Пожарная Охрана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 23:21, доклад

Краткое описание

Истоки централизованного управления пожарной охраной берут свое начало с образованием в России государственных учреждений. Административно-полицейские функции в Москве в конце XVI-начале XVII века выполняет Земский приказ. Именно при нем в начале XVII века в Москве создается первая пожарная команда. В 1718 году в Петербурге учреждается должность генерал - полицмейстера. Непосредственно в его подчинение входит канцелярия, которая ведает осуществлением противопожарных мероприятий. В Москве подобная канцелярия была организована в 1722 году.

Вложенные файлы: 1 файл

централизованное управление пожарной охраной.docx

— 24.73 Кб (Скачать файл)

     Истоки  централизованного управления пожарной охраной берут свое начало с образованием в России государственных учреждений. Административно-полицейские функции  в Москве в конце XVI-начале XVII века выполняет Земский приказ. Именно при нем в начале XVII века в Москве создается первая пожарная команда. В 1718 году в Петербурге учреждается  должность генерал - полицмейстера. Непосредственно в его подчинение входит канцелярия, которая ведает осуществлением противопожарных мероприятий. В Москве подобная канцелярия была организована в 1722 году. Главным органом  уездной администрации и полиции  в то время был нижний земский  суд, возглавляемый исправником. В  задачу этого органа также входило  принятие противопожарных мер. В  течение XVIII века эти канцелярии назывались по-разному - пожарная контора, пожарная экспедиция.

         В 1722 году в Адмиралтействе  учреждается особая пожарная  команда, работающая в две смены.  Основу ее составляли рабочие.  Первая смена после окончания  работы уходила домой, а вторая  ночевала в Адмиралтействе. Если  пожар возникал в примыкающих  к нему мастерских, то советник, отвечающий за пожарную безопасность, снаряжал на помощь только  треть команды, а сам с остальными  оставался внутри здания. Членам  пожарной команды при пожарах  помогали также и другие рабочие,  мастеровые, матросы, причем четвертая  часть всех собравшихся людей с инструментами сосредоточивалась у главного здания. После крупных пожаров в городах Переславле, Волхове, Москве в 1737 году были приняты дополнительные меры по охране от пожаров. В городах созданы особые патрули и караулы из воинских подразделений, которые существовали до 1762 года. В тех городах, где военные гарнизоны отсутствовали, подобные патрули формировались из чиновников.

         По-прежнему действовал указ Петра  I об участии войск в тушении  пожаров. В нем был лишь несколько  изменен порядок сбора по тревоге.  С 1739 года солдаты были обязаны  бежать на пожар с того места,  где их застанет сигнал тревоги  (ранее они искали ротного командира,  а затем отправлялись к месту  загорания).

         Для обеспечения полков пожарной  техникой был осуществлен учет  имеющихся в них инструментов, а в 1740 году Сенат утвердил  их положенность. Каждый полк оснащался большой заливной трубой, чаном для воды и парусиной. В батальонах имелись вилы, лестницы, большой крюк с цепью. Рота оснащалась 25 топорами, ведрами, щитом, лопатами, четырьмя ручными трубами, двумя малыми крюками.

        Для перевозки инструментов выделялось  шесть лошадей. В случае пожара  с каждой роты отправлялась  половина личного состава с  инструментами и один барабанщик  от полка. Другая половина роты  находилась в готовности на  полковом дворе. Для оценки  обстановки с пожарами в России  с 1737 года все сведения о  пожарах стали направляться в  правительственные органы. Сенату  последовало указание "впредь, тотчас  же по получении рапортов о  пожаре, снимать с них копии  и подавать их немедленно в  Кабинет". Военные и штатс-конторы требовали присылать "верные описи того, что осталось, что сгорело", которые затем также пересылались в Сенат.

        Учитывая возможность распространения  пожаров при ветреной погоде, в тактику борьбы с огнем  вносятся некоторые изменения.  Особое внимание уделяется складским  помещениям, находящимся в районе  пожара. Например, весь имевшийся  в Москве порох, торговлю которым  вели казенные магазины, перевозится  за город. При возникновении  пожара в окрест такого хранилища к нему в обязательном порядке высылались воинские подразделения с необходимыми инструментами и несли здесь дежурство до полного подавления огня.

       В 1747 году пожарной техникой  оснащаются все правительственные  учреждения. Для предупреждения  пожаров в Сенате, Синоде, коллегиях  и канцеляриях на чердачных  помещениях устанавливают посты,  дежурство на которых несли  солдаты. Устанавливалось, что  Синод, коллегии оснащались двумя  большими заливными трубами, десятью  ручными трубами, 20-ю ведрами и  кадками. В Сенате имелся большой  насос с рукавами, большая заливная  труба и ведра. Средства для  этого выделялись из Штатс-конторы.

