Осмотр места пожара

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2014 в 07:49, курсовая работа

Краткое описание

Осмотр места пожара - одно из основных действий при расследовании любого пожара. Это важнейший источник информации о произошедшем, причем, что необходимо отметить, информации объективной - в отличие от показаний свидетелей, актов ведомственного расследования и т.д. Некачественно и непрофессионально проведенный осмотр часто делает бессмысленными дальнейшие усилия по расследованию данного пожара. Место пожара обычно невозможно законсервировать и сохранить (на всякий случай) для повторных исследований. Поэтому восполнить пробелы в информации о пожаре в дальнейшем будут бессильны даже лучшие специалисты и эксперты.

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие, виды и процессуальные требования к осмотру места пожара
1.1 Понятие осмотра, должностные лица, уполномоченные проводить осмотр, стадии расследования пожара, на которых он проводится
1.2 Виды осмотра при расследовании дел о пожарах
1.3 Правовые требования
1.4 Участники осмотра, права и обязанности
Глава 2. Работа, предшествующая осмотру и выполняемая на стадии тушения пожара
2.1 Фиксация развития пожара и действий по тушению
2.2 Осмотр окружающей территории и тех частей объекта, на которых не происходит горение
2.3 Процессуальное закрепление сведений, полученных на стадии тушения пожара
Вывод
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

осмотр места пожара(готовый) .doc

— 117.00 Кб (Скачать файл)

УПК РФ, введённый в действие с 01.07.2002 г., в целях защиты конституционных прав граждан предусматривает определенные ограничения на проведение осмотра.

При производстве следственных действий недопустимо применение насилия, угроз, иных незаконных мер, а равно создание опасности для жизни и здоровья участвующих в нём лиц.

Возражение против проведения осмотра жилища должно быть документально зафиксировано. Форма отказа от осмотра законом не регламентирована, поэтому наиболее предпочтителен вариант, когда проживающие лица самостоятельно, в письменном виде, заявляют об отсутствии своего согласия на осуществление осмотра. В случае, если указанные лица возражают против осмотра и при этом отказываются как-либо это оформлять документально, следует пригласить понятых и составить акт об отсутствии согласия на осмотр жилища проживающих в нём лиц. Акт составляется в произвольной форме, но должен иметь необходимые реквизиты:

- время, место, должность, фамилия, инициалы  сотрудника ГПС;

- Ф.И.О. понятых, а также проживающих  в жилище (если данные их установлены);

- подписи должностного лица  ГПС и понятых.

В акте указываются юридические и фактические основания проведения осмотра (см. выше) и отражается факт отказа от проведения осмотра.

Не позднее 24 часов с момента поступления в суд ходатайства, оно рассматривается с вынесением постановления о разрешении производства или об отказе в производстве осмотра с указанием мотивов отказа.

В исключительных случаях, когда необходимо безотлагательно произвести осмотр, он может быть произведён и без получения судебного решения на основании постановления о производстве осмотра жилища в случаях, не терпящих отлагательства. При этом в течение 24 часов с момента начала производства осмотра об этом уведомляется судья и прокурор. К уведомлению прилагаются копии постановлений о производстве осмотра и протокола осмотра.

Судья в 24 часовой срок проверяет законность произведённого осмотра и выносит постановление о его законности или незаконности. В случае признания осмотра незаконным, все полученные в ходе осмотра доказательства (протокол осмотра, изъятые предметы, информация, зафиксированная при помощи технических средств и т.п.) признаются недопустимыми (незаконными), не имеющими юридической силы.

Подчеркнём, что указанный выше порядок принудительного осмотра жилища применим не только в случае, когда уже возбуждено уголовное дело, но и на стадии предварительной проверки

В ситуации, когда проживающие в жилище лица не возражают против проведения его осмотра, следует об этом сделать запись в протоколе осмотра, например, в графе, где указываются участвующие лица.

