Истоки
централизованного управления пожарной
охраной берут свое начало с образованием
в России государственных учреждений.
Административно-полицейские функции
в Москве в конце XVI-начале XVII века
выполняет Земский приказ. Именно
при нем в начале XVII века в Москве
создается первая пожарная команда.
В 1718 году в Петербурге учреждается
должность генерал - полицмейстера.
Непосредственно в его подчинение
входит канцелярия, которая ведает
осуществлением противопожарных мероприятий.
В Москве подобная канцелярия была
организована в 1722 году. Главным органом
уездной администрации и полиции
в то время был нижний земский
суд, возглавляемый исправником. В
задачу этого органа также входило
принятие противопожарных мер. В
течение XVIII века эти канцелярии назывались
по-разному - пожарная контора, пожарная
экспедиция.
В 1722 году в Адмиралтействе
учреждается особая пожарная
команда, работающая в две смены.
Основу ее составляли рабочие.
Первая смена после окончания
работы уходила домой, а вторая
ночевала в Адмиралтействе. Если
пожар возникал в примыкающих
к нему мастерских, то советник,
отвечающий за пожарную безопасность,
снаряжал на помощь только
треть команды, а сам с остальными
оставался внутри здания. Членам
пожарной команды при пожарах
помогали также и другие рабочие,
мастеровые, матросы, причем четвертая
часть всех собравшихся людей с инструментами
сосредоточивалась у главного здания.
После крупных пожаров в городах Переславле,
Волхове, Москве в 1737 году были приняты
дополнительные меры по охране от пожаров.
В городах созданы особые патрули и караулы
из воинских подразделений, которые существовали
до 1762 года. В тех городах, где военные
гарнизоны отсутствовали, подобные патрули
формировались из чиновников.
По-прежнему действовал указ Петра
I об участии войск в тушении
пожаров. В нем был лишь несколько
изменен порядок сбора по тревоге.
С 1739 года солдаты были обязаны
бежать на пожар с того места,
где их застанет сигнал тревоги
(ранее они искали ротного командира,
а затем отправлялись к месту
загорания).
Для обеспечения полков пожарной
техникой был осуществлен учет
имеющихся в них инструментов,
а в 1740 году Сенат утвердил
их положенность. Каждый полк оснащался
большой заливной трубой, чаном для воды
и парусиной. В батальонах имелись вилы,
лестницы, большой крюк с цепью. Рота оснащалась
25 топорами, ведрами, щитом, лопатами, четырьмя
ручными трубами, двумя малыми крюками.
Для перевозки инструментов выделялось
шесть лошадей. В случае пожара
с каждой роты отправлялась
половина личного состава с
инструментами и один барабанщик
от полка. Другая половина роты
находилась в готовности на
полковом дворе. Для оценки
обстановки с пожарами в России
с 1737 года все сведения о
пожарах стали направляться в
правительственные органы. Сенату
последовало указание "впредь, тотчас
же по получении рапортов о
пожаре, снимать с них копии
и подавать их немедленно в
Кабинет". Военные и штатс-конторы
требовали присылать "верные описи
того, что осталось, что сгорело", которые
затем также пересылались в Сенат.
Учитывая возможность распространения
пожаров при ветреной погоде,
в тактику борьбы с огнем
вносятся некоторые изменения.
Особое внимание уделяется складским
помещениям, находящимся в районе
пожара. Например, весь имевшийся
в Москве порох, торговлю которым
вели казенные магазины, перевозится
за город. При возникновении
пожара в окрест такого хранилища к
нему в обязательном порядке высылались
воинские подразделения с необходимыми
инструментами и несли здесь дежурство
до полного подавления огня.
В 1747 году пожарной техникой
оснащаются все правительственные
учреждения. Для предупреждения
пожаров в Сенате, Синоде, коллегиях
и канцеляриях на чердачных
помещениях устанавливают посты,
дежурство на которых несли
солдаты. Устанавливалось, что
Синод, коллегии оснащались двумя
большими заливными трубами, десятью
ручными трубами, 20-ю ведрами и
кадками. В Сенате имелся большой
насос с рукавами, большая заливная
труба и ведра. Средства для
этого выделялись из Штатс-конторы.
Эти меры, несомненно, повышали степень
готовности борьбы с огнем,
однако по-прежнему при созданных
пожарных обозах не было постоянного
и определенного штата служителей.
Между тем отдельные пожарные
команды с постоянным составом
уже имелись в Адмиралтействе,
а с 1741 года и в царском
дворце.
