Обеспечение безопасности при активном отдыхе в природных условиях в школьном курсе ОБЖ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 20:56, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы состоит в изучение методики обучения обеспечения безопасности при активном отдыхе в природных условиях в школьном курсе ОБЖ.
В соответствии с поставленной целью в работе выдвигаются следующие задачи:
1. изучить возможные опасности при активном отдыхе в природных условиях Забайкалья;
2. проанализировать содержание и структуру 6 класса по теме исследования;
3. изучить наиболее эффективные формы и методы обучения школьников обеспечения безопасности при активном отдыхе в природных условиях

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Активный отдых в природных условиях и правила безопасности………………………………………………………………….…..5
Общие правила безопасности при активном отдыхе в природных условиях………………………………………………………….…..5
Опасные ситуации в природных условиях, характерные для Забайкальского края……………………………………………………………....7
Обеспечение безопасности при активном отдыхе в природных условиях в содержание школьного курса ОБЖ 6 класса. …….………………16
Вывод по главе 1………………………………………………………...18
Глава 2. Методика подготовки учащихся к обеспечению безопасности при активном отдыхе в природных условиях ……….…....19
Формы и методы обучения школьников по обеспечению безопасности при активном отдыхе в природных условиях…………….……19
Методическая разработка урока для 6 класса…………..……….22
Организация практических занятий, внеклассной работы по обучению безопасности при активном отдыхе ……………………..………..28
Вывод по главе 2……………………………………………….………...31
Заключение…………………………………………………………….…32
Библиографический список……………………………………………34

Вложенные файлы: 1 файл

Илья курсовая.doc

— 188.50 Кб (Скачать файл)

На уроках учащиеся изучают лечебный свойства растений которые понадобятся  при оказание помощи, самопомощи. Практически учатся оказывать первую доврачебную помощь пострадавшему. Рассматривают разные виды ушибов, порезов, вывихов, и способы их устранения. Знакомятся с разными опасными животными и насекомыми: дикими зверями,  змеями, пчелами, клещами, паукообразными, и изучают методы обеспечения безопасности при встречи с ними. Так же они изучают порядок действий при помощи утопающему, человеку получившему солнечный удар. [16]

 

Вывод по главе 1.

Активный отдых требует большого внимания к безопасности каждого человека. Существуют установки, правила и договорённость между участниками группы. Здесь обговариваются все детали, вопросы о том, что должен взять с собой в поход каждый. Также разрабатывается маршрут, по которому собираются идти. Но нельзя забывать об опасных ситуациях, которые могут возникнуть в природных условиях. Это и погодные явления, лесные пожары, опасные животные и насекомые. В курсе ОБЖ 6 класса учащиеся проходят тему: «Экстремальная ситуации в природе и первоочередные действия человека, попавшего в нее». В ходе изучения школьник рассматривают виды опасных ситуаций и первую помощь в природных условиях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Методика подготовки учащихся к обеспечению безопасности при активном отдыхе в природных условиях.

2.1 Формы методы обучения  школьников к  обеспечению безопасности при активном отдыхе в природных условиях.

Учителям ОБЖ в особенности нужно обратить внимание на адаптацию учеников 6 класса. Осуществляя образовательный процесс в 6 классе, необходимо относится бережно к учащимся, не забывать, что это вчерашние ученики начальной школы, вводить больше игровых моментов, смену видов деятельности.

Для развития познавательной деятельности необходимо использование для познания учащимися окружающего мира методы наблюдения, измерения, опыта, эксперимента, моделирования и др., способствующих определению структуры объекта познания, поиску и выделению значимых функциональных связей и отношений между частями целого, развитию умений разделять процессы на этапы, звенья; выделять характерные причинно-следственные связи.

Метод проблемного изложения способствует развитию у учащихся навыков определения адекватных способов решения ситуационной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинирования известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них, а также развитию умений сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям.

Использование практических и лабораторных работ, самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности, выполнение несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых предположений, описание результатов этих работ, способствует творческому решению учебных и практических задач, развитию умений мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения проблемы.

Включение учащихся в игровую деятельность способствует адекватному восприятию устной речи и развитию способности передавать информацию в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью задания игрового сюжета, владеть монологической и диалогической речью, уметь вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), уметь перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), использование для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных.

Задания для самостоятельной организации учебной деятельности способствуют развитию умений ставить цели, планировать, определять оптимальное соотношение цели и средств; овладению навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий; поиску и устранению причин возникших трудностей; оцениванию своих учебных достижений, поведения, своего физического и эмоционального состояния; соблюдению норм поведения в окружающей среде.

Применение методов группового взаимодействия способствует овладению умениями совместной деятельности: согласованию и координации деятельности с другими ее участниками; объективному оцениванию своего вклада в решение общих задач коллектива; учету особенностей различного ролевого поведения (лидер, подчиненный и др.); оцениванию своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей; использованию своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.

