Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 10:33, реферат
Цели и задачи исследования
Цели:
Раскрыть сущность понятия «организации труда на компьютере», дать его аналитическую характеристику, выявить проблемы и предложить мероприятия по их решению. Цель практической части - анализ представлений пользователей о форме и содержании работы с компьютером, краткий обзор основных подходов к проблеме человеко-компьютерного взаимодействия и создание оригинальной диагностической методики для выявления субъективных представлений разных категорий пользователей о работе с компьютером
Задачи:
• Рассмотрение норм и требований, предъявляемые компьютерному труду.
• Рассмотрение правильной организации компьютерного рабочего места (обоснованность его пространственных параметров, режима труда во времени, с учетом эргомических законов и норм, применяемых к труду оператора).
• Проведение эмпирического обследования пользователей с использованием разработанной методики.
• Выделение на основе полученных данных критериев для разделения всей выборки испытуемых на группы, у которых могут быть обнаружены различия в субъективных представлениях о работе с компьютером.
• Анализ различий, наблюдаемых в выделенных группах испытуемых, и разработка предварительных рекомендаций по оптимизации условий работы за компьютером для
ВВЕДЕНИЕ 3
Обоснование проблемы исследования 3
Цели и задачи исследования 4
Теоретическая часть 5
Стандарты обеспечения безопасной работы на компьютере 5
TCO 5
TCO '92 6
TCO '95 6
TCO '99 6
MPR II 7
Эргономика рабочего места и организация рабочего пространства 7
Как будет использоваться компьютер 7
Помещение и освещение 8
Организация рабочего стола 9
Правильная высота 9
Эргономичная мебель 10
Вентиляция 10
Шум 11
Рабочее кресло 11
Как следует сидеть за компьютером 12
Практическая часть 13
Методика и организация исследования 13
Результаты исследования 15
Результаты сравнительного анализа у различных групп пользователей 15
Обсуждение результатов сравнительного анализа 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
Список используемой литературы 21
О труде и отдыхе
Но и правильная осанка, и хорошая мебель не помогут, если весь день сидеть в одной позе. Длительное неподвижное положение приведет к мышечной усталости. Если вам приходится весь день сидеть, вставайте время от времени либо слегка изменяйте высоту кресла или крышки стола, чтобы изменить общее положение тела.
Согласно требованиям, разработанным Госсанэпиднадзором, суммарное время непосредственной работы с персональным компьютером не должно превышать шести часов за смену. На протяжении рабочего дня следует устраивать перерывы продолжительностью 10 - 20 минут. Работа без перерыва за монитором компьютера не должна превышать 45 - 60 минут. Во время перерывов рекомендуется выполнять необходимые комплексы физических упражнений.
Особенности субъективных представлений о работе с компьютером у разных категорий пользователей
Для проведение исследования был разработан специализированный опросник, направленный на выявление различных групп факторов, которые могут влиять на специфику субъективных представлений о работе с компьютером. Эти факторы включали как субъективные оценки объективных условий труда и содержания решаемых задач, так и характеристики личностного "видения" различных трудовых ситуаций и типичные для конкретного пользователя способы поведения в них.
По своей форме опросник был составлен в виде структурированной анкеты, состоящей из достаточно обширного перечня вопросов, по отношению к каждому из которых давался заведомо избыточный набор возможных ответов. Степень согласия с каждым из ответов испытуемый должен был оценить по четырехбальной шкале, обычно представленной градациями "вовсе нет – пожалуй так – верно – совершенно верно" или "почти никогда – иногда – часто – практически всегда".
В целом опросник включал 21 вопрос. По своему содержанию вопросы были сгруппированы в 9 основных блоков, которые отражают важные факторы, определяющие особенности формирования субъективного "образа" работы с компьютером у разных групп пользователей. Ниже приведен перечень выделенных блоков вопросов:
Анкетные данные испытуемого: пол, возраст, образование, стаж работы с компьютером.
Субъективная оценка уровня владения компьютером: наличие специальных знаний и умений, компетентность, степень мастерства по сравнению с другими пользователями.
Мотивационно-целевая направленность деятельности: в каких целях и почему пользователь работает с компьютером (например, преобладание прагматических мотивов деятельности (источник дохода, удобство и престижность работы, и пр.); прямая производственная необходимость; использование компьютера как объекта или средства решения профессиональных задач; удовлетворение личных интересов).
