Основные определения и понятия дисциплины безопасность жизнедеятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 08:42, доклад

Краткое описание

Ученые и врачи древности наблюдали болезни, которые возникали у лиц разных профессий. Еще Гиппократ (460 - 370 гг. до н.э.) писал о болезнях рудокопов, Гиппократ: «здоровье человека зависит от образа жизни и среды обитания».
Гален (ок. 130 – ок. 200 гг.) обратил внимание на вредное действие пыли и свинца на организм человека.
Уроженец Швейцарии, врач и естествоиспытатель Парацельс (1493 - 1541 гг.) и немецкий врач, геолог и металлург Агрикола (1494 - 1555 гг.) описали заболевание горняков, каменотесов и литейщиков под названием «чахотка».

Вложенные файлы: 1 файл

БЖД2.doc

— 101.50 Кб (Скачать файл)

1. Основные определения и понятия  дисциплины безопасность жизнедеятельности

 

1.1 История возникновения научной  и учебной дисциплины

 

Ученые и врачи древности  наблюдали болезни, которые возникали  у лиц разных профессий. Еще  Гиппократ (460 - 370 гг. до н.э.) писал о болезнях рудокопов, Гиппократ: «здоровье человека зависит от образа жизни и среды обитания».

Гален (ок. 130 – ок. 200 гг.) обратил внимание на вредное действие пыли и свинца на организм человека.

Уроженец Швейцарии, врач и естествоиспытатель Парацельс (1493 - 1541 гг.) и немецкий врач, геолог и металлург Агрикола (1494 - 1555 гг.) описали заболевание горняков, каменотесов и литейщиков под названием «чахотка». Парацельсу принадлежит высказывание: «Всё есть яд и всё есть лекарство. Только одна доза делает вещество ядом или лекарством»

Однако наблюдения ученых древности  и средневековья лишь подготовили  почву для появления науки  о заболеваниях, связанных с профессиональной деятельностью человека.

Основоположником ее является итальянский  врач, профессор практической медицины, ректор Падуанского университета Бернардино Рамаццини (1633 – 1714 г.г.). В 1700 году издана его книга «О болезнях ремесленников. Рассуждение.», в которой описаны болезни более 50 профессий (шахтеров, химиков, штукатуров, позолотчиков и др.). Он заметил, что существует определённая связь между характером труда и здоровьем человека.

Отечественные ученые и специалисты  внесли неоценимый вклад в разработку многих проблем, связанных с охраной  труда. В России первые работы в области  охраны труда принадлежат М.В.Ломоносову, который еще в 1763 году в книге «Первые основания металлургии или рудных дел» впервые в мире изложил правила безопасности и санитарии в горном деле. Он указал на опасность рудничного газа и породной пыли для здоровья горнорабочих и исследовал условия работы «горных людей». Его труд «Работа об условиях движения вольного воздуха» содержит теорию естественного проветривания.

Петров В.В. – изобретатель батареи постоянного тока (1801 г.); разрабатывал средства защиты от электрического тока; изобрёл изоляцию.

Бенджамин Франклин изобрел молниеотвод.

В 1882 г. на съезде русского технического общества в Москве были прочитаны  два доклада по технике безопасности. В одном из них профессор В.Л.Кирпичёв дал описание основных технических средств безопасного ведения работ, а в другом докладе были приведены результаты анализа причин производственного травматизма, среди которых «собственная неосторожность» была поставлена на первое место.

В 1891 – 1894 г.г. вышли в свет три  тома капитального труда по вопросам техники безопасности, автором которого был русский профессор Л.А. Пресс. Он развил идеи В.Л. Кирпичёва и далеко превзошел все зарубежные работы в этой области.

В 1907 году издана книга врача М.С. Уварова и профессора Л.М. Лялина «Охрана жизни и здоровья работающих», в которой впервые совместно изложены вопросы гигиены и техники безопасности.

Русские изобретатели И. Ползунов (1763г.) и К.Л. Фролов (1783г.) внесли ценный вклад  в технику безопасности в области механизации подъема, водоотлива и транспорта. А.А. Саблуков (1832г.) изобрел центробежный вентилятор и применил его для проветривания рудников. В.И. Ладыгин (1873г.) и П.Н. Яблочков (1876г.) изобрели первую электрическую лампу (накаливания и дуговую), что явилось крупным вкладом в технику безопасности и производственную санитарию.

