Планирование, организация и проведение работ по ликвидации последствий ЧС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 18:57, научная работа

Краткое описание

Чрезвычайные ситуации техногенного и природного характера продолжают приносить множество бед, уносят человеческие жизни.

Силы МЧС России — поисково-спасательная служба и ее подразделения, части ГО и различные другие формирования все чаще выезжают по тревоге в районы ЧС и в срочном порядке проводят аварийно-спасательные работы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….2

1.Организация спасательных и других неотложных работ в зоне ЧС…………..3

2.Тактика действий………………………………………………………………..5

3. Поддержание непрерывного взаимодействия…………………………………7

4. Обеспечение действий формирований…………………………………………8

4.1 Разведка………………………………………………………………………..9

4.2 Медицинское обеспечение……………………………………………………..9

4.3 Материальное обеспечение……………………………………………………10

Заключение…………………………………………………………………………19

Список используемой литературы………………………………………………..20

Вложенные файлы: 1 файл

бжд.docx

— 1.72 Мб (Скачать файл)

  Работы но разборке завалов следует начинать сразу после ликвидации пожаров, аварий на коммунально-энергетических сетях. Приступая к ним, необходимо соблюдать максимальную осторожность, чтобы не вызвать дополнительных обрушений и не усложнить последующие работы.

  Завалы расчищают частично или полностью. Частично - при спасении пострадавших, оказавшихся под обломками разрушенных строении, а также при устройстве проездов или извлечении ценного промышленного оборудования. Полностью – при расчистке территории для нового строительства или восстановления повреждённых зданий и сооружений.

  В первую очередь  разбирают (обрушивают) или крепят  неустойчивые, угрожающие обрушением  элементы. Затем освобождают проезды,  проходы и входы в здания. После  этого извлекают балки, колонны,  крупные глыбы и обломки, чтобы  подготовить фронт работ для  экскаваторов и погрузчиков. Крупные  глыбы разбирают на более мелкие  части, размеры которых зависят  от мощности применяемых машин.

  Основной принцип  разборки – это производство  работ сверху вниз и по всем  возможным направлениям, но особенно  там, где людям угрожает наибольшая  опасность.

  Опыт подсказывает, что  для успешного выполнения работ  разборку целесообразно проводить  комплексными аварийно-спасательными  группами, при теснейшем взаимодействии  формирований всех необходимых  специальностей (спасатели, строители,  медики, пожарные и др.).

 

3.  Поддержание непрерывного взаимодействия

 

  Организация и поддержание  непрерывного взаимодействия является  важнейшей обязанностью всех  командиров формирований(подразделений) и органов управления. Это делается прежде всего в интересах формирований (подразделений), выполняющих главные задачи, и заключается в согласовании действий всех участвующих в спасательных работах по цели, месту, времени, задачам и способам их выполнения, а также во взаимной помощи при выполнении поставленных задач.

  Таким образом, можно  сказать, что спасатель является  главной фигурой, и в большинстве  случаев все остальные работают  на него, помогают ему, ибо он, и только он находит людей  из завалов, из разрушенных  помещений, подвалов, высвобождает  придавленных и прижатых конструкциями,  оборудованием. В необходимых  случаях он должен уметь первым  оказать медицинскую помощь. В  то же время медицинские формирования  всегда обязаны быть рядом,  действовать совместно, следую  шаг за шагом за спасателями.  Пожарные помогают справиться  с огнём и, главным образом  и в первую очередь, спасают  людей там, где могут задохнуться,  отравиться угарным газом или  погибнуть от высокой температуры  и ожогов. Они прокладывают путь  спасателям через огонь и дым,  устанавливают лестницы,  применяют  ручные спасательные средства. Подразделения  механизации, обеззараживания, разведки, связи – все действуют по  единому плану, решая одну задачу.

  Руководитель аварийно-спасательных  работ, организуя взаимодействие, должен согласовать:

  порядок выдвижения (выхода) к объекту работ, действия при  преодолении завалов, зон пожаров  и других препятствий, которые  могут встретиться ещё на подходе  к месту аварии или в зоне  ЧС;

  порядок  проведения  поиска пострадавших и спасательных  работ, локализации и тушения  пожаров, оказания медицинской  помощи;

  организация связи  и порядок передачи информации;

  сигналы управления, оповещения и порядок действий  по ним;

  Связь является основным  средством, обеспечивающим управление, а значит и тесное взаимодействие  формирований. Для этого используются  радио, проводные, подвижные и  сигнальные средства.