Учитывая особенности младшего подросткового периода и содержание изучаемых тем, для достижения эффективности организации образовательного процесса необходимо:

  1. традиционный комбинированный урок проводить с использованием частой смены активной деятельности учащихся, большого количества иллюстративного материала;
  2. широко применять словесные методы обучения – рассказ, объяснение, беседу в сочетании с видеопоказом, демонстрацией, практической и самостоятельной работой учащихся с натуральными (образцами походного оборудования, средства первой медицинской помощи) и изобразительными (разведения костра, ориентирование на местности) средствами обучения, картой, учебником, дополнительной литературой по теме;
  3. предпочтение отдавать частично-поисковым, исследовательским методам обучения, стимулирующим познавательный интерес к предмету, творческую активность, самостоятельность, развитие общеучебных  (работа с текстом, анализ, синтез, обобщение, классификация, рефлексия) и специальных умений и навыков (соблюдать нормы безопасного поведения в повседневной жизни, умений не допустить возникновение опасной ситуации, при возникновении – правильно действовать);
  4. объяснение нового материала осуществлять с опорой на витагенный опыт и витагенную информацию, имеющуюся у учащихся по рассматриваемым вопросам, актуализируя полученные ранее знания для их углубления, расширения и систематизации;
  5. закрепление теоретических знаний и развитие умений и навыков обеспечения личной безопасности в повседневной жизни осуществлять в нетрадиционных формах – при проведении экскурсий, сюжетных и ролевых игр, посредством решения ситуационных задач, проведения соревнований, презентаций учебных проектов и т.д.;
  6. домашнее задание производить не с позиций «прочитать., выучить., рассказать.», а посредством исключения учащихся в творческое решение учебных и практических задач, связанных с повседневной жизнью (решение ситуационных задач; составление кроссвордов, моделей, алгоритмов действий; выполнение творческих работ; несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых предположений, описание результатов этих работ; ведение дневника наблюдений и т.д.);
  7. использовать внеурочное время для закрепления учебного материала по обеспечению безопасности при активном отдыхе на природе при подготовке и участии обучаемых во Всероссийском детско-юношеском движении «Школа безопасности», в работе различных кружков, секций и клубов, в туристических походах, слетах и соревнованиях.

 

2.2 Методическая разработка урока для 6 класса на тему «Как подготовиться к походу, чтобы не попасть в экстремальную ситуацию».

Цель урока: воспитание культуры безопасного поведения в природной среде. 

Задачи: 

  1. расширение знаний школьников о туризме и туристической подготовке.
  2. изучение правил подготовки и организации похода. 
  3. формирование навыков безопасного поведения в экстремальной ситуации.  
    Методическое сопровождение урока и оборудование: 
  4. Программы для учащихся общеобразовательных учреждений по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности». В.Н. Латчук, С.К. Миронов, С.Н. Вангородский, издательский дом «Дрофа»; 
  5. Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» 6 класс. А.Г. Маслов, В.В. Марков, В.Н. Латчук, М.И. Кузнецов, изд-во «Дрофа». 
  6. Методическое пособие «Основы безопасности жизнедеятельности» 6 класс. В.Н. Латчук, В.В. Марков, А.Г. Маслов, изд-во «Дрофа» 
  7. Презентация к уроку. 
  8. Персональный компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.  
    Межпредметные связи: основы безопасности жизнедеятельности, география, физическая культура. Все этапы урока, основной материал - новый и повторяемый, задаваемые вопросы и правильные ответы, а также иллюстрационный материал по теме отражаются на слайдах соответствующего содержания тематической презентации. 

Ход урока 

  1. Организационный момент

На доске проецируется слайд 1, настраивающий учеников на урок по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности». Вводное слово учителя.

Проверка домашнего задания.

Давайте вспомним с вами материал предыдущих уроков. Отвечая на вопросы, вы получите конверты с карточками, которые вам пригодятся при изучении нового материала.

Что такое экстремальная ситуация? (Ситуация, представляющая угрозу для жизни человека) 

Перечислите основные причины попадания человека в экстремальную ситуацию. (Легкомыслие человека, незнание правил поведения в природной среде, непредвиденные обстоятельства, природная стихия, непредусмотрительность людей).

Что помогает человеку выжить в экстремальной ситуации? (Знания и навыки, активность и дружба, умение управлять собой - мыслями и чувствами, своими ощущениями и вниманием).  
И все-таки, где мы можем попасть в экстремальную ситуацию? (Дома, на улице, на природе). 

Объяснение нового материала.

Ребята, послушайте стихотворение. (Слайд 2 - Лес, природа) 

Шуми, шуми зеленый лес, 

Знаком мне шум твой величавый 

И твой покой, и блеск небес 

Над головой твоей кудрявой.

Когда ты входишь в лес 

Душистый и прохладный,

Средь пятен солнечных и летней тишины,

Встречает грудь твоя так радостно и жадно 

Дыханье влажных трав и аромат сосны. 