Отсутствие профессиональных навыков,
постоянная сменяемость выделяемых
людей затрудняли борьбу с
огнем. Порядок выезда войск
на пожары в Санкт-Петербурге
был определен лично Екатериной
II. Он просуществовал довольно
долго и всегда соблюдался. Если
загоралось в Адмиралтейской
и Литейных частях, по левой
стороне Невского проспекта и
Невского монастыря прибывали
лейб-гвардии Преображенский, Конный
и Артиллерийский полки. Лейб-гвардии
Семеновский, Измайловский и Рязанский
полки приводились в боевую
готовность и поддерживали связь
с выступившими частями.
Для борьбы с пожарами по-прежнему
используется и население. Указами
1719 и 1722 гг. определялось, что с
каждого двора к месту пожара
должно собираться определенное
количество жителей с конкретными
инструментами. Такое же правило
действовало в Москве и провинциях.
Жители вносились в особый
реестр, за который отвечали сотские,
пятидесятские и десятские. Общий контроль
возлагался на полицию.
При Петре I тушение пожаров,
приобретение и распределение
технических средств в столице
было возложено на генерал полицмейстера
А. М. Девиера. Этим же занимались и другие
госучреждения, поэтому единое руководство
отсутствовало. В 1754 году принимается
указ, согласно которому "всех полков
командам при тушении пожарных случаев
быть генерал-полицмейстеру послушным".
На полицию также возлагалось сообщение
о пожарах на местах. Им же было предоставлено
право выдачи поощрительных наград пожарным,
первым прибывшим в район бедствия. Права
и обязанности генерал-губернаторов и
губернаторов в городах определялись
указом 1755 года, согласно которому надлежало
соблюдать бдительность и предосторожность.
При пожарах им подчинялись воинские начальники.
Указ касался и нижестоящих чиновников.
Земские капитаны обязаны были следить
за мерами предосторожности при обращении
с огнем населения.
На земских исправников возлагалось
руководство тушением пожаров
в лесах и на полях. Те
же задачи вошли в обязанность
городничего.
Помимо решения организационных
вопросов большое внимание уделялось
мерам предупреждения пожаров.
С 1712 года в новой столице
было запрещено строительство
деревянных домов. В Москве
это положение действовало с
1700 года. Кроме каменных разрешалось
строить глинобитные дома. Новое строительство
регламентировалось указом 1728 года "О
построении домов в Санкт-Петербурге с
соблюдением всевозможных предосторожностей
от огня". В нем указывались способы
возведения печей в домах и соединения
их с крышей. Печи разрешалось устанавливать
только на несгораемом фундаменте, причем
сама печь отделялась от стены дома двумя
кирпичами. Домовладельцам строго предписывалось
использовать в качестве материала для
крыш только черепицу, и уже имевшиеся
деревянные покрытия предлагалось заменить
на черепичные. Здания разрешалось строить
"в одно жило" (одну линию - В. Т.), промежутки
между ними по новому указу составляли
не менее 13м.
Во избежание катастрофических
пожаров все деревянные постройки,
находящиеся вблизи важных и
пожароопасных объектов, были снесены.
Во все города и села рассылались
печатные указы о противопожарных
мерах и соответствующие инструкции.
Их читали в церквях по воскресным
и праздничным дням.
Противопожарные требования в
строительстве постоянно дополнялись.
В частности, в 1736 году были
введены нормы по строительству
брандмауэров (противопожарных стен
- В. Т.). Позднее издан указ о
запрещении строительства чердачных
помещений.
Для установления надзора за
новым строительством, разработки
противопожарных мероприятий в
1737 году в Санкт-Петербурге учреждается
особая строительная комиссия.
До XVIII века законов, охраняющих
лесные богатства от пожаров,
не было. Леса было много, и
его хватало на все хозяйственные
нужды. Однако с XVIII века положение
дел стало меняться. Государство
начало вводить некоторые ограничения.
В 1753 году указом было запрещено
разводить огонь в лесу. Это
был первый такого рода документ.
Спустя несколько лет это требование
еще более ужесточили. Было запрещено
разводить огонь вблизи лесов
и мостов. Контроль за этим
возлагался на специальную службу,
которая несла дежурство на
всех больших дорогах.
