Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 10:33, реферат
Цели и задачи исследования
Цели:
Раскрыть сущность понятия «организации труда на компьютере», дать его аналитическую характеристику, выявить проблемы и предложить мероприятия по их решению. Цель практической части - анализ представлений пользователей о форме и содержании работы с компьютером, краткий обзор основных подходов к проблеме человеко-компьютерного взаимодействия и создание оригинальной диагностической методики для выявления субъективных представлений разных категорий пользователей о работе с компьютером
Задачи:
• Рассмотрение норм и требований, предъявляемые компьютерному труду.
• Рассмотрение правильной организации компьютерного рабочего места (обоснованность его пространственных параметров, режима труда во времени, с учетом эргомических законов и норм, применяемых к труду оператора).
• Проведение эмпирического обследования пользователей с использованием разработанной методики.
• Выделение на основе полученных данных критериев для разделения всей выборки испытуемых на группы, у которых могут быть обнаружены различия в субъективных представлениях о работе с компьютером.
• Анализ различий, наблюдаемых в выделенных группах испытуемых, и разработка предварительных рекомендаций по оптимизации условий работы за компьютером для
ВВЕДЕНИЕ 3
Обоснование проблемы исследования 3
Цели и задачи исследования 4
Теоретическая часть 5
Стандарты обеспечения безопасной работы на компьютере 5
TCO 5
TCO '92 6
TCO '95 6
TCO '99 6
MPR II 7
Эргономика рабочего места и организация рабочего пространства 7
Как будет использоваться компьютер 7
Помещение и освещение 8
Организация рабочего стола 9
Правильная высота 9
Эргономичная мебель 10
Вентиляция 10
Шум 11
Рабочее кресло 11
Как следует сидеть за компьютером 12
Практическая часть 13
Методика и организация исследования 13
Результаты исследования 15
Результаты сравнительного анализа у различных групп пользователей 15
Обсуждение результатов сравнительного анализа 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
Список используемой литературы 21
Гигиеническим нормам труда обучаются одновременно с уроками компьютерной грамотности. В числе первых требований следующие: не работать на клавиатуре непрерывно более получаса, в течение рабочего дня менять род работы, в момент смены и в микропаузах на отдых сменить позу, подняться с места, устраивать разминку и выполнять специальные упражнения для пальцев перед продолжительной работой на клавиатуре, пользоваться перчатками без пальцев, если есть склонность к ознобу в руках при продолжительной работе, обращать внимание на чувство дискомфорта, усталость или боли, советоваться с врачом, а также индивидуально подстраивать рабочее место.
Данное исследование продемонстрировало принципиальную возможность выделения обобщенных показателей, характеризующих особенности субъективных представлений о работе с компьютером у разных групп пользователей. Как показали результаты нашего исследования, наиболее существенными в этом плане оказываются характеристики, связанные прежде всего со спецификой мотивационно-целевой направленности деятельности, особым отношением пользователя к компьютеру как партнеру по совместной работе (феномены персонификации), причинами и способами борьбы с утомлением, типом реагирования на возникающие в процессе работы сбои и затруднения. По блокам соответствующих показателей выявлены систематические различия между группами пользователей, которые отличались степенью субъективной компетентности, полом и уровнем субъективного контроля.
Несмотря на поисковый характер проведенного нами исследования, его результаты позволяют сделать некоторые общие рекомендации по оптимизации условий работы и форм репрезентации компьютеризованных задач, которые могли бы облегчить деятельность разных категорий пользователей.
Прежде всего, с точки зрения формирования адекватной мотивационно-целевой направленности деятельности, следует стремиться к более полному осознанию пользователем того, что компьютер есть не только средство, но и объект его деятельности. Иными словами, пользователь с самого начала должен отчетливо понимать, что компьютер может быть настроен в соответствии с его потребностями и кругом решаемых задач.
Среди пользователей разных групп существует выраженная тенденция к персонификации компьютера. Следует отметить, что процесс персонификации имеет место вне зависимости от его поддержки со стороны существующих информационных технологий. Как отмечалось выше, персонификация может рассматриваться как положительный фактор, способствующий снижению негативных эффектов, связанных с напряженностью и сложностью компьютеризованной деятельности. В связи с этим следует обратить внимание производителей программного и аппаратного обеспечения на необходимость разработки специальных элементов, способствующих персонификации компьютера (естественно, в разумных пределах), что могло бы придать взаимодействию с компьютером форму коллегиальной работы.
Для облегчения работы новичков имеет смысл пытаться с помощью разных средств обеспечить постановку четких и/или конкретных задач, вводить в рабочую среду (на уровне программного обеспечения) разнообразные элементы, способствующие снижению чувства неуверенности в себе, а также увеличивать количество приемов, обеспечивающих полноценную обратную связь.
В отношении тех групп пользователей, которые подвержены влиянию специфических факторов утомления (плохая эргономика рабочего места, неудовлетворительная социальная поддержка и пр.), имеет смысл обратить внимание на соответствующие организационные мероприятия и на подготовку специальных программных средств, дающих возможность расширить набор стратегий отдыха и снятия напряжения при возникновении стресса на компьютеризованном рабочем месте. Последние могут быть выполнены в виде специально подаваемых по ходу работы "напоминаний" или "подсказок". Кроме того, программные средства могут включать в себя элементы релаксационных воздействий.
Думая о дальнейших перспективах исследований в данном направлении, можно пойти по пути конкретизации требований к программному обеспечению. Для этого необходимо более полное и разностороннее изучение субъективных представлений о работы с компьютером с учетом профессиональных и индивидуально-психологических различий, механизмов и способов преодоления негативных последствий массовой компьютеризации труда. Кроме того, особого внимания заслуживает феномен персонификации компьютера, требующий дополнительного изучения с целью более полного анализа его механизмов. Последнее представляется особенно актуальным в связи с развитием технологий виртуальных ассистентов пользователя, которые реализуются в форме так называемых агентов и синтезированных актеров.
Калачева Л.Л. Социология и экономика труда: Уч. Пособие: в 2 ч/ НГУ, Новосибирск, 2000
Леонова А.Б., Чернышева О.Н. (ред.). Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы развития. Хрестоматия. М., Радикс, 1995.
Калинина Н.И., Кирьянова М.Н., Ляшко Г.Н., Никитина В.Н. Вопросы гигиены труда и состояние здоровья пользователей персональных компьютеров //Тезисы докладов четвертой научно-технической конф. "Электромагнитная совместимость технических средств и биологических объектов" 1996, с 489-493
Белышкин А.А. "Субъективная представленность особенностей работы с компьютером у различных групп пользователей. Опыт эмпирического анализа". Дипломная работа. М., 1997.
2
Информация о работе Особенности, свойства и характеристики среды на рабочем месте пользователя ЭВМ