         Эти меры, несомненно, повышали степень  готовности борьбы с огнем,  однако по-прежнему при созданных  пожарных обозах не было постоянного  и определенного штата служителей. Между тем отдельные пожарные  команды с постоянным составом  уже имелись в Адмиралтействе, а с 1741 года и в царском  дворце.

         Отсутствие профессиональных навыков,  постоянная сменяемость выделяемых  людей затрудняли борьбу с  огнем. Порядок выезда войск  на пожары в Санкт-Петербурге  был определен лично Екатериной II. Он просуществовал довольно  долго и всегда соблюдался. Если  загоралось в Адмиралтейской  и Литейных частях, по левой  стороне Невского проспекта и  Невского монастыря прибывали  лейб-гвардии Преображенский, Конный  и Артиллерийский полки. Лейб-гвардии  Семеновский, Измайловский и Рязанский  полки приводились в боевую  готовность и поддерживали связь  с выступившими частями. 

         Для борьбы с пожарами по-прежнему  используется и население. Указами  1719 и 1722 гг. определялось, что с  каждого двора к месту пожара  должно собираться определенное  количество жителей с конкретными  инструментами. Такое же правило  действовало в Москве и провинциях. Жители вносились в особый  реестр, за который отвечали сотские,  пятидесятские и десятские. Общий контроль возлагался на полицию.

         При Петре I тушение пожаров,  приобретение и распределение  технических средств в столице  было возложено на генерал полицмейстера А. М. Девиера. Этим же занимались и другие госучреждения, поэтому единое руководство отсутствовало. В 1754 году принимается указ, согласно которому "всех полков командам при тушении пожарных случаев быть генерал-полицмейстеру послушным". На полицию также возлагалось сообщение о пожарах на местах. Им же было предоставлено право выдачи поощрительных наград пожарным, первым прибывшим в район бедствия. Права и обязанности генерал-губернаторов и губернаторов в городах определялись указом 1755 года, согласно которому надлежало соблюдать бдительность и предосторожность. При пожарах им подчинялись воинские начальники. Указ касался и нижестоящих чиновников. Земские капитаны обязаны были следить за мерами предосторожности при обращении с огнем населения.

        На земских исправников возлагалось  руководство тушением пожаров  в лесах и на полях. Те  же задачи вошли в обязанность  городничего. 

         Помимо решения организационных  вопросов большое внимание уделялось  мерам предупреждения пожаров.  С 1712 года в новой столице  было запрещено строительство  деревянных домов. В Москве  это положение действовало с  1700 года. Кроме каменных разрешалось строить глинобитные дома. Новое строительство регламентировалось указом 1728 года "О построении домов в Санкт-Петербурге с соблюдением всевозможных предосторожностей от огня". В нем указывались способы возведения печей в домах и соединения их с крышей. Печи разрешалось устанавливать только на несгораемом фундаменте, причем сама печь отделялась от стены дома двумя кирпичами. Домовладельцам строго предписывалось использовать в качестве материала для крыш только черепицу, и уже имевшиеся деревянные покрытия предлагалось заменить на черепичные. Здания разрешалось строить "в одно жило" (одну линию - В. Т.), промежутки между ними по новому указу составляли не менее 13м.

         Во избежание катастрофических  пожаров все деревянные постройки,  находящиеся вблизи важных и  пожароопасных объектов, были снесены.  Во все города и села рассылались  печатные указы о противопожарных  мерах и соответствующие инструкции. Их читали в церквях по воскресным  и праздничным дням.

         Противопожарные требования в  строительстве постоянно дополнялись.  В частности, в 1736 году были  введены нормы по строительству  брандмауэров (противопожарных стен - В. Т.). Позднее издан указ о  запрещении строительства чердачных  помещений. 

         Для установления надзора за  новым строительством, разработки  противопожарных мероприятий в  1737 году в Санкт-Петербурге учреждается  особая строительная комиссия.

         До XVIII века законов, охраняющих  лесные богатства от пожаров,  не было. Леса было много, и  его хватало на все хозяйственные  нужды. Однако с XVIII века положение  дел стало меняться. Государство  начало вводить некоторые ограничения.  В 1753 году указом было запрещено  разводить огонь в лесу. Это  был первый такого рода документ. Спустя несколько лет это требование  еще более ужесточили. Было запрещено  разводить огонь вблизи лесов  и мостов. Контроль за этим  возлагался на специальную службу, которая несла дежурство на  всех больших дорогах. 

