Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2014 в 18:57, курсовая работа
Конституция Российской Федерации 1993 г. заложила современную правовую основу развития федеративного государства и федеративных отношений в России. Избранная новой Россией форма государственности федерализм не имеет единого международного образца, а российский федерализм, имеющий свою специфику, к тому же исключительно динамичен.
Федерализм является важнейшим принципом организации и функционирования российской государственной и общественной системы, что, естественно, находит отражение в различных положениях Конституции, начиная с первой статьи.
ВВЕДЕНИЕ.....………………………………………...……………………………3
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ИХ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИХ СТАТУСА…5
1.1Конституционное регулирование статуса субъектов Российской Федерации и их виды……………………………………………………………………………….5
1.2 Распределение компетенции между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации………………………………………………................11
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА СУБЪЕКТОВ РФ……15
2.1 Особенности правового статуса Республики Удмуртии Российской Федерации…………………………………………………………………………..15
2.2 Особенности правового статуса краев, областей и городов федерального значения……………………………………………………………………………18
2.3 Особенности правового статуса автономных образований………………..23
Заключение………………………………………………………………………….27
Список используемой литературы………………………………………………..28
Края и области имеют свои административные центры.
Конституция РФ, Федеративный договор и уставы краев, областей и городов федерального значения определяют предметы ведения краев, областей и городов федерального значения. Они подразделяются на предметы совместного ведения Федерации и краев, областей и городов федерального значения и предметы, находящиеся в исключительном ведении последних.
Согласно Конституции РФ и Федеративному договору, в совместном ведении Федерации и краев, областей и городов федерального значения в сфере государственного строительства находятся обеспечение соответствия уставов, законов и иных нормативных правовых актов края, области, города федерального значения Конституции РФ и федеральным законам; защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режима пограничных зон16.
В совместное ведение РФ и краев,
областей и городов федерального значения
входит широкий круг вопросов законодательного
регулирования, включающий административное,
административно-
Введение чрезвычайного положения на территории края, области, городов Москвы и Санкт-Петербурга осуществляется федеральными органами государственной власти РФ с уведомлением органов власти края, области, городов Москвы и Санкт-Петербурга.
Согласно Конституции РФ, по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы, в соответствии с которыми органы государственной власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга осуществляют собственное правовое регулирование в пределах своей компетенции, принимая правовые акты.
Законопроекты по предметам совместного ведения направляются краям, областям, городам Москве и Санкт-Петербургу для обсуждения и представления своих предложений. Все полномочия, не относящиеся к ведению федеральных органов государственной власти и к совместному ведению федеральных органов государственной власти и органов государственной власти краев, областей и городов федерального значения, осуществляются органами государственной власти последних самостоятельно в соответствии с Конституцией РФ.
Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти края, области, городов Москвы и Санкт-Петербурга могут передавать этим органам осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции и законам РФ. И наоборот, органы исполнительной власти края, области, городов Москвы и Санкт-Петербурга по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий.
Определенными особенностями характеризуется статус такого субъекта РФ, как Москва, являющегося столицей России. 15 апреля 1993 г. был принят Закон РФ "О статусе столицы РФ"17.
Органы государственной власти города Москвы в связи с осуществлением функций столицы: предоставляют в установленном законом порядке федеральным органам государственной власти РФ, представительствам республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, краев, областей, города Санкт-Петербурга, а также дипломатическим представительствам иностранных государств в РФ земельные участки, здания, строения, сооружения и помещения, жилой фонд, жилищно-коммунальные, транспортные и иные услуги; обеспечивают необходимые условия для проведения общегосударственных и международных мероприятий; участвуют в разработке и осуществлении целевых федеральных программ развития города Москвы; участвуют в содержании и развитии систем связи, федеральных автомобильных дорог общего пользования и иных транспортных систем на территории города Москвы; согласовывают проект генерального плана развития города Москвы с федеральными органами государственной власти РФ.
Затраты Москвы, связанные с осуществлением ею функций столицы, полностью компенсируются за счет субвенций из республиканского бюджета РФ, за счет платежей за предоставляемые городом услуги, вносимых федеральными органами государственной власти, представительствами республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, краев, областей, города Санкт-Петербурга, а также дипломатическими представительствами иностранных государств в РФ.
Земельные участки, находящиеся в собственности города Москвы, предоставляются его органами государственной власти для размещения зданий, строений и сооружений, необходимых для выполнения полномочий федеральными органами государственной власти РФ, в соответствии с перечнем, формируемым Правительством РФ. Эти земельные участки в установленном законом порядке приобретаются федеральными органами государственной власти в федеральную собственность или предоставляются им в аренду в соответствии с Генеральным планом развития города Москвы и программами развития отдельных городских территорий.
Таким образом, субъекты Российской Федерации, в частности края, области и города федерального значения имеют специфический конституционно-правовой статус, который отличает их от республик. Являясь субъектами РФ, края, области и города федерального значения обладают определенной учредительной властью. Они вправе принимать свои уставы, законы и иные нормативные акты. Располагают своей территорией, которая не может быть изменена без их согласия.
Каждый край, область, Москва и Санкт-Петербург образуют органы законодательной, исполнительной и судебной власти, которые действуют на основе Конституции РФ, а также уставов краев, области, города федерального значения, и также вправе иметь свою символику.
2.3 Особенности правового статуса автономных образований
В Российскую Федерацию входят одна автономная область (Еврейская автономная область) и четыре автономных округа. Что касается автономной области, то ее сохранение является скорее данью традиции, поскольку еврейского населения в ней почти нет. По численности и структуре населения все округа невелики и многонациональны. Наибольший удельный вес коренной национальности в Ненецком автономном округе (16,5%), наименьший - в Ханты-мансийском (1,4%)18.