Феномены персонификации компьютера: наделяет ли пользователь компьютер качествами живого существа или партнера, какие эмоции он испытывает по отношению к компьютеру.
Интенсивность нагрузок при работе с компьютером: продолжительность времени, проводимого за компьютером, в зависимости от условий работы и сложности выполняемых заданий.
Причины утомления и способы его преодоления: насколько утомительна для пользователя работа с компьютером, в чем он видит основные причины утомления и каким образом обычно пытается преодолеть это состояние.
Отношение к сбоям в работе компьютера: в чем видит пользователь типичные причины неисправностей, и какими стратегиями пользуется для их устранения.
Характеристика выборки испытуемых
В ходе исследования было опрошено 18 студентов группы ФБ-93 НГТУ, стаж работы с компьютером в среднем составлял 3 года.
Процедура проведения опроса
Испытуемые работали с опросником в строго индивидуальном порядке, без ограничения времени. Среднее время заполнения анкеты составило около 30 минут.
Сначала студенты были поделены по уровню компетентности владения компьютером. В соответствии с этим, вся выборка испытуемых была разделена на три группы: "новички"(0,5-1 год), "пользователи среднего уровня" (1-3года) и "эксперты" (3 и более лет), сравнение по которым было проведено в ходе дальнейшего анализа.
Практически во всех эмпирических исследованиях разделение испытуемых по половому признаку рассматривается как один из наиболее важных критериев, определяющих особенности работы человека с компьютером. Поэтому было проведено сравнение между группами девушек и парней.
Данные о достоверных различиях по обобщенным показателям опросника, обнаруженные при сравнении разных групп пользователей, представлены в таблицах 1-3. Качественный анализ различий и их возможная интерпретация приведены ниже.
Мотивационно-целевая направленности деятельности | Новичок | Средний | Эксперт |
Использование компьютера – производственная необходимость | 6 | 6 | 6 |
Компьютер как объект деятельности | 5 | 5 | 8 |
Компьютер как средство деятельности | 2 | 4 | 12 |
Феномены персонификации компьютера |
|
|
|
"Одушевление" компьютера | 8 | 2 | 8 |
Чувство неполноценности | 12 | 4 | 2 |
Причины утомления |
|
|
|
Плохая эргономика рабочего места | 6 | 6 | 6 |
Неудовлетворительная социальная поддержка | 10 | 4 | 4 |
Причины неисправностей и стратегии их устранения |
|
|
|
Наиболее вероятная причина сбоев – операционная система | 2 | 4 | 12 |
Наиболее вероятная причина сбоев – собственные некорректные действия | 13 | 2 | 3 |
Проверка операционной системы при сбоях | 0 | 2 | 16 |
Обращение за помощью при сбоях | 12 | 4 | 2 |
Показатели | Парни | Девушки |
Мотивационно-целевая направленность деятельности | 12 | 6 |
Компьютер как объект деятельности | 12 | 6 |
Феномены персонификации компьютера | 6 | 12 |
Причины утомления |
|
|
Плохая эргономика рабочего места | 10 | 8 |
Неудовлетворительная социальная поддержка | 4 | 14 |
Причины неисправностей и стратегии их устранения |
|
|
Выключение компьютера, отдых | 5 | 13 |
При сравнении групп пользователей по переменной "уровень субъективной компетентности" значимые различия были обнаружены по четырем блокам обобщенных показателей.
В блоке показателей "мотивационно-целевая направленность деятельности" объединены такие характеристики, как доминирующие мотивы, цели и задачи работы с компьютером. Полученные результаты показали, что чем выше уровень субъективной компетенции, тем в большей степени использование компьютера связано с прагматическими мотивами и прямой производственной необходимостью. В отношении задач, решаемых на компьютере , более "компетентные" пользователи не только выше оценивают важность использования компьютера как необходимого средства решения задач, но и видят в нем самостоятельный объект, на который должна быть направлена деятельность. Это можно объяснить тем, что по мере повышения уровня владения компьютером, пользователи становятся все более вовлеченными в "компьютеризированный способ" осмысления решаемой задачи. Другими словами, рост субъективной компетентности влияет на понимание решаемых задач, которое в значительной степени начинает трактоваться в терминах информационных технологий.
