в походах.
На уроках учащиеся изучают все необходимое, что понадобиться в походах. Знакомятся со снаряжением, с продуктами питания, которые будут нужны в первую очередь, при длительном или однодневном походе. Так же они разбирают причины которые мешают успешно справиться с экстремальной ситуацией.
При изучение способов выживания человека в условиях автономного существования в природной среде рассматриваются вопросы: Что делать если ты отстал от группы; заблудился в лесу; рассматриваются способы сигналов бедствия; разные виды ориентирования, по компасу, по солнцу; как находить дорогу к жилью; устройство временных укрытий; добыча огня, разведение костра; обеспечение бытовых потребностей; обеспечение водой; организация питания; личная гигиена уход за одеждой и обувью; возможные опасности в пути и меры по их предупреждению.
Учащиеся знакомятся с правилами обеспечения безопасности на природе во время угрозы, при купании в незнакомом водоёме. Так же изучаются вопросы «выживания» человека в борьбе с силами природы. Учащиеся усваивают правила ориентирования на местности, оборудования временного укрытия, разведение костра, рекомендации добывания воды, пищи и её приготовления в ситуациях потери ориентировки (если человек отстал от группы).
При изучение темы «Оказание первой помощи в экстремальных ситуациях» необходимо рассмотреть следующие вопросы: общие принципы оказания самопомощи; общие принципы оказания первой помощи пострадавшему; аптечка, природные лекарственные средства; потертости и мозоли, ссадины и порезы; закрытые травмы; опасные животные; отравление; первая помощь утопающему; тепловые и солнечные удары, обморожения; переноска пострадавшего на носилках.