Врач А.Н. Никитин (1793 – 1858г.г.) в  своих работах затронул вопросы  гигиены труда, а врач П. Рудановский впервые в России произвел обстоятельный анализ травматизма в промышленности. Профессор Г.В. Хлопин определил теоретические основы выявления и устранения профессиональных заболеваний и отравлений, а академик Н.Д. Зелинский ( 1861 - 1953 г.г.) впервые в мире разработал фильтрующий противогаз, получивший широкое распространение как индивидуальное средство защиты организма человека от вредного воздействия ядовитых паров и газов.

Исключительно важное значение в развитии гигиены труда имеют работы знаменитого русского физиолога И.М. Сеченова, который изучая физиологию трудовых процессов, указал на важную роль нервной системы и органов чувств человека в период его трудовой деятельности. Он впервые научно определил физиологический критерий для установления продолжительности рабочего дня.

Весьма важное значение в вопросах безопасности труда имеют работы советских ученых: академика А.А. Скочинского – по предупреждению взрывов и пожаров в угольной промышленности, академика Н.Н. Семенова – по теории теплового взрыва газовых смесей, профессора И.С. Стекольникова – в области грозозащиты, академика С.И. Вавилова – в области улучшения освещения с использованием для этого люминисцентных ламп. Профессор П.И. Синев – впервые в мире доказал зависимость роста производительности труда от безопасности работ.

В области пожарной безопасности следует  особо отметить разработанный в 1904 году отечественным химиком  А.Г. Лораном способ тушения огня при помощи пены. Этот способ тушения пожаров в настоящее время получил широкое распространение во всех странах мира.

В бывшем СССР к началу девяностых годов XX столетия были созданы различные службы, цель которых – сохранить жизнь и здоровье людей в процессе их труда. Но если в условиях прежнего строя эти системы безопасности худо-бедно работали, то сейчас, в условиях развивающегося рынка, происходит планомерное разрушение прежних структур защиты людей на производстве. Закрываются традиционные отделы охраны труда в министерствах, ведомствах, на предприятиях. И результатом такой деятельности является резкое увеличение несчастных случаев, аварий, профессиональных заболеваний.

Вместе с тем, научно-исследовательские  работы ряда институтов гигиены труда  и профессиональных заболеваний  Министерства здравоохранения России, лабораторий охраны труда отраслевых научно-исследовательских институтов, кафедр БЖД высших учебных заведений дали научное обоснование действующим санитарно-гигиеническим, противопожарным и другим нормам безопасности, вошедшим в законодательство по охране труда. На основе работ институтов разработан ряд ГОСТов, официальных инструкций, правил и норм. Научно-исследовательская работа в области безопасности представляет собой большой комплекс жизненно необходимых вопросов, решение которых призвано обеспечить здоровый и безопасный труд на производстве, контроль источников негативных воздействий.

Основными направлениями практической деятельности в области БЖД являются профилактика причин и предупреждение условий возникновения опасных  ситуаций, что соответствует программе действий «Повестка дня на XXI век» (Материалы Всемирного форума в Рио-де-Жанейро, 1992 г.), положившей основы дальнейшего развития Мира. В программе указано, что единственный способ обеспечения будущего – это комплексно решать проблемы развития экономики и сохранения окружающей среды. Основу решений должно составить устойчивое развитие всех процессов, всемирная экономия ресурсов, безопасные и экологические технологии, просвещение и подготовка кадров в области безопасного взаимодействия с окружающей средой.

Происходящие негативные изменения  среды обитания человека предопределяют необходимость того, что современный  человек, а специалист особенно, должен быть в достаточной степени подготовлен  к соответствующей обстановке для  успешного решения возникающих задач по обеспечению безопасности жизнедеятельности тех или иных контингентов работающих, всего производственного персонала и населения, по ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф.

Начало преподавания охраны труда  в вузах России было положено инженером, впоследствии профессором Николаем Александровичем Шевалёвым. В 1904 году он прочел в Петербургском технологическом институте курс лекций «Техника ограждения машин». В 1910 году этот курс был прочитан им и в политехническом институте. В этом же году вышел первый учебник по технике безопасности. Однако обязательным для всех вузов этот курс стал только в 1929 году и был включен во все учебные программы. В 1938 году в Ленинградском политехническом институте была создана первая кафедра по технике безопасности и противопожарной защите.

С 1965 г. был введен предмет «охрана  труда» в ВУЗах, а также читались курсы «Охрана окружающей среды», «Гражданская оборона» – предпосылки  для создания единого учения. В 90-х  годах появилась дисциплина «Безопасность жизнедеятельности».

Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности», помогает выработать идеологию безопасности, навыки конструктивного мышления и  поведения с целью безопасно  осуществлять свои профессиональные и  социальные функции.