В других случаях (т.е. осмотре любого иного объекта, кроме жилища) принуждение вообще применять нельзя. Например, если руководитель предприятия, учреждения, организации возражает против проведения осмотра и не пускает на место пожара сотрудников ГПС, производство осмотра будет незаконным. В случае необходимости производства осмотра выходом из создавшегося положения может служить (при наличии соответствующих оснований) производство обыска в порядке ст. 182 УПК РФ. Основанием производства обыска, в соответствии со ст. 182 УПК РФ, является «наличие достаточных данных полагать, что в каком-либо месте или у какого-либо лица могут находиться орудия преступления, предметы, документы и ценности, которые могут иметь значение для уголовного дела». Естественно, что место преступления, связанного с пожаром, содержит орудия преступления и иные предметы, имеющие значение для дела. Однако, нельзя забывать, что производство обыска возможно только при наличии возбужденного уголовного дела. В этом случае посредством проведения обыска можно будет изучить и закрепить обстановку, осуществить поиск и изъятие предметов, веществ, материалов, необходимых для установления истины, т.е. фактически достичь целей осмотра.

Формы процессуальных документов, фиксирующих производство указанных действий утверждены следующими приложениями к УПК РФ: протокола осмотра места происшествия , протокола осмотра жилища, иного помещения, местности -, постановления о производстве обыска, протокола обыска. Осмотр места пожара в порядке производства по делам об административных правонарушениях

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) статьей 27.1 устанавливает в качестве одной из мер обеспечения производства по делу осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов.

Данную меру следует применять в случаях, когда административное производство связано с нарушением правил пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара. При этом, в соответствии с п.2.7 приказа МЧС России - МВД России от 31.03.2003 г. №163/208, необходимо проведение административного расследования, для которого осмотр места пожара является основным источником доказательств.

Технические и тактические аспекты проведения осмотра места пожара практически одинаковы как для следственного осмотра, так и для осмотра в порядке административного производства и отдельно рассматриваться в данном пособии не будут. Юридическая сторона имеет свои особенности, которые изложены ниже.

Юридические основания проведения осмотра:

- обнаружение достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, повлекшего возникновения пожара;

- наличие возбужденного дела  об административном правонарушении, связанного с пожаром (протокола  об административном правонарушении  или определения о возбуждении дела об административном правонарушении);

Фактическим основанием проведения осмотра является необходимость выяснить и процессуально закрепить обстановку места пожара в целях обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела.

Объектами осмотра, в отличие от следственного осмотра, в соответствии со ст. 27.8 КоАП РФ могут быть только помещения и территории, принадлежащие юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, которые используются ими для осуществления предпринимательской деятельности, а также находящиеся там вещи и документы. Любой объект вне указанных зон (в жилище, на открытой территории, в других помещениях и на территориях, не используемых для осуществления предпринимательской деятельности) не может быть осмотрен. Следовательно, круг объектов осмотра в порядке административного производства гораздо уже, чем в уголовном судопроизводстве.

Изъятие вещей и документов также осуществляется в отличном от уголовного процесса порядке. Во-первых, объектами изъятия, предусмотренного ст. 27.10 КоАП РФ, могут быть лишь вещи, являющие орудием совершения или предметом административного правонарушения и документы, имеющие значение доказательств, а не любые предметы, имеющие отношение к делу и могущие помочь в установлении истины. Взятие проб и образцов предметов регламентировано другой нормой - ст. 26.5 КоАП РФ и обусловлено необходимостью получения объектов для проведения экспертизы. Во-вторых, оба этих действия (изъятие предметов и взятие проб и образцов) являются самостоятельными и могут быть не связаны напрямую с осмотром: изъятие - одна из мер обеспечения производства, наряду с осмотром, а взятие проб и образцов - средство обеспечения доказательств. Изъятие - аналог выемки (ст. 183 УПК РФ), а взятие проб и образцов - аналог получения образцов для сравнительного исследования в уголовном судопроизводстве (ст. 202 УПК РФ).

Таким образом, данные действия (изъятие вещей и документов, взятие проб и образцов предметов) осуществляются либо независимо от осмотра, либо после его проведения и составления протокола осмотра. При этом оформляется собственный протокол, но никак не в рамках осмотра. Порядок оформления протокола как для изъятия, так и для взятия проб, одинаков и регламентирован статьей 27.10 КоАП РФ. (Подробнее, в том числе образцы бланков протоколов).

1.4 Участники осмотра, права и  обязанности

Лица, участвующие в осмотре

В осмотре, кроме лица, его проводящего, обязательно участвуют понятые (не менее двух).

Могут привлекаться к осмотру также:

- специалист; 

- свидетель;

- потерпевший;

- подозреваемый (обвиняемый) и его законные представители;

- эксперт (после назначения экспертизы, в ином случае - в качестве специалиста);

- переводчик;

- гражданский истец (ответчик) и  его представитель.