         За нарушение правил пожарной  безопасности в Москве и Санкт-Петербурге  с 1722 года устанавливались штрафы: "Со знатных людей 16 алтын  и 4 деньги", с незнатных - в два раза меньше. Описания современников больших городов XVIII века сохранили свидетельства страшных пожаров. Основные причины - исключительно деревянные постройки при большой их плотности, отсутствие пожарной охраны, небрежность обращения населения с огнем. Саратов, например, за всю историю выгорал 15 раз. Почти каждый пожар вызывал ответные меры властей по улучшению пожарной безопасности. В 1765 году во всех губернских городах учредили пожарные обозы, обеспечивающие доставку инвентаря к месту пожара. По состоянию на 1775 год в Москве насчитывалось 8778 дворов (из которых 1209 были каменными), 24 монастыря, 256 церквей. Десять лет назад их было значительно больше - количество строений приближалось к 20 тысячам. Только во время пяти пожаров 1748 года в Москве сгорело 6620 объектов, среди которых было 519 покоев, 1924 двора, 32 церкви, 3 монастыря.

          Обеспокоенные москвичи через  своего депутата князя А.Голицина в 1767 году обращаются к комиссии по выработке нового Уложения с "Наказом от жителей города Москвы". В одном из пунктов этого документа говорилось: "Для предосторожности от пожарных случаев, коими здешний город многократно весь почти в пепел обращаем был, необходимо кладку печей, каминов, очагов производить под присмотром мастеров". Кроме этого они обращали внимание комиссии на большую плотность за стройки. 'Так как из-за скученности уже построенных деревянных строений едва ли можно что предпринять, то необходимость заставляет просить, чтобы в знатнейших частях города запрещено было деревянные строения и жителей принудить каменные дома и службы крыть черепицей".

         С 1772 года изменяется структура  пожарных формирований. При всех  полицейских частях Санкт-Петербурга  был утвержден штат чинов "при  пожарных инструментах". В состав  каждой из них вошли брандмейстер, 106 служащих и 10 извозчиков. Команды содержались подрядчиками из числа военных чиновников. С 1792 года пожарные команды полностью передаются в ведение полиции.

         В Москве процесс создания  пожарных команд происходил несколько  иначе. В 1784 году город делят  на 20 частей, в каждой из которых  образована пожарная часть. Для  тушения пожаров привлекалось  население в количестве 2824 человек  от всех домовладельцев. Содержание  и одежду они получали от  хозяев. В ведении команд насчитывалось  464 лошади.

         В последнем десятилетии XVIII века  вновь идет реорганизация. Принятый "Устав города Москвы" предусматривал  образование при обер-полицмейстере  пожарной экспедиции во главе  с брандмайором. В штате экспедиции  числилось 20 брандмейстеров, 61 мастеровой. К пожарным частям по месту  жительства было приписано 1500 человек, т.е. 75 человек на одну  часть. В них устанавливалось  трехсменное дежурство, по 25 человек  в смену. При возникновении  в районе части пожара выезжала  первая смена, затем к ней  присоединялась вторая. Третья смена  прибывала на съезжий двор  для дежурства. 

         Как правило, на большие пожары  выезжали брандмайор и все  брандмейстеры. Вместе с ними  прибывали и по две смены  пожарных с инструментами. Таким  образом, на пожаре сосредоточивалось:  тысяча пожарных, свыше 20 насосов, 60 бочек с водой, 330 лошадей. А  при возникновении угрозы разрастания  пожара сюда дополнительно прибывала  и третья смена со всех частей.

         Это приводило к большой сумятице, создавало значительные трудности  в управлении и организации  тушения. Только в 1808 году устанавливается  порядок, определяющий выезд команд  при различных пожарах. Кроме  того, сюда стекались и большие  толпы зрителей, затруднявших работу  пожарных. Это побудило Екатерину  II издать специальный указ: "Кто  бы какого звания не был обоего пола, никому к пожару не ездить и не ходить, кроме тех, чья должность есть быть при таком случае..." Посторонних теперь штрафовали.

         Спустя шесть лет после образования  в Москве пожарной экспедиции  подобная структура создается  в Санкт-Петербурге. Для заведования  пожарным обозом и контроля за соблюдением мер пожарной безопасности в городе вводилась должность брандмайора, а в каждой из 11 полицейских частей - должность брандмейстера. Число жителей, выделяемых каждой частью на пожар, определялось количеством жилых комнат домовладения. При этом на воротах каждого дома изображались те инструменты, с которыми жители должны были являться на пожар.

Информация о работе Пожарная Охрана