1.2 Основные термины и определения

 

Положение о том, что любая деятельность человека представляет потенциальную  опасность, определяет основу научной  проблемы безопасности человека. Поэтому  можно сделать два вывода: во-первых, невозможно разработать (найти) абсолютно  безопасный вид деятельности человека (например, рассматривая производственную деятельность человека, невозможно создать абсолютно безопасную технику или технологический процесс; во-вторых ни один вид деятельности не может обеспечить абсолютную безопасность для человека.

При рассмотрении вопросов безопасности жизнедеятельности используется понятие  опасности.

Опасность - явления, процессы, объекты, свойства объектов, которые в определенных условиях способны наносить вред жизнедеятельности человека. Признаками опасности являются: угроза для жизни; возможность нанесения ущерба здоровью; возможность нарушения нормального функционирования экологических систем.

Источники формирования опасности  являются: сам человек, его труд, деятельность, средства труда; окружающая среда; явления и процессы, возникающие в результате взаимодействия человека с окружающей средой.

Опасности различаются по происхождению: социальные; природные; техногенные; экологические (антропогенные, биологические); смешанные и по времени проявления: импульсные (проявляются мгновенно, например, опасность поражения электрическим током ), кумулятивные (накапливающиеся, например, проживание в местности повышенного радиоактивного воздействия) и по локализации: литосферные ( землетрясение, извержение вулканов); гидросферные; атмосферные (озоновые дыры); космические (солнечные циклы).

Рассмотрим опасности с точки  зрения их происхождения.

Социальные опасности (СО) порождаются социально-экономическими процессами, протекающими в обществе. Основной предпосылкой социальных опасностей является несовершенство человеческой природы. Распространению СО способствует интенсивное развитие международных связей, туризма, спорта.

Социальные опасности могут быть квалифицированы по определенным признакам:

По природе:

- связанные с психическим воздействием  на человека (шантаж, мошенничество,  воровство);

- связанные с физическим насилием (разбой, бандитизм, террор, изнасилование,  заложничество;

- связанные с употреблением веществ, разрушающих организм человека (наркомания, алкоголизм, курение);

- Связанные с болезнями (СПИД, венерические болезни и др.);

- Опасности суицидов (по данным  ВОЗ ежегодно 500 тыс., 7 млн попыток).

По масштабам событий:

- Локальные;

- Региональные;

- Глобальные.

По половозрастному признаку различают  социальные опасности характерные  для детей, молодежи, женщин, пожилых  людей.

По организации социальные опасности  могут быть случайные и преднамеренные.

Защита от социальных опасностей заключается  в профилактических мероприятиях, направленных на ликвидацию этих опасностей. Наличие адекватной правовой системы может явиться основным условием предупреждения и защиты от СО. Требуется также соответствующая подготовка человека, для того чтобы он мог защитить себя в опасной ситуации. Причем нужна юридическая, психологическая, информационная и силовая подготовка.

Природные опасности обуславливают стихийные явления, климатические условия, рельеф местности и др., которые представляют непосредственную угрозу для жизни и здоровья людей. Например, землетрясения, извержения вулканов, снежные лавины, сели, наводнения, цунами, смерчи, молнии, космические излучения и т.д. Как правило, они создают чрезвычайные ситуации (ЧС).

Защита от природных опасностей может быть активной (строительство инженерно-технических сооружений, вмешательство в механизм явлений, мобилизация естественных ресурсов и т.д.) и пассивной (использование укрытий). В большинстве случаев активные и пассивные методы сочетаются.

Экологические (антропогенные) опасности во многом определяются наличием отходов, неизбежно возникающих при любом виде деятельности человека в соответствии с законом о неустранимости отходов (или) побочных воздействий.

Отходы сопровождают работу промышленного  и сельскохозяйственного производств, средств транспорта, использования различных видов топлива при получении энергии. Они поступают в окружающую среду в виде выбросов в атмосферу, сбросов в водоемы, производственного и бытового мусора, потоков механической, тепловой и электромагнитной энергии и т.п. Количественные и качественные показатели отходов, а также регламент обращения с ними определяют уровни и зоны возникающих при этом экологических опасностей.

Можно выделить также биологические опасности – происходящие от живых объектов.

Простейшие, например, трипаносомы – паразиты крови и тканей человека и позвоночных животных (переносчик муха цеце, комары, болезни лихорадка, сонная болезнь) размножаются делением через каждые 3 часа.

Информация о работе Основные определения и понятия дисциплины безопасность жизнедеятельности