 

4. Обеспечение действий формирований

 

  Всестороннее обеспечение  действий формирований является  одним из решающих условий  успешного проведения  спасательных  и других неотложных работ  и важнейшей обязанностью командиров  формирований.

  Оно включает разведку, медицинское, материальное и техническое  обеспечение, решается начальниками  гражданской обороны (председателями  КЧС) с помощью соответствующих  служб.

4.1 Разведка

Это важнейший вид обеспечения. Она организуется и ведётся с  целью своевременного добывания  данных об обстановке, необходимых  для принятия обоснованного решения  и успешного проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в местах аварий, катастроф и районах стихийных  бедствий. Ведётся разведка непрерывно всеми формированиями, а также  учреждениями (постами) сети наблюдения и лабораторного контроля. Должна проводиться комплексно, активно, своевременно и целеустремлённо, а полученные ею данные – быть достоверными.

  Разведка с учётом  характера решаемых задач подразделяется  на общую и специальную, а  в зависимости от применяемых  методов, сил и средств может  быть наземной(пешая, на автомобиле), воздушной, водной.

  Общая – ведётся с целью быстрого получения основных данных об обстановке, необходимых для принятия решения на проведение работ.

  Специальная (радиационная и химическая, пожарная, инженерная, медицинская, бактериологическая, ветеринарная, фитопатологическая) -  ведётся с целью получения более полных данных о характере радиоактивного, химического и бактериологического заражения; уточнения пожарной обстановки и определения способов борьбы с огнем; выявления характерец разрушений; уяснения медицинской, эпидемиологической, ветеринарной и фитопатологической обстановки; обстоятельного изучения особенностей и масштаба спасательных и других неотложных работ.

  Организация разведки является  важнейшей обязанностью командиров  всех уровней и органов управления. Только на основе достоверных и своевременно полученных данных можно принять оптимальное решение по выполнению поставленных задач и управлять подразделениями в ходе работ.

4.2 Медицинское обеспечение

Цель  его заключается в оказании своевременной помощи пострадавшим, сохранении здоровья и работоспособности личного состава, участвующего в проведении АСДНР, своевременном оказании медицинской помощи заболевшим или получившим травмы и отравления. Оно включает комплекс лечебно-профилактических, санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий, которые проводятся на всех этапах спасательных работ.

  Медицинское обеспечение  организует старший медицинский начальник, назначенный в район стихийного бедствия или на объект, где произошла авария. Осуществляют его медицинские пункты, развертываемые, как правило, вблизи или непосредственно на участках работ. Здесь оказывают медицинскую помощь, в крайних случаях делают предохранительные прививки. Персонал медицинского пункта ведет наблюдение за выполнением установленного режима работ, за санитарно-гигиеническим состоянием территории, контролирует правильность питания, качество воды, присматривает за отдыхом личного состава формирований, воинских подразделений.

  Развертывание таких  пунктов осуществляется не всегда. В большинстве случаев используются расположенные поблизости поликлиники, больницы, санитарно-эпидемиологические станции и другие учреждения.

  Если первой медицинской  помощи, оказанной непосредственно в зоне стихийного бедствия или районе аварии, недостаточно, получившего травмы, увечья, поражения, отравления направляют в ближайшее медицинское учреждение, где оказывают врачебную помощь, при необходимости эвакуируют за пределы района бедствия.

 

4.3 Материальное  обеспечение

 

Оно заключается в своевременном  снабжении формирований и других подразделений техникой, имуществом, расходными материалами, необходимыми для производства работ. Организатором его является заместитель командира отряда, команды, части или другого подразделения по МТО.

  Все участвующие в  ликвидации последствий стихийных бедствий и производственных аварий прибывают на место чрезвычайной ситуации полностью укомплектованными и оснащенными техникой и имуществом.

  Обеспечение горючим  и смазочными материалами автомашин  и техники осуществляется подвижными  АЭС непосредственно в районе  бедствия или аварии. Если поблизости  имеется стационарная АЗС, то автомашины могут заправляться там.