Осмотр помещения организации (ч.6 ст. 177 УПК РФ) производится в присутствии представителя администрации соответствующей организации. При невозможности обеспечить его участие в осмотре об этом делается запись в протоколе.

Понятые (ст.60 УПК РФ) - лица, вызванные для производства следственного действия, обязанные удостоверить:

- факт,

- содержание,

- ход и результаты действий, при которых присутствовали.

Права понятых:

- знать свои права и обязанности;

- пользоваться помощью переводчика;

- делать заявления на языке, которым владеет;

- присутствовать при всех действиях, производимых при осмотре;

- делать замечания по поводу  произведенных действий, с занесением  их в протокол;

- знакомиться с протоколом осмотра, требовать дополнения, внесения  поправок;

- удостоверять правильность содержания  протокола;

- получать возмещение расходов, понесенных в связи с явкой  для участия в осмотре.

Требования к понятым:

- отсутствие заинтересованности в деле;

- гражданская дееспособность (достигший 18 лет, психически здоровый, не злоупотребляющий  спиртными напитками и наркотическими  средствами);

- отсутствие физических недостатков (слабое зрение, слух), болезней, препятствующих  выполнению обязанностей понятых;

Понятыми не могут быть участники уголовного судопроизводства и их родственники, а также лица, наделенные полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности или предварительного расследования.

Нежелательно привлечение в качестве понятых сотрудников правоохранительного органа, в производстве которого находится дело, даже если они не наделены указанными полномочиями.

В соответствии с ч.3 ст. 170 УПК РФ, осмотр может производиться без участия понятых случаях его проведения:

1) в труднодоступных местностях, при отсутствии надлежащих средств  сообщения;

2) в условиях, опасных для жизни  и здоровья людей.

В протоколе при этом делается запись о причинах невозможности участия понятых.

Применение технических средств фиксации хода и результатов осмотра в данном случае обязательно. Если невозможно и применение технических средств, об этом делается соответствующая запись в протоколе с указанием причины.

Специалист (ст.58 УПК РФ) - лицо, обладающее специальными познаниями, привлекаемое к осмотру для содействия в обнаружении, закреплении и изъятии предметов и документов, применении технических средств.

Специалист обязан: 

- явиться по вызову для участия в осмотре;

- участвовать в осмотре, применяя  свои специальные знания и  навыки;

- оказывать лицу, производящему  осмотр, содействие в обнаружении, закреплении, изъятии доказательств (обращая при этом внимание  на обстоятельства, связанные с данными действиями);

- давать пояснения по поводу  выполняемых действий;

- не разглашать данные предварительного  расследования, ставшие ему известными  в связи с участием в производстве  по делу в качестве специалиста, если он был об этом заранее  письменно предупрежден в порядке ст. 161 УПК РФ.

Права специалиста:

- отказаться от участия в  производстве, если он не обладает  соответствующими специальными  познаниями;

- делать заявления, связанные с  обнаружением, закреплением и изъятием  доказательств, подлежащие занесению в протокол;

- задавать вопросы участникам  следственного действия с разрешения  следователя, дознавателя;

- знакомиться с содержанием  протоколов следственных действий, произведенных с его участием  и требовать внесения в них  дополнений, и уточнений;

- использовать для общения язык, которым владеет, также пользоваться  помощью переводчика;

- возмещения расходов, понесенных  в связи с явкой по вызову.

Требования к специалисту:

- обладание специальными знаниями  и навыками;

- незаинтересованность в исходе дела;

- отсутствие оснований для отвода, предусмотренных ст. 70 ч.2 и ст.71 УПК  РФ.

При расследовании дел о пожарах в качестве специалистов, как правило, привлекаются инженеры испытательных пожарных лабораторий. Целесообразно организовывать выезд этих специалистов совместно с дознавателями, причём немедленно по получении сообщения о пожаре.

Важно отметить, что при работе на месте пожара специалист не должен в одиночестве ходить и изучать обстановку, где-то что-то изымать, исследовать, вносить изменения в обстановку (проводить динамический осмотр и т.п. действия) без участия лица, производящего осмотр, и понятых. Все свои действия, связанные с исполнением процессуальных обязанностей, специалист должен согласовывать с пригласившим его на место лицом (руководителем следственно-оперативной группы, дознавателем).

Информация о работе Осмотр места пожара