Как вы думаете, о чем мы будем говорить с вами на сегодняшнем уроке? (Ответы учащихся) 

Тема сегодняшнего урока: «Как подготовиться к походу, чтобы не попасть в экстремальную ситуацию». (Слайд 3 - Тема урока) Откройте рабочую тетрадь и запишите тему. 

Скажите, что такое поход? (Ответы учащихся) 

Поход - организованное передвижение группы людей с определенной целью. Например, военный поход, поход по местам боевой славы, туристический поход. (Слайд 4 - Формулировка понятия, наглядные примеры) 

Классификация походов. (Слайды 5-6 - Наглядные примеры) 

  1. По способу передвижения походы бывают пешие, велосипедные, конные, водные, на собаках. 
  2. По продолжительности походы бывают однодневные и многодневные. 
  3. По сложности походы бывают категорийные и прогулочные. 
  • Мы с вами собираемся в поход. Как мы будем готовиться к путешествию? (Ответы учащихся: выберем старшего - руководителя группы, определим цели и задачи похода, разработаем маршрут, соберем вещи и продукты, распределим снаряжение между участниками похода, предупредим поисково-спасательную службу МЧС) 

 (Слайд 7 - Иллюстрирует содержание вопроса, показывает туристическую группу на привале и совещание руководителя и старших группы)  
Почему у руководителя группы абсолютная власть во время похода? (Ответы учащихся: он отвечает за жизнь и здоровье участников похода, должна быть строгая дисциплина, чтобы не попасть в беду) 

  • Что мы возьмем с собой в поход? Что положим в рюкзак? У вас есть конверты с карточками (на которых изображены спальный мешок, коврик, посуда, средства личной гигиены, топор, карта, куртка, фонарик, палатка, консервы, аптечка, ремонтный набор и т.д.). Определите, какие вещи относятся к личному, а какие к общественному снаряжению? (Ответы учащихся) (Слайды 8-9 - Правильные ответы) 
  • С какими трудностями, опасностями мы можем столкнуться во время похода? (Слайд 10 - Иллюстрации трудностей и опасностей) (Ответы учащихся: кто-то отстанет от группы, можно получить травму, потеряем карту и заблудимся в лесу, может испортиться погода).  
    Изучаем, что такое НАЗ (носимый аварийный запас). Это набор вещей самых необходимых в экстремальной ситуации. 
  • Что вы положите в НАЗ? На столе лежат вещи (игрушка, шоколадка, спички, рыболовные крючки, кухонный нож, лезвие для бритвы, маленькая свечка, картонная коробка, целлофановый пакет, кусок веревки, зеркало, футляр от «Киндер сюрприза» и т.д.). К доске вызывается ученик, который собирает свой НАЗ. 

Вопросы: Собрал? Что будешь с ним делать? (Положу в карман брюк или куртки) 

Особое внимание при подготовке к походу следует уделить одежде и обуви.

(Слайд 11 - Требования к одежде  и обуви) 

  • Обувь должна быть удобной, плотно сидеть на ноге, но не сжимать стопу. 
  • Обувь нужно ежедневно проветривать и при необходимости просушивать. 
  • Одежда должна быть по возможности легкой и иметь небольшой объем для укладывания в рюкзаке. Верхняя одежда должна быть влагонепроницаемой, а нижнее белье должно хорошо поглощать пот.  
    Подумайте и ответьте (Слайд 12 - Вопросы): 
  • Почему верхняя одежда туриста должна быть по возможности яркой? 
  • Почему нежелательно носить белье из синтетических материалов? 
  • Почему разношенная обувь более удобна в походе, чем новая? (Ответы учащихся)

Самостоятельная работа. 

У вас на партах лежат белые листочки. Подпишите их, выполните письменную работу и подготовьтесь к взаимопроверке: первый ряд передает листки второму ряду, второй - третьему, третий - первому. Ребята, будьте внимательны, в некоторых вопросах может быть два варианта ответа.  
Тестирование (Слайды 13-17 - По теме вопросов): 

  1. В чем состоит главная задача при подготовке и проведении похода? 

А. В получении новых впечатлений и сведений. 

Б. В получении удовольствия. 

В. В обеспечении безопасности. 

Г. В образовании новых связей и знакомств. 

  1. Что необходимо сделать руководителю похода после разработки маршрута? 

А. Поделиться информацией с участниками похода. 

Б. Согласовать маршрут с органами МВД. 

В. Утвердить маршрут в маршрутно-квалификационной комиссии. 

Г. Сообщить о маршруте и сроках его прохождения в поисково-спасательную службу МЧС России. 

  1. В чём заключаются основные правила безопасного поведения человека на природе? 

А. Особых правил не существует. 

Б. В лесу нельзя шуметь, мусорить, разводить костры. 

В. На маршруте или на привале нельзя отходить от группы. 

Г. Быть внимательным и осторожным, и тогда медикаменты не понадобятся.

  1. Какой должна быть обувь человека, совершающего туристический поход? 

Информация о работе Обеспечение безопасности при активном отдыхе в природных условиях в школьном курсе ОБЖ