  Подразделения, привлекаемые  к работам в районах чрезвычайных  ситуаций, обеспечиваются питанием, спецодеждой и транспортом для  доставки к местам работ и  обратно, а возмещение расходов  на эти и другие предусмотренные законодательством цели осуществляется за счет субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и тех предприятий и учреждений, на базе которых они сформированы. Конкретные источники финансирования (соответствующие бюджеты, резервные и страховые фонды и другие источники) определяются указанными органами власти и управления на основании действующего законодательства.

  Исходя из обстановки, питание организуется двумя способами:  в стационарных учреждениях или  полевыми (подвижными) кухнями. Полевые кухни питание осуществляют, как правило, непосредственно в местах работ, желательно вблизи источников воды и наличия санитарно-гигиенических условий, благоприятных подходов и подъездов.

  В соответствии со  ст. 16 Федерального закона "Об аварийно-спасательных службах..." органы государственной власти, местного самоуправления и организации обязаны оказывать всемерное содействие аварийно-спасательным службам и формированиям, следующим в зону ЧС и проводящим там работы, предоставлять транспортные и материальные средства.

 

 

 

На рисунках 5.1 — 5.6 показаны основные мероприятия по планированию, организации и проведению работ  по ликвидации последствий ЧС.

Аварийно-спасательные и  другие неотложные работы (АСДНР) —  совокупность первоочередных работ  в зоне ЧС (очаге поражения), заключающаяся  в спасении и оказании помощи людям, локализации и подавлении очагов поражающего воздействия, предотвращении воздействия вторичных поражающих факторов, защите и спасении материальных и культурных ценностей, восстановлении минимально необходимого жизнеобеспечения.

         Рис.   5.3. Задачи и способы поиска пострадавших

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

От  качества проведения аварийно-спасательных и других видов работ в зоне ЧС зависит жизнь и здоровье людей, тем или иным образом вовлеченных  в условия чрезвычайных обстоятельств. В целях обеспечения оперативных, слаженных действий всех служб, занятых  ликвидацией последствий ЧС, а  также гарантирования профессиональной и социальной защищенности спасателей высшими государственными органами РФ принят ряд нормативных актов, регламентирующих порядок проведения работ и обозначающих статус сотрудников  спасательных подразделений. В частности, Федеральный закон от 22 августа 1995 г. N151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" устанавливает ряд принципов деятельности аварийно-спасательных служб и формирований, определяет полномочия руководителей процесса ликвидации ЧС, вводит комплекс гарантий для работников спасательных служб.

Для достижения наибольшей эффективности  работ на месте ЧС требуется комплекс мер, включающий законодательную базу, фонды экономической поддержки, специальное техническое обеспечение, обеспечение средствами связи. Не мене важен и организационный аспект, позволяющий координировать действия специальных спасательных служб  разных уровней в чрезвычайных условиях.

МЧС России имеет достаточно большой  опыт работы в самых различных  чрезвычайных ситуациях, в том числе  уникальный опыт по спасению арктических  экспедиций, ликвидации последствий  островных и шельфовых землетрясений, крупных затоплений и т.д. Но, как  показывает статистика, количество аварий и других ЧС не сокращается. Во многом данное обстоятельство объясняется  сложной экономической ситуацией, изношенностью основных производственных и жилищных фондов, коммуникаций. Учитывая вышеперечисленное, можно сделать  вывод о необходимости совершенствования  системы ГО и ЧС, усиления всесторонней государственной поддержки служб  спасения, наращивания процесса обмена передовым мировым опытом в области  организации спасательных и иных неотложных работ.

 

 

 

Список используемой литературы

 

1. Авакян А. Б. Наводнения / - М.: Знание, 1989

2. Завьялов В. Н. Гражданская оборона. Учебное пособие. – М.:1989

3. Зайцев А.П., Коржавин  А.В., Корнеев А.И. под ред. Алтунина Т.И. Гражданская оборона.   Учебное пособие для населения. – М.: «Воениздат», 1982

4. Кащенко Н.Д. Профилактика  химических аварий//Наука и жизнь,  №7, 1999г

5. Осипов В.И. Природные  катастрофы на рубеже ХХ1 века / В.И. Осипов // Вестн. РАН. - 2001. - N: 4

6. Основы безопасности  жизни. - 1999. - N: 3.

 

 


Информация о работе Планирование, организация и проведение работ по ликвидации последствий ЧС