Достоверные различия наблюдаются в блоке показателей, связанных с развитием утомления. Они отражают разную значимость причин, вызывающих это состояние. По сравнению с другими группами пользователей "эксперты" называют в качестве главной причины плохую эргономическую организацию рабочего места, тогда как для "новичков" более существенной оказывается неудовлетворительная социальная поддержка деятельности. Это можно объяснить тем, что у "новичков" еще не сформирован четкий образ рабочего места (интерфейса, возможностей и функций программно-аппаратных средств), и недостатки в функциональном обеспечении рабочего процесса маскируются проблемами организационно-социального характера. При выполнении рабочих заданий "эксперты", как правило, в меньшей степени нуждаются в помощи со стороны, т.к. способны самостоятельно локализовать источник возникновения затруднений и найти адекватные способы решения проблем.
Ряд достоверных различий обнаружен в блоке показателей, отражающих оценку наиболее вероятных причин возникновения сбоев и неполадок в работе компьютера, а также типичных стратегий их устранения. "Экспертам" в большей степени свойственно приписывать причины неполадок программному обеспечению и, в случае разного рода отказов, в первую очередь проверять работу операционной системы (например, сначала всегда перезагрузить компьютер). "Новички", как правило, полагают, что они сами являются причиной сбоев, а наиболее характерной стратегией реагирования на них является обращение за помощью. Отчасти это перекликается с результатами, полученными по блоку показателей "персонификация компьютера", и косвенно подтверждают предположения о возможности паритетного распределения ответственности. Опытные пользователи делегируют компьютеру ответственность за техническое обеспечение работы, снимая тем самым субъективную напряженность деятельности и создавая более комфортную рабочую ситуацию и для себя, и для других.
Сравнительная характеристика групп парни и девушки
Достоверные различия при сравнении групп парней и девушек выявлены в трех блоках показателей, однако их общее количество существенно меньше, чем в предыдущем случае.
Для блока "мотивационно-целевая направленность деятельности" значимые различия были обнаружены лишь для показателя "компьютер как объект деятельности", оценки по которому у парней существенно выше, чем у девушек. Это, по-видимому, отражает тот не вызывающий удивления факт, что девушки в меньшей степени, чем парни, склонны заниматься собственно техническими проблемами, такими как установка программно-аппаратных средств, устранение неисправностей, техническое обслуживание и пр. В этом смысле девушек можно считать "пользователями" в прямом смысле этого слова.
В блоке показателей "причины утомления" парни существенно выше оценивают негативное влияние плохой эргономической организации рабочего места, тогда как для девушек более выраженной является неудовлетворительная социальная поддержка деятельности. Возможно, это также отражает различную целевую ориентацию деятельности в рассматриваемых группах, так как в нашей выборке девушки чаще совмещали работу за компьютером с выполнением других профессиональных обязанностей.
По блоку показателей "причины неисправностей и стратегии их устранения" не обнаружено заметных различий в отношении субъективной оценки значимости причин, вызывающих сбои, и каких либо приоритетов в делегировании ответственности (ср. отсутствие значимых различий по показателям персонификации компьютера). Однако достоверные различия существуют в типичных стратегиях устранения сбоев. В отличие от парней, девушки в большей степени склонны обращаться за помощью при возникновении неполадок. Для них также характерны более высокие оценки использования такой "пассивной" стратегии, как выключение компьютера и отдых. Эти результаты подтверждают отмеченные выше факты, свидетельствующие о том, что женщины в меньшей степени выражают готовность к самостоятельному решению технических проблем, возникающих при работе с компьютером.
Наряду с необходимостью защиты от излучений важны требования эргономики к расположению клавиатуры компьютера, к рабочему креслу, к соотношению продолжительности времени работы и пауз для отдыха рук, зрения, внимания.
Переутомление рук, обусловленное травмой повторяющихся нагрузок из-за постепенно накладывающихся утомления, ведет к тривиальным болезням нервов, мышц и сухожилий рук, запястья и плечевого пояса (специфические травматические заболевания рук, синдром канала запястья). К индивидуальным средствам защиты и облегчения труда оператора компьютера относятся специальные приспособления: опора, удерживающая кисть в естественном положении (вертикальное, как при рукопожатии) во время набора на клавиатуре или работы с мышью, мебель с регулирующимся положением всех узлов рабочего места, высоты поверхности рабочего стола, кресла, подзапястники, для отдыха рук во время пауз между ударами по клавишам, специальные команды оператору о необходимости сделать перерыв в работе, встроенные в программное обеспечение и т.п.
Информация о работе Особенности, свойства и характеристики среды на рабочем месте пользователя ЭВМ