Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2014 в 18:57, курсовая работа
Конституция Российской Федерации 1993 г. заложила современную правовую основу развития федеративного государства и федеративных отношений в России. Избранная новой Россией форма государственности федерализм не имеет единого международного образца, а российский федерализм, имеющий свою специфику, к тому же исключительно динамичен.
Федерализм является важнейшим принципом организации и функционирования российской государственной и общественной системы, что, естественно, находит отражение в различных положениях Конституции, начиная с первой статьи.
ВВЕДЕНИЕ.....………………………………………...……………………………3
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ИХ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИХ СТАТУСА…5
1.1Конституционное регулирование статуса субъектов Российской Федерации и их виды……………………………………………………………………………….5
1.2 Распределение компетенции между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации………………………………………………................11
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА СУБЪЕКТОВ РФ……15
2.1 Особенности правового статуса Республики Удмуртии Российской Федерации…………………………………………………………………………..15
2.2 Особенности правового статуса краев, областей и городов федерального значения……………………………………………………………………………18
2.3 Особенности правового статуса автономных образований………………..23
Заключение………………………………………………………………………….27
Список используемой литературы………………………………………………..28
Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти10.
Разграничение предметов
ведения и полномочий между
органами государственной
Таким образом, наряду с вопросами совместного ведения между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации, присутствуют вопросы исключительного ведения субъектов Российской Федерации.
Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.
При противоречии федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации в области исключительного ведения субъектов Российской Федерации действуют законы и иные нормативные акты субъектов Федерации.
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА СУБЪЕКТОВ РФ
2.1 Особенности правового статуса Республики Удмуртии Российской Федерации
Пытаясь спрогнозировать развитие политической системы Удмуртской Республики, следует учитывать, что она является частью политической системы Российской Федерации. История её становления, развития и перспективы определяются историей, развитием и основными тенденциями развития политической системы России. Последнее является основным фактором, определяющим динамику политической системы Удмуртии как субъекта Российской Федерации. Наряду с этим, как и всякая региональная подсистема федеративной политической системы, политическая система Удмуртии имеет свои особенности, определяемые социально-экономическими, культурными – в том числе этноязыковыми, – особенностями региона. Последние могут рассматриваться как ограничители или ресурсная база возможностей трансформации политической системы республики и в реагировании на импульсы из общероссийской политической системы, и в реализации установок, интересов групп, занимающих доминирующее положение в республиканской политической системе.
В развитии политическая система Удмуртской Республики можно выделить четыре этапа. М.Н. Губогло и С.К. Смирнова на основе анализа функционирования институтов государственной власти и становления конституционно-правового статуса Удмуртии как полноправного субъекта федеративных отношений выделяют три этапа развития политической системы постсоветской Удмуртии12 13
Первый из них (1990-1995 годы) охватывает суверенизацию республики, формирование новых органов государственной власти и местного самоуправления. Этот этап развивался на фоне формирования новой политической системы постсоветской России, в том числе – нового типа федеративных отношений центра и регионов.
Второй этап (1995-2000 годы) характеризуется поиском пути развития в новых социально-экономических и политических условиях, выбором оптимальных форм системы государственного управления. Завершился этот этап переходом от парламентской республики к президентской, что произошло под влиянием решения федерального центра об обязательной выборности глав регионов. Переход к новой системе публичных властных отношений может быть охарактеризован как наиболее драматичный момент в новейшей политической истории республики, момент, связанный с максимальной самомобилизацией различных групп интересов и максимальной мобилизацией населения Удмуртии.
Третий этап начинается с 2000 года. Для него характерно превращение политической сферы Удмуртии в президентскую республику, повлекшее монопольный контроль за политической системы со стороны групп, связанных с первым лицом республики. В целом развитие политической системы в этот период синхронизируется с развитием политической системы России. Её развитие используется доминирующей в политике Удмуртии группой как ресурс укрепления собственных позиций в политической системе республики. Пиком контроля над политической системой являются выборы 2004г. и последующих четырёх лет. Характерной чертой электоральной политики республиканского истеблишмента является совмещение региональных выборов с федеральными выборами, что позволяло доминирующей группе получать показатель «высокой поддержки избирателей».
С учётом изменений, происходивших в период второго президентства В.В. Путина и президентства Д.А. Медведева, А.А. Бобков выделяет четвёртый этап развития политической системы Удмуртской Республики и определяет его начало декабрём 2007г. В качестве причин для выделения этого этапа он приводит:
2.2 Особенности правового статуса краев, областей и городов федерального значения
После 1992 года Российская Федерация
была преобразована таким образом, что
бывшие административно-
Сейчас в качестве субъектов
Федерации в состав Российской Федерации
входят, 9 краев (Алтайский, Краснодарский,
Красноярский, Пермский, Приморский, Ставропольский,
Хабаровский, Забайкальский, Камчатский),
46 областей и 2 города федерального значения
- Москва и Санкт-Петербург. Они являются
государственно-
Статус краев, областей и приравненных к ним городов федерального значения определяется Конституцией РФ, Федеративным договором от 31 марта 1992 г., включающим в себя Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами власти краев, областей, городов федерального значения; другими федеральными актами.
Являясь субъектами Российской Федерации, края, области и города федерального значения обладают определенной учредительной властью. Они вправе принимать свои уставы, законы и иные нормативные правовые акты.
Устав закрепляет конституционно-правовой
статус края, области, города федерального
значения; организацию государственной
власти, порядок нормотворческой деятельности;
административно-
Края, области, города федерального значения располагают своей территорией, которая не может быть изменена без их согласия.
Каждый край, область, город федерального значения образуют органы представительной, исполнительной и судебной власти, которые действуют на основе Конституции РФ, а также уставов края, области, города федерального значения.
Надо сказать, что если прежде органы власти краев, областей, городов республиканского значения относились законодательством к местным органам власти, то в настоящее время они к таковым не относятся, а являются органами государственной власти субъектов Федерации.
Края, области, города федерального значения вправе иметь свою символику. Так, согласно Уставу Иркутской области, область имеет свои герб и флаг, утверждаемые Собранием области14. Порядок использования официальной символики области определяется ее законом.
Края, области, города Москва и Санкт-Петербург являются самостоятельными участниками международных и внешнеэкономических связей, соглашений с другими краями, областями, а также республиками, автономной областью, автономными округами, если это не противоречит Конституции и законам РФ. Координация международных и внешнеполитических связей краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга осуществляется федеральными органами государственной власти РФ совместно с органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга.
Статус края, области, города федерального значения может быть изменен только по взаимному согласию РФ и соответствующего края, области, города федерального значения, согласно федеральному конституционному закону. В некоторых уставах краев и областей устанавливается порядок изменения их статуса. Так, по Государственному Уставу Краснодарского края лишение его статуса субъекта Российской Федерации или придание ему статуса иного субъекта РФ возможно только на основе Конституции РФ и Федеративного договора при условии одобрения соответствующего решения на краевом референдуме15.
Конституция РФ обеспечивает участие представителей краев, областей, городов федерального значения в решении вопросов, отнесенных к компетенции Российской Федерации. Для этого от краев, областей и городов федерального значения избираются депутаты в Государственную Думу и входят по два представителя в Совет Федерации: глава законодательного (представительного) и глава исполнительного органов государственной власти по должности.
Информация о работе Особенности правового статуса Республики Удмуртии Российской Федерации