За нарушение правил пожарной
безопасности в Москве и Санкт-Петербурге
с 1722 года устанавливались штрафы:
"Со знатных людей 16 алтын
и 4 деньги", с незнатных - в два раза
меньше. Описания современников больших
городов XVIII века сохранили свидетельства
страшных пожаров. Основные причины - исключительно
деревянные постройки при большой их плотности,
отсутствие пожарной охраны, небрежность
обращения населения с огнем. Саратов,
например, за всю историю выгорал 15 раз.
Почти каждый пожар вызывал ответные меры
властей по улучшению пожарной безопасности.
В 1765 году во всех губернских городах учредили
пожарные обозы, обеспечивающие доставку
инвентаря к месту пожара. По состоянию
на 1775 год в Москве насчитывалось 8778 дворов
(из которых 1209 были каменными), 24 монастыря,
256 церквей. Десять лет назад их было значительно
больше - количество строений приближалось
к 20 тысячам. Только во время пяти пожаров
1748 года в Москве сгорело 6620 объектов,
среди которых было 519 покоев, 1924 двора,
32 церкви, 3 монастыря.
Обеспокоенные москвичи через
своего депутата князя А.Голицина
в 1767 году обращаются к комиссии по выработке
нового Уложения с "Наказом от жителей
города Москвы". В одном из пунктов этого
документа говорилось: "Для предосторожности
от пожарных случаев, коими здешний город
многократно весь почти в пепел обращаем
был, необходимо кладку печей, каминов,
очагов производить под присмотром мастеров".
Кроме этого они обращали внимание комиссии
на большую плотность за стройки. 'Так
как из-за скученности уже построенных
деревянных строений едва ли можно что
предпринять, то необходимость заставляет
просить, чтобы в знатнейших частях города
запрещено было деревянные строения и
жителей принудить каменные дома и службы
крыть черепицей".
С 1772 года изменяется структура
пожарных формирований. При всех
полицейских частях Санкт-Петербурга
был утвержден штат чинов "при
пожарных инструментах". В состав
каждой из них вошли брандмейстер, 106 служащих
и 10 извозчиков. Команды содержались подрядчиками
из числа военных чиновников. С 1792 года
пожарные команды полностью передаются
в ведение полиции.
В Москве процесс создания
пожарных команд происходил несколько
иначе. В 1784 году город делят
на 20 частей, в каждой из которых
образована пожарная часть. Для
тушения пожаров привлекалось
население в количестве 2824 человек
от всех домовладельцев. Содержание
и одежду они получали от
хозяев. В ведении команд насчитывалось
464 лошади.
В последнем десятилетии XVIII века
вновь идет реорганизация. Принятый
"Устав города Москвы" предусматривал
образование при обер-полицмейстере
пожарной экспедиции во главе
с брандмайором. В штате экспедиции
числилось 20 брандмейстеров, 61 мастеровой.
К пожарным частям по месту
жительства было приписано 1500
человек, т.е. 75 человек на одну
часть. В них устанавливалось
трехсменное дежурство, по 25 человек
в смену. При возникновении
в районе части пожара выезжала
первая смена, затем к ней
присоединялась вторая. Третья смена
прибывала на съезжий двор
для дежурства.
Как правило, на большие пожары
выезжали брандмайор и все
брандмейстеры. Вместе с ними
прибывали и по две смены
пожарных с инструментами. Таким
образом, на пожаре сосредоточивалось:
тысяча пожарных, свыше 20 насосов,
60 бочек с водой, 330 лошадей. А
при возникновении угрозы разрастания
пожара сюда дополнительно прибывала
и третья смена со всех частей.
Это приводило к большой сумятице,
создавало значительные трудности
в управлении и организации
тушения. Только в 1808 году устанавливается
порядок, определяющий выезд команд
при различных пожарах. Кроме
того, сюда стекались и большие
толпы зрителей, затруднявших работу
пожарных. Это побудило Екатерину
II издать специальный указ: "Кто
бы какого звания не был обоего пола, никому
к пожару не ездить и не ходить, кроме тех,
чья должность есть быть при таком случае..."
Посторонних теперь штрафовали.
Спустя шесть лет после образования
в Москве пожарной экспедиции
подобная структура создается
в Санкт-Петербурге. Для заведования
пожарным обозом и контроля за
соблюдением мер пожарной безопасности
в городе вводилась должность брандмайора,
а в каждой из 11 полицейских частей - должность
брандмейстера. Число жителей, выделяемых
каждой частью на пожар, определялось
количеством жилых комнат домовладения.
При этом на воротах каждого дома изображались
те инструменты, с которыми жители должны
были являться на пожар.