Еврейская автономная область входит в Российскую Федерацию непосредственно (Законом от 15 декабря 1990 г. все автономные области были выведены из краев и включены в Российскую Федерацию непосредственно). Автономные округа имеют возможность самостоятельно решать вопрос о вхождении в Российскую Федерацию непосредственно и через другой субъект Федерации (край, область). На этом основании, например, Чукотский автономный округ в 1992 г. выделился из Магаданской области и непосредственно вошел в состав Российской Федерации (в этом положении его название "автономный округ" теряет смысл, ибо по всем своим правам он превращается в обычную область). Другие же округа (их 9) сохраняют прежнее состояние. Конституция РФ предусматривает, что по представлению законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе. Принятие такого закона, следовательно, необязательно, это зависит от желания самой автономии.
Правовое положение автономных округов в известной мере противоречиво. С одной стороны, автономный округ, как вытекает из Конституции РФ, может входить "в состав края или области" (и 9 из 10 являются как раз такими). С другой, округ, как и край, и область, рассматривается Конституцией как равноправный субъект Российской Федерации. Это пример коллизии в конституционном праве. Чтобы разрешить это противоречие, Конституция РФ предусматривает, что отношения таких округов могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти автономного округа и соответственно органами государственной власти края или области (могут, но не должны!). Такой договор тем не менее был заключен между администрацией Тюменской области и администрациями Ханты-мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, но он не снял напряжения между сторонами в отношении понимания самостоятельности округов. Договорная форма отношений "вхождения" не устраняет в полной мере разногласий в отношении того, является ли территория округа частью территории области (края) или нет, из чего следует решение вопроса о пределах властвования органов государственной власти области (края).
Конституционный Суд РФ в постановлении от 11 мая 1993 г. по делу о проверке конституционности Закона РФ от 17 июня 1992 г. "О непосредственном вхождении Чукотского автономного округа в состав Российской Федерации" отметил, что "нахождение автономного округа в крае или области не означает, по действующему законодательству, поглощения его территории, являющейся составной частью территории Российской Федерации"19.
Однако данное постановление не решило всех вопросов, а принятие необходимых законов задерживалось.
В постановлении от 14 июля 1997 г. по делу о толковании конституционного положения о вхождении округа в состав края, области Конституционный Суд РФ признал, что равноправие субъектов РФ не исключает вхождения округа в край, область, вхождение одного субъекта в состав другого, является реальным лишь в том случае, если происходит включение его территории и населения в состав территории и населения другого субъекта, что не означает поглощения. В связи с этим население округа вправе участвовать в выборах органов государственной власти края, области.
Автономная область и автономные округа в равной мере со всеми субъектами Федерации представлены в Совете Федерации Федерального Собрания (по два представителя от каждого субъекта Федерации), а также избирают депутатов в Государственную Думу. Это обеспечивает им представительство в законодательном органе Федерации.
Автономия как способ защиты национальных интересов граждан РФ в процессе выбора ими путей и форм своего национально-культурного развития нашла отражение в Федеральном законе "О национально-культурной автономии" от 17 июня 1996 г20.
Итак, автономные образования в составе Российской Федерации имеют статус национально-культурных единиц, защита индивидуальности и самобытности которой установлена федеральным законом.
Заключение
Из анализа юридической природы
субъектов РФ следует вывод, что все они
наделяются Конституцией России статусом
государственных образований, о чем свидетельствует
наличие у них элементов учредительной
власти, собственного законодательства,
территориального верховенства, особого
характера взаимоотношений с федеральной
властью. Если обычные административно-
В настоящее время не возникла потребность, и не появились политико-правовые основания для принятия федерального конституционного закона позволяющего изменять статус субъектов РФ. Это связано с отсутствием дополнительных юридических прав, предоставляемых субъекту в рамках действующей Конституции РФ, с опасностью воссоздания новой модели дифференциации субъектов на какие-либо группы в ущерб принципу равноправия субъектов РФ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Нормативно-правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации 1993 г.
2. 17 декабря 2001 г. N 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации».
3. 14 октября 2005 года N 6-ФКЗ
«Об образовании в составе
Российской Федерации нового
субъекта Российской Федерации
в результате объединения
4. ФЗ "О национально-культурной автономии" от 17 июня 1996 г.
5. ФЗ № 184-ФЗ «Об общих
принципах организации
6. Закон Российской Федерации от 5 марта 1992 года "О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации"
Научная и учебная литература:
1. Баглай М.В. Учебник «Конституционное право РФ», М., изд. «Норма», 2002.
2. Козлова Е.И. и Кутафин О.Е. Учебник «Конституционное право»,М., изд. «Юристъ», 2003.
3. Авакьян С.А. «Конституционное право России»,М., изд. ИКД «Зерцало», 2001.
4. Общая теория прав человека. Издат. НОРМА, Москва, 1996
5. Драгош Н.К. Учебник «Конституционное право России»,М., РИОР, 2003.
6. Габричидзе Б.П. Учебник «Конституционное право современной России»,М., изд. «Дело и сервис», 2001.
7. Глущенко П.П., Зиновьев А.В., Поляшова И.С. Учебник «Конституционное право России», Питер 2005.
8. Ржевский В.А. Территориальная организация Советского государства. Саратов. 1966.
9. Страшун. Б. А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник: В 4 т. Издание 3, дополненное, переработанное М.: НОРМА, 2007.
10. Энциклопедический словарь Конституционного права., М : Норма, 2002.
Другие источники:
1. Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, 1990, № 16, ст. 267.
Информация о работе Особенности правового статуса Республики Удмуртии Российской Федерации